Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Хорватия в эпоху ее обращения к вере во Христа
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 3. Первое столетие Польской Церкви
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 2. От Болеслава Храброго до Казимира Восстановителя
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 1. Князь Мешко I
- Великая Моравия – родина славянской письменности и славянского богослужения
В VII веке словенцы, или хорутане, обитали на северо-западе южнославянского ареала, не только на территории современной Словении, но также за пределами Балканского полуострова, составляя значительное большинство населения на землях австрийских ныне Каринтии и Штирии. В Нижней и Верхней Австрии их ареал соприкасался с местом обитания племен, составивших впоследствии чешскую нацию, в Бургенланде и Западной Венгрии он доходил до озера Балатон, по-словенски – Blatno jezero (Болотистое озеро) и граничил с территорией, населенной прямыми предками словаков. Словенцы в ту эпоху преобладали и в итальянском регионе, который ныне называется Фриули-Венеция-Джулия.
В этногенезе словенцев участвовали и потомки местных романизованных кельтов и иллирийцев
На эти земли они пришли в VI веке из славянской прародины, расположенной на северных склонах Карпат, через Моравию. Словенскую народность составили выходцы из племен дулебов, стодорян, мораван, хорватов. В ее сложении присутствовали все три ветви древнего славянства, включая венедов и антов, но преобладали все же потомки той, которая так и называлась славянами, или словенами; с этим этнонимом фактически идентично самоназвание народа. Сохранившееся по сей день наименование их виндами со стороны германоязычных австрийцев, в значительной мере – германизованных потомков славян, представляет собой анахронизм и восходит к той древности, когда этот этноним, изначально принадлежавший венетам, был перенесен на ассимилировавших их славян и стал употребляться германцами по отношению ко всем вообще славянам, а не только к той ветви славянства, с которой граничили их поселения по Эльбе. В этногенезе словенцев участвовали и потомки местных романизованных кельтов и иллирийцев. Параллельный этноним словенцев «хорутане», как они названы, в частности, в «Повести временных лет», или «карантанцы», откуда идет наименование австрийской земли Каринтии, по одной версии, восходит к римскому городу Петронелль-Карнунтум, а по другой – к этнониму обитавшего в Восточных Альпах кельтского племени карнов, название которых значило «скала», иными словами, карны – жители скалистых гор. Впрочем, вероятнее всего, эти две версии не противоречат одна другой: кельтский этноним лег в основу римского топонима, а уже от названия города пошло наименование народа, поселившегося в местности, центром которой в прошлом был город Карнунтум, карантанцами, или «хорутанами».
В новейшее время в славистике существует и версия об отсутствии тождества между хорутанами и словенцами ввиду употребления двух разных этнонимов, как предполагается в таком случае, разными славянскими племенами. Но если на каком-то этапе и в самом деле это были разные племена или союзы племен, то, во-первых, они в языковом и культурном отношении были предельно близки между собой, а во-вторых, впоследствии они несомненно составили единую нацию. В средневековье все альпийские славяне, включая и жителей Крайны, или современной Словении, в источниках именовались карантанцами, или хорутанами. Употребление по отношению к ним этнонима «словенцы», вероятно, преобладавшее в качестве самоназвания, в письменных актах стало доминировать лишь в XIX веке.
Во время своего переселения на новые земли в VI веке словенцы были покорены аварами, но освободились в результате восстания, во главе которого стоял Само. После смерти Само во второй половине VII века княжество Карантания, сложившееся на юго-западе его владений, приобрело самостоятельность. Центром Карантании стал Крнски Град (современный Карнбург), расположенный на священном для местных славян Гaспосветском поле близ современного австрийского города Клагенфурта.
До конца XIV века на этом поле у Княжьего камня совершалась церемония поставления на престол карантанских князей, которых, правда, в IX столетии заместили германские герцоги. Поставляемый подходил к Княжьему камню, вокруг которого собирались знать и народ, пешком, одетый по-крестьянски; одной рукой он вел под уздцы кобылу, а другой – быка. На камне восседал старейший годами косез, своего рода боярин; он задавал поставляемому князю ритуальные вопросы, тот отвечал на них установленным образом, после чего передавал поводки кобылы и вола косезу. Тот вставал с камня, уступая это седалище князю, который затем приносил присягу косезам и народу. Князей выбирали из рода, возводившего себя к потомству Само.
«Власть… князя оставалась ограниченной. Решения о войне принимались “войском” коллективно, на вече. Но в религиозных и судебных делах князь, как высший жрец, “владыка”, имел… высокий авторитет. К концу VIII в. этот авторитет укрепился до почти монархической власти»[1].
