А планета полетит себе дальше...

Мы все, с разной степенью интенсивности и вовлеченности в процесс, ищем смысл жизни. И, зачастую не отдавая себе отчета, – смысл смерти. Замыкается ли этот смысл на здешнюю реальность – или есть «что-то» за ее пределами? «Что-то», чего мы пока представить себе и прочувствовать не можем? Окружающий конечный земной мир слишком неустойчив, переменчив, скуп на счастье и скор на боль. Ясное солнечное небо через минуту заволакивают тучи, и начинается пронизывающая метель. И так – во всем. Есть ли что-то постоянное, незыблемое в этом мирке, именуемым «планета Земля»? В каких уголках его искать? Где встретить?

Главная встреча жизни

Мне сейчас 52 года. Живу больше полувека, большая, можно сказать, часть жизни прожита. Что осталось позади? Рождение в этот чудесный мир, счастливое детство с любимыми мамой и папой, шалости детского сада, веселые годы обычной советской школы, радостное студенчество в лихие 1990-е, первая любовь... Свадьба на следующий день после защиты диплома в институте. Начало семейной жизни с любимой женщиной, появление на свет нашего с женой продолжения – доченьки Настеньки. Родной, верный друг Валера, друг всей жизни, наша дружба – ровесница моей свадьбы.

Разные места службы, в том числе любимой, смена рабочих активностей, начальников. Совершенствование трудовых навыков. Серьезное увлечение гитарой, собственные песни, стихи, эссе, рассказы.

А еще – болезни, травмы, больницы, операции, выздоровления. Насыщенные заботами будни. Обычная земная жизнь, как у всех. Но я счастлив, что в череде этих будней, этих сменявшихся картинок за окном поезда, несущего меня к старости, в 1990-е я встретил Господа и Владыку моего Иисуса Христа. Через боль, через страдания, мучительные поиски истины я обрел в Нем опору всей своей жизни. И опираюсь на Него, возлюбленного моего Иисуса, до сих пор.

Смысл жизни и смерти

Что же теперь, в 2025-м? За спиной – 30 лет счастливого брака, выросшая лапочка-дочка, умняшка-зайка-внучка. Любимая работа в Православной Церкви, рядом с храмом. И все эти прекрасные годы со мной – Христос. Великое Счастье, великая Радость, которую не передать земными словами. Господь шел и идет со мною рука об руку, встречая каждым днем и провожая каждой ночью. Иного пути, как со Христом, я не мыслю.

Во Христе становится понятным смысл жизни и смысл смерти. Смысл этот заключается в том, что жизнь человеческая, раз начавшись, не имеет конца. Смерть – не фатальный топор, рубящий с плеча голову красавицы-жизни. Смерть – лишь пограничная застава, почтовая станция, на которой нужно будет поменять лошадей, чтобы путешествовать дальше. Христос победил смерть Своим живоносным Воскресением из мертвых, открыл человечеству врата Царства Небесного, в которое может войти любой, возлюбивший Господа и Царство Его.

Да будут светильники ваши горящи

«‟Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи” (Лк. 12, 35). Надо быть готовым на всякий час: не знать, когда придет Господь – или для последнего Суда, или для взятия тебя отсюда, что для тебя все одно. Смерть все решает; за нею итог жизни; и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе стяжал – блага участь твоя; злое – зла. Это так верно, как верно то, что ты существуешь. И решиться все это может сию минуту, – вот в эту самую, в которую ты читаешь эти строки, и затем – всему конец: наложится печать на твое бытие, которой никто уже снять не сможет.

Есть о чем подумать! Но надивиться нельзя, как мало об этом думается. Что за тайна деется над нами! Все мы знаем, что вот-вот – смерть, что избежать ее нельзя, а между тем совсем почти никто о ней не думает; а она придет внезапно и схватит. И то еще… когда даже схватывает смертная болезнь, все не думается, что конец пришел. Пусть решат это психологи с ученой стороны; с нравственной же нельзя не видеть здесь непонятного самопрельщения, чуждого только внимающим себе» (святитель Феофан Затворник).

И я когда-то сойду на полустанке…

Каждый день приносит вести о чьих-то, часто безвременных, смертях. Уходят молодые, полные сил и здоровья, женатые, замужние, имеющие малых детей, интересную работу, друзей, хобби – одним словом, живущие обычной человеческой жизнью. Неужели все они исчезают навсегда? Неужели их неповторимая личность навеки сливается с аморфным «ничто»? Не верится в это! Слишком бесчеловечно...

И я ведь когда-то сойду на полустанке, а планета полетит себе дальше, вращая добрых и злых, сильных и слабых, богатых и бедных, верующих и неверующих. Только меня не будет среди катающихся на этой небесной карусели. Улетят с планетой моя семья, мои друзья, работа, дом, хлопоты, суета, еда, сон, развлечения – все, как у всех людей. Только меня это уже не будет касаться.

Я иду к Тебе, Господи, я всю жизнь свою на маленькой голубой планете искал Тебя, скучал по Тебе, ждал встречи с Тобой

Предметом моего интереса отныне станет другой мир, несоразмерно более обширный, чем мир здешний. В этом мире я узнаю, быть может, знакомых, а может, все обитатели этого мира будут моими знакомыми. Друзьями. Родными. Самыми близкими людьми. И эта семья, с радостью принявшая меня, останется со мною навсегда. Навечно. Не за какие-то мои особые заслуги, добрые дела, которых у меня никогда не было. А лишь по милосердию и человеколюбию нашего общего Небесного Отца, сказавшего: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37) – то есть ищущего Меня, идущего ко Мне – не прогоню.

А я иду к Тебе, Господи, я всю жизнь свою на маленькой голубой планете искал Тебя, скучал по Тебе, ждал встречи с Тобой. Не прогони меня, по слову Твоему, ибо я весь – Твой. Я – Твое имущество, Твоя законная собственность, Твоя кисточка, которой Ты рисовал мир и вписывал меня в жизни многих людей, которых сделал моими спутниками. Я – раб Твой, раб скверный, да верный.

Только в этом мире по-настоящему откроется, любил ли я, когда жил на Земле, или мне казалось, что любил? Добро ли сеял – или рассыпал бездумно, напрасно минутки свои? Помогал ли ближним, чем мог, миловал, покоил их – или потратил жизнь на фантики, на пустышки?

Страшно предстать пред Владыкой неготовым к встрече с Ним. Так что, пока Он продлевает мое земное странствование, поспешу найти Его среди шума и суеты здешнего мира. Найти, чтобы никогда не разлучаться.

Что Земля? Пар. Что Время? Миг. Что жизнь земная? Сон. Что любовь? Вечность...

Артемий Слёзкин

1 января 2026 г.

