Возгласительное богословие

Диакон. Художник: Андрей Петрович Рябушкин Диакон. Художник: Андрей Петрович Рябушкин

Из чего состоит богослужение?

Если посмотреть на православное богослужение с точки зрения составляющих его форм обращения к Богу, то выяснится, что оно состоит из четырёх основных взаимосвязанных компонентов: молитв, действий, чтений Священного Писания и песнопений.

Вместе они образуют единое священнодействие, целостное богообщение, центром и смыслом которого является таинство Евхаристии.

Богослужебные возгласы

К молитвам относятся возгласы – краткие молитвословия, велегласно и нараспев произносимые священнослужителями в начале и в конце служб, их разделов, по завершении ектений, тайных и явных молитв.

Начальные возгласы открывают богослужение и его основные части, тем самым задавая ему тональность и направление. («Благословен Бог наш…», «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице …»).

Завершающие возгласы становятся кульминацией общего прошения, ставят логическую точку в молитвенном высказывании Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…).

С помощью возгласов верующие концентрированно выражают свои славословия Богу («Яко Твоя держава, и Твое есть царство…», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), просят Его о помощи («Услыши ны, Боже Спасителю наш»), исповедуют свою веру («Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», Яко свят еси, Боже наш…»).

Большинство завершающих возгласов начинаются со слова «яко», которое переводится «потому что» или «ибо». Таким образом, завершающие возгласы объясняют и обосновывают предшествующие им молитвенные обращения, укрепляя верующих в их уповании.

Возгласы направлены к Богу и произносятся от лица священнослужителя и народа, который он представляет. Молящиеся в лице хора соглашаются и подтверждают сказанное в возгласе своим «Аминь», а также изображением на себе крестного знамения и поклонами. Так церковная община выражает своё единство.

Особенно ярко на литургии это проявляется перед общим исповеданием «Символа веры», когда диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а вся община в ответ поёт «Верую…»; или перед Причащением, когда священник произносит: «Святая – святым!», а община внутренне готовится к принятию Святых Даров.

Возгласы сосредотачивают внимание верующих на самом главном – на благодатном опыте и богословском смысле не только происходящего священнодействия и его частей, но и самой жизни.

Богословские смыслы возгласов

Если всмотреться в содержание возгласов, в них можно выделить ключевые богословские темы.

Прежде всего, это тринитарная тема. Упоминание или обращение к трём ипостасям Троицы присутствует в подавляющем большинстве возгласов.

Упоминание или обращение к трём ипостасям Троицы присутствует в подавляющем большинстве возгласов

Они утверждают веру в Троицу единосущную и нераздельную, в Отца, Сына и Святого Духа:

«Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…» – открывающий возглас литургии, провозглашающий Царство Троицы и вводящий нас в вечное богослужение Небесной Церкви;

«Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…» – исповедание святости и славословие Бога Троицы.

Вместе с исповеданием веры в Троицу, в тринитарных возгласах перечисляются катафатические свойства или энергии единой Божественной природы: святость, благость, милость, животворность, человеколюбие, всемогущая сила и державная царственная власть, вечность.

Интересно, что апофатические свойства Бога исповедуются в тайных священнических молитвах. Например, в молитве «Владыко всех, Господи небесе и земли…» – анафоры Литургии святителя Василия Великого: «безнача́льне, неви́диме, непостижи́ме, неопи́санне, неизме́нне», или в молитве евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста: «Ты бо еси Бог неизречен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый…».

За триниатарной следует христологическая тема. Христологические возгласы обращены к Личности Господа Иисуса Христа, сосредотачивают внимание молящихся на Его служении и спасительных делах:

«Премудрость, прости…» – произносится перед чтением Евангелия, апостольских посланий, паремий, во время входа на вечерни и литургии. Этот возглас является обращением ко Христу как воплощённой Премудрости Божией (ср. Притч. 1, 20; 9, 1–2; Прем. 6, 22–24; 7, 14; 8, 5; 10, 9; 1Кор. 1, 24, 30; 2, 6–7).

Христологические возгласы обращены к Личности Господа Иисуса Христа, сосредотачивают внимание молящихся на Его спасительных делах

«Горе имеем сердца!» (ответ: «Имамы ко Господу») – призыв возвысить сердце ко Христу, оторваться от земного и устремиться к Небесному.

«Благодарим Господа!» – призыв к верным быть благодарными Господу за бесценный дар нашего искупления и спасения.

«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» – раскрытие смысла Евхаристии, как приношения Христу Его же даров. Мы возвращаем к Нему то, что Он нам дал: самих себя, всю свою жизнь в благодарении и любви.

«Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец»

завершающий возглас-отпуст воскресной литургии, свидетельствующий, во-первых, о победе Христа над смертью, во-вторых, о молитвенном заступничестве Богородицы и всех святых, в-третьих, о твёрдом обетовании прощения и спасения от Христа, в-четвёртых, об основании этого обетования – безмерной благости и человеколюбии Господа.

За христологической идёт тема пневматологическая, которая указывает, во-первых, на сущностное равенство Святого Духа Отцу и Сыну, и во-вторых – на Его освящающее и преображающее действие в Церкви.

