Есть ли неправильные причины стать православным? Да!

Крещение в Волге. Фото: Александр Курочкин Крещение в Волге. Фото: Александр Курочкин

Прежде всего, давайте внесем ясность: православным христианином необходимо стать каждому. Я хочу, чтобы все присоединились к Православной Церкви, и мой труд служит этой цели. Определенное от Бога предназначение для каждого человека – соединиться со Христом в Его Церкви и через это стать подобным ангелам.

Но есть ли вообще причина, по которой священнику надо не допустить человека до Крещения и/или Миропомазания в Православной Церкви? Да.

Но надо осознавать, что причина такого недопуска – в конечном счете, дать ему возможность по-настоящему присоединиться к Церкви и вести жизнь, спасаясь во Христе.

Итак, почему священник может сказать «не сейчас», «еще рано» или просто «нет» тому, кто, по его словам, хочет стать православным христианином? Потому что есть серьезные основания полагать, что тот, кто желает присоединиться, поведет себя так, что Крещение будет ему в осуждение, а не в спасение.

При Крещении есть риск

Что? Так вообще может быть? Да:

«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:20–21).

Апостол Петр говорит здесь о тех, кто уже присоединился к Церкви, познал «путь правды», но совратился с него. Он говорит, что такой исход для этих людей хуже, чем если бы они вообще не вступили в Церковь. Другими словами, получить имя христианина бывает рискованно.

Если бы тут риска не было совсем, то, конечно, не было бы ни одного неверного повода присоединиться к православным. Но риск явно есть.

Если человек хочет стать православным лишь из-за идеологических нужд, он превращает Церковь в инструмент

Священник может распознать много вещей, которые говорят о том, что приступающий к Церкви подвергается риску. Например, если он хочет стать православным лишь из-за идеологических нужд, он ищет не Христа, а удовлетворения собственных желаний – он превращает Церковь в инструмент. Или же, если он делает это, не осознавая, что решил это твердо – тогда он, вероятно, отнесется к участию в жизни Церкви как к чему-то маловажному и потому осквернит святыню своим пренебрежением.

Главное, чего ищет добрый пастырь, – это покаяние. Если вступающий в Церковь готов попрощаться с заботой о земном, чтобы присоединиться ко Христу, он поступает правильно, хоть бы и раньше был грешником. Нет греха, который отлучил бы от Христа, кроме греха нераскаянного. Пастырь, оценивая кандидата на вступление в Церковь, должен искать не совершенства, а покаяния.

Если же кто придет в Церковь и скажет, что не кается, тогда не должно его принимать в Церковь. Тогда его ответ на вопрос перед Крещением: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» (на что следует ответить «Отрицаюся») – будет ложью.

Если кто не желает отречься от всего этого, то он и не сочетается Христу.

Для Крещения нужно соблюсти условия

Сам Христос отвергал от Себя людей за отсутствие покаяния. Он всегда давал людям возможность выбрать Его и искал от них готовности раскаяться, чтобы они вошли в Царство. Но соединиться со Христом можно не без предварительных условий.

Иерей Эндрю Стивен Дамик Иерей Эндрю Стивен Дамик

В некоторых канонических правилах, например, оговорены условия, при которых некоторые люди (а иногда даже их дети) не должны принимать Крещение, или, наоборот, условия для Крещения:

«Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать; но явно быть им, по их вероисповеданию, Евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать, или не приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить: сего принимать и крещать детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут: отнюдь не принимать их» (Седьмой Вселенский Собор, правило 8).

Отречение от своих заблуждений – это обычное и древнее требование для тех, кто хочет перейти в Церковь из иных вероисповеданий:

«Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их» (Второй Вселенский собор, правило 7).

Стать христианином самостоятельно невозможно. Христианином делает Церковь. Это требует рассудительности Церкви, а не только личного решения

Обратите внимание на выражение: «В первый день делаем их христианами». Стать христианином самостоятельно невозможно. Христианином делает Церковь. Это требует рассудительности Церкви, а не только личного решения.

