Почему мы соглашаемся быть плохими христианами?

Фото: tatmitropolia.ru Фото: tatmitropolia.ru

Одна моя знакомая – верующий, воцерковленный и совсем даже не глупый человек – на укоризненный вопрос, какая же она христианка, если поступает так-то и так-то, бодро ответила: «Плохая!». И продолжала поступать тем же образом. Ей казалось, что с нею все нормально: она христианка, а что плохая – что ж тут необычного, кто хороший-то?

Почему мы соглашаемся быть плохими христианами – очень больной вопрос! Я обращаю его к самой себе, конечно, в первую очередь, но не могу не обратить и к другим тоже. Иной раз ведь донельзя удивляешься: да что ж мы такое творим-то?.. Верующие люди ведь все, а иные и в священном сане, и в ангельском даже образе…

В том-то и дело – все верующие. Конечно, я не вижу людей насквозь, и все же у меня за годы пребывания в Церкви сложилось впечатление: каждый встреченный мною здесь человек, какое бы неприятие ни вызывали у меня подчас его поступки или высказываемые им мнения, – христианином не притворяется, в вере своей искренен. В какой-то момент своей жизни этот человек – как и я! – сознательно избрал Христа и его Церковь. Почему же он ведет себя – совсем не как христианин?.. А сама я почему?

Мы раздвоены. Мы искренне веруем – и одновременно живем как люди, не знающие Христа, не открывавшие Евангелия

Мы раздвоены. Мы искренне веруем – и одновременно живем как люди, не знающие Христа, не открывавшие Евангелия. Кто-то сейчас скажет: ну, открыли Америку! Давно ведь известно: Церковь не для праведников, а для грешников; мы существа падшей, пораженной грехом природы; оттого-то нам и заповедано покаяние…

Но это на самом деле не ответ на горький вопрос «почему?».

Церковь действительно для грешников. Но – для кающихся. Христу равно чужды как жестокость карателя («Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56), так и пресловутая толерантность, то есть оправдание греха. Женщине, избавленной от побиения камнями (Ин. 8: 3–11), Он не говорит почему-то: «Иди и живи как тебе хочется – после этого случая тебя вряд ли кто-то тронет». Он говорит ей другое: «Иди и впредь не греши». А Его слова, обращенные к первосвященникам и старейшинам – «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21: 31), – вовсе не означают, что все блудницы и все мытари войдут в Царство автоматически, только потому, что они суть то самое. В Царство вперед первосвященников и вероучителей войдут те из них, кто после долгой жизни во грехе искренне раскаялся и пошел «работать в винограднике отца», уподобившись первому сыну из рассказанной Христом притчи.

Рискну предположить: если бы мы все каялись как те мытари и блудницы, а не как первосвященники, которые ведь тоже иногда каялись, обстановка в Церкви, то есть в земной ее составляющей, была бы другою. Если бы мы каялись с той же интенсивностью, с которой грешим, в нашей Церкви не было бы такого количества подранков, не было бы обмирщения отношений, унизительного страха перед вышестоящими, компромиссов с миром; у рядового прихожанина не возникало бы чувства одиночества, невыслушанности и никому-ненужности; внешнее не доминировало бы над внутренним, наконец.

Каждый из нас на вопрос: «Ты христианин?» – ответит: «Да», – и это правильно. И так же правильно будет, если на следующий вопрос: «А хороший ли ты христианин?» – человек ответит: «Нет, увы, плохой». Вся суть в ответе на третий вопрос: «А согласен ли ты оставаться плохим христианином?..» Как мы на него отвечаем, на этот вопрос? Расплывчато и нерешительно: «Да нет, конечно, но…»

Но разве я смогу справиться со своей греховностью? Я же такой немощный…

Многим почему-то кажется, что признавать свою немощь, бессилие что-либо в себе изменить – это и есть смирение. Но это не так

Многим почему-то кажется, что признавать свою немощь, духовное ничтожество, бессилие что-либо в себе изменить – это и есть смирение. Но христианское смирение не имеет на самом деле ничего общего с безволием. Молитва евангельского мытаря была смиренной, но не была безвольной, напротив: она являла собой сознательный выбор сильного и мужественного человека. Как и всякое подлинное, деятельное покаяние! Традиционно представляя себе мытаря жалким, раздавленным, плачущим, мы об этом обстоятельстве забываем.

Да, рождаемся с падшей, поврежденной грехом природой. Но это вовсе не означает, что мы жалкие, слабые существа. Когда человек в силу несчастных обстоятельств становится инвалидом (скажем, остается без ног), это создает ему колоссальные трудности, проблемы, но это не делает его слабым. Слабым в этой ситуации человек может оказаться лишь по собственному своему выбору. Грехопадение сделало человека духовным инвалидом, но не лишило возможности оказаться сильным. Все Священное Писание, по сути, – история мощнейших личностей. Христос видел Своих учеников и тех, кто уверует по их слову (см.: Ин. 17: 20) – то есть нас с вами! – сильными: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15: 16). Какая энергия, какая мощь в этих словах: поставил, чтобы шли и приносили!

Сергей Иосифович Фудель Сергей Иосифович Фудель Сергей Иосифович Фудель в своем труде «Путь отцов» писал:

«Когда же в отношении нас – больных, слабых и занятых своими делами – возникает требование любви к Богу, мы, догадываясь, что это дело гораздо труднее и страшнее, чем привычное исполнение некоторых нравственных и обрядовых норм, что это открывает перед нами иной, божественный мир, – ужасаемся и отступаем. “Это не для нас, – говорим мы, – это выше нас”. Если мы будем откровенны, то скажем: “Мы этого боимся и не хотим” <…> Наше духовное бессилие, конечно, наполовину нами воображается для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но очень этого не хотим. Мы не хотим не только памяти Божией, но и памяти смерти…»

Не хотим, да, потому что эта память лишила бы нас этой компромиссной возможности: быть, с одной стороны, христианами, с другой стороны, плохими. Ведь нас это устраивает! И нам почему-то кажется, что это должно устроить и Его тоже. Но нет: Ему компромиссы не нужны, Ему нужен каждый из нас целиком. Он заплатил за нас, не торгуясь (см.: Кор. 7: 23), и Он не примет никакого торга с нашей стороны.

