Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«По еже во ад сошествии...»

Богословско-филологический комментарий к 10-й евангельской стихире

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к 10-й евангельской стихире на церковнославянском языке.

Одним из 11 уставных евангельских чтений на воскресной утрени является чтение о чудесном улове рыб в один из первых дней по Воскресении Христа (Ин. 21, 1–25). На каждое такое воскресное чтение написаны стихиры, которые исполняются на утрени «на Славу», перед великим славословием.

Рассмотрим один из гимнов Октоиха – 10-ю евангельскую стихиру 6 гласа на церковнославянском языке:

«По еже во ад сошествии, и еже из мертвых Воскресении, скорбяще якоже достояше, о разлучении Твоем, Христе, ученицы на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже. Но Ты, Спасе, явився яко Владыка всех, одесную мрежи повелеваеши воврещи, и бысть слово дело вскоре, и множество рыб многое, и вечеря странная готова на земли: еяже причастившымся тогда Твоим учеником, и нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи».

Греческий оригинал десятой евангельской стихиры таков:

«Μετὰ τὴν εἰς ᾍδου κάθοδον, καὶ τὴν ἐκ νεκρῶν Ἀνάστασιν, ἀθυμοῦντες ὡς εἰκός, ἐπὶ τῷ χωρισμῷ σου Χριστὲ οἱ Μαθηταί, πρὸς ἐργασίαν ἐτράπησαν· καὶ πάλιν πλοῖα καὶ δίκτυα, καὶ ἄγρα οὐδαμοῦ. Ἀλλὰ σὺ Σῶτερ ἐμφανισθείς, ὡς δεσπότης πάντων, δεξιοῖς τὰ δίκτυα κελεύεις βαλεῖν· καὶ ἦν ὁ λόγος ἔργον εὐθύς, καὶ πλῆθος τῶν ἰχθύων πολύ, καὶ δεῖπνον ξένον ἕτοιμον ἐν γῇ· οὗ μετασχόντων τότε σου τῶν Μαθητῶν, καὶ ἡμᾶς νῦν νοητῶς καταξίωσον, ἐντρυφῆσαι φιλάνθρωπε Κύριε»[1].

Перевод звучит так:

«После сошествия во ад и Воскресения из мертвых, печалясь, как и естественно в разлуке с Тобой, Христе, ученики к работе обратились; и снова – лодки, и сети, и улова нет. Но Ты, Спаситель, явившись, как всего Владыка, повелеваешь справа от лодки закинуть сети, и слово тотчас стало делом: и рыб множество великое, и трапеза необычайная готова на земле. Как в ней приняли участие тогда Твои ученики, так и нас ныне мысленно насладиться ею удостой, человеколюбивый Господи!»

Христос сходит во ад

Одна из ключевых тем настоящей евангельской стихиры – сошествие Христа во ад.

Местоимение «еже» в самом начале стихиры никак не должно смущать читателя или слушателя, поскольку при переводе на русский язык слово пропадает. Это особенность грамматики церковнославянского языка. Обычно «еже» употребляется по соседству с причастиями или прилагательными, но конкретно в этом случае таковых не было. Затруднительно найти и русский эквивалент слову, которое осталось без перевода[2].

«По еже во ад сошествии, и еже из мертвых в Воскресении»: размышляя о первой теме стихиры, невольно можно натолкнуться на экзегетическую проблему: почему Христос находился три дня во гробе. Это есть исполнение пророчества, образ Ионы.

«Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть (1Кор. 15, 26). Вот что совершено для тебя в тридневный срок», – пишет святитель Григорий Нисский[3].

Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата

Еще одна любопытная интерпретация – жертва начинается от событий Тайной вечери[4].

Спаситель Христос совершил победу над смертью, разрушив адовы врата. Он пребывает везде (вездесущий), даже за пределами тварного вообразимого мира, Вселенной. Ветхозаветный псалмопевец Давид воспевает:

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: ‟может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет”» (Пс. 138, 7–12).

Мысленное основание Креста Божия пронзает невидимый человеческому оку ад, а Распятый обнимает наш зримый мир Своим Пречистым Телом. Одновременно пребывая в гробу, аде, раю и на Кресте – все одновременно есть Господь наш Иисус Христос, вторая ипостась Святой Троицы. Его Божественная природа не отделяется ни от тела во гробе, ни от души во аде. С момента, когда Бог становится человеком, Его Божество от человечества уже никогда не разлучится.

Скорбь учеников

«Скорбяще якоже достояше, о разлучении Твоем, Христе» – ощутив чувство осиротения, ученики Христовы «скорбяще якоже достояше», то есть опечалились.

Мы знаем, что Сам Господь опечалился и прослезился (Ин. 11, 35), когда узнал, что его друг Лазарь умер. Это норма человеческой природы («якоже достояше»). Иначе это называется неукоризненными страстями, то есть последствием грехопадения, которые Господь воспринял в человеческой природе по воплощению[5].

