Конрад Франц – православный блогер из города Остин американского штата Техас, выпускник Королевского колледжа (Христианский Гуманитарный колледж) в Нью-Йорке по специальности «Медиа-исследования». Конрада пригласил в Россию Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, чтобы помочь ему познакомиться с нашей церковной жизнью – в Москве, Молдове и на Донбассе.
В первой части нашего интервью Конрад рассказывает о своем пути к Православию, о православных СМИ, о росте Церкви в США и о том, как люди массово обращаются в православную веру в самом сердце Техаса.
– Конрад, расскажите читателям о том, как вы стали православным.
– Мой любимый вопрос! Я вырос в довольно набожной протестантской семье, и каждое воскресенье мы ходили в храм. Какими бы ни были уставшими, просто вставали и шли молиться. Мы даже основали новые церкви, в том числе на Карибах, где прожили несколько лет. Это была «низкая церковь» – с евангелическим протестантским «реформатским» духом, с музыкой на богослужениях и т.п. В храм приходила большая часть местного чернокожего населения, и там царила соответствующая культурная атмосфера. И, знаете, это было здорово.
В моей жизни не было такого момента, чтобы я не считал себя христианином. Выбирая вуз, остановил свой выбор на колледже в Нью-Йорке. Мои родители сказали, что первое, что мне нужно сделать, – это определиться, в какую церковь начну теперь ходить, когда они больше не будут таскать меня в храм каждое воскресенье.
– Какую церковь вы выбрали в Нью-Йорке?
– Это была «неденоминационная» Библейская церковь с проповедью реформированного кальвинизма. На самом деле, я всегда называю представителей этой церкви в южных штатах реформатскими баптистами. Это действительно так, хотя они открыто себя таковыми не называют.
Итак, я поехал в Нью-Йорк и посетил несколько таких церквей – некоторые из них связаны с проповедником Тимом (Тимоти) Келлером (1950–2023; основатель протестантского содружества the Gospel Coalition), некоторые – с основными протестантскими движениями. В основном это реформатские верования. Тим Келлер очень хорошо известен в протестантском мире: он написал много христианских книг. Ближе к концу своей жизни он придерживался более прогрессивных взглядов, поэтому многие люди перестали его слушать.
Но в конце концов я подумал: «Нет, не люблю все эти деноминации, – извините!» Община казалась искусственной, а богослужения «низкой церкви» не носили литургического характера. И я понял, что больше ни за что не стану просыпаться каждое воскресное утро, чтобы поехать на метро в подобные места, поэтому стал спрашивать некоторых из моих наиболее верующих преподавателей (это был очень консервативный христианский вуз), в какую церковь они ходят. Потому что больше не мог терпеть всю эту евангелическую музыку, похожую на рок-концерты. И один из моих любимых преподавателей рассказал мне о церкви ACNA (Англиканская церковь в Северной Америке). Это англикане, отколовшиеся от официального Кентербери, когда там начали рукополагать женщин, лесбиянок и т.п. И я начал ходить в эту церковь со своим соседом по комнате в общежитии. Мы ходили туда около года, и мне очень понравился литургический характер их служб, а также благоговение, с которым они подходили к Причастию. Мне показалось, что музыка и гимны были более серьезными, а время, когда нужно сидеть и стоять, было гораздо более упорядоченным. Но вскоре я понял, что не могу оставаться и там, потому что в алтаре была женщина-пастор в облачении священнослужителя. Она никогда не читала проповедей и не принимала особого участия в службах: полагаю, она была скорее диаконом. Но даже будучи протестантом, я знал, что это противоречит нашему учению, поэтому быстро переключился на изучение различий между Православием и Католицизмом.
В моем университете изучение Ветхого и Нового Заветов, богословия и истории Церкви было обязательным для получения ученой степени. Так вот, один из моих преподавателей-лютеран был странным образом благожелательно настроен к Православию. Ему действительно нравилось Православие, и он советовал мне предпочесть Православие Католицизму. Но это не было причиной моего окончательного решения; я начал посещать церкви, побывал в нескольких католических церквях и в нескольких православных храмах. И понял, что мне очень нравится православное богослужение. Когда я был летом дома, в Остине, посетил англоязычную службу в Иоанно-Предтеченской церкви, которая находится недалеко от моего дома. Вернувшись в Нью-Йорк, я отправился в Антиохийскую церковь Святой Марии в Бэй-Ридже, Бруклин.
