«Истинный мир Ты, Христе»

Богословско-филологический комментарий к 6-й евангельской стихире

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий шестой евангельской стихиры на церковнославянском языке.

Явление Христа апостолам в Галилее. Фреска монастыря Дечаны (Косово, Сербия) Явление Христа апостолам в Галилее. Фреска монастыря Дечаны (Косово, Сербия)

Евангельские стихиры — тексты, которые, с одной стороны, комментируют воскресное евангельское зачало, а с другой — раскрывают его духовный смысл.

Ниже вашему вниманию представляется богословско-филологический комментарий шестой евангельской стихиры.

Для начала приведем тексты шестой евангельской стихиры на греческом и церковнославянском языках.

Греческий оригинал:

«Ἡ ὄντως εἰρήνη σὺ Χριστέ, πρὸς ἀνθρώπους Θεοῦ, εἰρήνην τὴν σὴν διδούς, μετὰ τὴν Ἔγερσιν Μαθηταῖς, ἐμφόβους ἔδειξας αὐτούς, δόξαντας πνεῦμα ὁρᾷν, ἀλλὰ κατέστειλας τὸν τάραχον αὐτῶν τῆς ψυχῆς, δείξας τὰς χεῖρας καὶ τοὺς πόδας σου· πλὴν ἀπιστούντων ἔτι, τὴ τῆς τροφῆς μεταλήψει, καὶ διδαχῶν ἀναμνήσει, διήνοιξας αὐτῶν τὸν νοῦν, τοῦ συνιέναι τὰς Γραφάς· οἷς καὶ τὴν Πατρικὴν ἐπαγγελίαν καθυποσχόμενος, καὶ εὐλογήσας αὐτούς, διέστης πρὸς οὐρανόν. Διὸ σὺν αὐτοῖς προσκυνοῦμέν σε, Κύριε δόξα σοι»[1].

Церковнославянский перевод:

«Истинный мир Ты, Христе, к человеком Божий, мир Твой дая, по востании учеником, пристрашны показал еси я, мнящыя дух видети: но утишил еси мятеж души их, показавый руце и нозе Твои. Обаче не верующым еще, брашен причащением, и учений воспоминанием, отверзл еси их ум, еже разумети Писания: имже и Отческое обетование обещав, и благословив я, отступил еси на небо. Темже с ними покланяемся Тебе, Господи, слава Тебе»[2].

Этот текст важен не только с точки зрения содержания, но и в контексте богослужения, так как является своего рода пересказом основных мыслей и богословских истин, которые содержатся в соответствующем воскресном евангельском чтении. В этой связи для лучшего их усвоения Устав указывает петь евангельскую стихиру в составе стихир, после хвалитных псалмов[3].

Невозможно комментировать евангельскую стихиру без знания и понимания евангельского чтения, к которому она относится. Это воскресное Евангелие является последним зачалом в Евангелии от Луки (Лк. 24, 36–53) и тем самым заканчивает повествование апостола Луки о земной жизни Иисуса Христа.

Изложенные события следуют сразу за отрывком, говорящим о явлении Христа двум ученикам, которым шли из Иерусалима в Эммаус. Сначала они не узнали Христа, но потом, когда дошли до Эммауса, и Он остался с ними, узнали Его в преломлении хлеба, но Он в этот же момент стал невидим для них. И эти два ученика сразу же возвращаются в Иерусалим, чтобы рассказать об увиденном всем ученикам Христовым. С этого и начинается шестое воскресное Евангелие (Лк. 24, 36–53).

Мир и воскресение Христово

В соответствующем воскресном Евангелии апостол Лука рассказывает о явлении Спасителя апостолам. Все начинается с того, что апостолы, собравшиеся вместе, слушают и обсуждают рассказ эммауских путников, которые встретили Христа по дороге. И в этот самый момент им снова является Спаситель и говорит: «Мир вам» (Лк. 24, 36).

«Истинный мир Ты, Христе, к человеком Божий, мир Твой дая, по востании учеником» — Христос стал Тем, Кто примирил Бога с людьми, то есть Христос искупил грехи всех людей Своей Смертью и дал возможность каждому человеку, побеждая свои грехи, наследовать жизнь вечную. Именно Христос — истинный мир.

Христос дал возможность каждому человеку, побеждая свои грехи, наследовать жизнь вечную

Остановимся на слове «востание». Глагол «восстать», помимо значений, связанных с восстанием в плане некоего вооруженного или личностного конфликта, имеет еще и ряд устаревших смыслов: «встать, подняться и восстановиться, возродиться, возникнуть вновь»[4]. Именно в этом значении мы и видим данное слово в этом отрывке.

Очевидно, в контексте церковнославянских литургических текстов «востание», понимаемое как воскресение, имеет ключевое значение[5].

Смущение апостолов

Естественно, ученики смутились и испугались, увидев Господа, поскольку подумали, что видят духа. Но Христос, понимая это, показал им руки Свои и ноги Свои и предложил им потрогать и рассмотреть Его, ибо дух тела не имеет. Когда же апостолы от радости все еще не могли поверить в случившиеся, Христос, чтобы окончательно убедить их, попросил еды и ел перед ними (Лк. 24, 41–43).

«Пристрашны показал еси я, мнящия дух видети» — слово «пристрашны» («пристрашен» — «находящийся в испуге, испугавшийся») здесь указывает на то, что Христос Своим явлением привел учеников в страх, ибо они подумали — «мнящия», что видят духа, как это и было описано в евангельском повествовании. Глагол «мнити (мнѣти)» обозначает «полагать, думать, считать»[6]. Они думали, что видят не Господа, а духа. От этого и произошел в них страх.