Отдельные племена и даже роды хорутан возглавлялись жупанами, но их жупы были мелкими образованиями в сравнении с жупами соседних хорватов или сербов.
С самого начала своего существования Карантанское княжество вело войны с окружавшими его народами
С самого начала своего существования Карантанское княжество вело войны с окружавшими его народами: аварами, германоязычными баюварами, или баварами, а также овладевшими Италией лангобардами. Не раз словенцы вторгались во владения лангобардов на северо-востоке Италии, а в ответ лангобарды совершали карательные экспедиции в пределы Карантанского княжества, которые временами были для них удачными, а временами заканчивались поражением. Так, в конце VII века сын Фриульского герцога Лупа бежал в Карантанию к словенцам, чтобы с их помощью овладеть герцогством, которым правил его отец. Словенцы отозвались на его просьбу, но потерпели поражение от лангобардов, а сам Луп был убит. Некоторое время спустя, когда герцог Фриули по имени Вехари выехал в столицу Лангобардского королевства Тицин, или Павию, словенцы снова вторглись в его владения, но были разбиты дружиной Вехари, с которой тот вернулся из Тицина, не зная о нападении противника. Если верить Павлу Диакону, победа над словенцами, войско которых насчитывало 5 тысяч, одержана была отрядом числом в 25 воинов, что совершенно невероятно.
На рубеже VII и VIII века на границе между славянской Карантанией и лангобардским герцогством Фриули установился мир – хорутан удерживала от вторжений аварская угроза с востока. Но как только эта угроза была отодвинута, словенцы возобновили вторжения во владения лангобардов в Коттийских Альпах. В правление короля лангобардов Ариперта натиск словенцев усилился, пограничные стычки с их отрядами, совершавшими грабительские набеги через горные перевалы, продолжались почти непрерывно. Со своей стороны, лангобарды возобновили карательные походы вглубь Карантании. Об одном таком столкновении, когда лангобардов в поход против воинственных соседей повел герцог Фриули Фердульф, рассказывает Павел Диакон в своей истории родного ему народа:
«Славяне, видя, что враги идут на них через крутины, с мужеством изготовились и сражались больше камнями и кольями, чем оружием. И они опрокинули почти всех лошадей и перебили их… Там погибли все знатные фриульцы. Там пал и герцог Фердульф… Один-единственный лангобард действовал храбро и мужественно – Муних… Когда он был опрокинут с лошади, и один славянин внезапно напал на него и связал его руки веревкой, то он этими связанными руками выхватил копье из правой руки этого славянина, пронзил им его и, как и был связанный, устремился вниз по склону горы и бежал»[2].
В правление Пеммо, поставленного герцогом Фриули вместо погибшего Фердульфа, около 720 года словенцы снова напали на Фриули. К герцогу Пеммо примчался гонец с вестью о том, что «вторглось необозримое множество славян и остановилось в местечке Лауриана». Герцог с отрядом знатных молодых воинов, которые находились в его дворце,
«напал на славян и устроил им великое побоище, причем со стороны лангобардов не погиб никто, кроме Сикуальда (Sicuald), который находился уже в зрелом возрасте. После того как в прежней битве, что состоялась еще при Фердульфе, он потерял в бою двоих своих сыновей, он мстил славянам… А Пеммо, хотя он и победил множество врагов, но боялся, что может потерять в бою еще кого-нибудь из своих людей, и заключил в этом месте со славянами мирный договор. И с этого времени славяне стали опасаться нападать на фриульцев»[3].
Между враждующими противниками заключен был мир, но при сыне и преемнике герцога Пеммо Ратхисе войны фриульских лангобардов со славянами возобновились. К тому времени от Карантании отделилось княжество Крайна, или Карниола, границы которого приблизительно совпадают с границами современной Словении. И вот однажды герцог Ратхис, по словам Павла Диакона, «вторгся в Карниолу (Крайну) – страну славян и вместе со своими людьми убил их великое множество, и опустошил все, что им принадлежало»[4].