Там прошел катехизацию и был принят в лоно Церкви в январе 2020 года в моей церкви в Остине – в Свято-Ильинском приходе Антиохийской православной архиепископии Северной Америки. В то время мой крестный отец был диаконом, а сейчас он священник.
– Значит, вы уже были христианином, но искали Церковь?
– По сути, я делал это сам. Всегда был послушен своим родителям, и, поскольку они мои родители, делал то, что они хотели. Но, в конце концов, когда стал жить один, мне нужно было принять собственное решение. Я понял, что хочу настоящего.
Христианские СМИ
– Расскажите нам о своей учебе в Королевском колледже.
– Моя специальность называется «Медиа, культура и искусство». У них были очень специализированные программы обучения, и я сосредоточился на журналистике. Моим любимым предметом было освещение религии в журналистике, чем в основном и занимаюсь сейчас. Так что, в отличие от многих современных выпускников вузов, я после выпуска продолжил заниматься тем, чему учился. Также получил степень бакалавра в области теологии; даже изучал ислам. Изучать богословие в период перехода в Православие было очень интересно. Весьма ценю полученный опыт в колледже. Я закончил университет в 2021-м году.
– Когда вы начали работать над своим сайтом World War Now («Мировая война уже сейчас»)?
– Я начал заниматься этим как хобби, когда работал на доктора Стива Тёрли. Возможно, читатели о нем слышали. У него есть популярный канал на YouTube под названием Turley Talks. Раньше я вел его сайт и соцсети – это была моя первая работа после окончания колледжа.
А примерно через год, в сентябре 2022 года, я начал вести свою передачу и пригласил в качестве соведущего Дмитрия. Обратился к нему, потому что знал, что он настоящий эксперт в области истории России и политики. Я сказал ему: «Эй, думаю, мы находимся в эпицентре третьей мировой войны! Не хотели бы вы сделать со мной подкаст на эту тему?» И он ответил: «Безусловно». С этого мы и начали. Катализатором стал подрыв газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2». Именно тогда я понял, что людям в Америке необходимо рассказывать обо всем этом с точки зрения того, что говорили нам святые. Люблю святых Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита, а также преподобного Лаврентия Черниговского, старцев Иону Одесского и Зосиму (Сокура).
Я слышал обо всех этих людях и их пророчествах. Но не было сайта, не говоря уже о подкасте, который объединил бы весь этот анализ и слова этих святых, применив их к чрезвычайно уникальным временам, в которые мы сейчас живем.
Всё это в целом называется «Мировая война уже сейчас» и включает еженедельное бесплатное геополитическое аналитическое шоу. Другая наша еженедельная передача называется «Час эфира» и содержит больше интервью. Мы много говорим об истории Православия, России, Греции – о православном мире в целом. Мы взяли интервью у таких людей, как игумен Трифон (Парсонс; из монастыря Всемилостивого Спаса, штат Вашингтон), протоиерей Иоанн Уайтфорд (Хьюстон, Техас, РПЦЗ) и священник Пётр Хирс. У нас бывали разные православные деятели и другие интересные люди, такие как Кэмерон Макгрегор, сын полковника Дугласа Макгрегора. Это сфера альтернативных медиа, которые действительно понимают, что происходит в России, Украине и на Ближнем Востоке.
Часть передач можно слушать бесплатно, для других доступ платный.
Тысяча оглашенных
– До начала интервью вы упоминали, что в настоящее время в Остине, штат Техас, насчитывается 1000 православных оглашенных. Полагаю, это во всех православных церквях, вместе взятых?
– Близ Джорджтауна есть хорошо известный отец Моисей Макферсон, чей приход (РПЦЗ) процветает. Но после его приезда некоторые русские основали сельский приход – для них это было слишком по-американски. Примерно в часе езды на запад от Остина есть также монастырь старца Ефрема Аризонского в честь Святых архангелов. Я очень близок с его насельниками.
В моем Свято-Ильинском приходе сейчас около сотни оглашенных. Обычно мы принимаем людей в Православие группами на Пасху, а во второй половине года принимаем индивидуально, так что я даже не знаю, сколько их у нас в данный момент. Во всех девяти приходах города их может быть около 40 или 50. Таким образом, в любой момент времени в Православную Церковь в Остине и его окрестностях принимают от 800 до 1100 оглашенных.