Несмотря на то, что уже нескольким людям являлся Христос после Своего Воскресения, апостолы, увидев Его, все равно были охвачены страхом и думали, что это дух сейчас стоит перед ними. Но Христос — истинный мир — успокаивает учеников: «Но утишил еси мятеж души их, показавый руце и нозе Твои».

«Утишил еси» здесь употребляется в значении «(Ты) успокоил». Ведь, действительно, при явлении Христа апостолы были взволнованы и напуганы, и Христос успокоил их Своими действиями: показал им руки Свои и ноги Свои и предложил им потрогать и рассмотреть Его, потому что дух тела не имеет. Когда же Христос, как уже говорилось, чтобы окончательно убедить апостолов, попросил еды и ел перед ними, то тем самым окончательно развеял их сомнения. Такое действие Христа было, прежде всего, направлено на то, чтобы вывести учеников из смущения и убедить в тождестве Своей Личности с Тем, Кто был их Учителем и Господом[7].

Понимание Писаний и Вознесение Христово

«Обаче не верующым еще, брашен причащением, и учений воспоминанием, отверзл еси их ум, еже разумети Писания» — Христос открывает понимание Священного Писания.

«Брашен причащением», то есть вкушением пищи — это еще одно действие, направленное на то, чтобы развеять сомнения учеников по поводу явления Христа. Здесь не может быть и речи о способе вкушения, какой в Священном Писании приписывается ангелам (Быт. 18, 8). Это было действительное, а не кажущееся вкушение[8].

Когда же ученики окончательно удостоверились, что перед ними Христос, тогда Он снова учил их и «отверз им ум к разумению Писаний» (Лк. 24, 45). При этом Христос указывает на весь корпус Ветхого Завета. Ему важно, что в Нем исполнились все ветхозаветные пророчества. Понимание же Писания необходимо также для дальнейшей проповеди благой вести.

В Нем исполнились все ветхозаветные пророчества

Христос говорит об обетовании Своего Отца о ниспослании Святого Духа. Он повелевает им оставаться в Иерусалиме, пока это не случится.

«Имже и Отческое обетование обещав, и благословив я, отступил еси на небо. Темже с ними покланяемся Тебе, Господи, слава Тебе» — потом Господь Иисус выводит апостолов из города, благословляет и возносится на небо (Лк. 24, 50–53). Именно описанием события Вознесения Господня и заканчивается повествование апостола Луки о земной жизни Спасителя.

«Отческое обетование обещав» — Христос подтверждает то, что было обещано Отцом Небесным через пророков. Здесь, безусловно, идет речь именно об обещании послать Духа Святого. Об этом и напишет апостол Лука в Деяниях святых апостолов:

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9–11).

«Отступил еси» переводится на русский язык как «(Ты) отошел». Здесь нужно понимать именно момент Вознесения Христа на небо. Христос Вознесением открывает путь в Царство Небесное, освящает человеческое естество и возносит его до небесной высоты[9]. В.Н. Лосский о плодах Боговоплощения пишет следующее:

«Дело, совершенное Христом, относится к нашей природе, которая не отделена от Бога грехом. Новая природа, обновленная тварь появляются в мире, новое тело, чистое от всякого касания греха, свободное от всякой внешней необходимости, отделенное от нашего беззакония, от всякой чуждой воли драгоценной Кровью Христовой»[10].

***

Шестая евангельская стихира, как и любая евангельская стихира, берет свое основание в соответствующем евангельском чтении. Это чрезвычайно важный литургический текст, так как в процессе воскресного всенощного бдения важно понять мысль, отражающую ключевые события евангельского повествования.

Лариса Маршева, Максим Исаев

23 декабря 2022 г.

[1] ΔΟΞΑΣΤΙΚΟΝ ΣΤ', Ἦχος πλ. β' Ἰδιόμελον// URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina6.html

[2] Октоих, сиречь осмогласник. Гласы V–VIII. М., 1991. С. 620.

[3] Свирелин А., свящ. Церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной Церкви. М., 1901. С. 22.

[4] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 151–152.

[5] Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 96.

[6] Там же. С. 179.

[7] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Т. IV. С. 959.

[8] Там же.

[9] Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. М., 2017. С. 443–444.

[10] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. СТСЛ, 2012. С. 230–231.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к 5-й евангельской стихире (+ВИДЕО) Комментарий к 5-й евангельской стихире (+ВИДЕО)
Комментарий к 5-й евангельской стихире
Комментарий к 5-й евангельской стихире (+ВИДЕО) «О премудрых судеб Твоих, Христе»
Богословско-филологический комментарий к 5-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Илья Артюшин
Господь удостоверяет их увидеть, что именно о Нем были сказаны пророческие слова, которые Он и исполнил.
«Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО) «Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО)
Комментарий к 4-й евангельской стихире
«Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО) «Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО)
Богословско-филологический комментарий к 4-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Петр Граматик
Эта стихира учит нас доверию к Богу. Апостолы не были готовы поверить в возможность такого величайшего чуда и, лишь убедившись лично, приняли эту благую весть.
«Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО) «Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО)
Комментарий к 3-й евангельской стихире
«Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО) «Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО)
Богословско-филологический комментарий к 3-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Даниил Логинов
Мария Магдалина была своеобразным евангелистом для самих апостолов.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×