«О премудрых судеб Твоих, Христе»

Богословско-филологический комментарий к 5-й евангельской стихире

Евангельская стихира – вид церковного песнопения, представляющий собой краткий поэтический пересказ отрывка одного из евангельских текстов, который читается на воскресном всенощном бдении.

Рассматриваемая нами пятая евангельская стихира пересказывает 113-е зачало Евангелия от Луки и звучит по-церковнославянски так:

«О прему́дрых суде́б Твои́х, Христе́! / Ка́ко Петру́ у́бо плащани́цами еди́неми, / дал еси́ разуме́ти Твое́ Воскресе́ние, / Луце́ же и Клео́пе спутеше́ствуя, бесе́довал еси́, / и бесе́дуяй не а́бие себе́ явля́еши? / Те́мже и поноси́мь быва́еши, / я́ко еди́н прише́льствуяй во Иерусали́м, / и не причаща́яйся в коне́ц сове́та их. / Но И́же вся к созда́ния по́льзе стро́я, / и я́же о Тебе́ проро́чествия откры́л еси́, / и внегда́ благослови́ти хлеб, позна́лся еси́ им, / и́хже и пре́жде того́ сердца́ к позна́нию Твоему́ распала́стася, / и́же и ученико́м со́бранным уже́ / я́сно пропове́даста Твое́ Воскресе́ние, / и́мже поми́луй нас»[1].

Греческий оригинал стихиры следующий:

«Ὢ τῶν σοφῶν σου κριμάτων Χριστέ! πῶς Πέτρῳ μὲν τοῖς ὀθονίοις μόνοις, ἔδωκας ἐννοῆσαί σου τὴν Ἀνάστασιν, Λουκᾷ δὲ καὶ Κλεόπᾳ, συμπορευόμενος ὡμίλεις, καὶ ὁμιλῶν, οὐκ εὐθέως σεαυτὸν φανεροῖς; Διὸ καὶ ὀνειδίζῃ, ὡς μόνος παροικῶν ἐν Ἱερουσαλήμ, καὶ μὴ μετέχων τῶν, ἐν τέλει βουλευμάτων αὐτῆς. Ἀλλ' ὁ πάντα πρός τὸ τοῦ πλάσματος συμφέρον οἰκονομῶν, καὶ τὰς περὶ σοῦ προφητείας ἀνέπτυξας, καὶ ἐν τῷ εὐλογεῖν τὸν ἄρτον, ἐγνώσθης αὐτοῖς, ὧν καὶ πρὸ τούτου αἱ καρδίαι, πρὸς γνῶσίν σου ἀνεφλέγοντο, οἳ καὶ τοῖς Μαθηταῖς συνηθροισμένοις, ἤδη τρανῶς ἐκήρυττόν σου τὴν Ἀνάστασιν, δι' ἧς ἐλέησον ἡμᾶς»[2].

Русский перевод стихиры может быть таким:

«О, как премудры Твои определения, Христе! / Как Петру одними пеленами / Ты дал постигнуть Твое Воскресение! / С Лукой же и Клеопой путешествуя, беседовал, / и, беседуя, не сразу Самого Себя являешь. / Поэтому Ты от них и принимаешь упрек, / так, как будто Ты один только из пришедших в Иерусалим / остался безучастен в деле их совещания. / Но Ты – Который устраивает все на пользу Твоего создания, / все о Тебе пророчества объяснил, / и когда благословил хлеб, открылся тем / чьи сердца и прежде этого уже горели к познанию Тебя. / Они же и собравшимся ученикам / уже ясно возвестили о Твоем Воскресении, / которым помилуй нас».

Тайна Воскресения Христова

О, как премудры Твои судьбы, как неисповедимы Твои пути, которые Ты выстраиваешь для спасения каждого человека!

Автор стихиры удивляется тому, как же Господь премудро, одними только пеленами, дал понять Петру о Своем Воскресении: «Ка́ко Петру́ у́бо плащани́цами еди́неми, дал еси́ разуме́ти Твое́ Воскресе́ние». Петр, узнав от Марии Магдалины весть о том, что она видела воскресшего Господа, не поверил. А скорее побежал ко гробу вместе с апостолом Иоанном Богословом, чтобы увидеть все своими глазами. «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24, 11).

Иоанн был моложе и первым устремился ко гробу, но побоялся входить в темный гроб, который был открыт, и только заглянул туда, и увидел, что никого нет, но лежат только пелены (Ин. 20, 4–5).