Мы все молимся и просим молитвенного заступничества наших любимых святых. Но дай нам Бог при этом помнить слова святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского: «Чтобы просить помощи у святого, надо быть одного с ним духа». Что значит – одного духа? То самое безволие, ложно принимаемое за смирение, заставляет нас думать, что меж нами и теми, кто и при жизни творил, и сейчас творит чудеса, пролегает бездна. В нашем сознании с трудом умещается та истина, что к святости призван каждый христианин – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) – и что все святые, начиная с Богоматери, с Иоанна Предтечи и апостолов – изначально такие же люди, как мы, такие же носители падшей греховной природы. Быть одного со святым духа – это о направлении воли. Это означает – желать того же, чего желал святой; разделять его любовь ко Христу в той мере, которая доступна нам сегодня, и стремиться увеличить эту меру. Чтоб не просто помощником в житейских наших трудностях и скорбях стал для нас святой, но – чистым окном, через которое видно Бога.

Быть одного со святым духа означает желать того же, чего желал святой; разделять его любовь ко Христу в той мере, которая доступна нам сегодня

Помните изречение, усвояемое преподобному Серафиму: «Разница между погибающим грешником и спасающимся праведником только в одном – в решимости»? Мы же верующие, да, мы все искренне верующие люди… Почему мы не решимся никак? Почему я никак не решусь?

Мне кажется, решаться надо – не на всю оставшуюся жизнь, а на текущую минуту, на событие, которое происходит вот сейчас, на каждый следующий свой шаг. Это нам по силам, это нормальный наш ритм, а ручаться за всю свою жизнь – «отныне и навсегда!» – значит, себя обманывать. Та самая падшая природа не дает нам шагать в Царство семимильными шагами; наш шаг муравьиный. Но это ничего. Главное – не останавливаться: тогда Сам Господь не даст нам опоздать к Нему.