Остин – интересное место. Это университетский город, в котором много студентов, и, хотя это весьма либеральный город, в нем существует своего рода подпольное консервативное движение. Ректор университета Остина – православный грек Панайотис Канелос. Он хороший человек. Там еще работает отец Максим Констас – он возглавляет гуманитарный отдел. Я вижу его в монастыре всякий раз, когда приезжаю туда по воскресеньям, – он помогает с пением.
Я состою в комитете по сбору средств в моем приходе, где мы строим огромный новый храм в Северном Остине, он будет вмещать около 500 верующих. Есть также старый ливанский приход – старейший в Остине, – он был построен в 1930-х годах. Так что здесь есть настоящее православное наследие и корни, а также происходит много нового.
Здесь есть настоящее православное наследие и корни, а также происходит много нового
Считаю Остин настоящим центром Православия в Техасе. Сейчас все священники говорят о том, что нам здесь нужен епископ.
Я пребываю под омофором Антиохийского Патриархата. Наш епископ находится в Уичито, иерарх РПЦЗ – в Чикаго, греческий архиерей – в Денвере, но в Техасе сейчас больше православных христиан, чем во многих других местах. Поэтому нам действительно нужен епископ Техаса, который мог бы стать движущим фактором для укрепления православного единства в разных юрисдикциях. Но отец Моисей сам по себе является «институтом». Его церковь собрала 2 миллиона долларов на новый участок земли, который у них есть. А Румынская Церковь почти завершила строительство своего нового красивого храма.
Другая Антиохийская церковь расширяет свой приходской зал – Сербская Церковь им помогает. Всё процветает, и это чрезвычайно обнадеживает. Все как будто заняты своими многотрудными обязанностями по взращиванию Царствия Божия.
– Мой опыт знакомства с Православием в Техасе был очень позитивным. Но я часто слышала об Остине, что это рассадник воукизма (идеология, выступающая основанием общественно-политических движений сексуальных и расовых меньшинств) и либерализма.
– Во многом так оно и есть. Поэтому я бы не стал игнорировать тот факт, что это все еще очень либеральный город. Даже в Техасском университете Остина есть либеральное лобби. Однако поскольку Техасский университет является государственным, губернатор Техаса Грег Эбботт смог оказать некоторое влияние на учебную программу и немного снизить уровень воукизма. Я никому не советую отправлять туда своих детей, не предупредив их об опасностях идеологической обработки, но сейчас это немного смягчено.
И слышал, что в Техасе есть крупнейшее в стране отделение «Православного христианского содружества» (OCF). OCF – это православная студенческая группа в университетских городках. И OCF в Остине растет, потому что, помимо Техасского университета, в этом городе есть также Университет Святого Эдуарда[1]. Некоторые из его преподавателей ходят в мой приход. Но Техасский университет A&M, расположенный всего в нескольких часах езды от Остина, по-видимому, имеет одно из крупнейших отделений OCF в стране. Это очень консервативное учебное заведение. В общем, Техас – это то, что надо! Если хотите быть православным, переезжайте в Остин!
Настоящая мужская религия
– Теперь не могу не задать вам следующий вопрос. Сейчас не только в Штатах, но и в России набирают популярность различные видеоролики и статьи, рассказывающие о новом взгляде на Православие в США как на «мужскую религию», «место для настоящих мужчин». Как вы думаете, это правда?
– Ситуация, безусловно, изменилась. Когда я посещал церковь в 2019-м году, это было началом волны «Ортоброс» (OrthoBros; дословно: «православные братья»), клипов Джея Дайера или прослушивания отца Спиридона. Так нас называют люди. Сейчас это стало чем-то вроде оскорбления, но думаю, что это забавный термин. Я не возражаю.
– Что в этом может быть плохого? Я видела, что это называют «ревностью не по разуму». Отец Серафим (Роуз) называл это «синдромом сумасшедшего неофита». Лично я считаю, что сегодняшние «Ортоброс» – более здоровое явление, чем то, о чём говорил отец Серафим (Роуз).
– Да, я православный, и у меня есть братья. Это здорово.