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся»

– молитва о ниспослании Духа на молящихся, о просвещении и освящении;

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Певчие отвечают: «И со Духом Твоим» – включение Духа Святого в славословия и благословения наряду с Отцом и Сыном подчёркивает Его равночестность Отцу и Сыну и напоминает о Его животворящем действии в Церкви.

Вместе с исповеданием лиц Святой Троицы, в возгласах есть и экклезиологическая тема, выражающая соборность Церкви:

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…» – призыв к единству, к преодолению розни через любовь и согласие в исповедании веры;

«Люди Твоя…», «Народ Твой», «Вернии» – названия общины как народа Божия, избранного и освящённого во Христе по вере;

«Главы ваша Господеви приклоните» – знак смирения Церкви пред Господом, признание Его владычества и нашей зависимости от Него.

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» – выражает идею единства земной и небесной Церкви, а также смиренную просьбу о благодати через посредничество святых.

Основными средствами сообщения благодати в Церкви являются таинства. Поэтому и сакраментальная тема нашла своё отражение в возгласах:

«Святая – святым!» – не просто формула перед Причащением, а глубокий призыв к осознанию: Святые Дары приемлются лишь теми, кто стремится к святости, кто очистил сердце покаянием и верой.

Святые Дары приемлются лишь теми, кто стремится к святости, кто очистил сердце покаянием и верой

«Примите, ядите…», «Пийте от нея вси…» – слова Христа на Тайной вечере, которые мы не просто вспоминаем, а переживаем как реальное присутствие Спасителя в Евхаристии. Это не только воспоминание или символическое представление, но живое и действительное общение с Господом.

Особое место в возгласах занимает тема Божьего милосердия:

«Яко милостив и человеколюбец Бог еси…» или «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» — исповедание милосердия и благости Господней, за которым скрывается просьба о прощении, признание своей немощи и упование на человеколюбие Божие.

Церковь уже являет и вместе с тем ещё устремляется к Царствию Божию. Это выражается в эсхатологических возгласах:

«Благословенно Царство…» – свидетельство о Царстве Христовом, уже наступившем в сердцах верных, и вместе с тем – напоминание о грядущем Царстве, о конечной цели нашего странствия.

«Ныне и присно, и во веки веков» – наиболее частое окончание возгласов, утверждающее вечность Божьего Царства, которое уже сейчас присутствует среди верных и придёт во всей полноте в конце времён.

Что возглашают возгласы?

Итак, каждый возглас – это краткая проповедь, в нескольких словах которой перед нами раскрывается глубина догмата, суть нашей веры. «Паки и паки» исповедуя православную веру, мы получаем духовный импульс для устремления сердца к Богу, соединяемся с молитвой святых, всех поколений верующих, являя соборность Церкви.

Возгласительное богословие – краткая сумма литургического догмата, где каждое слово свидетельствует истину. В возгласах сжато выражено всё то, что составляет сердцевину нашей веры:

  • учение о Боге-Любви Пресвятой Троице;
  • истина о Христе – Богочеловеке, Спасителе и Искупителе;
  • действие Святого Духа в Церкви;
  • соборность и смирение народа Божия;
  • свидетельство и ожидание Царства Небесного;
  • покаяние и надежда на милость Судии.

Каждый возглас – не декоративный, фоновый элемент богослужения, но слово, обращённое лично ко мне, к каждому молящемуся. Через него Бог говорит с нами, а мы – с Ним.

Каждый возглас – не декоративный, фоновый элемент богослужения, но слово, обращённое лично ко мне, к каждому молящемуся

В этом диалоге, в этом взаимном общении и состоит суть богослужения: мы приходим к Богу, а Он приходит к нам. Мы приносим Ему наши сердца, а Он даёт нам Себя – в благодати Слова, таинства и любви.

Пусть же каждый возглас станет для нас преображающим словом вечной жизни, ступенью к Богу, мостом от земли к Небу.

Иерей Тарасий Борозенец

11 декабря 2025 г.

Смотри также
Комментарий к 10-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 10-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Лариса Маршева, Кирилл Сковорода
Комментарий к 10-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «По еже во ад сошествии...»
Богословско-филологический комментарий к 10-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Кирилл Сковорода
С момента, когда Бог становится человеком, Его Божество от человечества уже никогда не разлучится.
Лекция 24. Суточный круг богослужения Лекция 24. Суточный круг богослужения
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Лекция 24. Суточный круг богослужения Лекция 24. Суточный круг богослужения
Православные просветительские курсы
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Основные молитвословия дня: полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, повечерие.
Богослужебные слова Богослужебные слова
Прот. Андрей Ткачев
Богослужебные слова Богослужебные слова
Протоиерей Андрей Ткачев
Надо быть внимательней. Надо вместить сердце в краткие, но великие слова. Пусть ты лично сегодня не чувствуешь ни скорбей, ни нужд, ни гнева. Но ты понимать обязан, что в нуждах и скорбях тонет всё человечество и молнии справедливого гнева блестят над ним.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.