Марина Бирюкова

10 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь Ковалев26 февраля 2023, 01:07
И.//Зачем вы мне рассказываете общие понятия о рабстве,о рабовладельцах?Ещё раз вам говорю,что речь идёт о словах апостола Павла,-если раб может стать свободным,то лучше ему оставаться в рабстве.Вижу,вы прочитали толкования св.Отцов, подтверждающие,что рабу лучше оставаться в рабстве.Всё!Вопрос закрыт.То,что я писал про подчинение и не имение ничего своего,то-это очевидные вещи, которые больше всего свойственны рабству и являются средствами против гордости и любостяжания.Не даром было в монашестве беспрекословное подчинение старцу-делание аналогичное рабству.И если раб по своей воле остаётся в рабстве по совету апостола,хотя может стать свободным,то-это добровольное подчинение и нестяжание.
Игорь Ковалев26 февраля 2023, 00:42
Евгений Акритас//"хорошо, если бы вы еще понимали разницу между юридическим рабством и рабством в смысле исполнения заповеди ("будь всем рабом")."//-По предыдущим словам апостола:"каждый оставайся в своём звании... " и из толкований св. Отцов,понятно,что про рабство здесь сказано в смысле социального статуса,а не в смысле исполнения заповеди("будь всем рабом")// "в старославянском переводе - ваша версия про рабство) тоже имеет право на жизнь:"//-Это не моя версия- это толкование св. Отцов, т.е. учение нашей Церкви и оно не просто имеет право на жизнь, оно - истина,а другие мнения ошибочны.
Евгений Акритас25 февраля 2023, 06:59
А нормальный путь - не искать легких путей (в том числе не вестись на показуху, так называемые "витрины капитализма"). Сначала создавать средства производства, после повышать уровень жизни. У нас хвастаются, что РСФСР догнали в чем-то (по урожаю зерна, темпам строительства жилья, только мне почему-то кажется, что СССР с учетом прогресса и собственных увеличившихся мощностей производил бы это все уже в совсем других объемах). Вероятно, и космические зеркала бы уже были, слетали бы на Марс.
Евгений Акритас25 февраля 2023, 06:54
В Югославии пошли как раз по ленинскому пути (где-то рядом). НЭП с рыночными отношениями, но экономические агенты - производственные кооперативы (рабочие одновременно являются и участниками предприятия, оокльких десятилетий) кооперированный НЭП. Никто точно уже не скажет, как СССР облегчил борьбу за права рабочих. Был ли бы сегодня вообще 8-часовой рабочий день нормой, если бы Октябрьская революция не победила. Богатые кап. страны - "север" эксплуатируют бедные - "юг". Это в какой-то степени сгладило противоречия между рабочими и капиталистами внутри первых стран.
Евгений Акритас25 февраля 2023, 06:47
Катерина, в этих странах, наверное, и капитализм лучше? Сравнивать нужно в пределах одной страны. Была ли у этих стран такая мощная армия, как у СССР (а это расходы между прочим)? Были ли такие же проекты (собственная космическая станция, например?). СССР много вкладывался в производственную базу (производство средств производства), науку, оборону. Можно пойти по-простому пути: забить на базу, а удовлетворение нужд потребителя сделать первоочередной задачей. Только к чему хорошему это приведет? У нас слева по карте соседи, которые дважды уже объединялсь и перли на восток. Справа - Китай.
Евгений Акритас25 февраля 2023, 06:33
Александр, где я говорил об огосударствлении церкви? Царь занимается своим делом (устроением светской жизни). Мы не буддисты, чтобы избавляться от страстей. Это они стремятся освободиться от любых привязанностей, в т.ч. от любви, дружбы, чтобы избавиться от страданий. Здесь я особо спорить не хочу. Скажу только, что не считаю обязательным убираться дома "насовским" пылесосом, ставить ионизатор, протирать пыль спиртом и т.д. Достаточно просто швабры, обычного пылесоса или веника, не мусорить и проветривать помещение.
Евгений Акритас25 февраля 2023, 06:23
Игорь Ковалев, хорошо, если бы вы еще понимали разницу между юридическим рабством и рабством в смысле исполнения заповеди ("будь всем рабом"). Для последнего полезно именно добровольное делание. Первое толкование (выбранное Синодом, в старославянском переводе - ваша версия про рабство) тоже имеет право на жизнь: покоряйся, но если можешь (например, тебя освобождают), то лучшим воспользуйся (см. упоминавшееся письмо про сбежавшего раба).
И.25 февраля 2023, 03:08
Игорь Ковалев, Может это Вы не понимаете, что рабство не Божественное установление? Церковь всегда призывала подчиняться законам государства, другого она и не может сказать. И одновременно никогда не противилась "ради особой пользы" рабов их освобождению ни хозяином, ни государством несмотря на толкование по узкому вопросу социального устройства. Вы к тому же толкование произвольно расширили: "И это очевидно, что для души лучше быть в подчинении, не иметь ничего своего". Очевидно, что согласно толкованию для души лучше добровольный выбор в сторону ограничений, а не подчинение само по себе. Легко не иметь ничего своего, когда тебе его негде взять. А вот, имея, оторвать от себя, куда сложнее.
И.25 февраля 2023, 02:01
Катерина, о социализме у меня нет ни слова в комментах под этой статьей, не по адресу обратились. Христиане где-то до сих пор не изжили рабство, официально признают его? в моем комменте где-то говорится, что рабство изжито на планете Земля? Простите, Вы невнимательны. Может и наступит период цифрового рабства, но пока права собственности на вас никто не предъявляет: "под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности" (Конвенция о рабстве). Сейчас любое ограничение называют рабством для красного словца. А пока лишь стоит вопрос о личном выборе между тем, что легко, а что правильно.
Катерина24 февраля 2023, 08:41
Хотя были короткие периоды облегчения, но рабство никуда не уходило, просто меняло форму в связи с изменениями экономических отношений между людьми. Вот сейчас явно наступает период цифрового рабства, причем в странах как постхристианских, так и нео-христианских, а Вы, И., пишите довольно смело, что оно "излечено". Да с какой стати, если греховная натура людей не изменилась и даже претерпела изменения в худшую сторону, приобрев черты прямо выдающегося лицемерия, что-то просто запредельное.
Катерина24 февраля 2023, 08:16