Вот довольно продолжительный отрывок из «Апостольских постановлений», где многим людям возбраняется Крещение – но оно может быть позволено, если они покаются (в издании «Ante-Nicene Fathers» он озаглавлен: «Различные каноны апостола Павла о тех, кто хотят креститься – кого принимать, а кого отвергать»:

«И я, Павел, наименьший из апостолов, постановляю вам, епископам и пресвитерам, о правилах сие:

Кто впервые приходит к тайне благочестия, тех пусть приводят диаконы к епископу или пресвитерам, и пусть изследуют причины, почему пришли они к слову Господню, а приведшие пусть свидетельствуют о них, точно изследовав касающееся их.

Пусть изследуют также и поведение и жизнь их, и рабы ли они или свободные. И если кто будет раб верующего, то пусть спросят господина его, свидетельствует ли о нем, и если не свидетельствует, да будет отринут, пока явится господину достойным, а если свидетельствует о нем, да будет принят. Если же он слуга язычника, то да учится благоугождать господину, чтобы не хулилось слово Божие.

Опять, если имеет он жену или жена мужа, то да учатся довольствоваться самими собою, а если они не брачные, то да учатся не любодействовать, но жениться по закону. А если господин его, верующий и знающий, что он любодействует, не дает ему жены или жене мужа, то да будет отлучен. Кто имеет беса, тот благочестию да учится, но в общение да не принимается, доколе очистится; если же настоит смерть, да будет принят.

Кто содержит блудниц, тот или пусть перестанет сводничать, или да будет отринут. Если приходит блудница, то или пусть перестанет блудодействовать, или да будет отринута. Если приходит делатель идолов, то или да перестанет делать их, или да будет отринут.

Если приходит кто из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник; то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты.

Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут.

Гнусный плотоугодник, распутный, любострастный, волшебник, ворожея, гадатель по звездам, вещун, ядущий магические мяса, нищий бродяга, шарлатан, делающий привески, окачивающий людей заговоренною водою, прорицающий по полету птиц, объяснитель знаков, толкователь по биению сердца, подмечающий при встрече взгляды или походки, гадающий по курам или ласточкам или голосам или подслушиваниям, да испытываются в течение года, ибо нельзя скоро отстать от злобы; кто перестанет заниматься этим, те да будут приняты, а кто не повинуется, те да будут отринуты.

Раба, наложница какого-нибудь неверующего, совокупляющаяся с ним одним, да будет принята, а если она и с другими распутничает, да будет отринута. Если верующий имеет наложницею рабу, то пусть перестанет иметь ее наложницею и женится по закону, если же свободную, то пусть женится на ней по закону, а если не так, да будет отринут.

Кто следует еллинским обычаям или жидовским басням, тот или пусть отстанет от сего, или да будет отринут

Кто следует еллинским обычаям или жидовским басням, тот или пусть отстанет от сего, или да будет отринут.

Кто предан бывающему на зрелище неистовству, или ловлям, или скачкам на лошадях, или боям на играх, тот или да отстанет от того, или да будет отринут.

Желающий огласиться пусть оглашается три года; но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу, да будет принят; ибо ценится не время, но поведение.

Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо “все будут научены Богом”. Всякий верующий или верующая, встав поутру от сна, прежде нежели начнет делать дело, пусть умоется и помолится; а если будет какое слово поучения, то слово благочестия да предпочтет делу. Верующий или верующая, как и в предыдущем постановили мы и в посланиях научили, пусть держат себя к слугам милостиво»[1] (Апостольские постановления, книга 8, глава 32).

Знаю, это длинный отрывок, но обратим внимание на его начало:

«Кто впервые приходит к тайне благочестия, тех пусть приводят диаконы к епископу или пресвитерам, и пусть изследуют причины, почему пришли они к слову Господню, а приведшие пусть свидетельствуют о них, точно изследовав касающееся их».

