Что такое сквернословие? Этимологически слово выглядит достаточно прозрачным: это составное слово, образованное от «скверна» и «слово». Что же означает понятие «скверна»? Можно выделить следующие значения.
- Скверна — нечто плохое, неудачное, или несущее неудачу («Дело обстоит скверно»).
- Скверна — грязь, нечистота.
- Скверна — духовная нечистота, ведущая к гневу Небес. Вспомним сюжеты греческих трагедий: в «Царе Эдипе» за грех и скверну, совершенную царем, боги ниспосылают свою кару целому городу. Скверна таким образом есть самая страшная духовная мерзость.
В древнерусском языке есть потрясающее выражение: «гнилое слово». В связи с этим вспоминается образ героя «Властелина колец» Гримы Гнилоуста, который своими черными предательскими словами едва не погубил целую державу. Грязные матерные слова на наших глазах губят тысячи душ и, в конечном счете, Россию. Это не преувеличение. В настоящее время мат заполняет интернет, поскольку на него объявлена мода. Матерятся матери перед маленькими детьми, маленькие дети в детских садах — друг перед другом и перед родителями. Матерятся юные девушки, от которых этого совершенно не ожидаешь. Мат, в отличие от прежних времен, звучит не только в экстремальных ситуациях — он становится нормой общения. Случается, что речь некоторых «личностей» почти целиком состоит из матерных слов, образованных всего от четырех корней.
Скептики скажут: «Ну и что? От слова не станется. Брань на вороту не виснет». Подобный взгляд является прискорбным заблуждением. «В начале было Слово», — свидетельствует Евангелие от Иоанна (Ин. 1:1). Понимали это и поэты.
«Словом можно убить, словом можно спасти. / Словом можно полки за собой повести», — писал в своем знаменитом стихотворении 1956 г. Вадим Шефнер.
Но ещё лучше об этом сказал Николай Гумилев:
«В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И как пчелы в улье опустелом
Дурно пахнут мертвые слова»[1].
В Евангелии сказано: «За всякое праздное слово, какое скажет человек, даст он ответ в день судный» (Мф. 12:36). Святой Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея пишет:
«Праздное слово есть слово, не сообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. Не думайте, говорит Он, чтобы этим только все и ограничилось, — чтобы злоречие подверглось только осуждению людей. Нет; все злоречивые понесут еще крайнее наказание на Последнем Суде»[2].
Временами этот суд и ответ происходят еще в этой жизни. Святитель Николай (Велимирович) рассказал о случае[3], когда неразумный отец проклял своего непочтительного сына, который ограбил его и надсмеялся над ним. На свадьбе сына стреляли из ружей, и один из гостей по неосторожности застрелил жениха. Так сгоряча брошенное проклятие стало силой, убившей недостойного сына и покаравшей гневливого отца.
Другой случай в свое время описал священник Порфирий Знаменский в своем рассказе «Наказание за сквернословие»:
«На первых порах своей сельской пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. И старые и малые без малейшего зазрения совести сквернословили постоянно и в своих домах, и на улицах. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. И в храме, и в школе, и в жилищах прихожан, и на уличных собраниях их обличал и бичевал я этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот 2 ноября минувшего года, гуляя по своему садику, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной “матерщиной”, разразившейся на проезжей дороге, пролегающей между огородами и полями. Я увидел парня лет шестнадцати Василия Матвеева Лаврова, который, избивая палкой ни в чем не повинных волов, осыпал их отборной бранью. На мои обличения парень говорил в свое оправдание, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой[4], и что он рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я внушал парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку. Парень на мои увещевания должного внимание не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.
Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, он вновь начал осыпать волов ударами и сквернословием. Как вдруг раздался оглушительный треск, бочка мгновенно лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно отправлен был он в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастия, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия»[5].
Грех сквернословия действительно несет катастрофические последствия для души человека. Психологи выяснили психологические последствия т.н. «ненормативной лексики» (или, проще говоря, матерной брани)[6]:
- Повышение уровня агрессии: Ненормативная лексика способствует усилению агрессивных реакций и импульсивного поведения. Это неудивительно, если вспомнить, что в древние времена язычники начинали бой с проклятий в адрес врага, используя матерные выражения, а римский поэт Катулл говорил со своими политическими противниками языком сексуального насилия. Только подобные современные пользователи ненормативной лексики «ошиблись дверью» и «перепутали улицу, город и век», думая, что в России XXI века можно вести себя как в каком-нибудь диком варварском племени, где «кулак нам совесть и закон нам меч», с германскими лесами или Диким полем. В современных условиях правового государства подобная модель поведения ведет к «небу в клеточку и друзьям в полосочку». Распоясавшиеся матерщинники часто, войдя в раж, совершают преступления и надолго попадают в места охраняемые. Выйдя оттуда, часто не находят себе места в нормальной жизни.