Социализм в некоторых западноевропейских странах был построен, в отличие от советского, вообще без нарушения заповеди не убий и не укради, постоянная борьба за свои права не позволяла рабочим расслабиться и выработала в них чувство солидарности, острый ум и тонкое понимание сути вещей. Они здорово закалились. А вот Советская власть, организовывая сверху то, что западным рабочим надо было организовывать самим, убила в людях инициативу, солидарность, превратив их в безвольных и безинициативных парниковых овощей. Пришло время и советская теплица разлетелась вдребезги, советские овощи оказались несолиларными и неспособными принимать самим правильные решения, т.е. они оказались нежизнеспособными.
Катерина24 февраля 2023, 08:04
Евгений и И. -- если вы никогда не жили подолгу в Западной Европе в 60х по 90е годы, то вам простительна некоторая неинформированность. Настоящий социализм был построен вовсе не в СССР, а в послевоенное время в некоторых странах Западной Европы, там, где пролетарий мог купить на заработанные им 8часовым рабочим днем деньги дом с машиной и поселиться в нем с женой-домохозяйкой и как минимум двумя детьми, еще в Югославии. При этом там отсутствовало богоборчество. В Советской России было богоборчество, выливающееся в кощунственное отношение к Христу и Его Церкви словом и делом. При этом женщину принуждали выходить на работу законодательно, привязывая ее пенсию к работе, а не к деторождению.
Александр23 февраля 2023, 19:10
(Продолжение). Попытки царей сделать Церковь «государственной» приводили только к раздвоению христианской морали. То, что считается обязательным для частного лица, не обязательно для государства, не стремящегося утолить жажду у источника воды живой, из-за чего остающегося языческим, притом властно принуждающего христиан, в области своих особенных интересов, подчиняться его языческой точке зрения. Если будем искать социализма (у него несомненно красивые декорации и ширмы), а не Царствия Божиего, то не станем ли семенами, упавшими при дороге, или на каменистую землю? Спаси, Господи.
Александр23 февраля 2023, 19:09
Евгений, мир вам. Истинная цель христианской жизни, есть стяжание Духа Святого Божиего. Всякое же Христа ради делаемое добро есть только средство для достижения этого состояния, про которое Господь сказал: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти (Мф. 16:28). Состояние благодатной душевной тишины, радости, теплоты, от человека не зависящее. Я не спорю с вами, что заповеди — есть то русло, по которому должна течь жизнь человеческая. Но кроме добродетелей мира и любви, мы должны очиститься от страстей, понимаете? Очистить свою душу, чтобы она стала белоснежной, как каждодневно поём в псалме: паче снега убелюся (Пс. 50:9).
Игорь Ковалев23 февраля 2023, 16:09
И.//"Так не пытайтесь их назад загнать своим специфическим пониманием учения Церкви."//Кого и куда загнать? Вы о чём вообще пишите? Речь шла о словах апостола Павла, что если раб может стать свободным, то ему надо оставаться и дальше рабом, а не становиться свободным. Так толкуют и св. Отцы это место. Очевидно, что если раб вместо свободы останется дальше в рабстве, то это полезно для духовной жизни, иначе бы апостол и св. Отцы этого бы не советовали. Вы этого не понимаете? К чему вы спорите, если это прямым текстом сказано апостолом и подтверждено св. Отцами? Если вы этого не понимаете, то надо просто принять мнение Церкви, а не продолжать гордо настаивать на своём.
И.23 февраля 2023, 01:08
Игорь Ковалев, Передергиванием слов из моих комментариев Вы вредите исключительно себе и приходите к несуразным выводам. Надо иметь весьма изощренный ум, чтобы "смешно читать наставления современных людей" переделать в "оно [мнение святых отцов]...вызывает смех". Еще и приписать авторство другому человеку. Рабство есть последствие греха. Церковью освобождение рабов всегда признавалось делом милости и братской любви. И если уж христиане за пару тысячелетий дозрели хоть в столь крохотной части до избавления от последствий греха (рабства), примите это как милость Божью, Он уврачевал эту рану. Так не пытайтесь их назад загнать своим специфическим пониманием учения Церкви.
Евгений Акритас22 февраля 2023, 22:42
А у простого народа такая воля была защитить свое государство, что противникам не помогло ни образование, ни иностранная помощь, в т.ч. деньги, которые они не гнушались брать на свои добровольческие армии. И даже было то, что очень походило на чудо: форсирование озера Сиваш. Убежали, но не успокоились. Засылали сюда своих агентов, с немцами якшались и т.д., продолжали деятельность вплоть до Перестройки (и далее). Только вот подумали бы - против кого боролись?
Евгений Акритас22 февраля 2023, 22:37
А Ирод и христианином себя не объявлял. Почему вы считаете, что христианский царь не может установить социальный строй, наиболее соответствующий Христианству в интересах большинства народа (при этом в Российской Империи другие верования не запрещались)? Социализм, на мой взгляд, не только Христианству соответствует. Это еще и строй, который предчувствовал Н. Данилевский (по нему славянский культурно-исторический тип был на взлете - так СССР и есть он, несмотря на весь интернационализм, не видеть этого может только слепой). И Пушкин: "Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды".
Евгений Акритас22 февраля 2023, 22:10
Игорь Ковалев, и бежали, наверное, рабочие и крестьяне? Их было где-то 95 процентов населения. А вот герой "Седьмого спутника" (фильм А. Германа) почему-то не бежал, потому что понял и принял новый строй. И вы не путайте государство и отдельного человека. Quod licet iovi non licet bovi. Если законы справедливые, нарушением заповеди это не будет. А справедливость оценивается не только с формальной точки зрения. Общенародная собственность создавалась трудом всего советского народа. И не его (народа) вина, что наверху оказались те, кто предали его идеалы.
Татьяна22 февраля 2023, 17:47