Комментарии
Александр24 января 2026, 08:48
Игорь Ковалев 13 января 2026, 11:20. С чего вы взяли что я смиренномудрый. В чём проявилось мнимое вам смиренномудрие? Повторю ещё раз, идеал спасения есть идеал обожения, и путь к нему есть стяжание Духа, стяжание воскресения. Путь проникновения в тайны бытия большей частью проходит не через изучение творений великих мыслителей и отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны, потому что Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Вздумали идти ложным путём, не тяните за собой малое стадо.
Галина И.17 января 2026, 14:45
Христианство-это Откровение о любви, какой еще не знал мир. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". Осн. заповеди заключаются в любви к Богу и ближним, в т.ч. мужа к жене и жены к мужу. Но вся суть в том, что во времена земной жизни И.Х. было несколько "глаголов любви", и при переводе Евангелия оттенки их лексических значений утерялись. Следует различать любовь- агапе в ее высоком значении от любви филео (привязанность, дружба), от любви сторгос (детско- родительской) и от любви эрос (сексуальной, страстной). "Любовь, будучи укоренена в Боге, обладает божественной силой, роднит человека с Богом, побеждает зло, приносит людям блаженство" (архиеп.Мих.(Мудьюгин).
Игорь Ковалев16 января 2026, 12:29
Иоанна_/) " когда возникает недоумение из-за разного понимания святыми отцами тех или иных вопросов"//А где вы увидели разное понимание св. Отцами этого вопроса??? Это у вас возникает недоумение по причине непонимания вопроса любви.У св. Отцов в этом вопросе , как раз консенсус патрум. Кстати,я ссылаюсь постоянно,практически по всем вопросам на свт. Игнатия,не только потому что мне нравятся его творения, его стиль, но и потому что его работы проверены временем, потому что за последние 150 лет все св. Отцы и старцы рекомендовали его читать и НИКТО не указывал на какие-то его ошибки, в том числе и в вопросе любви, что подтверждает правильность его слов.
Игорь Ковалев16 января 2026, 11:58
Иоанна_,Алла//Надо понимать,что мы падшие люди,у нас всё существо,все чувства,даже добрые,смешаны со злом. Отделить их нельзя,можно только насадить новые,духовные,христианские чувства,евангельское добро. Соответственно и в естественной любви смешаны добрые чувства со злыми,страстными.Любящий такой любовью, может и пожертвовать жизнью ради любимого,и сделать ему зло из ревности,эгоизма или вообще отречься,когда пройдёт разгорячение крови.У нас,по статистике 80% разводов. Люди бросают свою вторую половину,даже вместе с детьми и хорошо если потом не ненавидят друг друга. А сколько случаев домашнего насилия,есть даже поговорка:"бьёт значит любит".Как такая любовь может быть угодна Богу???
Игорь Ковалев15 января 2026, 23:44
Иоанна_, Алла//Свт. Иоанн Златоуст: «Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей»
Игорь Ковалев15 января 2026, 23:41
Иоанна_, Алла//Продолжение. О. Флавиан:"Был у меня в духовнической практике случай: приходит ко мне одна молодая женщина и говорит: «Батюшка! Есть один мужчина, я его так люблю, так люблю! А он любит другую женщину! Я решила — её убью, его убью, а потом себя убью!» — а глаза у неё прямо синим огнём горят! Еле отговорил… Разве такая «любовь» от Бога? Бога, Который умер Сам, чтобы жили мы?" Свт.Григорий Палама : «…проникший и умножившийся грех не потушил в каждом из нас любви к добру, словно ничем не опасную для него; однако, любовь к ближнему, как сущую главу всех добродетелей, он сдробил и испортил и привел в негодность».
Игорь Ковалев15 января 2026, 23:37
Иоанна_,Алла//Современный священник о любви. О. Флавиан:"Кстати, о «синдроме Кармен» — эмоционально-эротическая зависимость от объекта вожделения является одной из самых сильных страстей, источником неисчислимых страданий и преступлений, как бы её ни романтизировала литература и другие виды искусства. Особенно когда она угнетает душу зависимого от этой страсти в союзе ещё и с его уязвлённой гордыней, тщеславием, завистью и другими «душемучителями». Вспоминайте вышеприведённое евангельское определение Любви и тестируйте им все чувства и желания, которые пытаются овладеть вашим сердцем под «брендом» любви,и тогда вы избежите того состояния души, которое Церковь именует страданием — «страстью»
Игорь Ковалев15 января 2026, 19:23
Алла//Если Господь, апостолы и св. Отцы призывают нас приобретать духовную любовь, которая есть " совокупность совершенства" и даже говорят, что кто её не имеет , тот " медь звенящая" , по словам апостола, а естественная любовь погашает духовную и иметь ту и другую НЕВОЗМОЖНО!,то ОЧЕНЬ ЛОГИЧНО заглушать, "умерщвлять" естественную любовь и развивать духовную.Не находите??? В этом вопросе как раз полное согласие Господа, Апостола, св. Отцов, в том числе свт. Игнатия.И вопрос этот относится к двум главным заповедям, это не какой-то третьестепенный вопрос , по которому возможны различные мнения св. Отцов.Это важнейший вопрос в аскетике: как достичь " совокупности совершенства", т.е любви!
Игорь Ковалев15 января 2026, 19:03
Алла//Есть физическое влечение ко второй половине,есть сходность или симпатия характеров,есть и любовь естественная,которую "надо умертвить" и есть духовная,которую надо развивать и которая погашает или вытесняет естественную.Про духовную любовь написано в Писании,"любовь есть совокупность совершенства",-говорит апостол и перечисляет её признаки.Тоже самое пишут Иоанн Лествичник,Исаак Сирин,Игнатий Брянчанинов,Никон Воробьёв.К такой любви призывает Сам Христос,давая нам две главные заповеди о любви к Богу и ближнему.Вам этого мало?Причём,"кто думает,что имеет ту и другую любовь,сам себя обольщает"-говорит И.Лествичник.Просто почитайте,разберитесь в этом вопросе, приложите к своим чувствам.
Игорь Ковалев15 января 2026, 18:45
Алла//Согласие Отцов важно не только в догматике,но и в других вопросах духовной жизни, например в аскетике. Нарушение в догматике- это ересь, а нарушение в аскетике- прелесть. И первое,и второе пагубно для духовной жизни и спасения.Пример,католики, которые , вопреки запрещению св. Отцов, принимают видения, голоса, представляют образы на молитве, а это явная прелесть. Причём, многие западные святые, как называл их свт. Игнатий "западные сумасшедшие",были в этой прелести. Насчет ложных мнений в догматике пр. Осипова я знаю, причём он притягивает за уши и даже искажает слова св. Отцов по этому вопросу. Но по аскетике он говорит согласно со св. Отцами, поэтому и привожу иногда его слова.
Иоанна_15 января 2026, 12:34
Да, Алла, вы правы: когда возникает недоумение из-за разного понимания святыми отцами тех или иных вопросов, так и нужно это воспринимать: таково мнение святителя Игнатия или святителя Феофана или святителя Григория или блаженного Августина по данному вопросу. Всё, этого достаточно! В нашей Церкви существование разных точек зрения по не догматическим вопросам допускается. Можно читать не святителя Игнатия, а "Авву Дорофея", Добротолюбие для мирян, преп. Паисия - сейчас столько всего издано, что каждый найдёт своего автора. Если есть духовник - хорошо бы с ним посоветоваться, кто лучше подходит для моего духовного уровня. И как мне правильно применять опыт святых отцов в своей духовной жизни.
Игорь Ковалев14 января 2026, 14:59
Иоанна_//Надеюсь вы со своим духовником разберете вопрос о естественной любви, а заодно и о добре падшего естества, т.к. такая любовь и такое добро развивают нашего ветхого человека, наше падение и исходят от нашего страстного сердца, от разгорячения крови и нервов, поэтому их действие похоже на душу. Кстати это до меня дошло только на днях , когда писал вам ответ в комментариях, поэтому отдельное вам СПАСИБО! за дискуссию.