Раньше, в древности, тело усопшего натирали благовонными маслами, чтобы замедлить процесс гниения, заворачивали в ткань и в тот же день хоронили. Ингумация производилась в пещеру, где тело разлагалось. Потом останки собирали в коробку или складывали в отделенное внутри пещеры место, и туда можно было хоронить нового покойного[3]. Поэтому библейское выражение «приложился к отцам своим» (Быт. 15, 15; 25, 8; Суд. 2, 10) имеет и прямое значение – «к костям»[4].

Апостол и евангелист Лука, описывая это событие, опускает подробности и говорит, что Петр только заглянул внутрь гроба, наклонясь, и пошел назад, дивясь происходящему (Лк. 24, 12). А апостол Иоанн чрезвычайно подробно описывает это событие, из чего исследователи делают вывод, что вторым учеником, который прибежал ко гробу раньше Петра, был сам апостол Иоанн.

Когда Петр отказался у гроба, он сразу же зашел внутрь и все осмотрел. За ним последовал и Иоанн. Они увидели только лежащие пелены, в которые было завернуто тело Спасителя, «и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 7).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: не только сам Иоанн «увидел и уверовал» (Ин. 20, 8), но также и Петр, хотя об этом Священное Писание нам не повествует[5]. Тот факт, что пелены и плат лежат в разных местах и аккуратно сложены, сразу дал понять апостолам, что это было сделано без торопливости и без смущения.

Если бы украли тело Спасителя, не заботились бы о том, чтобы аккуратно сложить и свить пелены особым образом

Поскольку употреблено было большое количество благовонных масел, которые приклеивали ткань к телу словно клеем, если бы кто-то хотел перенести его, создав только впечатление того, что Он воскрес, переносили бы вместе с пеленами.

Точно так же, если бы украли тело Спасителя, не заботились бы о том, чтобы аккуратно сложить и свить пелены особым образом. Вор не был бы так глуп, чтобы заботиться об излишних мелочах, теряя время, поскольку был бы пойман, если медлил внутри. Тем самым Христос позаботился о учениках, чтобы укрепить их веру в Свое славное Воскресение из мертвых.

Путники в Эммаус и исполнение ветхозаветных пророчеств

Дальше, имея тело уже духовное и Божественнейшее, преодолевая расстояния в короткие сроки, Он, зная, что двое из Его учеников уходят из Иерусалима в город Эммаус в отчаянии и печали, является им, как говорит апостол Марк, «в ином образе» (Мк. 16, 12), чтобы также укрепить их.

«Те́мже и поноси́мь быва́еши, я́ко еди́н прише́льствуяй во Иерусали́м!» – Господу, явившемуся в виде спутника и задавшему вопрос о предмете их спора, Клеопа делает упрек, говоря: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» (Лк. 24, 18). Ведь весь город был свидетелем всех этих событий – Страданий Иисуса и Его Распятия.

«И не причаща́яйся в коне́ц сове́та их» – таинственный Спутник, по мнению апостолов, не был участником совета, не приобщился к тому, к чему он привел.

Речь идет о совете первосвященников и иудейских начальников, договорившихся между собой, чтобы предать Иисуса на смерть (Мф. 27, 1), что, как мы знаем, они и исполнили.

Причастие настоящего времени «причащаяйся» образовано от глагола «причащатися», который, помимо привычного нам значения – принятия Святого Причастия, называет еще приобщение, соединение[6].

«Бесе́довал еси́, и бесе́дуяй не а́бие себе́ явля́еши» – то есть во время беседы с ними Господь не тотчас, не сразу являет Себя им. Но для чего Он удержал их очи? (Лк. 24, 16). А именно здесь, в стихире, и содержится ответ: «И́же вся к созда́ния по́льзе стро́я».

Если бы они увидели Спасителя и узнали Его, от восторга и радости не смогли бы понять, как и что произошло

Господь все Свои дела творит на пользу Своего создания, Он все устраивает премудро. Зная человеческое естество, понимая степень отчаяния учеников, он осознавал: если бы они увидели Спасителя и узнали Его, от восторга и радости не смогли бы понять, как и что произошло. И Он, как бы человек со стороны, возносит их ум к Писанию, пророкам.

Священное Писание не повествует об имени того, с кем шел Клеопа в город Эммаус. Архиепископ Аверкий (Таушев) утверждает:

«Необыкновенная живость описания этого события и полнота изображения его со всеми внутренними переживаниями показывает, что одним из двух участников его был, несомненно, сам Лука, по обычаю священных писателей, не называющий себя по имени»[7].