Другими словами, «Почему ты хочешь креститься?» – совершенно уместный вопрос, на который надо получить достойные ответы, чтобы не подвергнуть кандидата на Крещение риску. И заметим, как искренность сердца и образа жизни подчеркиваются в этом отрывке.

Следует заметить, что «Апостольские постановления» в целом не рассматриваются как написанные непосредственно апостолами, и, кроме одного раздела в конце книги, канонического авторитета в Православной Церкви не имеют. Но они важный исторический документ, который для нас является свидетельством всеобщего подхода к жизни Церкви.

И при Евхаристии есть риск

Пусть никого не удивляет, что при Таинствах есть риск. Например, подобный риск есть при Евхаристии:

Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30).

Есть некоторые, кто требует, чтобы ни один священник не лишал Причастия кого-либо. Но охранять Евхаристию не только от осквернения злонамеренными людьми, но и для того, чтобы «уберечь человека, который хочет причаститься», – это часть пастырского долга перед Богом и архиереем. Как апостол Павел говорит, «да испытывает же себя (самого) человек», но это не единственное условие причащения. На священстве тоже лежит ответственность, и она простирается вплоть до того, чтобы даже извергать некоторых, пока не покаются (см.: 1 Кор. 5:5, 1 Тим. 1:20).

Можно привести очень много цитат, но достаточно сослаться на многочисленные каноны, в которых оговорено, что некоторых людей нельзя причащать при различных обстоятельствах. Узаконение, кому можно причащаться и кому нет, было частью жизни Церкви с самого начала и легло в основу сочинений об исправлении нравов, написанных в разные века.

Если к Причастию священник должен подходить тщательно, то и к Крещению (и/или Миропомазанию, в зависимости от обстоятельств) так же. Почему? Снова напомним, что конечная цель – спасение человека, стоящего перед пастырем.

Да, но что, если…?

А возможно ли, что сам священник, не допускающий к участию в Таинствах, может быть нечестивым или нерассудительным? Конечно. Но это не значит, что пастырский долг, о котором мы говорим, на почве этого можно отменить. Abusus non tollit usum[2], как верно гласит изречение. Если заблуждается священник, то, конечно, вполне возможно, что дело исправит Сам Бог или архиерей.

А что, если люди приходят в Церковь, если им нужно сочетаться законным браком с православными? Не следует ли их принять? Если они считают обращение в Православие чисто формальностью, чтобы обеспечить возможность брака, тогда нужно поставить их перед фактом, чтобы они поняли, чего они хотят: «Если вы просите принятия в Церковь, это должно подразумевать, что вы желаете начать жизнь в покаянии во Христе». Если они этого не хотят – пусть подождут до тех пор, когда они будут готовы это сделать. Важнее их спасение, чем их брак.

Если кто-то не будет каяться, то сам себя подвергнет опасности, приближаясь к святыне

А что насчет младенцев? Мы крестим их, не спрашивая, каются ли они, так ведь? Да, конечно. Но хоть они не способны дать рассудочное согласие, они неспособны и отвергнуть Христа нераскаянностью. Итак, мы даем им дар Крещения, как требует заповедь. Но если кто в принципе способен отвергнуть Христа, то он обязан каяться. Заповедь каяться – основная и наиболее часто повторяющаяся в Писании заповедь Господа. Если кто-то не будет каяться, то сам себя подвергнет опасности, приближаясь к святыне.