Игорь Ковалев14 января 2026, 14:51
Иоанна_"После вашего высказывания о том,что священник плохо разбирается в аскетике(как я понимаю,по сравнению с вами"//Нет.По сравнению со свт. Игнатием и игуменом Никоном,которых я цитировал,и по сравнению с другими святыми,старцами и священниками,которые говорят,что надо ВСЕМ изучать свт.Игнатия.Мы того священника,вообще не знаем,может он либерал и любитель Шмемана,а словам свт.Игнатия он противоречил.А как писал Никон Воробьёв:"Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни,–кто бы он ни был– архиерей ли,профессор богословия, монах или священник....Лучше не слушай и не читай таких,"
Иоанна_14 января 2026, 11:17
После вашего высказывания о том, что священник плохо разбирается с аскетике (как я понимаю, по сравнению с вами, Игорь Ковалёв), продолжать эту дискуссию определённо не стоило. Признаю, что это было полной глупостью с моей стороны.
Алла14 января 2026, 02:50
Игорь Ковалев, супруги принадлежат друг другу, это буквально в Библии написано. Или что это такое прилепиться друг к другу, по-вашему? Почитайте для разнообразия не только монахов!
Игорь Ковалев13 января 2026, 20:20
Иоанна_//"А это для современного человека, воспитанного в безбожии, невозможно без духовного руководства. Это моё твёрдое убеждение"//Св. Отцы говорят другое и своей жизнью ДОКАЗАЛИ, что можно достичь даже духовного совершенства,руководствуясь в основном книгами! (Паисий Величковский, Игнатий Брянчанинов,Никон Воробьёв)Причём игумен Никон жил в более богоборческое время,чем последние годы СССР, когда за веру можно было и жизнью поплатиться. А у вас твердое убеждение в обратном. У меня даже слов нет. Не знаю , как это назвать, чтобы вас не обидеть. Вы , вообще , понимаете, кто они и кто вы? И какую надо иметь гордость ,чтобы явно противоречить св. Отцам, и в этом вопросе и в вопросе любви?
Игорь Ковалев13 января 2026, 20:02
Иоанна_//"В семье естественная любовь преображается и направляется ко благу"//Это ваши фантазии,которые противоречат словам св. Отцов. Причем здесь таинство брака, если речь идёт о естественной любви ко всем родственникам( родителям, детям, супругам) и умертвить надо не "всё , что связывает супругов", а только естественную любовь?Зачем перевирать, уходить куда-то в сторону?Как применять , св. Отцы тоже описывают,просто надо применять,следуя их советам,а не отвергать,не понимая вопроса.Что же вы ,так ратуя за руководство, не спросите совета по этому вопросу у своего духовника???Или у вас руководство только на словах?Как я вижу многие , имея духовников,не понимают основных духовных вопросов.
Алла13 января 2026, 17:15
Игорь Ковалев, Согласие Отцов - это изложенное в Символе Веры. Или, например, учение о вечности адских мук, которое разделяют все отцы, кроме буквально пары, вроде Григория Нисского. Кстати, упомянутый вами в качестве авторитета профессор Осипов отрицает вечность адских мук, то есть сам же противоречит Консенсус Патрум. Те вопросы, которые вы тут обсуждаете, не являются догматическими, а являются мнением святителя Игнатия. Понятное дело, поскольку он святой, то мнение его уважаемо, не из тех, от которых можно просто отмахнуться. И тем не менее, это мнение, а не догма.
Игорь Ковалев13 января 2026, 11:20
Александр//"Храню молчание за смирение. Простите меня грешного, если сможете"// прп. Варсонофий Великий: «Смиренномудрый не должен высказывать свое смирение на словах; смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою – тщеславие». Прп. Симеон Новый Богослов: « Истинное смирение не выказывает себя и не говорит смиренных слов...».
Иоанна_13 января 2026, 11:20
/При естественной любви человек считает,что объект любви принадлежит ему, отсюда эгоизм и ревность.Как это всё может быть угодно Богу?// В семье естественная любовь преображается и направляется ко благу, получая благословение Церкви В ТАИНСТВЕ БРАКА. Почитайте чинопоследование этого таинства, там не говорится, что надо изжить и умертвить всё, что связывает супругов, оставить одну духовную любовь! И дело не в том, чтобы набрать как можно больше цитат, а в том, чтобы правильно применять их к своей жизни. А это для современного человека, воспитанного в безбожии, невозможно без духовного руководства. Это моё твёрдое убеждение. Не хотите - не соглашайтесь, но вы идёте по тонкому льду. У меня всё.
Александр13 января 2026, 03:52
Иоанна_12 января 2026, 11:35. Вашим ответом шокирован. Пласт материала настолько велик, что разжёвывать его комментариями в 700 знаков не собираюсь. Храню молчание за смирение. Простите меня грешного, если сможете.
Игорь Ковалев13 января 2026, 00:03
Галина И.//"Заповеди Христовы можно исполнить только в смирении,кот. весьма далеко от вас"//Хорошо,что вы достигли смирения и можете спокойно других обличать в его отсутствии.А насчет исполнения заповедей,опять вы ошибаетесь.Заповеди должны стараться исполнять все,находящиеся и в гордости, и в смирении,а вот уже исполнение заповедей приводит к смирению,потому что мы либо вообще не можем их выполнить,либо выполняем не чисто,что и показывает нашу немощь.Похоже,что вы достигли не только смирения,но и прозорливости,раз знаете, что я "спешно провожу исследование отдельных трудов св.отцов".А то,что я лучше знаю какие-то вопросы,чем вы,так надо свт.Игнатия изучать,а не Шмемана.
Игорь Ковалев12 января 2026, 20:38
Александр, Иоанна//Продолжение:"Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал; но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей, и не имеющую смрадной влаги тщеславия, ибо любящие влагу растения не могут приносить плода в сухих и безводных местах.(прп. Иоанн Лествичник)
Игорь Ковалев12 января 2026, 20:36
Александр, Иоанна//О совершенстве."Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь» (2Кор.6:17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это – победные почести иноков и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира? Должно исследовать, почему живущие в мире, и пребывающие в бдениях, в постах и злострадании, когда, по удалении из мира, приступают к монашескому житию, как к месту испытания и подвижническому поприщу, не проходят уже прежнего своего подвига, ложного и притворного."(прп. Иоанн Лествичник)
Галина И.12 января 2026, 16:09
Игорь Ковалев 12 января,14:36. Заповеди Христовы можно исполнить только в смирении, кот. весьма далеко от вас, судя по дебатам. И вместо "опыта познания своей немощи" вами на-гора, как в каменоломне, выдается опыт своего духовного превосходства в обсуждаемой теме. И именно с целью утверждения своей духовной значимости вы спешно проводите исследование отдельных трудов св. отцов -не судеб Божиих,- а также манипулирование их цитатами. "В Писании и бесы говорили истину"? Нет-нет. Правда в злом духе-от дьявола, и это не истина. Истину бесы ненавидят и боятся, "Истина в Иисусе", Истина- Христос. Мы все грешники, но нельзя же так заблуждительно уважать одного себя. До свидания, всего вам доброго.
Игорь Ковалев12 января 2026, 14:36
Галина И./"какой может быть личный духовный опыт в подражании монашескому подвигу св.отцов"/Подражать монашескому подвигу св.Отцов-это безумие,а вот опыт познания своей немощи есть у всех,кто пытается исполнять заповеди Христовы.По поводу цитат,в Православии так принято, приводить цитаты св. Отцов в подтверждение какого-то мнения,иначе наши слова ничего не стоят.Это никакая не манипуляция,а логичное действие.Не к месту часто вы приводите цитаты, например ещё раз вам говорю,что я даже не заикался про судьбы Божии и их исследование,вы видимо смысл этих слов не понимаете. Говоря:Господь Иисус Христос,я говорю истину?Эта истина как то зависит от моего состояния?В Писании и бесы говорили истину.
