16 ноября в старинных стенах русского храма Святителя Николая в Ницце состоялось событие, значимое не только для прихода, но и для всех, кто хранит связь с православной традицией. Здесь, на берегу Средиземного моря, духовная память России обрела новый символ – икону святого Фёдора Ушакова, чья жизнь стала примером мужества, чистоты и редкой кротости.
Фёдор Ушаков прожил жизнь, не проиграв ни одного сражения, ни на мгновение не отступив от христианских принципов милосердия
Фёдор Ушаков – фигура особая даже в церковной истории. Он прожил жизнь так, как немногие способны: не проиграв ни одного морского сражения, не допустив жестокости, ни на мгновение не отступив от христианских принципов милосердия. После блестящей военной карьеры он добровольно ушёл от мирской славы, поселился в Санаксарском монастыре, стал помощником обители, благотворителем и покровителем местных жителей.
За праведную жизнь, личную чистоту и сострадание к каждому человеку Русская Православная Церковь причислила его к лику святых в 2004-м году. Сегодня он почитается как покровитель моряков, путешествующих и всех, кто ищет путь домой. Эта история примечательна своим началом. Она объединила людей, которые в обычной жизни никогда бы не встретились: художников и реставраторов, меценатов и священнослужителей, мастеров, журналистов, людей, помогающих зависимым, и тех, кто просто хотел сделать доброе дело.
Особая роль в этом принадлежит настоятелю Свято-Николаевского собора – протоиерею Андрею Елисееву. Человек редкого внутреннего достоинства, отец Андрей стал духовным центром проекта – связующим звеном между прошлым и настоящим.
Во время передачи иконы он произнёс слова, которые стали смысловым стержнем происходящего:
– Святой праведный адмирал-флотоводец Феодор Ушаков – личность библейского масштаба. Библейский праведник – это чаще всего герой, победитель, который побеждает не только силой, но, прежде всего, верой. Человек видит свою зависимость от Провидения, особенно перед лицом опасности.
Ушаков соединил в себе всё: смирение, служение народу, нестяжательность, ясность ума, талант военачальника «от Бога» и христианское милосердие. Каждое дело он начинал и заканчивал молитвой. Как иначе назвать чудом его победу в 43-х морских сражениях, когда ни один его корабль не был потоплен, и ни один матрос не попал в плен?
При всём этом он оставался человеком своего времени. Глубокую веру, впитанную с детства, он умел естественно сочетать с культурой Возрождения, с заветами Петра Великого. У него не было ни тени самохвальства – лишь постоянное стремление учиться, даже у противников, уважать науку и опыт.
Это сделало его не только идеальным военачальником, но и образцовым христианином – воином света.
В Вильфранше стоит памятник адмиралу Ушакову. А теперь, здесь, в Ницце, будет его икона. Она будет напоминать нам великую историю России, которую мы часто знаем так поверхностно, но которую знать обязаны. Потому что эту историю творит Бог – через таких Своих слуг, как Фёдор Фёдорович Ушаков, олицетворяющий собой окно на «юг», которое, вслед за европейским окном Петра, открывала Екатерина Великая.
Частью этого открытия стало освобождение Бари, где почивают мощи святителя Николая, покровителя нашего храма, и освобождение острова Корфу, где праведный воин Феодор нёс на своих плечах мощи святителя Спиридона.
Частью той же истории было и прибытие русской эскадры в Ниццу и Вильфранш в 1850-е годы и последовавшее примирение Франции и России через встречу монархов в Ницце в 1864-м году. И дальнейшее укрепление связей между нашими странами – вопреки логике разделения и вражды – через особую любовь русского человека к южному берегу Франции.
Икона – это не только окно в мир иной, но и приглашение заглянуть в историю. Через неё мы можем соприкоснуться с тем, кто на ней изображён, и почерпнуть вдохновение.
Эти слова задали тон всему происходящему – спокойный, глубокий, пронизанный памятью и светом.
