«Чисто женское дело»

Влюблённые. Художник: Кутилин Владимир Влюблённые. Художник: Кутилин Владимир

Эта история из 1990-х годов.

Тогда, будучи третьекурсницей, я приехала к родителям на зимние каникулы. Срок беременности был большой, всем сразу видно, что скоро стану мамой.

На улице встретилась соседка Лилия, мама приятельницы:

– Ничего себе, как же ты решилась? Как можно сейчас рожать?! Зря. Я своим – Ксюхе и зятю Ярику – сразу сказала: «Давайте без глупостей» (под «глупостью» подразумевалось пополнение в семье – А.Г.). Сейчас самим есть нечего. Вот, только что урвала сыр, несколько раз в очереди отстояла, ведь в руки дают только по полкило.

Это была моя первая беременность, я и без того многое воспринимала неадекватно: казалось, что все меня хотят обидеть, косо смотрят, еще и красота резко ушла и никогда не вернется, и слезы без причины льются. А тут тетя Лиля вместо «Привет, как учеба?» накинулась с такими вопросами...

Говорю ей:

– Тетя Лиля, а что, младенец родится – и сразу вас объест, заставит всех голодной смертью умирать?

Знакомая на секунду задумалась:

– А жилье? В трешке живем: я с мужем, моя мама с диабетом, Ксюха с Яриком и младший сын Жорка. Куда еще втиснуть ребенка?

Я продолжаю спорить:

– Ребенок родится и сразу потребует себе отдельную спальню, еще комнату – под библиотеку, другую – под столовую для приема пищи? Или на улицу прогонит всех? В прошлом году я на каникулы приезжала, вы рассказывали, что муж Ксюши хорошо зарабатывает…

Тетя Лиля грустно махнула рукой:

– Значит, ты не в курсе. Шефа Ярика застрелили. Новый русский, которого Ярик возил на машине, был молодой, но больно шустрый. Мы тоже радовались, как всё шло в гору. За месяц до трагедии Ярик пришел радостный: «Дорогая теща, скоро мы с Ксюшей переедем в другую квартиру, вам ремонт сделаем, вашей маме медсестру наймем. Короче, как люди заживем. Шеф – умный, чуть старше меня, а придумывает такие схемы. Ходячий калькулятор. Он совсем не из анекдотов про новых русских, типа ‟жизнь удалась”, ‟и мне в гусочку”, ‟у него уже одна книга есть”. Еще и смелый, никого не боится».

Ярослав работу потерял, он только «баранку» умеет крутить, пробовал куртками из Турции торговать – самого чуть не пристрелили. А водилой больше никуда не берут. Знакомые и друзья говорят, что знают, что он никаким боком к убийству шефа, но осадок…

Мы расстались. Через какое-то время мои родители переехали в другой город. Тетю Лилю и ее семью не видела много лет. А недавно была по делам в городе своего детства.

Встретила Ксюшу. Ее мама, тетя Лиля, умерла от ковида, отец – чуть раньше – от инфаркта: много курил, мало двигался. А с братом она не общается.

Разговорились, вспомнили, как детьми в соседнем дворе шиповник воровали, а нас строгая женщина из окна водой поливала. Как будто вчера еще всем двором искали черепаху, которая от меня сбежала, пока мы в «вышибалы» играли.

Ксюша расплакалась, когда узнала, что у меня четверо детей.

Она сказала, что завидует по-хорошему:

– Это надо же, молодец, что решилась в 44 четвертого родить, не побоялась. Да и разница между детьми большая – 32 года, 25 лет, 15 и 11. Наверное, непросто было.

Много лет назад, точнее – 32 года, когда тетя Лиля рассказала мне о финансовых проблемах в семье, Ксюша сделала аборт...

Она поделилась своей грустной историей:

– Если бы не была такой глупой, если бы знала хоть что-то о церковной жизни, у меня бы тоже ребенку было 32 года.

Сначала мы все радовались, когда врач подтвердила беременность. Ярик объявил маме, что она через каких-то 8 с хвостиком месяцев станет бабушкой. Мы смеялись, спорили, кто будет: сын или дочка, мол, чья возьмет. А потом случилась трагедия с шефом Ярика. Мама сказала, что «повезло», что всего несколько недель беременности, могли бы убить шефа, когда у меня был бы уже большой срок. А так можно сделать аборт – быстро и безболезненно. Это раньше только ножами «скребли», как мама объясняла, боль жуткая, потом еще несколько дней низ живота и поясницу тянуло. А сейчас «медицина вперед шагнула», на ранних сроках определяют беременность и делают мини-аборт, считай, без крови, боли. На мини-аборт денег хватило. Сама думала, и мама поддерживала: как с работой уладится, в стране «устаканится» обстановка, то можно и о наследниках подумать.

