В издательстве «Вольный странник» вышла удивительная книга. По роду деятельности я читаю много детской литературы, в частности, много фэнтези, и меня не так-то легко увлечь придуманным миром. Профессиональная деформация, видимо, не дает в него провалиться, заставляет выискивать изъяны. Здесь все вышло по-другому.
Вышло так, как должно быть с хорошей книгой у увлеченного читателя: было сложно от нее оторваться. Я читала в автобусе и дома перед сном, за завтраком и пока ждала ребенка с тренировки. Очень уж хотелось узнать, что дальше.
Этот внешний эффект достигается высоким качеством повествования: оно интересное, с правильным темпом, хорошим языком, правдивыми и глубокими образами. С тем неосязаемым и трудноопределимым, что называется художественной достоверностью. С тем, о чем Станиславский говорил: «Верю». И неважно, что мир выдуманный.
Книга называется «Дельфис. Начало». Ее автор – Стася Земчонок. Это повесть для подростков в жанре фэнтези о двенадцатилетней девочке Ане, которая попадает в удивительную страну – Дельфис, там узнает много нового о мире, о силах, которые действуют в нем, о человеческих возможностях и слабостях, а главное – о себе.
***
Героиня книги – обычная школьница. Хотя нет, не совсем обычная: у нее полно совсем не детских проблем. В семье – отчуждение, в школе – травля, а в целом в жизни – одиночество. И вроде хочется, чтобы тебя вообще никто не трогал и все отстали, но при этом душа жаждет дружбы, участия, любви. «Человеку нужен человек», – как говорил классик.
И эта серая реальность вдруг исчезает, потому что Аня попадает в Дельфис. Это, конечно, похоже на перемещение детей Пэвенси в Нарнию. Такой узнаваемый прием, от которого тепло на душе, если ты любишь мир, созданный Льюисом.
Но Дельфис не повторяет Нарнию – у него другая эстетика, другой внешний и внутренний ландшафт. Но нечто общее, однако, есть. Я бы назвала это беззащитностью. Прекрасный и добрый мир нуждается в тех, кто будет оборонять его от зла. И Аня выходит на передний край этой обороны.
Прекрасный и добрый мир нуждается в тех, кто будет оборонять его от зла. И Аня выходит на передний край этой обороны
Действие книги происходит в двух мирах – реальном и в Дельфисе. Это естественным образом создает напряжение и стимулирует интерес читателя. Наблюдать за тем, как Аня шагает в школу, решает проблемы с одноклассниками, общается с бабушкой – не менее интересно, чем погружаться в события Дельфиса. Особенное удовольствие испытываешь благодаря тайне, которую носят герои: у них есть Дельфис, но остальные об этом не знают. Как будто наблюдаешь за шпионами, работающими под прикрытием.
***
В Дельфисе Ане приходится делать то, чем она никогда не занималась, и быть тем человеком, которым она никогда не была. Это, с одной стороны, интересно, и лестно, и радостно, с другой – страшно. В попытках побороть свой страх, героиня открывает и свои слабости, и свои неведомые раньше возможности. В общем, занимается познанием своей сути, своей души.
И Дельфис становится тем самым пространством, в котором происходит не только внешняя, но и внутренняя (в первую очередь внутренняя) борьба. Та самая, о которой говорил Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Аня спускается в страшную пещеру, сражается копьем, уходит от погони, раскрывает заговор... Но одновременно она сражается с самой собой – с собственной завистью и трусостью, гневом и тщеславием. И сражение это смертельно опасное, ведь противник – Блафф.
Мы знаем немало литературных воплощений диавола. Это и дерзкий шут Мефистофель, соблазняющий Фауста, и таинственный консультант Воланд, и Белая Колдунья, погрузившая Нарнию в вечную зиму, и абсолютное черное зло Саурон у профессора Толкиена. Есть менее известные персонажи – например, барон Трёч (переверните имечко) в повести для детей Джеймса Крюса «Тим Талер, или проданный смех». Блафф определенно встраивается в эту вереницу литературных обманщиков рода человеческого.
Как и полагается обманщику, Блафф красив и приятен в общении. И пока Аня ничего не подозревает, мы уже ясно видим: что-то не то. Слишком тонка маска на его лице, слишком сильна его жажда заполучить душу девочки в свои лапы.
Блафф «работает» с Аней точно и профессионально. Он знает ее слабости, он умело манипулирует ее болью, объективными сложностями в ее жизни. И действительно: что хотеть от сироты, у которой нет друзей, мудрых наставников, надежного тыла? Злость девочки понятна, желание отомстить – естественно.
Нет, не естественно, оно ведет во мрак. Как бы тебе ни было тяжело, нужно бороться – и не с теми, кто тебя обижает, а с собой, с собственными темными сторонами. В этом настоящая сила.
***
Борьба с Блаффом, сражения за Дельфис, его обитатели, события в волшебной стране в какой-то момент перетекают в мир реальный. Сражение продолжается в нем: Ане приходится столкнуться лицом к лицу со своими обидчиками, с собственным страхом и злостью. И, оказывается, побеждает не тот, у кого крепче кулак и злее слово. И, оказывается, если не живешь по принципу «око за око, зуб за зуб», видишь и понимаешь больше. И вокруг светлеет.
У книги удивительный финал. По всем правилам развития сюжета и арки персонажа все концентрируется в определенной точке ближе к концу книги, и читатель, взглянув, сколько осталось, вздыхает: как, уже так скоро – все, развязка?
Но «Дельфис. Начало» – это именно что только начало. У книги будет продолжение, Ане и ее друзьям придется столкнуться с новыми испытаниями и в волшебном, и в реальном мире. Как читателя, меня это по-настоящему радует.
«Дельфис» – это христианское фэнтези. Что это значит? Очень просто: оно построено на Христовом учении, говорит о том, как жить по Христовым заповедям, только не напрямую, а иносказательно. Смоделированный автором волшебный мир не только не мешает – он помогает увидеть истину. Увидеть самого себя на месте Ани (мы же часто ставим себя на место героев), честно себе задать вопрос – а как бы поступил я? Подумать, как преодолеваются искушения, что такое личный твой крест, как жить бок о бок с теми, кто тебя не любит и кого, к сожалению, не любишь ты. Попробовать полюбить. И без устали вести бой с обманщиком Блаффом.