Михаил Нефёдов, прихожанин собора, меценат и резидент Княжества Монако, вспоминает, что идея появилась внезапно:
– Я не планировал ничего подобного. Всё началось с внутреннего чувства благодарности. Когда- то именно здесь, в Ницце, я впервые по-настоящему помолился. Тогда я проходил через трудный период борьбы с зависимостью: растерянность, одиночество. И вдруг пришёл мир. Я понял: я не один. С этого дня началась моя новая жизнь.
Он вырос в семье, где служение людям было нормой:
– Мои родители были врачами Красного Креста, работали в Йемене и Эфиопии. Я видел, как они лечили людей, не спрашивая, кто перед ними. Их сострадание сформировало меня.
Именно это помогло Михаилу особенно остро почувствовать один эпизод из жизни самого Ушакова.
Первая награда святого адмирала была вручена ему за то, что он спас свою команду во время эпидемии чумы
Первая награда святого адмирала была вручена ему не за победу, а за то, что он спас свою команду во время эпидемии чумы. Он лично стоял у койки каждого матроса, добивался еды, лекарств, условий.
«Для меня его икона – символ милосердия, которое сильнее пушек», – говорит Михаил.
В 2017-м году его внутреннее стремление воплотилось в первом большом поступке: с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла владыка Мефодий передал в дар собору Святого Николая образ иконы, написанный братией Высоцкого монастыря и освящённый иереем Игорем Балабановым у чудотворного образа в Серпухове.
– Это образ надежды и трезвости, – вспоминает Михаил. – Мы молились ей в России, проходя путь выздоровления. И позже, уже во Франции, я понял: здесь тоже нужно место силы.
Спустя несколько лет родилась мысль о новой иконе – образе святого Фёдора Ушакова.
– Он человек чести. Ни одной проигранной битвы – и ни одного жестокого решения. Нам всем сегодня нужен такой пример: сила без жестокости, вера без фанатизма, мужество без гордыни.
Нам всем сегодня нужен такой пример: сила без жестокости, вера без фанатизма, мужество без гордыни
За создание образа святого Фёдора Ушакова взялись супруги-иконописцы Сергей и Алла Смирновы из Рыбинска – семейная пара художников, для которых иконопись давно стала не ремеслом, а формой служения.
Их мастерская расположена в старой водонапорной башне на берегу Рыбинского водохранилища, которое местные называют морем. Это здание супруги выкупили на аукционе и годами восстанавливали собственными силами. Сегодня под его сводами – тишина, запах сусального золота и молитва, незримо сопровождающая каждый этап работы.
Когда им поручили написать икону святого Фёдора Ушакова, они восприняли это как особую честь.
– Он ведь не просто полководец, – говорит Сергей. – Он – пример чистоты и стойкости. Сегодня, когда всё меняется так быстро, людям особенно нужны такие образы – светлые, надёжные, с внутренним стержнем.
Рыбинск для Смирновых – не просто место работы. Это земля, где родился мастер Сергей Смирнов и где появился на свет будущий святой – адмирал Фёдор Ушаков. Здесь, на берегу Волги, среди простора воды и неба, как будто сама история заранее соединила путь иконописца и образ того, кому суждено было стать святым покровителем моряков.
– Наше «море» – Рыбинское водохранилище, – улыбается Сергей. – Мы всегда любили эти просторы. Наверное, поэтому и наша работа так связана с пространством света и воды.
– Мы все работаем как одна семья, – говорит Алла Смирнова. – Но иконопись – это всегда коллективное делание. У нас мастерская, а не одиночное ремесло.
В создании икон, включая образ святого Фёдора Ушакова и ранее написанную икону святителя Николая Чудотворца, участвовала вся команда мастерской Смирновых.
Каждый мастер вносил свою часть труда, сообразно своему опыту и направлению работы.