Словенцам приходилось также воевать с аварами, пытавшимися вновь подчинить себе вышедших из повиновения им славян. Около 740 года первый известный по имени князь карантанцев Борут, не имея сил отразить нападение аваров, обратился с просьбой о помощи к баварскому герцогу Одило. Несмотря на прежнюю вражду и частые пограничные столкновения между хорутанами и баварами, герцог отозвался на просьбу соседнего князя с надеждой подчинить словенцев: авары были побеждены, но не разгромлены окончательно, продолжая угрожать Карантании новыми набегами. По-прежнему нуждаясь в помощи Баварии, Борут признал себя вассалом герцога Одило, сохранив за собой княжеский титул, который баварами приравнивался к титулу герцога, принадлежавшему самому Одило, при том что баварские герцоги к тому времени и сами уже не были суверенами, признав свою зависимость от королей франков, фактически, правда, – от их всесильных майордомов. Так начался постепенный процесс утраты Карантанией своей независимости, а вслед за тем и еще более грозная опасность утраты своей национальной идентичности, постепенной германизации народа, который в конце концов сумел сохранить себя лишь в отделившейся от Карантании Крайне.
Впервые проповедовать Евангелие хорутанам собирался в 612 году монах из далекой Ирландии преподобный Колумбан
Но нет худа без добра. Обратной стороной медали явилось крещение хорутан. Словенцы, или хорутане, – первый из славянских этносов, принявший христианскую веру, хотя произошло это не сразу и не без сопротивления со стороны ревнителей отечественного язычества. Впервые проповедовать Евангелие хорутанам собирался в 612 году монах из далекой от них Ирландии преподобный Колумбан, который одно время жил пустынником в Брегенце, на крайнем западе современной Австрии, на границе с ареалом хорутан. Ему, как сказано в его житии, однажды
«запала… в голову мысль отправиться в пределы венетов, которые также зовутся славянами, озарить слепые умы евангельским светом и открыть путь истины тем, кто изначально блуждал по бездорожью»[5].
Это его намерение осталось не исполненным, и заметных следов в религиозной жизни словенцев оно не оставило, как не оставило их и миссионерское служение святого Аманда, предпринятое среди славян Альпийского региона полвека спустя после преподобного Колумбана. В житии епископа Аманда мы читаем:
«святой муж… услышал, что славяне, вовлеченные в чрезмерное заблуждение, опутаны сетями дьявола, и более всего уповая, что сможет достичь пальмы мученичества, он переправился через Дунай и, обходя эти же места, во всеуслышание проповедовал язычникам Евангелие Христово. А когда лишь немногие из них возродились во Христе, он, видя, что плод для него еще совсем не созрел и мученичества, которого всегда желал, он отнюдь не достигнет, вновь возвратился к своим овцам»[6] в королевство франков, откуда он и прибыл.
В стране началось массовое крещение обращающихся к новой вере словенцев, делалось это без принуждения
Словенцы долго еще оставались язычниками, хотя, очевидно, отдельные случаи обращения к вере во Христа имели место не только во времена миссионерского служения среди них святого Аманда, но и при Колумбане, который, пребывая в Брегенце, общался с обитавшими в окрестных долинах словенцами и, возможно, кого-то из них обратил к вере. Перемены в религиозной жизни хорутан наступили в середине VIII века. Вступив в неравноправный союз с баварским герцогом, князь Борут выдал ему заложников: родного сына Горазда и племянника Хотимира. Но оформлено это заложничество было в деликатной форме: Борут просил герцога Одило воспитать этих благородных юношей при своем дворе как христиан, при том что сам князь оставался язычником.
«Они были воспитаны как христиане в монастыре Химзее пресвитером Лупо. Кроме Лупо, в этом деле учаcтвовал также епископ ирландского происхождения Добдагрекус (Дубб-да-крих), ученый помощник Виргилия. Преподавание заключалось прежде всего в ознакомлении учеников с отдельными отрывками из Ветхого и Нового Завета, кратком изложении основ вероучения и христианских начал повседневной жизни»[7].
В 745 году оба кузена были крещены епископом Зальцбурга, но всем сердцем принял учение Христа Хотимир, в то время как Горазд, судя по его дальнейшим действиям, остался равнодушным к вере.