При этом Христос не воспринял греховные страсти. Например, есть гнев греховный, направленный на человека, а есть гнев Божий, то есть праведный гнев (Еф. 4, 26), какой должен был быть у праматери Евы в раю на хитрого змея. Преподобный Иоанн Дамаскин относительно этого пишет:

«Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества»[6].

Апостолы – снова рыбаки

«Ученицы на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже» – ученики Христовы снова принялись за рыболовство, как это делали до призвания на апостольское служение (Мф. 4, 18–19).

Стоит отметить, что в Священном Писании отражено достаточное количество образов морской тематики. Главный образ – Сам Ихтис – Рыба, Которая имеет евхаристическое значение. Оно прослеживается в трапезе Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21, 9–22): именно на 10-е воскресное Евангелие написана настоящая стихира 6 гласа.

В ту ночь совсем не было улова (Ин. 21, 3). Можно предположить, что эмоциональное состояние учеников Христовых становилось все более подавленным. Наутро им является Господь и повелевает «одесную мрежи… воврещи». Так Он в очередной раз испытывает веру апостолов.

Господу важен каждый человек. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «У Бога нет забытых людей. И Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой!» Бог явит нам то, чего мы не ожидаем. Если бы когда-то Дева Мария не поверила словам Архангела, родился бы Христос? В конкретной стихире также приведено: «и слово тотчас стало делом»[7].

Для начала нужно воскреснуть самому; и только тогда освятит Господь

Апостол Павел подсказывает, что для начала нужно воскреснуть самому; и только тогда освятит Господь (Еф. 5, 14), то есть нужно начать с усилий; и тогда Спаситель подхватит дело спасения грешного человека посредством синергии (соработничества) на пути к его духовному совершенствованию.

Вечеря странная готова на земли

«И вечеря странная готова на земли: еяже причастившымся тогда Твоим учеником, и нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи» – так заканчивается 10-я евангельская стихира.

Здесь речь идет о вечерней трапезе Христа и апостолов накануне праздника Пасхи.

«Вечеря» – «ужин, вечерний пир»[8].

Почему ужин был «странным»? Церковнославянский перевод слова «странный» – «удивительный, чудный, неизъяснимый»[9]. Говорится об удивительной пище – метафизическом Преложении хлеба и вина в Самые Пречистые Тело и Кровь Господни. Безусловно, здесь присутствуют древние священные аллегории: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт 14, 18–20), манна в пустыне (Втор 8, 3; Ин 6, 31–32).

Логично и продолжение, в котором содержится вопрошание каждого православного христианина: «И нас ныне мысленно сподоби насладитися, человеколюбче Господи».

Совместная трапеза со Христом возможна и для нас – христиан XXI века. Ежедневно в храмах Божиих совершается великое таинство Евхаристии, в котором мы можем лично встретиться со Спасителем и наиболее тесно с Ним соединиться.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 119 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] ΔΟΞΑΣΤΙΚΟΝ Ι', Ἦχος πλ. β' Ἰδιόμελον // URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina10.html

[2] Маршева Л.И. Церковнославянский язык. Местоимение. Теоретический очерк. Упражнения. М., 2010. С. 36–38.

[3] Григорий Нисский, преподобный. Слово на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова // Творения. Ч. VIII. М., 1872. С. 34.

[4] Сержантов П., диакон. Тайная вечеря повсюду и навсегда // URL: https://www.pravmir.ru/taynaya-vecherya-povsyudu-i-navsegda/

[5] Максим Исповедник, преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. С. 22.

[6] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 320.

[7] «Миром правит только Промысл Божий» // URL: https://pravoslavie.ru/118252.html

[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 2. М.: Наука, 1975. С. 130.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М.: Наука, 2008. С. 134.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к 9-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 9-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 9-й евангельской стихире
Комментарий к 9-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Предстал еси другом, Христе»
Богословско-филологический комментарий к 9-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Валерий Кузьменчук
В тексте стихиры ученики Христа – апостолы – названы Его друзьями. Так Он называл их еще до Воскресения из мертвых.
Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 8-й евангельской стихире
Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Мариины слезы не всуе проливаются тепле»
Богословско-филологический комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Лариса Маршева, диакон Станислав Сатюков
Мария Магдалина выступает в качестве вестника славного события. Господь наделяет ее даром, сопоставимым с даром ангелов, — даром благовестия.
Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 7-й евангельской стихире
Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Что у гроба, Марие, стоиши?»
Богословско-филологический комментарий к 7-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Максим Талимончук
Тьма здесь обозначает состояние человека, не могущего найти Христа. Но Мария будет вознаграждена за свой поиск ‒ она одна из первых увидит воскресшего Господа.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×