Честно говоря, я не понимаю что такое социализм, но понимаю что значит христианство (возлюби Господа Бога своего всем сердцем, и возлюби ближнего своего как самого себя). Помню чему учили в советское время: ненависти к противникам советской власти и призрению верующих людей (потому, что они глупые). Я уже не говорю, про честный труд. Что-то стоящее купить можно было только по знакомству. По моим воспоминаниям, на христианство это не похоже. Я бы хотела построить христианскую семью( видеть в человеке Образ Божий), а не социалистическую. Но у кого-то может быть другой взгляд, я отношусь к этому с уважением. Но не надо заставлять других людей, а то получится опять много крови.
Игорь Ковалев22 февраля 2023, 16:20
Евгений Акритас//"Во-первых, советскую власть народ принял - триумфальное шествие"//-Ну,да несколько лет гражданской войны и миллионы убежавших за границу от Советской власти-куда уж триумфальней. Главное в этом вопросе,чтобы не нарушались заповеди,что с низу,что с верху,а это не возможно,если отбирать собственность.Потом,Сам Господь не призывал менять социальный строй или свергать Ирода,поэтому и мы должны поступать,как Он.Если ещё с духовной стороны смотреть,то когда человеку плохо,то он чаще обращается к Богу,лучше молится,а когда хорошо,есть стабильность и достаток,тогда и про Бога забывает,такова человеческая натура.Получается, что нужно,что-то среднее в стабильности и достатке.
Игорь Ковалев22 февраля 2023, 12:50
И.//" Вы коммент написали, чтобы меня чему-нибудь полезному научить или себя показать?"//Чтобы донести до вас учение нашей Церкви- в толковании Писания СТРОГО придерживаться мнения св Отцов, даже если оно не совпадает с нашим или вызывает смех. Я всегда так и поступаю, а если в чём то не согласен, то значит пока не дорос до понимания этого вопроса, но ошибаюсь именно я,а не Писание или толкования св. Отцов.Моё личное мнение было тоже, что лучше стать свободным, но прочитав у св Отцов обратное , стал придерживаться мнения св. Отцов, а не пытаться оправдать своё мнение историческими или другими изменениями. Чего и вам желаю, потому , что так учит поступать наша Церковь.
Евгений Акритас22 февраля 2023, 12:49
Игорь Ковалев, В-первых, советскую власть народ принял - триумфальное шествие (слышали об этом?). Сопротивлялись юнкера в Москве и женский полк при защите Зимнего (по-моему, все). Во-вторых, речь может идти о национализации, введенной законом (не искажайте мои слова). Какой она будет (если государство сочтет ее целесообразной) - решать опять же законной власти. В-третьих, в том-то и дело, что недобровольно. Есть много вопросов к соблюдению установленного Конституцией СССР порядку упразднения государства и советского строя. В-четвертых, ну и что это принесло русскому народу? К чему пришли - вам нравятся плоды с такой смоковницы? В-пятых, апостольская община была разогнана насильно.
И.22 февраля 2023, 03:28
Игорь Ковалев, Вы коммент 21.02.2023, 14:37 написали, чтобы меня чему-нибудь полезному научить или себя показать? Цитируя святых отцов, учитывайте исторический контекст и аудиторию, к которой в первую очередь были обращены их слова по какому-либо конкретному вопросу. Без этого старание придать вес Вашему личному мнению ссылками на труды святых, простите, мало отличается от "плотского мудрования". Вы о пользе рабства для чего упомянули? Рабов без рабовладельцев не бывает. Отвергая весь исторический опыт, предлагаете собой обременить другого христианина либо допускаете для себя возможность владеть человеком как вещью? Если ни то, ни другое, просто воздух сотрясать? Всего доброго.
Евгений Акритас22 февраля 2023, 00:05
Игорь Ковалев, "Мне тоже социализм нравится,но приход к нему сопряжён с большой кровью и почему-то с гонениями на Церковь,значит это точно не от Бога". Возможно его установление сверху. Если будет сопротивление - это уже проблемы противящихся власти. Кстати, вдруг кто не знает, но первым декретом большевиков было решение об отмене смертной казни (и пришли они тоже почти бескровно). Многих противников советской власти сначала просто отпускали под честное слово. Но государство имеет право себя защищать, вы не согласны? Если за веру - да, это неправильно. А за остальное? Ну и помним слова Христа про меч.
Игорь Ковалев21 февраля 2023, 20:31
Евгений Акритас//"Если правильный,то на него нужно вернуться (имеется в виду социализм),значит,свернули не туда."//Свернули то добровольно,заметьте, ни одна бывшая республика СССР и ни одна соцстрана в Европе не оставила социалистический строй,потому,что он держался силой.А вот строили социализм насильно,террором и репрессиями,отбирая чужую собственность,что противоречит христианству.Вы же сами писали, что аскеза должна быть добровольной по поводу рабства,почему же предлагаете насильно отбирать имущество,возвращая социализм.Если в первохристианской общине с Апостолами не прижилось общее имущество,то зачем нам повторять.А кто хочет так жить- пусть идёт в монастырь.
Евгений Акритас21 февраля 2023, 20:16
И давайте все-таки различать Церковь как собрание всех верующих, и организацию - крупного землевладельца и т.п. Ведь на Руси, насколько мне известно, одно время монастыри даже имели крепостных крестьян. И известная сказка Пушкина не на пустом месте появилась. Тем, кому не нравится подобный ригоризм, - а нравится ли вам учение Христа? Можно как угодно толковать Его учение, но все произойдет все равно так, как хочет Бог. И любое сопротивление Ему Бог преодолеет.
Евгений Акритас21 февраля 2023, 20:13
При этом ни о каком рае на земле речь не идет. В СССР, например, хватало недостатков. Апостол Павел, конечно, авторитет, но даже он не может ни отменить, ни изменить заповеди Христа, если вдруг какие-то противоречия - нужно руководствоваться именно последними. Тем более это относится и к другим христианам, на мнение которых вы ссылаетесь (это называется апелляция к авторитету). Про соглашение с миром вы хорошо написали, совершенно правильно определив примерный момент - начало IV века. Я тоже пришел к этому выводу. Тогда закончилось Диоклетианово гонение, часть священников, кто для вида, кто на самом деле, отреклись от Христа.
Евгений Акритас21 февраля 2023, 20:11