Сама думала, и мама поддерживала: как с работой уладится, в стране «устаканится» обстановка, то можно и о наследниках подумать

Ярик же был против аборта. Он был в семье единственным ребенком и с детства просил родителей «купить» ему брата или сестру. Ярик пообещал себе, что в его семье будет как минимум двое детей. Он не был на тот момент верующим, но считал, что дочки и сыновья – это радость.

Ксюша не прислушалась к мужу, не сохранила беременность...

Вакуумный аборт (в быту называемый «мини-абортом») провели неудачно, через несколько дней поднялась температура, и молодую женщину госпитализировали.

Ксюша продолжала:

– Представляешь, как горько. Все те доводы, из-за которых пошла на аборт, – такая пустышка и глупость. 1990-е годы прошли, работа появилась, Ярик нашел себе место, я устроилась в частную компанию. Жизнь наладилась, люди стали лучше жить. Вот только с детьми у нас беда. Ту ошибку – аборт – не исправить! Все попытки стать родителями оказались безуспешными. Была внематочная беременность, две других закончились выкидышем… Мы с Яриком переживали, грустили. Благодарна мужу за то, что он никогда не обвинял меня в бесплодии, хотя это я пошла и сделала аборт, вопреки его просьбам родить. Тогда искренне считала, что это «чисто женское дело», «женская проблема». Иногда слышала разговоры мамы с подругами: «Наша женская доля такая: если нежеланная беременность – есть аборт, все через это проходят, не мы первые, не мы последние». Я маму не осуждаю, ее люблю, мне ее жаль, жаль ее ровесниц, подруг, потому что они не знали, что совершают тяжкий грех. Я, замужняя, должна была с супругом обсуждать, решать, в конце концов – прислушаться к его словам.

Мы с Яриком стали ходить в храм, молились, исповедовались. Я искренне сожалею и каюсь, что дар Божий отвергла. Мы, вместе и по одному, беседовали со священником. Он нам посоветовал подарить любовь и заботу сироте. Мы долго оформляли документы, а до этого в очереди стояли, но в конце концов стали родителями для одной милой трехлетней девочки. Ее звали Светой, крестили под именем Фотиния. По-научному подошли: с греческого Фотиния переводится как «свет», «светлая». Она действительно для нас стала светом, лучиком радости и счастья. Окружили ее заботой, любовью, вниманием. Она в самых красивых кружевных платьях подходила к Святой Чаше. Перед первым классом наше солнышко, дочка, заболела менингитом. Врачи боролись до последнего, но спасти не удалось. Не представляешь, что такое детский гроб, как укладывать в него совсем маленькую девочку… Я не буду рассказывать, как мы выстояли, не спились – это все благодаря православной вере, милости Господа. Мы были родителями, была девочка, которая нас называла мамой и папой, которая держала нас за руки, доверяла нам, смешно улыбалась, когда у нее передние молочные зубы выпали. Говорят, что человеку не даст Господь крест, который будет неподъемным. Мы все равно счастливы, видим милость Господа – у нас была наша, пусть не биологическая, но любимая дочка, мы ее радовали, обогрели своей любовью, крестили, причащали, дали ей семью и дом. Сейчас, конечно, молимся за упокой ее души.

Всегда радуюсь, когда вижу мам с детьми: значит, приняли и сохранили Божий дар – человеческую жизнь. Не сочли, как я в молодости, что это «женское дело», что «невовремя и трудно», не стали спорить с Замыслом Божиим и совершать тяжкий грех...

Александра Грипас

3 февраля 2026 г.

Смотри также
«При аборте калечатся сразу двое: ребенок умирает, женщина получает физические и душевные травмы» «При аборте калечатся сразу двое: ребенок умирает, женщина получает физические и душевные травмы»
Анна Мустафина
«При аборте калечатся сразу двое: ребенок умирает, женщина получает физические и душевные травмы» «При аборте калечатся сразу двое: ребенок умирает, женщина получает физические и душевные травмы»
Беседа врачом-гинекологом Анной Мустафиной
Любые трудности имеют особенность разрешаться. А сделав аборт, назад не отыграешь, ребенка уже не вернуть…
«Я убила абортами две футбольные команды…» «Я убила абортами две футбольные команды…»
Исповедь прихожанки
«Я убила абортами две футбольные команды…» «Я убила абортами две футбольные команды»
Исповедь прихожанки
Само понятие «грех» в то время было незнакомо большинству людей. Конечно, никто из женщин не говорил, что завтра сбегает на аборт, а потом поедет с детьми на соревнования. Но эта ужасная «процедура» была чем-то обыденным.
«Спецом дауна родила, чтобы пиариться!» «Спецом дауна родила, чтобы пиариться!»
Елена Кучеренко
«Спецом дауна родила, чтобы пиариться!» «Спецом дауна родила, чтобы пиариться!»
Елена Кучеренко
И тут я поняла: не польза, а смысл! Вот что главное в жизни! Зачем нужен миру, людям, родным тот мальчишка-инвалид? Для чего?! Для любви он нужен!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.