Князь Борут умер в 750 году. На престол вступил его сын Горазд. В ту пору Баварией правил уже не Одило, смещенный двумя годами раньше с престола майордомом франков Пипином Коротким, но его сын Тассило III, который по матери был племянником Пипина. За три года своего правления Горазд ничего заметного для христианского просвещения своего народа не предпринял. В 753 году в Карантанию прибыл сменивший его на княжеском престоле его двоюродный брат Хотимир, до тех пор остававшийся в Баварии. Его сопровождал священник Майоран. В первые годы правления Хотимира Майоран проповедовал Евангелие лишь в узком кругу хорутанской знати. Но затем князь обратился к епископу Зальцбурга Виргилию с просьбой направить в Карантанию священников для проповеди. В ответ на эту просьбу святой Виргилий, который сам был родом из Ирландии, прислал поставленного им во епископа Модеста в сопровождении священников Оттона, Латина, Регинберта и Гозхария, диакона Эгихирда и еще несколько низших клириков. В стране началось массовое крещение обращающихся к новой вере словенцев, делалось это без принуждения. При епископе Модесте были построены и освящены три церкви: кафедральным храмом стала церковь, посвященная Пречистой Деве Марии, богослужения в которой совершал епископ Модест. Распространение христианства шло с очевидным успехом, но до тех пор, пока был жив Модест.
Враги Церкви втайне готовили реванш язычества и публично выступили после смерти епископа Модеста, воспользовавшись временем, пока из Зальцбурга в Карантанию не прибыл его преемник. В середине 760-х годов вспыхнул вооруженный мятеж против христианского правителя страны. Этот бунт подогревался чувством национального унижения славян, попавших в зависимость от немцев, так что в глазах религиозно индифферентных людей он приобрел ореол патриотического дела.
«В Баварии он получил название “кармула”, что и означало на древнебаварском “мятеж”. И слово это вошло в славянские языки как “крамола” – обозначение междоусобицы, восстания против законной власти»[8].
Князю Хотимиру удалось справиться с крамолой, после чего святой Виргилий поставил нового епископа в Карантанию – Латина, ранее уже подвизавшегося там на миссионерском поприще в сане пресвитера. Прибытие христианского епископа в страну подействовало на упорствующих язычников как горящая спичка, брошенная в стог сухой соломы. Мятеж возобновился. Епископ Латин покинул Карантанию, но и на этот раз Хотимир и верные ему дружинники сумели подавить крамолу. Виргилий однако на этот раз не стал посылать в эту страну епископа, то ли опасаясь за его жизнь, то ли чтобы не раздражать потенциальных мятежников. Настоятелем кафедрального собора святой Марии был назначен священник Мадальхол, который и возглавил церковную организацию в Карантании. Его затем сменил Варманн.
В 769 году, возвращаясь из Италии, герцог Тассило III пожаловал Шарницкому монастырю, расположенному в верховьях реки Изар во Фрейзингской епархии, земельные владения в местности Иннихен в южном Тироле, на границе с Карантанией, с тем чтобы там был основан новый монастырь в честь апостола Петра, насельники которого призваны были проповедовать Евангелие славянам. Сохранился текст грамоты с этим пожалованием:
«Во имя Божие. Я, Тассило, герцог бавар, муж сиятельный, побуждаемый Божественным милосердием и (ради) вечного блаженства, могучей рукой, с согласия баварской знати дарую и передаю место, именуемое Индиа… аббату Атто для церкви святого Петра, князя апостолов… ради спасения души своей и своих предшественников, на строительство монастыря и службу ему, от ручья, который называется Тезидо, до пределов славян… то есть до ручейка горы Анрас, целиком и полностью… ради того, чтобы вывести неверующий род славян на путь истины…»[9].
С этих пор в деле христианского просвещения хорутан принимали участие монахи и клирики не только Зальцбургской, но и Фрейзингской епархии.
В 769 году князь хорутан Хотимир скончался. Воспользовавшись его смертью, языческая партия снова учинила крамолу, одержав верх над своими противниками христианами. Варманн и все другие священники бежали из Карантании. Овладевшие страной крамольники поставили князем язычника Вальтунка. При нем Карантания разорвала узы, привязывавшие ее к Баварии. Начались пограничные стычки в верховьях Дравы. В 772 году герцог Баварии Тассило отправился в поход против язычников хорутан, в то время отражавших агрессию со стороны аваров на востоке своей страны. Из войны хорутан с баварами победителями вышли бавары. Потерпев поражение, Вальтунк принял крещение и обратился к епископу Виргилию с просьбой о том, чтобы он снова прислал в его страну священников. В ответ на эту просьбу в Карантанию прибыли пресвитеры Хеймон и Регинбальд и диакон Майоран, возобновившие там миссионерское служение. Впоследствии вместе с ними подвизались священники Дублитер, Гозхарий, Эрханберт, Регинхар, Августин и Гунтар. Епископ Зальцбурга святой Виргилий, вошедший в историю Церкви как просветитель хорутан, скончался в 784 году, после продолжавшегося 39 лет пребывания на Зальцбургской кафедре.