Поскольку сердца двух эммаусских путников были омрачены малодушием и маловерием, они пребывали обманутыми, по их мнению. Ведь они свидетельствуют: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но, со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24, 21).

Как Пилат не понял, о каком Царстве говорит Христос перед ним словами: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36), так и ученики не уразумели до конца слов Спасителя: «Достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12, 28), ведь речь шла о внутреннем состоянии, переживании этого райского состояния души, для чего требуется изменение образа мыслей, то есть покаяние (Мф. 4, 17). Ср. Лк. 17, 20–21.

Дело в том, что израильский народ, изучая Священное Писание, в частности, пророчества о Пришествии в мир Мессии, ко временам Пришествия в мир Христа стал неверно понимать смысл сказанных пророками слов. Они смотрели буквально, материально, забывая о духовной составляющей, в чем их и упрекал Спаситель (ср. Мф. 23, 12–27).

Они думали, что Христос, о Котором возвестил Бог Адаму и Еве (Быт. 3, 15), о Котором говорили пророки, придя, установит царство на земле, как великий правитель. Он уничтожит всех врагов народа Божия, избавит от язычников-римлян, воцарится, обогатит людей, у них будет много рабов, всего будет в достатке, и не будет никакой нужды и скорби.

Святитель Феофилакт Болгарский считает: Лука и Клеопа были уже близки к тому, чтобы поверить Воскресению, ибо они находились где-то между верой и неверием. Слова «Мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживает неверие; «уже третий день ныне» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: «В третий день воскресну»[8].

Словами укоризны «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25) Господь отсылает ко множествам пророчеств, зафиксированных в Писании. Он не говорит просто «несмысленные», но добавляет «и медлительные», показывая, что есть у них возможность разумения, к чему Он и призывает.

Всем апостолам предстояло впереди выходить на проповедь, и Спаситель знал это. И Он начинает говорить и пояснять им, что так и было задумано Богом, чтобы они отложили чувства, которые затмили их разум, и включили свои знания. Чтобы они сами увидели то, что они сейчас духовно больны, и обнаружили свою рану.

«Яже о Тебе́ проро́чествия откры́л еси́» – и, начиная от законодавца Моисея вплоть до последнего пророка, по каждому из мессианских свидетельств Писания, Господь удостоверяет их увидеть, что именно о Нем были сказаны пророческие слова, которые Он и исполнил. «Не так ли подобало пострадать Христу?» (Лк. 24, 26) – указывает Он им на вольное Страдание и на промыслительное Божественное устроение.

Познание в преломлении хлеба

«Внегда́ благослови́ти хлеб, позна́лся еси́ им» – когда по настоянию учеников Господь остался с ними на ночлег, Он, сидя за столом, благословил хлеб и раздал им. Тогда открылись у них глаза, и они поняли, Кто с ними был все это время (Лк. 24, 28–31). Благодаря этому они переменили печаль на радость, тотчас встали и отправились обратно в Иерусалим, к остальным апостолам – рассказать о случившемся: Христос воскрес из мертвых и явился им.

«Позна́лся еси́ им»: здесь использован интересная глагольная форма церковнославянского языка – перфект. Он означает действие в прошлом, имеющее важные результаты для настоящего. Познание Господа учениками, о котором говорит автор стихиры, произошедшее после открытия Христом смысла Священного Писания и после преломления хлеба, имеет богословскую глубину, которая корнями уходит в понятие о христианском гнозисе.

Гнозис (от греч. γνώσις – «знание») – это высшее духовное знание. Но не такое тайное знание, которое доступно не всем и которое отдельные группы прячут от непосвященных людей, чтобы им пользоваться единолично, а оставленное Христом учение, через которое любой человек приходит к истинному богопознанию и созерцанию этого мира таким, каким его задумал и устроил Сам Творец[9].

Это путь практики, путь борьбы со страстями, путь любви в исполнении всех Его заповедей и слов, ибо «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Это и есть высшее духовное знание.

Это прямое богообщение и постижение духовных истин, которые сокрыты в христианском учении, – не скрыты, то есть спрятаны, чтобы их нельзя было найти, а сокрыты в том смысле, что они содержатся внутри учения и составляют его основу. А познать их может лишь тот, кто открывает двери своей души навстречу Богу с твердым намерением последовать за Ним – по слову: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Как сказал Климент Александрийский, христианский автор рубежа II–III веков, гнозис заключается в просвещении человека этими истинами, жизнью в согласии с коими прогоняется всякое неведение, оберегается, удерживается и созидается внутри него Царство Небесное (Лк. 17, 21), и такой человек успокаивается в Боге, достигает духовного покоя[10].