Игорь Ковалев12 января 2026, 14:15
Иоанна_//По поводу достижения совершенства. В миру это не возможно. Монашество не обязательно принимать, но из мира надо выйти точно, например, как Мария Египетская или , как минимум,одному, без семьи подвизаться где-нибудь в глухой деревне, минимизировав общение с миром.Иначе не очистишься от страстей и не достигнешь совершенства.В аскетических творениях все св. Отцы об этом пишут. Как говорил свт. Феофан Затворник: мир - это ходячие страсти в лицах и вращаясь между ними нельзя не заразится. (своими словами, по памяти)
Игорь Ковалев12 января 2026, 14:04
Иоанна_//Продолжение. Поэтому надо стараться не развивать естественную любовь , а развивать духовную, которая постепенно вытесняет естественную.Как пишет Никон Воробьёв ,духовная любовь - вершина совершенства и редко кем достигается,поэтому надо делать доступные нам дела любви и развивать мысль ,что любимые принадлежат не нам,а Богу.Почитайте у Никона Воробьёва про любовь,он пишет то же самое,что и свт. Игнатий только проще.А насчет священника, то они тоже могут ошибаться и как я понял с аскетикой он знаком был плохо и утверждал, что мирянам не надо читать свт. Игнатия,а это противоречит словам святых Отцов,старцев и других священников.
Игорь Ковалев12 января 2026, 13:50
Иоанна_//Продолжение. Естественная любовь непостоянна,как говорит пословица:"от любви до ненависти один шаг".Сильное влечение, если оно безответно иногда доводит до самоубийства или убийства любимого,т. е. человек под влиянием естественной любви,под влиянием разгорячения крови и нервов способен на безумные поступки. Как же это не страсть? По действию аналогична ненависти,гневу, когда человек теряет голову от страсти,только в такой любви смешаны добрые чувства со злыми. При естественной любви человек считает,что объект любви принадлежит ему,отсюда эгоизм и ревность,что есть грех.Как это всё может быть угодно Богу???
Игорь Ковалев12 января 2026, 13:33
Иоанна_/"Зачем вообще вступать в брак, если иметь целью "умертвить" эту естественную любовь?"//По немощи нашей. Ведь и Господь говорит: "Кто может вместить, тот пусть вместит" и апостол:"Хорошо человеку не касаться женщины" и " Желаю, чтобы все люди были, как и я". Естественная любовь - это достояние нашего падшего естества, она аналогична добру падшего естества, которое тоже нельзя делать, чтобы не развить своё падение."Кто во Христе, тот новая тварь" и "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления."Соответственно наши чувства и поступки от разгорячения плоти и крови не угодны Богу.В христианине, обновленном Святым Духом должно быть всё новое.
Иоанна_12 января 2026, 11:35
Александру. Святитель Игнатий действительно считал, что совершенство доступно только в монашестве (тогда как спастись может каждый). Но это только его мнение, не знаю, есть ли что-то подобное у других отцов, не интересовалась, но точно, что это мнение у святых отцов не преобладает. Согласие отцов здесь отсутствует, так как согласие отцов требуется по основополагающим, догматическим вопросам. Данный вопрос к таковым не относится.
Иоанна_12 января 2026, 09:00
/С каких это пор исполнение заповедей и борьба со страстями могут разрушить семью??// Естественная любовь к своей жене/мужу и детям не является страстью! Конечно, мы должны во всём избегать чрезмерности, но сама по себе эта любовь не греховна. Зачем вообще вступать в брак, если иметь целью "умертвить" эту естественную любовь? Понятно же, что одинокому это сделать легче! Что касается дискуссии, которая была здесь несколько лет назад, то в ней участвовал и священник, который указывал вам, что вы НЕПРАВИЛЬНО понимаете святителя Игнатия в данном вопросе.
Игорь Ковалев11 января 2026, 22:01
Александр//"...С чего вы взяли, что слово СОВЕРШЕННЫЙ относится к монахам? К совершенству призваны все люди. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»...Значит и достичь его могут все без исключения люди,не важно,монахи они или миряне."/Призваны то все,но Господь указал условие для достижения совершенства:"продай имение своё",т. е. надо отказаться от имущества,а если продать имение,то надо идти в монастырь.Много вы знаете мирян ,достигших христианского совершенства и прославленных Церковью?-Все монахи!Об этом и И.Лествичник пишет.Поэтому не надо пытаться прыгнуть выше головы,чтобы не повредиться физически и психически.У мирян своё совершенство,свой возможный уровень,у монахов свой.
Игорь Ковалев11 января 2026, 20:32
Галина И.//"не пора ли вам остановиться, сойти со своего мысленного пьедестала и перестать указующим перстом всех поучать, а заодно и оскорблять?"//И кого это я и чем оскорбил?Переходить на личности и унизить оппонента пытаетесь вы, причем постоянно, когда приводишь вам цитаты св. Отцов , указывающие на ваши ошибки. Я стараюсь не своё мнение приводить, а мнение св. Отцов с цитатами, если вы не заметили. А если вам не нравится тон поучений свт. Игнатия,а он пастырь Божий, то значит вам мешает их принять гордость. В ином случае , христианин с радостью принял бы учение , которое исправляет его неправильное мнение.
Игорь Ковалев11 января 2026, 20:16
Александр//Миряне стать совершенными не могут!!!Невозможно в постоянном общении с другими страстными людьми,очиститься от страстей, невозможно в многозаботливости, в постоянном общении с семьёй,в рассеянии очистить ум и сердце. Если бы было иначе,то не надо бы было,желающим достичь совершенства,уходить в монастыри,пустыни,леса из мира.И читать св.Отцов,а соответственно и стремиться надо к добродетелям,которые соответствуют нашему положению.Мирянам ,написанное для мирян.Об этом пишет свт.Игнатий.Иначе будешь в мечтательности и станешь стремиться к высоким духовным состояниям,описанным монахами-отшельниками,которых просто невозможно достичь в миру.Как мне кажется,с вами это и случилось.
Галина И.11 января 2026, 20:14
Простите, доп.во избежание разночтений. Опять наш любимый свт.Игнатий (Брянчанинов): "Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» (Ин.17:17).Истина есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром...Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами". Слава Богу!
Игорь Ковалев11 января 2026, 19:52
Александр//Вы два изречения Христа собрали в одно и получилось у вас абсурдное, радикальное христианство. Понятно, что Христос зовет идти за собой всех, вот только имение продавать надо монахам, а не мирянам. А по вашему получается, что все должны продать имение. К чему вы и меня призывали. Вы предлагаете семейным выгонять жену и детей на улицу, продавать имение, а самому идти бомжевать??? Оригинальное у вас понимание следования за Христом. Ещё пытаетесь мне доказать, что я неправильно понимаю Писание и св. Отцов. Вы, который даже не понимает, что написал абсурд.
Галина И.11 января 2026, 19:38
Игорь Ковалев 10 января, 19:09. Игорь, не смешите, какой может быть личный духовный опыт в наши дни у простого мирянина в подражании монашескому подвигу св. отцов? Еще раз прочитайте свт. Игнатия (Брянчанинова) в моем комментарии от 9 января 17:27: "ИССЛЕДОВАНИЕ ИХ НАМ ВОСПРЕЩЕНО: ОНО БЫЛО БЫ ТРУДОМ ТЩЕТНЫМ, НАЧИНАНИЕМ ВЫСОКОМЕРНЫМ И ПРЕСТУПНЫМ". Поймите, ради Бога, что бесконечное цитирование св. отцов где надо и где не надо- это МАНИПУЛЯЦИЯ. Отцы-то все слышат и знают..."Истина не зависит от состояния человека, который её излагает"? О, какая прелесть... Истина излагается человеком только при содействии Святого Духа, Божьей благодати, в силу этого "все Писание богодухновенно". Все. Занавес.
Игорь Ковалев11 января 2026, 10:43