Александр, исполняя заповеди, христиане, хотят этого или нет, преображают мир, изменяют его к лучшему. "Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру из дел моих". Накормил голодного - улучшил мир. Хотим мы того или нет, но при распространении Христианства до пределов всего государства (например, Рима), встанет вопрос о том, каким оно будет, тем более если власть признала его государственной религией. И, кстати, не нам об этом судить, нужно просто неукоснительно исполнять заповеди. Конечно, свойства частей и общего могут не совпадать, но такое государство так или иначе будет преобразовано, если следовать заповедям неукоснительно.
Александр21 февраля 2023, 16:24
Соглашусь с Игорем Ковалёвым. Есть делание внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им тоже нельзя. Внешнее можно сравнить с вспахиванием земли. Сколько ни паши — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Внутреннее делание и есть сеяние. Сам Господь говорит, что нужна не внешняя сторона веры, а внутренняя (Мф. 6:22). Если поступки снаружи будут казаться хорошими, а при этом сердце будет не чисто, то всё наружное будет только лицемерием.
Игорь Ковалев21 февраля 2023, 14:37
И.20 февраля 2023, 20:02 "Смешно читать наставления современных людей о благе рабства"//Если вы не поняли, то это были цитаты св. Отцов с толкованиями слов Апостола Павла(свт. Иоанн Златоуст, свт. Феофан Затворник),которые кстати жили во времена рабства и крепостного права и ,соответственно, не по наслышке знают о рабстве.Если у вас их слова вызывают смех, то просто вы не понимаете и не принимаете духовных вещей. Это называется плотское мудрование.
Игорь Ковалев21 февраля 2023, 13:29
Евгений Акритас//"Ни капитализм,ни коммунизм невозможны без..."//Коммунизм ,вообще,невозможен-это утопия.Жалкая попытка построить вместо Рая Небесного-рай земной.//"Христианство (с действительным исполнением заповедей...)."//-Это тоже невозможно,Сам Господь говорит,что узкими путём мало кто идёт.Спуститесь на грешную землю,в страну изгнания,плача и скорби падших людей.Если бы нам было не полезно для спасения терпение скорбей,то Бог оставил бы нас в Раю.Надо улучшать внутреннюю жизнь,а не внешнюю."Царствие Божие внутрь вас есть."(Лк. 17:21)Мне тоже социализм нравится,но приход к нему сопряжён с большой кровью и почему-то с гонениями на Церковь,значит это точно не от Бога.
Елена О.21 февраля 2023, 12:52
/Евгений Акритас20 февраля 2023, 21:37 А над этими формулировками веками бьются - и каждый находит, что ему по сердцу. Татьяна, на мой взгляд, это важно, осознать, правильный ли путь для страны был выбран в 1917 году. Если правильный, то на него нужно вернуться (имеется в виду социализм), значит, свернули не туда./ Попробуйте внедрить социализм в своей семье или в своем приходе (мысленно). Думаю так быстрее поймете послания апостола Павла.
Александр21 февраля 2023, 12:20
(Продолжение). Приблизительно с 4-го века, реальная жизнь, окружённая язычниками, неудержимо влекла к ряду соглашений с этим миром, внутреннему обмирщению христианства. Истинное ядро учения, это знание, оказалось слишком высоким и недосягаемым для жизни, и до нашего времени всё более превращалось только в идеал, к которому христианам рекомендовалось стремиться.
Александр21 февраля 2023, 12:19
(Продолжение). Жившие в благодатное время, когда христианство жило единой семьей без разделения на Запад и Восток, без расколов на множество течений и сект, они предпочитали устное живое предание различным записям о Его словах и деяниях. Внимательно читая Иоанна Богослова видно его сокрушение, что учение Христа о духовно-нравственном перерождении человека, будучи определённо и резко выражено, должно было очень рано оказаться весьма неудобным для «теплохладных» последователей (Откр. 3:15-16).
Александр21 февраля 2023, 12:18
(Продолжение). К невиданной общей бойне между так называемыми «христианскими» государствами, а также и внутри отдельно взятых, к моральному упадку и одичанию, с кровавыми попытками озверевших «безбожников» вернуть человечество материально — в нищету, интеллектуально — в невежество, морально — в разврат, религиозно — в смерть духовную. Кому как не нам слушать Святых Отцов и Учителей Церкви. Ученики Христовы и первые после них поколения христиан знали об Иисусе Христе несравненно больше, чем знаем мы по Евангелию (Ин. 20:30, Ин. 21:25).
Александр21 февраля 2023, 12:16
Евгений, к чему вернуться? К печальному опыту? Вот уже 21 век после Спасителя, а религиозно-моральный идеал человеческого общества всё ещё трудно достижим как для массы, так и для отдельных людей. Учение Христа это не политическая или экономическая система общественного прогресса, и не новая философско-метафизическая. Оно об индивидуальном нравственном очищении и перерождении отдельного человека, победы над эгоизмом, раскрытии в человеке сына Божия (Рим. 8:14). А к чему привёл общественный прогресс?
Евгений Акритас20 февраля 2023, 21:37
В общем, мне нравятся плоды, которые были получены к 80-м. К католикам кто-то являлся, сказал, что этот строй не от Бога (хотя на какое-то мгновение в видении той девушки мелькнуло изображение ада). А я вот что-то сомневаюсь. А если это правильный путь, что Россия действительно станет светом миру. Правильный строй + Христианство (с действительным исполнением заповедей, а не только по праздникам).
Евгений Акритас20 февраля 2023, 21:37
А над этими формулировками веками бьются - и каждый находит, что ему по сердцу. Татьяна, на мой взгляд, это важно, осознать, правильный ли путь для страны был выбран в 1917 году. Если правильный, то на него нужно вернуться (имеется в виду социализм), значит, свернули не туда. Но уже с Христанством. На мой взгляд, именно советские трактовки наиболее близки к правильным, почти бескомпромиссным. Ленин, имея пятерку по Закону Божьему, пусть на словах и будучи атеистом, сделал то, что сделал: нет богатых, ростовщиков, мироедов, бездомных, все обязаны трудиться, высокая нравственность (только не надо сейчас про аборты) и т.д. При этом помним, что он был правителем государства.
Евгений Акритас20 февраля 2023, 21:36
У апостола Павла много интересного можно найти. Даже классическое советское: не желающий трудиться, да не ест. И вы, господа, поступайте с рабами так же (на поверхности: управляйте без жестокости; а так же послужить, как добрые христиане, не хотите?). Ладно, не мне их судить. Ни капитализм, ни коммунизм невозможны без массового машинного производства. Возможно, для того времени это было слишком радикально, предположим, все это было попущено "по жестокосердию". Но достаточно спросить у любого человека, не книжника, что лучше - быть рабом или свободным - ответ, я думаю, будет в большинстве случаев однозначным. Отсюда и поймем, как исполнить заповедь (поступайте так же, как хотите...)