Смерть от святости

Смерть (и физическая, и духовная) от святости абсолютно реальна:

«Наш Бог – огонь, поядающий недостоинство (Евр. 12:28–29, см.: Исх. 24:17, Втор. 4:24, Втор. 9:3, Ис. 33:14). Страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10:31)! Бог свят, и в обитании святого Бога посреди народа Своего – опасность для грешников. Если к святыне относиться как к обычному предмету, она оскверняется. Она для осквернителя уже не священна и свята, а лишь предмет для повседневного употребления. Но так как святость неотъемлема от Бога, Его невозможно осквернить. Невозможно Христа сделать частью обыденного мира. Святой Дух не может стать духом какого-то иного рода. Поругание Бога не может причинить Ему ущерба, но ведет к уничтожению самого поругателя. Если приступать к Господу Иисусу Христу с покаянием, благоговением и трепетом, сгорит тогда все грешное и нечистое внутри нас. Если приступать к Нему иным образом, то будем уничтожены мы сами вместе с нашими грехами (Ин. 8:21–24)» (о. Стивен де Янг, «Смерть от святости»).

В Древней Церкви оглашение часто продолжалось три года. Если кто-то не желал через это проходить и если епископ не видел уважительной причины сократить этот срок, оглашаемого не крестили. Почему так долго? Именно потому, чтобы за это время человек твердо укоренился во Христе, чтобы научился жизни в покаянии и был очищен Христом.

Знает ли тот, кто выражает решимость начать жизнь в покаянии, на что именно он идет? Вполне вероятно, что нет. Но все же он должен выразить решимость начать ее, пусть на первых порах его жизнь в покаянии не будет совершенной. Речь не о том, чтобы стать «достаточно хорошим для Крещения». Но тот, кто отказывается от покаяния, отказывается от Христа. Нельзя приступить ко Христу без покаяния.

Если люди приходят в Церковь не ради Христа, их спасение находится под большой угрозой

Некоторые могут заявить, будто сказанное мной мешает обращению людей в Церковь. Наоборот, не мешает, но способствует, потому что эти слова о том, чтобы обратиться в Церковь правильным путем. Мы хотим, чтобы обращающиеся действительно обратились – ко Христу. Ведь если они приходят в Церковь, но не ради Христа, их спасение находится под большой угрозой. Конечно, может быть, что они спустя некоторое время обратятся ко Христу, но к ним уже сейчас предъявляются высокие требования, поскольку им вверены Божественные тайны. Поэтому тщательность отбора – нормальна и благотворна.

Если кто приходит к дверям Церкви, от него всерьез требуется отрешиться от всего, чтобы стать единым со Христом. От него не ждут, что он тотчас же будет способен сбросить все бремя греховности и мирских привязанностей. Но от него ждут, что он даст обет каяться. Если он не дает такой обет, то на данный момент ответ ему – «нет». Но если он готов дать этот обет и сделать первые шаги, чтобы его исполнить, то ответ становится – «да».

Иерей Эндрю Стивен Дамик
Перевел с английского Дмитрий Бурцев

Ancient Faith Blogs

18 февраля 2026 г.

От переводчика

9 февраля, во время моей работы над переводом, умерла моя мама. Прошу читателей помолиться об упокоении души новопреставленной Татианы.

[1] Цит. по: Апостольские постановления. – Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013.

[2] Злоупотребление не отменяет (правильного) употребления.

Смотри также
Христиане – воины Церкви Христиане – воины Церкви
Митр. Афанасий Лимассольский
Христиане – воины Церкви Христиане – воины Церкви
Беседы по Божественной литургии
Митрополит Лимасольский Афанасий
Божественная литургия – это беседа человека с Богом: иерей обращается к Богу в молитвах, а Бог отвечает через ниспосылаемую благодать Святого Духа, и так происходит встреча Бога и человека.
Почему мы соглашаемся быть плохими христианами? Почему мы соглашаемся быть плохими христианами?
Марина Бирюкова
Почему мы соглашаемся быть плохими христианами? Почему мы соглашаемся быть плохими христианами?
Марина Бирюкова
Наше духовное бессилие наполовину воображается нами для оправдания нашего бездействия.
Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно
Сергей Комаров
Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно
Сергей Комаров
Да, христианство не сводится к «хорошести». Но христианства не существует там, где вера не помогла человеку стать по крайней мере «хорошим»!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.