Иоанна_//"Но для этого нужно уметь и хотеть слушаться, а вот с этим могут быть проблемы... "//В том то и дело, не пойму , как вы будете слушаться духовника, если вы св. Отцов, прославленных учителей Церкви не слушаетесь?Для меня это вообще удивительно,приводишь слова св.Отцов и начинают спорить.Ну не знаете вы этот вопрос- изучите,не можете понять - спросите у того же духовника,а если и тогда не понятно,то просто примите на веру, со временем поймёте.Нет же начинают спорить,переходить на личности. Кстати, ещё нашёл замечательную цитату прп. Иоанна Лествичника:"Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит."
Александр11 января 2026, 08:22
...Очень жаль Игорь, что вы так и не поняли аскетическую проповедь святителя Игнатия Брянчанинова, а ваши препирания уводят вас с правильного пути всё дальше и дальше. Всего доброго.
Александр11 января 2026, 08:20
...С чего вы взяли, что слово СОВЕРШЕННЫЙ относится к монахам? К совершенству призваны все люди. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», говорит Христос в Нагорной проповеди, обращаясь не только к Своим современникам, но и ко всем христианам вообще. Значит и достичь его могут все без исключения люди, не важно, монахи они или миряне. Мирянин чаще, чем монах в монастыре, сталкивается с искушениями и соблазнами, но это не значит, что живущий в миру, не может спастись. Монашество появилось лишь в IV веке, но разве первые века христианства не дали миру сотни и тысячи святых? КАЖДЫЙ христианин призван к совершенству, КАЖДОМУ Бог дает достаточно благодатных сил чтобы его достигнуть...
Александр11 января 2026, 08:05
Игорь Ковалёв, не трактуйте Писание на свой лад — мудрование перстное вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, ПРОДАЙ ИМЕНИЕ ТВОЕ и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи И СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ» (Мф. 19:21). Иоанн Златоуст, говорит: «что заставило Иисуса Христа, и какую Он имел цель так отвечать юноше? Без сомнения, ту, чтобы постепенно вести юношу К СОВЕРШЕНСТВУ, отучить его от лести, отдалить от пристрастия ко всему земному и приблизить к Богу, возбудить в нем желание благ будущих и, наконец, научить его познанию истинного блага - источника и корня всех благ, и ему-то одному воздавать честь»...
Игорь Ковалев10 января 2026, 19:48
Алла //И ещё ,Иоанн Крестьянкин и Никон Воробьев-святые, просто ещё не прославлены в лике святых Церковью. Слушать вы можете кого хотите , но свт Игнатий излагает духовный закон о любви и он не зависит от его семейного положения и личного семейного опыта. Это учение Церкви , учение св. Отцов. К тому же св. Отцы( монахи) советы давали по семейной жизни людям , которые к ним приходили , не из личного опыта , а по внушению Святого Духа. Почитайте сколько семейных приходило за советом к Серафиму Саровскому, Оптинским старцам, Паисию Святогорцу и к тому же Иоанну Крестьяникину, который кстати, был прозорливцем.
Игорь Ковалев10 января 2026, 19:21
Уважаемый Антоний, вот и замечательно, что вы исповедуете свои грехи духовнику, никто вас и не просит их здесь исповедовать. Речь идёт не о мнимости или истинности ваших добродетелей, а о том , что нельзя о них рассказывать, это развивает тщеславие. Духовный закон, озвученный Самим Господом:добро надо делать в тайне, чтобы даже левая рука не знала, что делает правая..Спросите у своего духовника, правильно ли вы делаете, рассказывая о своих добродетелях.
Игорь Ковалев10 января 2026, 19:09
Галина И./А что вы знаете о моём духовном опыте,чтобы о нём судить?Истина не зависит,от состояния человека,который её излагает. Я и пытаюсь донести истину,в обсуждаемых вопросах,основываясь на мнении св.Отцов.Заметьте,что в данном случае я,кроме Антония,никому первый не писал.Иоанна,Алла,Александр и вы,начали сами со мной дискуссию,а когда я в ответ привожу цитаты св. Отцов в доказательство правильности моего мнения,вы начинаете меня обличать в многословии и т.д.Не должен ли христианин принять мнение, озвученное братом во Христе,если оно согласно с учением св.Отцов?Или мешает гордость?С цитатой вы опять не к месту.Я разве что-то говорил про судьбы Божии или пытался их исследовать????????
Игорь Ковалев10 января 2026, 18:45
Алла//Консенсус патрум - это согласие Отцов, по-русски. Т.е. практически все вопросы вероучения и духовной жизни, которые мы принимаем за истину, должны быть согласны с мнением, как минимум большинства св. Отцов.Свт. Игнатий , сам св. Отец, святитель, т.е. учитель Церкви, и как его называют, учитель покаяния и учитель современного монашества. И всё его учение СОГЛАСНО с учением большинства св. Отцов, на которых он и ссылается в своих работах. Так, что очевидно, что он излагает консенсус патрум,т. е. общее мнение св. Отцов. Вы , что имеете против? А утверждать, что свт. Игнатий не учил христианству есть хула на святого, поостерегитесь с такими заявлениями.
Игорь Ковалев10 января 2026, 18:31
Иоанна_ //"если в результате бездумного воплощения в жизнь всего того, что вы написали, разрушится семья,"//Во- первых, почему бездумного воплощения? Человеку свойственно сначала думать, а потом делать.Во-вторых,с каких это пор исполнение заповедей и борьба со страстями,т.е. действия,которые ведут к приобретению духовной любви,могут разрушить семью??? Наоборот,они размягчают сердце, ослабляют действия страстей,делают человека добрее.По вопросу духовной любви мы с вами начали спорить ещё лет 6-7 назад и вы до сих его не понимаете,а ведь это очень важно для духовной жизни.Почему бы вам не выяснить этот вопрос у духовника или он нужен только для того,чтобы благословиться поехать в отпуск?
Александр10 января 2026, 15:42
Игорь Ковалёв, с чего вы взяли, что совершенство — это только монашествующим, а для мирян всё закрыто? Да, отцы часто говорили: хоть с краюшку, да в раюшку, но всё же акцент ставили на стремление к совершенству и мирянам и монахам — всем. Они понимали замысел Творца о нас — «все да будут едино, как Мы», смысл и цель Церкви — бытие твари по образу Триединого Божества, спасение — это долг, а совершенство — призвание, спасенный — это раб Божий, а обоженный — друг Христов. Вы же, каждый Божий день, на молитве, просите: «сердце чисто созижди во мне, Боже», испрашивая Бога даровать сердечную чистоту, то есть начальное бесстрастие, исповедуете намерение стяжать святость и устремленность к обожению.
Александр10 января 2026, 14:46
Игорь Ковалёв, а вы не думаете, что вы сами подстраиваете Священное Писание под себя? Весь поданный вам материал - это труды святых отцов, цитаты которых вы любите приводить. На всё, чтобы не быть голословным, могу дать вам ссылки. Вам же не стоит выдумывать в адрес оппонентов не весть какие небылицы, это не красит вас, как православного христианина. Или вы протестант?
Галина И.10 января 2026, 12:19
Игорь Ковалев, не пора ли вам остановиться, сойти со своего мысленного пьедестала и перестать указующим перстом всех поучать, а заодно и оскорблять? "Каждый из нас за себя даст отчет Богу", и судим будет "каждый по делам своим". "Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле" (Пс.45,11). Кем превознесен? Да народом, простыми людьми. Как превознесен? Любовью к Богу и к ближним, добрыми делами, хвалою, песнопением и благодарением! "Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена!" "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея!"
Антоний 9 января 2026, 22:56
Уважаемый Игорь Ковалев, грехи я исповедаю духовнику перед каждой Литургией. Вы не мой духовник. А мнимость или истинность добродетелей всех и каждого пусть оценит Бог, Народ и Родина. Мне же скрывать нечего. С Рождеством Христовым, братья и сестры, Божией Вам помощи и благословения!
Игорь Ковалев 9 января 2026, 18:32