Евгений Акритас20 февраля 2023, 20:23
Игорь Ковалев, к сожалению, греческого не знаю (и, вероятно, уже не узнаю), но почитал дискуссию в сети, занятно. Есть разночтения из-за разных значений одного и того же слова. Оно может быть переведено и как пользоваться, и как заниматься. Это признавал, например, профессор классических языков А.А. Некрасов (и он видел противоречие с предыдущим 20-м стихом (хотя, на мой взгляд, его нет). По латыни, из Вульгаты, "magis utere" ("лучше используй", ИМХО). Но даже если "больше поработи себя" (в контексте "кто хочет быть большим, будь всем рабом"), то это никак не влияет на нравственный долг христианина-господина. Велено и верхнюю одежду отдать, но будет ли христианин ее забирать?
И.20 февраля 2023, 20:02
Смешно читать наставления современных людей о благе рабства, которые в лучшем случае только из книг о нем знают (дожили уже до того, что некоторые и читать не способны более двух абзацев, слишком сложный для восприятия текст). Подумайте тогда уж и о спасении душ рабовладельцев, слишком тяжким испытанием оказалась для многих и многих неограниченная власть над бесправными. Из рассуждений современных "толкователей" трудов святых отцов напрашивается вывод, что личная свобода не благо, а вред, прямо непреодолимое препятствие на пути спасения))
Александр20 февраля 2023, 19:50
Из-за забывчивости важных сторон подлинного учения Христа, стремление большевиков заставить общество вернуться к принципам, которые фактически осуществлялись первыми христианами (Деян. 2:44, Деян. 4:32, Деян. 4:34-35), есть только карикатура их святого «коммунизма». Вообще тема статьи не об этом.
Татьяна20 февраля 2023, 13:02
Зачем спорить какой политический строй более христианский? Цель христианина спасти свою душу. Надо стараться жить по христианским заповедям не зависимо от политического строя. И не нарушать заповеди Божии ради изменения политического строя.
Евгений Акритас20 февраля 2023, 12:51
И хотелось бы принести извинения всем читателям моих сообщений за орфографические и пунктуационные ошибки. Я их вижу, но исправить уже не могу - стыдно. Просто привык свои тексты редактировать после публикации через какое-то время, сразу не всегда обращаешь внимание.
Игорь Ковалев20 февраля 2023, 12:46
Евгений Акритас//" Тогда нужно руководствоваться логикой и здравым смыслом"//В понимании Писания ВСЕГДА нужно руководствоваться толкованиями св. Отцов.Самим толковать в Православии строго запрещено. Потому,что не имеем мы здравого ума(ум наш омрачён страстями), откуда же возьмётся здравый смысл?
Игорь Ковалев20 февраля 2023, 12:24
Евгений Акритас//Извиняюсь,что ник ваш изменил.Я просто скопировал,а умный ввод изменил,виноват не проверил.По поводу рабства,не мои мысли,а св. Отцов.Сам прочитал,что синоддвльный перевод в этом месте не точен у свт. Игнатия Брянчанинова.Свт.Иоанн Златоуст:"«Но аще и можеши свободен быти,больше поработи себе»,то есть,тем более оставайся в рабстве."Свт. Феофан Затворник:"Больше поработи себе– μαλλον χρησαι, «лучше пользуйся рабством» (Фотий у Экумения),–лучше оставайся в рабстве,и в этом состоянии приняв веру,и преуспевай в ней...Для чего же он повелевает оставаться рабом тому,кто может сделаться свободным? –Для того,чтобы показать,что рабство не только не вредит,но еще доставляет пользу."
Катерина20 февраля 2023, 10:35
"Игорь Ковалев, даже в вашей версии перевода не уточнено, чем именно воспользоваться" -- это не версия, это взято из Толкования.
Евгений Акритас18 февраля 2023, 20:35
Я просто сказал о том, что социализм, на мой взгляд, не только совместим с Христианством, но и лучше всего подходит для тех, кто хочет жить по заповедям. И сразу оговорился, что моя т.зр. не совсем православная. Но раз ее здесь публикуют, то я считаю, что имею право выступать здесь и в ее защиту: опровергать тех, кто ее оспаривает. Плюс порассуждал о том, что было: про осуждающих советскую власть. Я выступаю в ее защиту. При этом ни в каких КПРФ не состою, сам по себе. И да, я хожу в православные храмы. Различие во взглядах меня не смущает.
Евгений Акритас18 февраля 2023, 20:31
Всем, кто идеализирует рабство, рекомендую прочитать стихотворение А.С. Пушкина "Деревня". А ведь это даже не о рабах в классическом понимании, а о зависимых крестьянах. Плюс недавно с удовольствием прослушал Евгения Онегина (в исполнении Хабенского и Будиной) - рекомендую, получил интеллектуальное удовольствие. Но вот мысль закралась. Ведь такого уровня жизни, как у Онегина, нет до сих пор у большинства. Это ж как нужно было пить соки из простого народа, чтобы его обеспечить в начале XIX века! Татьяне: как вы думаете, каким способом те же помещики нажили свое богатство? И успокойтесь вы, конкретных рецептов я не предлагаю и ни к чему не призываю.
Евгений Акритас18 февраля 2023, 19:24
Единственное исключение может быть в том смысле, что освободившийся раб начнет голодать и пр., т.е. станет "безработным". Но тогда лучшим будет освободить и позаботиться о том, чтобы этот человек не голодал. А вообще пример христианской любви на практике показали сами апостолы: все у них было общее и никто ничего не называл своим. Поэтому русским богачам-помещикам не просто странников нужно было привечать (пускать поесть), но нужно было все с ним разделить. Опять приходим к верблюду и угольному ушку.
Евгений Акритас18 февраля 2023, 19:17
Игорь Ковалев, даже в вашей версии перевода не уточнено, чем именно воспользоваться. Тогда нужно руководствоваться логикой и здравым смыслом. Вы сами пишете, что для духовной жизни без разницы, какой социальный строй. Об этом же пишет и апостол Павел: и свободный, и раб - оба рабы Божьи. Раз для души рабство или свобода в человеческом обществе не может быть лучшим или худшим, то остается лучшее или худшее в материальном смысле. Поэтому единственная трактовка: лучше быть свободным.
Евгений Акритас18 февраля 2023, 18:45
