О преподавании «Основ Православия» в Словакии: практические аспекты

Храм святителя Николая в Братиславе Храм святителя Николая в Братиславе

Словакия – страна преимущественно католическая, число православных здесь не превышает 1% населения, при этом большинство из них живёт на востоке. В столице, Братиславе, всего два православных храма, причём немалая часть прихожан – переселенцы из Балканских стран (преимущественно Сербии), а также из государств бывшего СССР. Однако с мнением православных в Словакии считаются, невзирая на их малочисленность: именно Православие является одной из трёх конфессий (наряду с католицизмом и протестантизмом), представители которых имеют право преподавать основы своей веры в средней школе.

С мнением православных в Словакии считаются, невзирая на их малочисленность

В принципе, для Европы преподавание религии или конфессионально-ориентированных дисциплин в учреждениях образования не является чем-то из ряда вон выходящим – всё-таки атеизм на Западе по-прежнему не в почёте, несмотря на все секулярные тенденции последних лет. Словакия здесь не исключение. Как я узнал во время пребывания в этой стране, «Религиозное воспитание/вероучение Православной Церкви в Словакии» предлагается для изучения во всех классах – с первого по двенадцатый, но, как правило, в очень ограниченном масштабе – не более 1 часа в неделю. Это предмет по выбору, однако выбор школьника (точнее, его родителей) в пользу изучения одной из конфессий либо светской этики является, как и в России, обязательным. Программа «православного вероучения» позволяет варьировать преподавание по степени сложности, в зависимости от возраста учащихся. Например, в 1–4 классах школьники изучают Библейские истории и православные праздники. В 5–9 классах речь идёт об истории Православной Церкви в Словакии и основах догматики, а в 10–12 классах изучается сравнительное религиоведение, в особенности отличия Православия от католицизма. Учебники и учебные пособия утверждаются Православной Церковью Чешских земель и Словакии, что позволяет обеспечить должный контроль над содержанием дисциплины, соответствие православному вероучению и отсутствие разного рода несуразностей и заблуждений.

Знакомство с учебными пособиями для словацкой школы раскрывает их концептуальное сходство с материалами воскресных школ в России и Беларуси. Например, если взглянуть на рабочую тетрадь для 4 класса, то можно обнаружить, что разбираемые темы связаны с жизнью и чудесами Иисуса Христа, Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Крестителем, страданиями и воскресением Спасителя, а также Его учением. Задания – разные по сложности. Они включают, как правило, творческие элементы, чтобы занятия не превращались в скучную, отталкивающую зубрёжку. Предлагается, например, соотнести характеристики библейского персонажа с рисунками. В другом задании – конечно, уже не столь творческом – учеников просят вставить недостающие слова в молитву «Отче наш». При этом полный текст молитвы написан рядом, чтобы учащиеся не смущались и не горевали чрезмерно от возможного незнания Молитвы Господней. Таким образом, словацкая школа приучает своих воспитанников к библейскому слову и постижению молитвы с самых ранних лет. Чем не пример для школы российской?

На практике, конечно, не всё идёт гладко и безоблачно. Священники и миряне, с которыми я общался в Словакии, рассказали мне о трудностях, с которыми приходится сталкиваться преподавателям «Православного вероучения». Учеников, как правило, немного, поэтому в группе по изучению дисциплины могут быть дети самого разного возраста – от младших школьников до подростков. Их знания, развитие, интересы отличаются – и нужно быть блестящим педагогом, чтобы удерживать внимание столь неоднородного коллектива. Как отмечал священник Любош, «дети из старшей группы задают разные вопросы, хотят понять, зачем нужно поститься, ходить в храм. Проблема в том, что многие из них приходят из нецерковных семей. Но далеко не всегда у школьников есть интерес к предмету, тем более в расписании его обычно ставят последним». Впрочем, батюшка уверен, что услышанное в школе на уроках религии слово принесёт добрый плод – как для детей, так и для их нецерковных в настоящее время родителей.

Дети, видя нецерковность родителей, не всегда ориентированы на добросовестное изучение религии в школе

По мнению священника Николая, также преподающего «Основы Православия», «учебники и рабочие тетради не приспособлены к небольшому объёму преподавания в школе (всего один час в неделю) и написаны устаревшим языком». Поэтому батюшка использует свои наработки, берёт на уроки детскую Библию, разбирает её сюжеты. Как подчеркнул отец Николай, «для меня важен диалог с учащимися. Хотя многое, к сожалению, разбивается о нецерковность их родителей, а это распространённая ситуация».

Почему же нецерковные родители выбирают для изучения своим детям Православие? Здесь сказывается фактор формальной принадлежности к Православной Церкви, когда католицизм или протестантизм – это всё же чужая вера, а к светской этике душа не лежит. Но дети, видя нецерковность родителей, не всегда ориентированы на добросовестное изучение религии в школе, особенно если этот предмет не является ведущим. С другой стороны, «Основы Православия» по содержанию напоминают дисциплины в воскресных школах, до которых многие дети так никогда и не доходят из-за занятости, усталости или нежелания. Поэтому грамотное, творческое и интересное преподавание конфессионального предмета может сослужить добрую службу миссии Православия в Словакии, хотя бы среди тех словаков и переселенцев, которые по крещению принадлежат к Православной Церкви.

Сергей Мудров

17 декабря 2025 г.

Смотри также
Словенцы – первый из славянских народов, принявших христианство Словенцы – первый из славянских народов, принявших христианство
Прот. Владислав Цыпин
Словенцы – первый из славянских народов, принявших христианство Словенцы – первый из славянских народов, принявших веру во Христа
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
В стране началось массовое крещение обращающихся к новой вере словенцев, делалось это без принуждения.
«Бенилюкс: миссионеры и просветители» «Бенилюкс: миссионеры и просветители» «Бенилюкс: миссионеры и просветители» Православие в странах Бенилюкс
Часть 1. Миссионеры и просветители
Мэтью Хартли
Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами.
Игумен Серафим (Федик): «Вызов для православного человека в современном мире – остаться человеком» Игумен Серафим (Федик): «Вызов для православного человека в современном мире – остаться человеком» Игумен Серафим (Федик): «Вызов для православного человека в современном мире – остаться человеком» Игумен Серафим (Федик): «Вызов для православного человека в современном мире – остаться человеком»
Однажды мне приснился сон, в котором старец в белой одежде и с белой бородой сидел на камне в моем саду. Мы беседовали без слов, обмениваясь мыслями.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.