Александр//"Хочешь идти за Мной, продай имение твоё (Мф. 19:21)."//Господь такого не говорил, это ваши выдумки..Вы взяли два разных изречения Христа и объединили в одно."Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой"(Мы. 16:24) и "Если хочешь быть совершенным,пойди, продай имение твое" (Мф. 19:21)Это если хочешь быть совершенным,т.е. монахом,то продай имение,а остальным апостол говорит: "так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;..и покупающие,как не приобретающие;и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего."(1 Кор. 7:29).Внимательно изучайте Писание и св. Отцов,а то у вас винегрет в голове.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 18:13
Александр//Вам напомню, что для спасения нужна вера во Христа и крещение."Кто будет веровать и креститься,спасен будет"(Мк. 16:16)А так как "вера без дел мертва" по словам апостола,то мы должны исполнять заповеди Христовы.Умное делание, т.е.непрестанная молитва совсем не обязательное условие спасения,а является одной из апостольских заповедей,к которой надо стремиться:"Непрестанно молитесь"(1Фес. 5:16)К внутреннему перерождению приводит исполнение евангельских заповедей.И как уже вам писал - главное в духовной жизни СМИРЕНИЕ,к которому должны приводить все наши дела и подвиги:исполнение заповедей,и молитва(непрестанная в том числе),а уже за смирение Бог даёт благодать,что и есть обожение.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 17:58
Александр //Приобрести любовь можно только одним средством - очищая себя от страстей исполнением евангельских заповедей и борьбой со страстями.О чём вам уже писал с цитатами.Вы не понимаете,что такое евангельские заповеди,это не только внешнее хранение от грехов.Почитайте главу свт. Игнатия "О евангельских заповедях". Вот оттуда цитата:"Заповеди Евангелия возводят в непорочность,превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий ("кто любит Меня,тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его,и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.(Ин.14:23);соделав его храмом Божиим,поддерживают в этом благодатном, сверхъестественном состоянии(Ин.15:10)."
Галина И. 9 января 2026, 17:27
Игорь Ковалев, многословные поучения без личного пережитого опыта, непреодолимое желание доказать свое превосходство в познании трудов св.отцов (об истине и сказать боюсь) -это типичная глубокая страсть, духовная напасть. Вот слова того же свт. Игн. (Брянчанинова), как бы обращенные к вам: "Почему не дано нам огненных крыл древнего монашества, которыми оно с быстротою и силою перелетало через море страстей, как то было открыто одному из великих древних отцов? Это судьбы Божии, превышающие наше понятие; ИССЛЕДОВАНИЕ ИХ НАМ ВОСПРЕЩЕНО: оно было бы трудом тщетным, начинанием высокомерным и преступным".И конкретное дело любви и милосердия во славу Божию способно перекрыть все умные книжные речи.
Алла 9 января 2026, 16:47
Игорь Ковалев, Иоанн Крестьянкин и Никон Воробьев - не святые, как и вы. И уж точно я не собираюсь слушать мнение монаха о супружеской любви и о любви к детям. Почитайте, что такое Консенсус Патрум, и почему ваши цитаты к нему не могут относиться. У вас вместо христианства брянчианство.
Иоанна_ 9 января 2026, 15:55
Игорь Ковалёв, если в результате бездумного воплощения в жизнь всего того, что вы написали, разрушится семья, или не разрушится формально, но жена и дети будут чувствовать себя несчастными - тогда этот мирянин будет повинен в тяжком грехе. А духовник как раз и может поправить ситуацию, и не для того нужен духовник, чтобы объяснять всё Писание, а для того, чтобы вернуть на ровный путь того, кто уклонился в сторону. Иногда для этого духовнику достаточно сказать пару слов, но эти пара слов бесценны! Но для этого нужно уметь и хотеть слушаться, а вот с этим могут быть проблемы, так как вариться в собственном соку наедине с книжками намного удобнее. Всего доброго, больше отвечать не буду.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 13:41
Иоанна_//Продолжение:Свт.Игнатий Брянчанинов:"Евангелие отвергает любовь зависящую от движения крови,от чувств плотского сердца.Оно говорит: «Не мните,яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир,но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего,и дщерь на матерь свою,и невесту на свекровь свою.И врази человеку домашнии его»(Мф.10:34–36).него свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. «Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник" Решил всё-таки привести большие цитаты , раз уж речь в дискуссии идёт о любви.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 13:35
Иоанна_//А любовь между супругами,любовь к детям и внука...Богу УГОДНА и Им ПРИНИМАЕТСЯ.Несмотря на то,что она основана в том числе "на разгорячении нервов и крови"...в самой этой любви нет ничего греховного и богопротивного. "//Ошибаетесь! Свт. Игнатий Брянчанинов:"Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему,любовь во Христе. Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских. И какую может она иметь цену,когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа,а чрез несколько часов, при охлаждении крови,дает клятву,что не знает Его? (Мф.26:33, 35).
Игорь Ковалев 9 января 2026, 13:18
Галина И.//Есть два вида любви:естественная,которую вы описываете и духовная.Свт.Игнатий Брянчанинов о любви:"Слыша от Писания,что Бог наш огнь (Евр.12:29)что любовь есть огнь,и ощущая в себе огнь любви естественной,не подумай,чтоб этот огнь был один и тот же.Нет!эти огни враждебны между собою и погашаются один другим.«Служим благоугодно Богу с благоговением и страхом;ибо Бог наш огнь поядаяй есть»(Евр.12:28–29).Естественная любовь,любовь падшая,разгорячает кровь человека,приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность;любовь святая прохлаждает кровь,успокаивает и душу и тело,влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию,погружает его в упоение смирением и сладостью духовною"
Александр 9 января 2026, 13:11
Игорь Ковалёв, вам вопрос а вы чем собираетесь очищать сердце? Вам напомню, что нельзя спастись одним только исполнением евангельских заповедей. Цель человека - стяжать обожение, стремиться к совершенству, к внутреннему перерождению. Чего нельзя достичь без умного делания. Господь говорит: Хочешь идти за Мной, продай имение твоё (Мф. 19:21). Вы так можете? Если же нет, то не обольщайтесь, в вашем сердце живёт не Христос, а воздвигнутый кумир, а если так, то всё ваше внешнее исполнение заповедей теряет ценность и смысл.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 13:09
Иоанна_/Я считаю,что духовника иметь хорошо и полезно,но если Бог не дал духовника,то это не критично,тем более для мирян.Приводил вам цитаты св. Отцов об этом.Тем более у духовника можно только уточнить какой-то вопрос в духовной жизни и то если он сам это понимает.Мы же не послушники у старца,которые могли обсудить с ним все вопросы 24 часа в сутки и исповедовали ему даже помыслы.Мирянам духовник не будет объяснять ВСЕ вопросы духовной жизни,рассказывать ВСЁ учение св. Отцов,да это и физически невозможно.Поэтому надо в основном самим изучать Писание и творения св. Отцов,кстати этим занимаются и занимались все монахи,имеющие духовниками даже прозорливых старцев. (например в Оптиной пустыне)
Игорь Ковалев 9 января 2026, 12:46
Иоанна_//Самое главное развивать правильную любовь к Богу и ближнему- духовную, христианскую,а не естественную, плотскую. Не раз уже с вами вели дискуссию на эту тему. Прочитайте внимательно главы "О любви к Богу" и "О любви к ближнему" Игнатия Брянчанинова,а также выдержки о любви из писем Никона Воробьёва и наконец разберитесь в этом вопросе.Любовь духовная достигается одинаково ,что для отшельника,что для мирянина. В Писании апостол тоже самое,что и Исаак Сирин,пишет о любви:" Любовь есть совокупность совершенства.Любовь долготерпит,не завидует,не гордится..."(1 Кор. 13:4),т.е. любовь не поступает по страстям,она удел очистившихся от страстей(совершенных).И это написано для ВСЕХ христиан!