– Бегло просмотрев «Ортоброс», я увидела, что женщины-авторы говорят об этом так, как будто обращение мужчин в Православие – это что-то неприличное; например: «Почему Православие соблазняет молодых американских мужчин?» Эти авторы, похоже, не в восторге. Существует ли дисбаланс между количеством новообращенных мужчин и женщин? И если да, то затрудняет ли это поиск невесты для молодого неженатого мужчины, недавно ставшего православным?
– Да, мужчин намного больше, чем женщин, и это создает проблемы с поиском спутницы жизни. По иронии судьбы, мы обнаружили, что в евангелических (или протестантских в целом) церквях непропорционально много женщин! Что, конечно, затрудняет поиск мужей для этих девушек. Я бы посоветовал им обратиться в Православие!
Но на самом деле, в Церковь приходит много молодых семей – многие люди, участвующие в консервативном движении, активисты пролайферского движения и их семьи. Мой приход находится рядом со зданием Капитолия штата Техас – в двух кварталах. Раз в два года собирается законодательный орган, и люди съезжаются со всего Техаса. Многие из тех, кто работает в законодательном органе и на республиканцев, приезжают сюда, и пока они здесь, они заходят в мой приход и приводят свои семьи. Это целая история.
Это умные, не по годам развитые люди, которые занимаются политикой, консервативным движением или чем–то подобным – таких людей очень часто привлекает Православие. И на моем приходе подавляющее большинство оглашенных в любой момент времени – это, как правило, молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет. И это на моем приходе, который не является «самым мужским». Кроме того, есть отец Моисей в Джорджтауне, у которого на уроках катехизиса одновременно от 50 до 60 молодых людей.
Здесь есть как одинокие, так и женатые мужчины. Среди нас есть бывшие католики, но в целом – в основном бывшие протестанты. У нас люди из всех слоев общества! Поскольку здесь нет Эритрейской или Эфиопской Церкви, многие из этих верующих приходят в нашу Церковь. Также приезжает все больше и больше латиноамериканцев.
Мы видим большое количество испаноязычных верующих, потому что протестантизм сейчас вытесняет Католицизм в испаноязычном сообществе. И я думаю, что многие из тех, кто перешел из Католицизма в евангелическую традицию, – или, возможно, это сделали их родители, – нашли свой путь к Православию.
Между Остином и Фредериксбергом есть также греческий монастырь, в котором подвизается огромная община. Если вы заедете в него в воскресенье, то увидите, что там сотни людей прекрасно проводят время в трапезной.
– Сколько там сейчас монахов?
– Десять. Это греки и американцы. Если вы желаете стать послушником в Техасе, вас возьмет к себе обитель Святых Архангелов, хотя не все остаются монахами. Пока что монашеская жизнь кажется американцам слишком тяжелой.
Пока что монашеская жизнь кажется американцам слишком тяжелой
– Я слышала, что план старца Ефрема Аризонского состоял в том, что на первых порах монастыри будут использовать греческий язык в качестве богослужебного, но, вероятно, наступит время, когда они перейдут на английский язык.
– Да, есть отец Манассе, который ушел из монастыря Преподобного Антония Великого в Аризоне и основал Свято-Павловскую обитель в Висконсине, которая в основном похожа на монастыри учеников старца Ефрема, но использует английский язык. Так что это начинается.
– Как ваши родители относятся к тому, что вы перешли в Православие и даже посвятили себя работе на православном сайте?
– К счастью, у меня очень сплоченная семья. Я думаю, мои родители были благодарны Богу за то, что, хотя я и учился в нью-йоркском колледже, вернулся домой более серьезным христианином, чем когда уезжал. Они были уверены, что я сохраню свою веру, но не ожидали, что стану относиться к этому еще серьезнее. Я, наверное, самый религиозный из всех моих братьев и сестер, но они тоже считают, что это здорово.
Мой папа – поздний представитель поколения бэби-бумеров, а мама – ранняя представительница поколения Икс. И идея о том, что молодые люди могут быть очень религиозными, им немного чужда. Что касается сайта, то мои родители всегда были крайне консервативны. Они познакомились в Фонде наследия в Вашингтоне (округ Колумбия). Они были крупными политиками. Я родился в Арлингтоне (штат Вирджиния), а мой отец всегда был самым консервативным человеком в своем консервативном офисе. Он писал остросюжетные статьи для аналитических центров и не только, за что его возненавидели либералы в Вашингтоне. Так что мне всегда был присущ такой неистовый консерватизм, и моим родителям это нравится. Они очень гордятся тем, что я делаю.