Над образами трудились Алла и Сергей Смирновы, Инга Савельева, Ольга Калинина, Александр Калинин, а также Игорь Васильев, Сергей Травин и Сергей Львов.
Именно этот соборный принцип, когда нет второстепенных ролей, позволяет сохранять цельность образа и внутреннюю тишину, без которой икона не рождается.
– Когда вам говорят «иконописец» в единственном числе, – отмечает Алла, – не всегда стоит этому верить. Один человек не может создать сложный образ, так же как один человек не может собрать машину от колёс до двигателя.
Мастерская Смирновых – это живой организм. В ней работают около 15 человек: столяры – мастера по подготовке и сборке иконных досок, специалисты по левкасу, золочению, письму и финишной обработке.
Столяры – особая категория мастеров, сродни краснодеревщикам. От их работы зависит, будет ли икона жить столетиями. Дерево – материал живой, и если его неправильно собрать, образ может со временем повести.
Затем в работу вступают левкащики – мастера по созданию иконного грунта. Эта стадия считается одной из ключевых: если основание сделано неверно, икона не выдержит времени.
– Мы целый год разрабатывали собственные составы левкаса, – рассказывает Алла. – Потому что икона создаётся не для одного поколения. Она должна жить – как наследие, как семейная и духовная ценность.
Именно в этой мастерской была создана и ещё одна значимая работа – житийная икона святителя Николая Чудотворца.
Работа над ней началась в 2014-м году и длилась почти 2 года. Это копия житийной иконы XVII–XVIII века редкого и сложнейшего типа, где весь жизненный путь святого раскрывается через многочисленные миниатюрные клейма.
В каждом клейме – отдельный эпизод: рождение святителя, его деяния, подвиги милосердия, чудеса, совершённые при жизни и после кончины. Эти сцены написаны в формате тончайшей миниатюры и требуют предельной сосредоточенности.
– Житийные иконы пишутся крайне редко, – объясняет Алла. – Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Без заказа за них почти не берутся. Но тогда мы написали эту икону для себя.
Изначально мастера даже думали сопровождать икону выставками. Однако во время одной из экспозиций образ произвёл глубокое впечатление на протоиерея Андрея Елисеева, настоятеля Свято-Николаевского собора в Ницце.
По словам очевидцев, отец Андрей был поражён качеством исполнения и точностью соответствия канону.
Для храма, освящённого в честь Святителя Николая, это оказалось особенно значимым.
Оклад и ковчег для мощей святого Фёдора Ушакова создал художник-реставратор Иван Анискин из подмосковной Дубны:
– Началось всё с отца. Он был реставратором ещё в советское время. Я рос среди позолоты и инструментов. Понял: это не работа – путь.
Оклад выполнен из золочёного серебра с горячей эмалью, в нижней части расположен ковчег с частицей мощей святого
Оклад выполнен из золочёного серебра с горячей эмалью, в нижней части расположен ковчег с частицей мощей святого.
Символично, что первый крупный заказ Анискина когда-то был связан с образом Николая Чудотворца для храма в Бари. И теперь, спустя годы, его работа вновь обрела дом в храме святого Николая – в Ницце.
– Иногда кажется, – улыбается Иван, – что образы сами находят тех, через кого хотят быть созданы.
Важную роль сыграл и Алексей Лазарев, руководитель православного Центра помощи зависимым «Реабилитация Live»:
– Мы с Михаилом знакомы много лет. Он поддерживает наш Центр. Когда он рассказал об идее, я помог найти мастеров. Это радость – послужить доброму делу.
Алексей говорит о главном:
– Трезвость – не конечная цель. Настоящее исцеление приходит, когда человек встречается с Богом. Тогда он преображается.
В день передачи иконы в храме зазвучали колокола. За окнами шумело море – то самое Средиземное, по которому ходили корабли Фёдора Ушакова.
И казалось, что святой действительно вернулся туда, где его всегда ждали... домой.