Игорь Ковалев 9 января 2026, 12:10
Александр//И ещё, новозаветные заповеди не просто требуют не грешить внешне, но и искореняют страсти,ведущие к этим грехам(например,"не убий"-в Евангелии :даже " не гневайся на брата своего"; "не прелюбодействуй"- в Евангелии: "не смотри с вожделением"; " не укради "- в Евангелии:" просящему у тебя дай" и т.д) Также исполнение заповедей Христовых ведёт к смирению,что главное в духовной жизни.Прп.Симеон Новый Богослов:"Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи", то есть смирению. За смирение же человек получает Благодать Святого Духа и этим соединяется с Богом, в чем и есть цель христианской жизни. "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. "( Иак. 4:6)
Игорь Ковалев 9 января 2026, 11:50
Александр//Продолжение:"Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей – в чем заключается все евангельское нравоучение – достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу:«аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15:10), сказал Спаситель.Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца,ума и тела."(Свт. Игнатий Брянчанинов) Прп.Исаак Сирин:«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви...если она не препобедила страстей." Понимаете, что говорит о любви Писание и св. Отцы???Очевидно,что неправильно понимаете Писание и св. Отцов вы, а не я.
Игорь Ковалев 9 января 2026, 11:40
Александр/:Свт.Игнатий Брянчанинов:"Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего.Он сказал:«Аще кто любит Мя,слово Мое соблюдет..Не любяй Мя словес Моих не соблюдает»(Ин.14:23–24).Ты хочешь научиться любви Божией? тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым делом,старайся обратить евангельские добродетели в навыки,в качества твои.Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого. «Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия:сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся,всяк путь неправды возненавидех»(Пс.118:127–128),говорит Пророк.Такое поведение необходимо для соблюдения верности к Богу.Верность – непременное условие любви"
Игорь Ковалев 9 января 2026, 11:34
Александр//"Вы же...призываете нас оставаться детьми ветхости."//Я призываю вас внимательно читать,что я пишу,если хотите вести дискуссию и внимательно читать Писание и св. Отцов, если хотите вести правильную духовную жизнь и спастись.Речь идёт про заповеди Христовы(я так и писал),а не только ветхозаветные,которые вы перечислили, неправильно поняв мой комментарий.Что исполнение заповедей есть признак любви к Богу и пребывание в этой любви сказал Сам Христос.(цитаты приведу позже).Вы видимо не знаете или не понимаете Евангельских заповедей?Интересно,а как вы собрались приобрести любовь к Богу и ближнему,не очистив сердце и ум от страстей исполнением заповедей и борьбой с этими страстями???
Галина И. 9 января 2026, 09:55
Проблема в том, как мы понимаем любовь к Богу. Консенсус Патрум- это то, что "не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас"(1Ин.4,10), а мы лишь отвечаем на Его любовь. Гимн любви- 1Кор 13. Божья любовь вечная и неизменная, наша любовь чувственная и изменчивая. Любовь- это акт воли, жертвенность и причастность Святому Духу. Хвалиться любовью к Богу и верностью Ему опасно: Бог может проверить нас в таких испытаниях, что будешь как "головешка из огня". Даже мы должны отвергнуть самых близких, если они встанут между нами и Богом (Лк 14,26). "Пойте Господу песнь новую! И пусть жизнь твоя не свидетельствует против языка твоего. Пойте голосом, пойте сердцем, пойте устами, пойте жизнью!" (Бл Августин).
Иоанна_ 9 января 2026, 09:45
Измерить свою любовь к Богу мы не можем, Игорь Ковалёв, но есть вектор направленности к Нему - это самое главное. Не имея духовника и не считая нужным его иметь, погружаться в глубины духовной жизни (а Исаак Сирин - это глубины) и применять советы древних отшельников к современной жизни - опасное занятие. А любовь между супругами, любовь к детям и внукам, о которой идёт речь в данной публикации, Богу УГОДНА и Им ПРИНИМАЕТСЯ. Несмотря на то, что она основана в том числе "на разгорячении нервов и крови". Если бы этой любви не было, люди не создавали бы семьи. Понятно, что одного этого недостаточно, но в самой этой любви нет ничего греховного и богопротивного.
Александр 9 января 2026, 07:56
...И язычники и атеисты, воспитанные с детства во внешней праведности, могут иметь врождённое смирение или кротость, могут не иметь склонности к пьянству или воровству. Отсюда можно сделать вывод: не отягощая душу грубым грехом, человек тем самым ещё не наследует Царствия нетления. Вы же понимая мысли Игнатия Брянчанинова и святых отцов на свой лад, призываете нас оставаться детьми ветхости.
Александр 9 января 2026, 07:55
Игорь Ковалёв: «признак настоящей любви и средство к её приобретению - исполнение заповедей Христовых и борьба со страстями. По словам Исаака Сирина другого способа нет». Сказанное вами ещё раз подтверждает, что учение Иисуса Христа, и до сей поры, остаётся многими всё так же непонимаемо. Исполняя лишь внешнее (не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою) необходимо ещё приступить к главному: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим (Мк. 12:30), ибо не делая того, что связано с духовным законом, с внутренним перерождением, вы не в состоянии будете возлюбить ближнего, как самого себя. Цель человека на земле не просто не грешить...
Игорь Ковалев 8 января 2026, 13:12
Алла//Продолжение:«Читайте святителя Игнатия, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам», - старец Иоанн (Крестьянкин). "Миллионный раз говорю: хочешь понять духовную жизнь и уяснить себе множество вопросов, связанных с ней, – читай, тщательно изучай творения епископа Игнатия (Брянчанинова), особенно его первый и второй тома" ( Игумен Никон Воробьëв) Вы , как раз из года в год продолжаете высказывать плотские, мирские , противоречащие духовной жизни и аскетике мнения.Не пора ли и вам последовать этому совету старцев?
Игорь Ковалев 8 января 2026, 13:04
Алла//Свт. Игнатий Брянчанинов, как говорит проф. Осипов,переложил более просто и доступно для нас учение древних св. Отцов и у него ВСЁ согласно с Писанием и св. Отцами, поэтому в его творениях , как раз и излагается консенсус патрум(общее мнение св. Отцов). Разногласия свт. Игнатия например со свт. Феофаном Затворником были незначительны,о природе ангелов и к духовной жизни никак не относятся. Сам же свт Феофан рекомендовал творения свт. Игнатия, говоря , что в остальном у того всё правильно. Также Оптинские старцы рекомендовали его читать, а один даже называл свт. Игнатия - " ангельский ум". Творения свт Игнатия рекомендовали игумен Никон Воробьёв и Иоанн Крестьянкин.
Игорь Ковалев 8 января 2026, 12:53
Иоанна_//Суть не в том, найдет статья своего читателя или нет,суть в том чтобы не навредить своей душе, не развить в себе страсти,в данном случае,тщеславие и этим не навредить читающим.И о какой любви к Богу вы говорите,так же как и автор???Если Исаак Сирин(цитату приводил ниже) пишет своему ученику,который подвизается в отшельничестве,в пустыне и приобрел непрестанную память о Боге,что он не может иметь любви к Богу,если не победил страстей и об этом не надо говорить,то как современные миряня имеют любовь к Богу?Просто удивительный прогресс в духовной жизни современных мирян по сравнению с древними отшельниками.Смотря на такое преуспеяние мирян,я прямо чувствую себя "хуже всякой твари".)))