Многие из тех, кто был крещен, сохраняли приверженность старым верованиям и соблюдали языческие обряды
Миссионерское служение священников, прибывавших в Карантанию из Баварии, продолжалось и при его преемнике Арне. Тем не менее к концу VIII столетия примерно половина хорутан оставалась язычниками, а многие из тех, кто был крещен, сохраняли приверженность старым верованиям и соблюдали языческие обряды. Сохранилось письмо неизвестного по имени аббата, адресованное высокопоставленному духовному лицу, автор которого просит сообщить ему и его братии
«в отношении славян и аваров или же о народе канитов (карантанцев. – В. Ц.), жалком и весьма несчастном, остаются ли они до сих пор в неверии и упорно пребывают в черствости своего сердца или желают когда-нибудь обратиться к вере и принять святое крещение»[10].
Успеху проповеди препятствовал латинский язык богослужения, народу совершенно непонятный, и то обстоятельство, что проповедниками Евангелия были священники, недостаточно владевшие славянским языком.
Параллельно постепенной и медленной христианизации народа шел процесс ужесточения режима его зависимости от баварского герцога. Пограничные поселения словенцев – те, что представляли собой анклавы на территории компактного проживания германцев, были поставлены под прямое управление герцогской власти. Вместо прежних жуп были образованы декании – административные единицы в основном фискального назначения, при этом деканами ставились прежние жупаны. В помощь им назначались акторы, обыкновенно из самих славян.
«Так, жупой в области Траунгау у реки Кремс (Верхняя Австрия) управлял жупан Быш и два актора Долюб и Сборуна. При этом власть акторов не распространялась на три десятка славян, поселившихся отдельно по ручью Дитах и самовольно расчистивших землю по нему и соседнему ручью Зирнинг. Эти славяне, однако, повиновались жупану»[11].
Между тем на соборе, созванном Карлом Великим в 788 году в Ингельхайме, герцогу Баварии Тассилону III предъявили обвинение в том, что он, подстрекаемый своей супругой Лиутбуртой, дочерью низложенного Карлом короля лангобардов Дезидерия, тайно призывал аварского кагана к вторжению на земли Франкского королевства. Тассилон сознался в замышленной им измене и был приговорен к смерти, но Карл пощадил его. Низведенный с престола герцогов, он вместе с двумя своими сыновьями принял монашеский постриг в монастыре, где они все и скончались в разное время, так что на них угасла древняя династия Агилольфингов. Бавария была лишена прежней автономии, и ею стали править назначаемые королем франков графы. Вследствие этой перемены и Карантания впредь уже зависела напрямую от короля франков, а не как прежде, через баварского герцога. После смерти Вальтунка в 788 году Карантанией правили князья Инго (судя по имени, он мог быть не славянином, но немцем) и словенцы Прибислав, Семика (с 795 по 800) и Стоймир – до своей кончины в 810 году.
В 791 году франки начали войну с аварским каганатом, с тем чтобы его окончательно добить. В походе против своих былых поработителей участвовали и хорутане. Но одного похода оказалось недостаточно для окончательного разгрома каганата. Последовали новые кампании, в которых также участвовали словенцы. В походе, состоявшемся в 795 году, отличился князь не зависевшей от Карантании Крайны по имени Войномир. Его дружина вместе с войском, которым командовал герцог Фриули Эйрик, напала на столичный хринг аваров, расположенный близ современной Тимишоары, одолела противника и разграбила хранившиеся там сокровища, часть которых Войномир увез в свою страну. Смертельный удар по каганату был нанесен в 798 году, после чего он прекратил свое существование, и власть князя Карантании распространилась на западную Паннониию. Оставшиеся там авары были поселены близ римского города Саварии (Сомбатхей) на западе современной Венгрии. Правивший ими каган, признавая себя вассалом императора Карла, в 805 году принял крещение. Вслед за ним крестился и подвластный ему народ, к тому времени практически ассимилированный словенцами.
В начале IX века уже значительное большинство населения Карантании исповедовало христианство
В 798 году Арн посетил Рим, где папа Лев III пожаловал ему титул архиепископа и митрополита Баварии, с включением в его диоцез Карантании и Паннонии. С этих пор христианская миссия среди остававшихся еще язычниками хорутан стала более интенсивной, так что в начале IX века уже значительное большинство населения Карантании исповедовало христианство. Среди их соплеменников, обитавших в Крайне, оставалось еще много язычников, хотя их князь Войномир, правивший до своей кончины в 810 году, был христианином.