Время жизни течет стремительно, как горная река, увлекая за собой старых и молодых, больных и здоровых, богатых и неимущих, известных и безвестных. Все мы на этой земле подчинены неумолимому закону рождения, взросления, старения и умирания. Ни статус, ни слава, ни деньги, ни заслуги, ни награды – ничто земное не способно избавить нас от последнего часа нашего, часа начала путешествия в вечность.
1 ноября 2024 года похоронили моего папу. Ему было 76 лет. Рак мозга свел его в могилу за месяц. За это время он смог по-христиански подготовиться к встрече с Господом. Когда мы после компьютерной томографии узнали о не оставляющем надежды диагнозе, папу перевели в обычную больницу. В первый же вечер мы вызвали к больному священника. Отец Алексий приехал, пособоровал, исповедал и причастил папу.
Уходя, священник сказал мне: «Ну что, пора Виталию собирать чемоданы. Это милость Божия, что Он дает ему время подготовиться к отъезду»
Уходя, он сказал мне: «Ну что, пора Виталию собирать чемоданы. Это милость Божия, что Он дает ему время подготовиться к отъезду». Затем он пояснил: «Представь, тебе сообщили, что тебя срочно отправляют в командировку. Нет времени собраться, побоку все планы, все твои местные обязательства. Срочно, завтра нужно быть в Москве – и никаких отговорок! И вот так, без подготовки, впопыхах, ты едешь. Едешь, прямо скажем, в неизвестность.
И совсем другое дело, когда тебя предупреждают заранее: скажем, за неделю до отъезда. Ты спокойно закрываешь все текущие дела, собираешь нужные в дороге и на новом месте вещи, готовишь продукты в дорогу. Пакуешь чемоданы. И когда подходит час отъезда, ты спокойно едешь на вокзал и без нервов, собранный отправляешься в путь».
Смерть – штука неприятная. Однако неприятность ее возрастает в разы, если это смерть внезапная, мгновенная. Кто-то возразит: так наоборот, хорошо – без мучений, без страданий умереть. Так говорят те, кто не верит в Бога, в посмертное бытие и воздаяние за пройденный земной путь. Умереть внезапно – все равно, что быть отправленным в командировку без хоть какой-нибудь мало-мальски должной подготовки. Что ждет человека на новом месте? Разочарование? Боль? Ужас?
Да, Господь по милости Своей некоторым, как моему папе, посылает предсмертную болезнь. Есть время подготовиться к поездке, «собрать чемоданы». Как это? Примириться со всеми сродниками, друзьями и недругами. Вернуть долги, причем не только денежные: отпустить и простить все обиды, причиненные тебе, всякое косое слово, дело против тебя, самому попросить прощение за все. Щедро раздавать нуждающимся милостыню или попросить об этом родственников. По возможности часто исповедоваться и причащаться. Конечно, непрестанно, насколько позволяют обстоятельства, молиться, каяться в грехах, просить у Господа прощения, благодарить Его. И так, примиренный с Богом и со всем своим окружением, отойти в мир иной.
Но разве христианину обязательно нужно ждать предсмертную болезнь, чтобы «подготовить чемоданы»? А если у Господа иной план, если Он пошлет верующему внезапную, мгновенную смерть? Что, к слову, происходит сплошь и рядом. Ты вдруг совершенно нежданно для себя умираешь – и что тогда?
Думаю, что нам, христианам, в первую очередь нужно «жить на чемоданах», чтобы в любой момент быть готовыми встать и отправиться на «вокзал». То есть – быть готовым к смерти своей всегда, в любой час дня и ночи. А для этого нужно почаще приводить себе на память этот последний свой час.
Прекрасно сказал об этом преподобный Антоний Великий:
«Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимают душу, клонящуюся в пропасть погибели».
Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине
Что ж, лучше не скажешь. Будем же помнить «последняя своя» и жить сообразно этому. Как же? Каждый день молиться, каяться, подавать милостыню, часто исповедоваться и причащаться, сеять вокруг себя мир и любовь, прощать, терпеть, благодарить, благотворить. И тогда смерть не застанет нас врасплох. Как мудро сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине».
P.S. Прошу моих читателей помолиться о упокоении моего папы Виталия.