Словакия – страна преимущественно католическая, число православных здесь не превышает 1% населения, при этом большинство из них живёт на востоке. В столице, Братиславе, всего два православных храма, причём немалая часть прихожан – переселенцы из Балканских стран (преимущественно Сербии), а также из государств бывшего СССР. Однако с мнением православных в Словакии считаются, невзирая на их малочисленность: именно Православие является одной из трёх конфессий (наряду с католицизмом и протестантизмом), представители которых имеют право преподавать основы своей веры в средней школе.
С мнением православных в Словакии считаются, невзирая на их малочисленность
В принципе, для Европы преподавание религии или конфессионально-ориентированных дисциплин в учреждениях образования не является чем-то из ряда вон выходящим – всё-таки атеизм на Западе по-прежнему не в почёте, несмотря на все секулярные тенденции последних лет. Словакия здесь не исключение. Как я узнал во время пребывания в этой стране, «Религиозное воспитание/вероучение Православной Церкви в Словакии» предлагается для изучения во всех классах – с первого по двенадцатый, но, как правило, в очень ограниченном масштабе – не более 1 часа в неделю. Это предмет по выбору, однако выбор школьника (точнее, его родителей) в пользу изучения одной из конфессий либо светской этики является, как и в России, обязательным. Программа «православного вероучения» позволяет варьировать преподавание по степени сложности, в зависимости от возраста учащихся. Например, в 1–4 классах школьники изучают Библейские истории и православные праздники. В 5–9 классах речь идёт об истории Православной Церкви в Словакии и основах догматики, а в 10–12 классах изучается сравнительное религиоведение, в особенности отличия Православия от католицизма. Учебники и учебные пособия утверждаются Православной Церковью Чешских земель и Словакии, что позволяет обеспечить должный контроль над содержанием дисциплины, соответствие православному вероучению и отсутствие разного рода несуразностей и заблуждений.
Знакомство с учебными пособиями для словацкой школы раскрывает их концептуальное сходство с материалами воскресных школ в России и Беларуси. Например, если взглянуть на рабочую тетрадь для 4 класса, то можно обнаружить, что разбираемые темы связаны с жизнью и чудесами Иисуса Христа, Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Крестителем, страданиями и воскресением Спасителя, а также Его учением. Задания – разные по сложности. Они включают, как правило, творческие элементы, чтобы занятия не превращались в скучную, отталкивающую зубрёжку. Предлагается, например, соотнести характеристики библейского персонажа с рисунками. В другом задании – конечно, уже не столь творческом – учеников просят вставить недостающие слова в молитву «Отче наш». При этом полный текст молитвы написан рядом, чтобы учащиеся не смущались и не горевали чрезмерно от возможного незнания Молитвы Господней. Таким образом, словацкая школа приучает своих воспитанников к библейскому слову и постижению молитвы с самых ранних лет. Чем не пример для школы российской?
На практике, конечно, не всё идёт гладко и безоблачно. Священники и миряне, с которыми я общался в Словакии, рассказали мне о трудностях, с которыми приходится сталкиваться преподавателям «Православного вероучения». Учеников, как правило, немного, поэтому в группе по изучению дисциплины могут быть дети самого разного возраста – от младших школьников до подростков. Их знания, развитие, интересы отличаются – и нужно быть блестящим педагогом, чтобы удерживать внимание столь неоднородного коллектива. Как отмечал священник Любош, «дети из старшей группы задают разные вопросы, хотят понять, зачем нужно поститься, ходить в храм. Проблема в том, что многие из них приходят из нецерковных семей. Но далеко не всегда у школьников есть интерес к предмету, тем более в расписании его обычно ставят последним». Впрочем, батюшка уверен, что услышанное в школе на уроках религии слово принесёт добрый плод – как для детей, так и для их нецерковных в настоящее время родителей.
Дети, видя нецерковность родителей, не всегда ориентированы на добросовестное изучение религии в школе
По мнению священника Николая, также преподающего «Основы Православия», «учебники и рабочие тетради не приспособлены к небольшому объёму преподавания в школе (всего один час в неделю) и написаны устаревшим языком». Поэтому батюшка использует свои наработки, берёт на уроки детскую Библию, разбирает её сюжеты. Как подчеркнул отец Николай, «для меня важен диалог с учащимися. Хотя многое, к сожалению, разбивается о нецерковность их родителей, а это распространённая ситуация».
Почему же нецерковные родители выбирают для изучения своим детям Православие? Здесь сказывается фактор формальной принадлежности к Православной Церкви, когда католицизм или протестантизм – это всё же чужая вера, а к светской этике душа не лежит. Но дети, видя нецерковность родителей, не всегда ориентированы на добросовестное изучение религии в школе, особенно если этот предмет не является ведущим. С другой стороны, «Основы Православия» по содержанию напоминают дисциплины в воскресных школах, до которых многие дети так никогда и не доходят из-за занятости, усталости или нежелания. Поэтому грамотное, творческое и интересное преподавание конфессионального предмета может сослужить добрую службу миссии Православия в Словакии, хотя бы среди тех словаков и переселенцев, которые по крещению принадлежат к Православной Церкви.