«Ихже и пре́жде того́ сердца́ к позна́нию Твоему́ распала́стася: распаластася» – глагол в двойственном числе, которое со временем было утрачено в русском языке. В церковнославянском же, помимо единственного и множественного, существует двойственное число, для обозначения двух или парных предметов, их действий, признаков и проч.

Учеников было двое, и их два сердца были воспламеняемы невещественным и Божественным огнем, который свидетельствовал, что речи Господа истинны, который, впрочем, как сказал преподобный Макарий Великий, «согревал их сердца»[11], по слову Спасителя: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49).

«И́же и ученико́м со́бранным уже́ / я́сно пропове́даста Твое́ воскресе́ние, / и́мже поми́луй нас» – заканчивая стихиру, автор богослужебного текста направляет наши умы от пересказа событий Воскресения Спасителя к непосредственному, личному к Нему обращению словами: «Помилуй нас Твоим Воскресением!»

Призывом и прошением Бога о помиловании пронизано все церковное богослужение. Совершенно очевидно, что в светском понимании милость – это незаслуженное благодеяние, оказанное свободно лицом более высокого положения тому, кто ниже статусом[12].

Милость же Божия заключается в Его великой любви к человеческому роду без всякой заслуги с нашей стороны: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Претерпевши все как человек, Он воскрес как Бог, разрушив врата ада и саму смерть Своим Восстанием, совоскресит с Собой и нас (1Фес. 4, 14). Вечным и нетленным, конечно, всегда остается только один лишь Бог, но с Ним будут те, которые уже сейчас нашли Его и облеклись в бессмертие (1Кор. 15, 53).

Лариса Маршева, Илья Артюшин

16 декабря 2022 г.

[1] Октоих, сиречь осмогласник. Гласы V–VIII. М., 1991. С. 618–619.

[2] ΔΟΞΑΣΤΙΚΟΝ Ε', Ἦχος πλ. Α' Ἰδιόμελον // URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina5.html

[3] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Т. 6. М., 2009. С. 600.

[4] Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 2005. С. 795.

[5] Иоанн Златоуст, святитель. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 802–812.

[6] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 282.

[7] Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2005. С. 348.

[8] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки М., 2013. С. 497.

[9] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. СТСЛ, 2012. С. 150.

[10] Климент Александрийский. Педагог // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/pedagog/

[11] Феофан Затворник, святитель. Добротолюбие. прп. Макарий Великий. Состояние приявших действенность духа. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. С. 216.

[12] Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2009. С. 417.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО) «Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО)
Комментарий к 4-й евангельской стихире
«Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО) «Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб» (+ВИДЕО)
Богословско-филологический комментарий к 4-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Петр Граматик
Эта стихира учит нас доверию к Богу. Апостолы не были готовы поверить в возможность такого величайшего чуда и, лишь убедившись лично, приняли эту благую весть.
«Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО) «Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО)
Комментарий к 3-й евангельской стихире
«Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО) «Спасово благовествующей из мертвых воскресение» (+ВИДЕО)
Богословско-филологический комментарий к 3-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Даниил Логинов
Мария Магдалина была своеобразным евангелистом для самих апостолов.
«С миры пришедшим яже с Марией женам» (+ВИДЕО) «С миры пришедшим яже с Марией женам» (+ВИДЕО)
Комментарий ко 2-й евангельской стихире
«С миры пришедшим яже с Марией женам» (+ВИДЕО) «С миры пришедшим яже с Марией женам» (+ВИДЕО)
Богословско-филологический комментарий ко 2-й евангельской стихире
Лариса Маршева, Георгий Грязнов
Стихира повествует нам о событиях Великой Субботы. Важно заметить: первыми свидетелями самого главного события в истории человечества становятся женщины.
Комментарии
T21 декабря 2022, 23:26
@Игумен Всеволод: В псалмах https://bible.optina.ru/old:ps:004:01 https://bible.optina.ru/old:ps:012:01 В стихире из статьи вроде выходит, что слово "остался" подходит.
Людмила16 декабря 2022, 12:03
Спаси Господи! Очень просвещающая рубрика!
Игумен Всеволод16 декабря 2022, 05:48
Спасибо. А как объяснить выражение "в конец", часто встречающееся в надписании псалмов?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×