Антиохийская архиепископия и Россия
– В нашей антиохийской общине в целом царит благожелательное отношение к России. Ведь наша Антиохийская архиепископия самим своим существованием обязана России, потому что именно святой страстотерпец Царь Николай II отправил святителя Рафаила (Хававини) Бруклинского в Соединенные Штаты проповедовать христианам арабского происхождения. Святитель Рафаил начал проповедовать и заложил основу того, что стало Антиохийской архиепископией Северной Америки, которая является крупнейшей епархией Антиохийского Патриархата.
Так что чада антиохийской юрисдикции все еще осознают это. И, конечно, мы помним, что наша Церковь, как и Московский Патриархат, не участвовала в так называемом «Соборе» на Крите в 2016-м году. Мы полностью поддерживаем Митрополита Онуфрия на Украине. А Патриарх Иоанн X очень близок с Патриархом Кириллом и с Русской Церковью, потому что он понимает роль России в Сирии. Конечно, у каждого может быть свое мнение, не так ли? И в нашем приходе тоже есть русские.
Поскольку наш приход был очень старым, к нам приходили все. У нас были греки, русские, сербы – все приходили в Свято-Ильинскую церковь. Возможно, именно поэтому здесь царит общеправославный настрой. Сербская Церковь, конечно, любит Россию. Единственное место, где вы можете найти противоположное мнение (но даже в этом случае люди будут сильно разделены), – это Греческая Церковь. Я знаю многих консервативных греков, которые любят Русскую Церковь и ненавидят то, что происходит с Церковью на Украине. Но в Остине есть большая греческая церковь; помню, как однажды пришел туда, и у них на скатертях были украинские флаги или что-то в этом роде. Но это было давно, и не думаю, что в наши дни это было бы популярно.
Каждый год мы проводим фестиваль средиземноморской кухни, но у нас также есть российский стенд, перед которым всегда стоял миниатюрный макет храма Василия Блаженного. В первые годы войны мы сочли благоразумным его убрать, чтобы никто не мог прийти и его уничтожить. Но в 2023 и 2024 годах макет собора был снова выставлен на всеобщее обозрение.
Так что, кроме Греческой православной архиепископии Америки (Константинопольский Патриархат), почти ни у кого в Америке нет желания иметь дело с Думенко и теми, кто с ним связан[2].
– А как насчет так называемого Славянского православного викариатства под омофором архиепископа Елпидофора?
– К счастью, их совсем немного. Ни один славянин не хочет вступать в это Славянское викариатство. Есть, конечно, и Украинская Церковь в США, подчиняющаяся Вселенскому Патриарху. Вероятно, именно там вы столкнетесь с самыми сильными проукраинскими и антироссийскими настроениями.
Православные верующие в Америке гораздо больше симпатизируют канонической Украинской Православной Церкви
А что касается общей осведомленности о ситуации в Украине, то я отдаю должное таким людям, как Такер Карлсон и Джей Ди Вэнс. И поговаривают, что даже Патриарх Варфоломей имеет сомнения по поводу того, куда идет ПЦУ... Но православные верующие в Америке гораздо больше симпатизируют канонической Украинской Православной Церкви. Предстоятель ПЦА Митрополит Тихон решил посетить Украину и сослужить Митрополиту Онуфрию.
– Что вы хотели бы сказать нашим читателям на сайте Православие.ру?
– Считаю, что важно обращать внимание на пророчества святых – греческих, сербских и русских – и даже некоторых американских святых, если вы, как и я, считаете старца Ефрема Аризонского американским святым.
Мой сайт (на английском языке) предлагает неплохое руководство по этой теме. Если вы подойдете к этому с молитвенным настроем, и вы православный человек, который немного знаком со святоотеческой литературой, то получите очень интересную и ясную картину того, к чему мы движемся. И хотя это немного пугает, и на горизонте маячат страшные вещи, в конечном счете это послание надежды. Потому что, несмотря на всё это, все святые согласны с тем, что Православие будет проповедоваться и распространяться по мере наступления этих судьбоносных дней.
– Спасибо, Конрад. Вы также побывали в Молдове, и нам бы очень хотелось услышать о ваших впечатлениях. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
(Продолжение следует…)