- Формирование негативного образа мышления: Частое употребление грубых выражений снижает способность воспринимать положительные стороны жизни и взаимодействовать конструктивно. Матерщинник всё видит в черном свете, всё поносит, ничто ему не мило. Он сам отчуждает себя от окружающего мира. И это ведет к третьему следствию.
- Разрушение социальных связей: Использование ненормативной лексики отталкивает окружающих, ухудшая отношения с родителями, учителями и друзьями, поскольку, как сказал процитированный выше поэт, «дурно пахнут мертвые слова». Временами даже внешний облик матерщинника выглядит отталкивающе: мрачное лицо, зачастую намеренная неряшливость, явное презрение и пренебрежение к окружающим. И они платят ему той же монетой, что временами может иметь для него роковые последствия. На моей памяти в восьмидесятые годы прошлого века один молодой человек, учившийся в медицинском институте, во время практической работы в анатомическом театре имел неосторожность матюгнуться, когда труп свалился со стола на его новые джинсы, и не счел нужным извиниться. Преподаватель это запомнил и на зачете завалил его, тем паче, что этот студент особой твердостью познаний не отличался. В конечном счете, парня отчислили из института и призвали в армию, где он и погиб.
- Связь между употреблением ненормативной лексики и деструктивным поведением: Исследования показывают, что существует прямая связь между использованием ненормативной лексики и вовлечением подростков в рискованное поведение, включая курение, употребление алкоголя и наркотиков. Причина тому понятна: от девиантного поведения вообще и от мата в частности проистекает отчуждение от мира и от людей, потребность замены реального общения иллюзорным и сладостного забвения в алкогольном или наркотическом дурмане.
Каковы же причины использования т.н. «ненормативной лексики», проще говоря — мата?
В статистических опросах одной из первых причин называют раздражение на собеседника или на ситуацию и стремление снять стресс. Отметим, что это не работает: после мата на душе становится еще тяжелее и грязнее, поэтому часто потребность «облегчиться» еще более увеличивается от матерной брани, поэтому «жертва стресса» продолжает материться. Мат из средства снятия стресса становится осложняющим фактором. Матерщинник уподобляется пьянице из «Маленького принца»: «Пью, потому что мне стыдно, а стыдно — потому что пью».
Однако, в последнее время намечается тревожная тенденция. Гораздо чаще, чем в качестве реакции на дискомфортную ситуацию, мат используют для … связки слов, для заполнения речевого пространства. Это свидетельствует как о понижении духовного и культурного уровня нашего общества, так и о подспудном признании мата в качестве речевой нормы.
Более 50% молодежи матерятся, потому что «так принято» в молодежной среде и потому что нецензурная лексика присутствует в интернете. Иными словами, искусственно навязывается мода на мат, который является орудием психологической войны, разрушением национальной культуры и нравственности.
В завершение хотелось развеять один предрассудок: якобы мат необходим в армии и на войне, якобы «без мата — как без автомата». На практике мат в армии зачастую является средством унижения военнослужащих, особенно когда начальник материт подчиненного. Оправдывают это тем, что нет де других средств для управления солдатами и офицерами. Но почему-то Суворов и Ушаков умели побеждать, не матеря и вообще не унижая подчиненных. Без мата обходился и маршал Победы Константин Константинович Рокоссовский. У героя Ленинградской битвы маршала Говорова самым крепким словом, от которого, однако, трепетали все, было «бездельники». И, напротив, воздержание от мата многим спасало жизнь и здоровье. Протоиерей Валентин Бирюков вспоминал, что на войне он и его товарищи по орудийному расчету дали зарок: не материться, не совершать больших грехов, молиться и поддерживать друг друга. И все они без ранений (!) дошли до Берлина. Поэтому победа даруется сильным духом и чистым сердцем. И сейчас как никогда важно бороться за эту силу и чистоту. Как в тяжелом 1942 г. пророчески написала Анна Андреевна Ахматова:
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки».