«Предстал еси другом, Христе»

Богословско-филологический комментарий к 9-й евангельской стихире

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к девятой евангельской стихире на церковнославянском языке.

Церковнославянский текст стихиры звучит так:

«Яко в последняя лета, сущу позде от суббот, предстал еси другом, Христе, и чудесем чудо извествуеши, заключеным входом дверным, еже из мертвых Твое воскресение. Но исполнил еси радости ученики, и Духа Святаго преподал еси им, и власть подал еси оставления грехов и Фомы не оставил еси в неверствия погружатися бури. Темже подаждь и нам разум истинный и оставление прегрешений, благоутробне Господи[1]».

Приведем также и греческий текст евангельской стихиры:

Ὡς ἐπ' ἐσχάτων τῶν χρόνων,
οὔσης ὀψίας Σαββάτων,
ἐφίστασαι τοῖς φίλοις Χριστέ,
καὶ θαύματι θαῦμα βεβαιοῖς,
τῇ κεκλεισμένῃ εἰσόδῳ τῶν θυρῶν,
τὴν ἐκ νεκρῶν σου Ἀνάστασιν·
ἀλλ' ἔπλησας χαρᾶς τοὺς Μαθητάς,
καὶ Πνεύματος ἁγίου μετέδωκας αὐτοῖς,
καὶ ἐξουσίαν ἔνειμας ἀφέσεως ἁμαρτιῶν,
καὶ τὸν Θωμᾶν οὐ κατέλιπες,
τῷ τῆς ἀπιστίας καταβαπτίζεσθαι κλύδωνι.
Διὸ παράσχου καὶ ἡμῖν,
γνῶσιν ἀληθῆ,
καὶ ἄφεσιν πταισμάτων,
εὔσπλαγχνε Κύριε[2].

Русский перевод таков:

«Христос, как в последние времена, Ты явился друзьям в субботу, когда было поздно, и чудесным явлением через закрытый вход известил о чуде воскресения из мертвых. Но наполнил радостью учеников, и передал им Духа Святого, и дал власть прощения грехов, и Фому не оставил погружающимся в неверия бурю. Потому вручил и нам истинный разум и прощение прегрешений, о Благоутробный Господь!»

Текст девятой евангельской стихиры повествует нам о явлении Господа ученикам после Воскресения из мертвых. Это событие описано в 20-й главе Евангелия от Иоанна:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся… Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 19‒23, 27‒29).

Явление Христа по Воскресении

Песнопение начинается со слов, которые напоминают нам о втором Пришествии Иисуса Христа на землю: «яко в последние времена». Далее в тексте стихиры ученики Христа – апостолы – названы Его друзьями. Так еще до Воскресения из мертвых Христос называл своих учеников:

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14‒15).

В тексте стихиры ученики Христа – апостолы – названы Его друзьями

В стихире сказано о том, что двери входа были затворены. Ученики сделали это «из опасения от Иудеев» (Ин. 20: 19), но, по слову святителя Филарета (Дроздова), не страх собрал их в одном месте:

«…страх разсеял бы их по разным для каждаго более надежным тайным местам, а не повел бы в одно место, всем им известное, и посему самому не довольно скрытое и от других… но еще не умершая вера и особенно живая, сильная любовь к распятому Господу, которая в общении с любящими Его искала облегчения скорби, и подкрепления веры»[3].

Воскресший Христос явился ученикам через закрытые двери после того, как показался Марии Магдалине. Для чего Он это сделал? Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Он явился, чтобы они не задавались вопросами о Его истинном Воскресении:

«Но легко могло случиться, что ученики, слушая это, или не поверят жене, или, поверив, будут скорбеть о том, что Христос не удостоил их своего явления, хотя и обещал явиться им в Галилее. Поэтому, чтобы они не тревожились такими мыслями, Христос не дал миновать и одному дню, но, возбудив в них желание видеть Его, – как тем, что они уже знали о Его воскресении, так и рассказом жены, – в тот же день по наступлении вечера, когда они горели желанием видеть Его и были одержимы страхом, – отчего еще более усиливалось их желание, – предстал пред ними, и притом чудесным образом»[4].

Благословение и власть оставлять грехи

Ученики наполнились радостью, когда увидели воскресшего Христа. Именно в эту минуту сбылось пророчество Христа о радости. Комментируя указанный отрывок из Евангелия, святитель Николай Сербский пишет:

Он, более всех как Человек нуждавшийся в утешении накануне Крестных мук, забыв о Себе, старался утешить скорбящих учеников

«Спаситель ранее предсказал даже и сей радостный миг Своей новой встречи с учениками. Это было пред самыми Его страданиями, когда ученики были весьма опечалены. Он, более всех как Человек нуждавшийся в утешении накануне Крестных мук, забыв о Себе, старался утешить скорбящих учеников: Так и вы теперь имеете печаль; “но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22). Се, минута, когда сбылось то дивное пророчество! Се, нечаянное преображение печальных сердец в радостные сердца!»[5].

Для чего Господь в этот вечер даровал ученикам Духа Святого? Святитель Николай Сербский, отвечая на этот вопрос, говорит:

«Сие есть первое дарование Духа Святаго. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир»[6].

Господь дает ученикам власть оставления грехов. Восклицая, святитель Николай Сербский утверждает:

«О, коль страждет мир от людей, кои цепляются за власть, не имея в себе силы Божией, не имея Духа Святаго! Бичом для людей становится бессильный человек, дорвавшийся до власти судии и старейшины. Это труп, привязанный к седлу необузданного коня. Так бывает у язычников, у которых за власть борются; но так не должно быть у христиан, у которых власть дается от Бога тем, кому сперва дается сила Духа Святаго. Посмотрите, как все стройно, и продуманно, и премудро в Царстве, созидаемом Христом!»[7].

Фома не оставлен в неверии

Господь любит каждого человека и даже ради спасения одной души может показать свои раны. Текст евангельской стихиры показывает, как Господь заботится Фоме, чтобы он искренне уверовал в Его Воскресение. Святитель Иоанн Златоуст о явлении Иисуса Христа Фоме повествует таким образом:

«Фома искал себе удостоверения посредством самого грубого чувства и не верил даже глазам. Он не сказал: если не увижу, но: если не осяжу, чтобы узнать, не призрак ли то, что я вижу. Без сомнения, и возвестившие ученики были уже достойны веры, равно как и Сам, обещавший это; тем не менее, однако ж, поелику Фома искал себе большего, то Христос не отказал ему и в этом… Для чего же Он является ему не тотчас, а спустя восемь дней? Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время»[8].

Прилагательное εὔσπλαγχνος (благоутробный) переводится с греческого языка как «compassionate»[9] – сострадательный; «добрый, милосердный, благой»[10]. Именно таким эпитетом мы называем Господа в последнем предложении девятой евангельской стихиры.

***

В этой стихире мы просим Господа прийти в нашу жизнь, как Он пришел и к апостолам

Мы, христиане, должны стараться стать настоящими учениками Христа. В этой стихире мы просим Господа прийти в нашу жизнь, как Он пришел и к апостолам, подать нам дары истинного разума и прощения наших грехов, чтобы познать Его – истинного Бога.

[1] Октоих, сиречь осмогласник. Гласы 5‒8. М., 1981. С. 621.

[2] ΕΞΑΠΟΣΤΕΙΛΑΡΙΟΝ // URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina9.html

[3] Филарет (Дроздов), святитель. Творения. Слова и речи. Том 5. М., 2007. С. 373.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Том 8. Книга 1. СПб., 1902. С. 597.

[5] Николай Сербский, святитель. Беседы // URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/download/9613-Беседы.pdf

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Том 8, книга 2. СПб., 1902. С. 592.

[9] Liddell H. G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon press, 1940. P. 271.

[10] Большой словарь церковнославянского языка Нового времени. Том I. А-Б. М., 2016. С. 291‒292.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 8-й евангельской стихире
Комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Мариины слезы не всуе проливаются тепле»
Богословско-филологический комментарий к 8-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Лариса Маршева, диакон Станислав Сатюков
Мария Магдалина выступает в качестве вестника славного события. Господь наделяет ее даром, сопоставимым с даром ангелов, — даром благовестия.
Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 7-й евангельской стихире
Комментарий к 7-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Что у гроба, Марие, стоиши?»
Богословско-филологический комментарий к 7-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Максим Талимончук
Тьма здесь обозначает состояние человека, не могущего найти Христа. Но Мария будет вознаграждена за свой поиск ‒ она одна из первых увидит воскресшего Господа.
Комментарий к 6-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 6-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 6-й евангельской стихире
Комментарий к 6-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «Истинный мир Ты, Христе»
Богословско-филологический комментарий к 6-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Максим Исаев
Христос Вознесением открывает путь в Царство Небесное, освящает человеческое естество и возносит его до небесной высоты.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×