Алла 8 января 2026, 00:03
Игорь Ковалев, а вы из года в год цитируете свт. Игнатия Брянчанинова, как будто он главный и непогрешимый святой. Его мнение далеко не всегда согласовывалось с другими святыми, это не Консенсус Патрум.
Иоанна_ 6 января 2026, 19:33
Рассказ о себе здесь не главное, для автора он лишь основа для отражения благодарности Богу, любви к Богу, стремления к Богу, и всё это выражено в поэтической форме, своего рода стихотворение в прозе. Подходить к такого рода текстам со строгой святоотеческой меркой не надо, это другой жанр. Который также имеет право на существование и найдёт своего читателя на православном сайте.
Игорь Ковалев 6 января 2026, 00:28
Иоанна_//Дело не в милых названиях детей и внуков, а в том что когда начинаешь о себе рассказывать, рассказываешь в основном хорошее и этим тщеславишься. Есть правило св. Отцов о себе не рассказывать, если не спросят, а если спрашивают,то ответить коротко.Цитировал проф. Осипова, так он даже на интервью не стал о своей жизни рассказывать, хотя его настойчиво спрашивали.Здесь же всю биографию автор изложил.Это рассказ не о пути к Богу, а о себе любимом.Кстати,как автор пришёл к Богу не описано, просто констатация факта, за то мы знаем как автор учился, женился, работал, писал эссе,болел, сколько у него хороших детей и внуков,какой у него счастливый брак и т.д.
Игорь Ковалев 6 января 2026, 00:10
Галина И .Так я тоже понимаю Антония, но уже не первый год, когда он в комментариях начинает перечислять свои добродетели, пытаюсь до него донести , что так делать нельзя.Это противоречит и Писанию , и св. Отцам. Просто неправильное духовное устроение,в котором и спастись то невозможно.Понятно, что у нас всех со смирением проблемы, но так откровенно хвалить себя и не замечать этого, это перебор.Надо же свои грехи рассматривать и оплакивать,оглядываясь на прожитую жизнь,как делали св. Отцы,а не восхищаться своими добродетелями..
Иоанна_ 5 января 2026, 11:56
Игорь Ковалёв, возможно, "лапочка-дочка" и "умняшка-зайка-внучка" - это перебор для православного автора, но вообще-то в том, чтобы рассказать о своём пути к Богу, нет ничего плохого.
Игорь Ковалев 5 января 2026, 11:04
Галина И.//"Да не будет наша любовь ко Христу только эмоциональной."//Правильно вы заметили,только это естественная,неправильная любовь, основанная на разгорячении нервов и крови.Такую любовь отвергает Бог,по словам свт.Игнатия Брянчанинова.Как опять же правильно вы заметили,признак настоящей любви и средство к её приобретению - исполнение заповедей Христовых и борьба со страстями.По словам Исаака Сирина другого способа нет.Также Иоанн Лествичник пишет,что "любовь и бесстрастие ...-это одно и тоже. "Получается,если человек утверждает,что любит Бога,то он либо любит Его неправильной любовью, либо победил страсти,что для современных мирян - фантастика.
Галина И . 5 января 2026, 08:13
P.S. Многие гордецы, но не все, конечно. Самоудовлетворение и само возвеличивание - это духовная, душевная болезнь, и от нее страдают не только интеллигентные, авторитетные люди, но и люди всех социальных слоев. Можно нам так же гордиться и надмеваться знанием духовного святоотеческого наследия, как бы ни мизерно было это знание; наличием духовного образования, своим служением и т.п. Все решает и определяет страх Божий и сравнение себя с евангельским, библейским стандартом нравственности. К сожалению, вот здесь- то и начинается хромота и слепота некоторых из нас,а может быть, и значительно многих. Библию не любят.
Галина И . 5 января 2026, 07:30
Игорь Ковалев. Ничего не имею против ув. мною Антония и Артемия, потому что они - православные христиане, и это много значит. Но я понимаю их, т.к. всю сознательную жизнь я жила, трудилась и общалась в сфере образованной интеллигенции, часто руководящих лиц. В этой среде осознание праведности от своих добродетелей и своего положения соседствует рука об руку с гордостью, самовозвеличием,самоудовлетворением, часто со спесивостью, а от этого очень трудно избавиться. Эта черта просто корнем врастает в души таких людей,т.к. они в силу своей работы имеют в обществе авторитет.Но в Боге нет людских авторитетов. Бог просто будет их круто изменять, если они будут сами каяться и стараться измениться.
Игорь Ковалев 4 января 2026, 21:15
Антоний//Такое ощущение, что вы св. Отцов не читаете. Господь спасает кающихся грешников, а не "праведников", рассказывающих о своих добродетелях. "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50) Зрение своего греха нужно(о чем мы и просим в молитвах великим постом), а не зрение своих мнимых добродетелей. Вы упорно продолжаете из года в год перечислять свои добродетели. Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Фарисей перечислял свои добродетели , а мытарь признавал себя грешником и просил помилования и больше угодил Богу , чем фарисей.
Игорь Ковалев 4 января 2026, 15:02
Вроде бы и хорошая статья,но коробит, что автор начал рассказывать свою биографию.Святые Отцы запрещают рассказывать о себе,потому что это развивает тщеславие.Проф. А. И. Осипов:"Хуже нет,когда о себе рассказываешь.Потому что,когда о себе рассказываешь,то кто я?Действительно, получается,что я — очень хороший.Все, что делал,—все хорошо."О любви к Богу тоже не стоит говорить("возлюбленного моего Иисуса")Прп.Исаак Сирин:«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви...если она не препобедила страстей.Ты же сказал,что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу;и в этом нет порядка.Кто говорит,что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу,о том не знаю,что он говорит."
Галина И. 4 января 2026, 08:18
Спасибо! Да не будет наша любовь ко Христу только эмоциональной. Господь сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди": "возлюби Господа Бога твоего.., возлюби ближнего твоего, как самого себя". С первой у нас все в порядке, говорить умеем. Со второй труднее. «Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай“, "не кради", "не лжесвидетельствуй“, "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сём слове: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим.13,9). Во Христе Иисусе есть "ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ"."Такая вера имеет великую силу– привлекает благодать Божию и может творить чудеса" (арх. Аверкий (Таушев). Всякая иная вера- интеллектуальная, и в ней нет силы Св. Духа.Поэтому не меняемся.
Антоний 4 января 2026, 00:56
Перед тем,как сойти с поезда времени, оглянемся назад: не зря жили. Честный путь пройден от школы до сего дня. Ни одной нетрудовой копейки, ни одного взыскания или штрафа, ни одной минуты не работали на противников Отечества, не передали Русь в 90-е, не побежали работать на Запад, не усилили его потенциал своими знаниями, но трудились на Руси и на благо Руси. Мы сойдем с поезда, но останутся наши труды, научные работы и, что важнее всего, тысячи студентов, которым даны знания, позволившие им состояться в жизни и усилить Русь. И получая от них,уже отцов и дедов, бесчисленные поздравления с Новым годом - со всех концов России и братских стран, осознаем ещё раз: честно жили, не зря.
Сергий 2 января 2026, 10:29
Да. Но и планета не будет летать вечно. И ей наступит срок. И будет новое небо и новая земля...
Евгений 1 января 2026, 18:12
Как все верно. Помилуй нас,Человеколюбче Христе,прими к Себе по смерти.
Иоанна_ 1 января 2026, 17:48
Очень хорошо! Проникновенно и вдохновляюще!
Михаил 1 января 2026, 09:11
Спасибо, брат, за прекрасную статью. Великолепно! Отличное начало года. Господи, спаси нас всех!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.