Игорь Ковалев, а зачем же вы ник-то коверкаете? Не хватает аргументов в споре - будем такими методами вести разговор? "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков". И свободный, и раб - оба рабы Божьи. А с точки зрения земной жизни, я сомневаюсь, что есть такие, кому лучше оставаться чьим-то рабом (имеется в виду именно раб человека). И хорошо, что рабство у нас отменено: общепризнанно, что так людям лучше. Как и быть сытым, одетым и пр. Кто хочет, может поститься, практиковать аскезу, но пусть делает это добровольно. Я читаю Библию в синодальном переводе. Ради интереса зяглянул в Вульгату (чуточку понимаю латынь) - примерно то же самое. Ваше толкование притянутое.
Игорь Ковалев18 февраля 2023, 01:26
Евгений Каритас//"если и можешь сделаться свободным,то лучшим воспользуйся".//А с чего вы взяли,что лучшее - это стать свободным?Точный перевод здесь:"воспользуйся лучше этим",т.е.оставайся в рабстве,даже если можешь освободиться.И это очевидно, что для души лучше быть в подчинении,не иметь ничего своего.Также для духовной жизни без разницы какой социаоьный строй.Посмотрите,в первых веках расцвет христианства и монашества,а ведь это было при рабовладельческом строе и сравните с периодом социализма.Вообще,Апостол говорит:«Имея пропитание и одежду,будем довольны тем».(1 Тим. 6:6)А не отбирать у богатых. Национализировать надо стратегические предприятия,но не отбирая,а выкупая их.
И.17 февраля 2023, 23:57
Татьяна 17 февраля 2023, 17:33 Тогда и приватизировать госсобственность (она же общенародная, как вы не относились к этому факту) не надо было. Общепризнано и озвучено на высшем уровне, что приватизация была нечестная и грабительская. Человечеству вообще много чего не следовало делать, особенно не следовало поощрять эгоизм и сребролюбие.
Евгений Акритас17 февраля 2023, 19:49
И., да, и я об этом. Жить в обществе и не зависеть от него невозможно. Окружение сильно влияет (но тем не менее древние христиане вообще находились среди язычников - и как-то справлялись). А когда все общество едино, то и противостоять греху легче сообща. И самое главное для христианина, по моему скромному мнению, - добрые дела (в т.ч. в рамках своего призвания, с использованием данных Богом талантов, способностей), т.е. нужно не только воздерживаться от дурного. P.S. Прошу прощения у всех пользователей портала за орфографические ошибки, опечатки и т.д., вообще за несколько сыроватый вид текста. Отредактировать уже не могу.
Татьяна17 февраля 2023, 17:33
Бог был, есть и будет при любой политической системы. И святые были, есть и будут. Я не думаю, что отбирать имущество у человека, только из-за того, что он богаче другого правильно (это воровство). Если мы не хотим, чтобы нас обманывали и обворовали, то и мы не должны так делать. Если честно, мне даже не хочется так поступать. Разве это нормально отнимать имущество, убивать и ссылать в лагеря много тысяч людей?
И.17 февраля 2023, 11:44
Евгений Акритас, Конечно дело не столько в тяжести санкций, сколько в едином мнении и отношении людей к таким явлениям, выражающиеся, в том числе, в наличии "санкций" и последовательности их применения. Там не один человек противостоит соблазну, а все сообща создают условия для его ограничения. С точки зрения индивидуалистов это нравственность в большей степени из-под палки чем осознанный выбор. Но факт остаётся фактом, там общность людей помогает сделать правильный выбор. Не зря во всех народах в сказке есть образ прутика и метлы. Если же мы живём по принципу "я к тебе не лезу, ты ко мне", то и критиковать не отвечающих нашим критериям не имеем морального права, что посеяли, то и жнем.
Евгений Акритас17 февраля 2023, 08:54
При этом мне непонятна позиция тех, кто осуждает советскую власть за то, что она национализировала имущество (рассмотрим именно в этом узком аспекте). Раньше была симфония с рабовладельческой властью (и никого не смущало, что эта власть помогает рабовладельцам грабить рабов - надо терпеть). После - с феодальной (вместо рабов появились крепостные). Потом - с капиталистической. Но вот советскую власть почему-то резко осудили за национализацию: за то, что она отняла имущество у богачей (а ведь это сделало государство: будьте покорны власти - тот же апостол Павел, как же слова про терпение?). При этом давайте не будем путать отдельных христиан с государством.
Евгений Акритас17 февраля 2023, 08:45
Часто в оправдание такой позиции приводят цитаты из того же апостола Павла. Каждый оставайся в том звании, в каком призван. Но забывают, например, что он же сказал рабам "если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся". И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними - сказано до него Богом. А еще Павел вразумлял одного рабовладельца по поводу сбежавшего раба: прими его уже как брата. По-моему, совершенно ясно, чего ждал Бог от этого рабовладельца-христианина. Здесь и ясен становится смысл слов про богачей вообщей (и верблюда).
Евгений Акритас17 февраля 2023, 08:34
Как я сказал, "уборка" только по праздникам - это только вершина айсберга. Все целиком - это компромисс с миром. Раз человек может всю жизнь падать (и тем более, если достаточно просто соблюдать обрядовую сторону - вторая т.зр., чтобы попасть в Царствие Небесное), то можно, например, считая себя христианином, крепостных на конюшне пороть (и это не просто какое-то разовое явление) - и постоянно каяться, замаливая свои грехи. А после продолжать собирать с них оброк, заставлять отрабатывать барщину - пожирать в переносном смысле ближнего своего (грешен, мол, слаб). Восприятие советской власти тесно связано с этой проблемой.
Евгений Акритас17 февраля 2023, 08:27
Другие, что грехи - это нечто неприподъемное. Чуть ли не нормой полагают всю жизнь с ними бороться, но так и не победить (и даже перечисленные апостолом Павлом). Правильно же относиться к себе как к выметенному дому - и постоянно поддерживать в нем чистоту, а не только по праздникам (выработать такую привычку). Но понятно, что такой дом должен быть занят Христом. И, на мой взгляд, это обязательно для всех христиан.
Евгений Акритас17 февраля 2023, 08:26
И., дело тут не столько в тяжести "санкции". Даже смертная казнь за воровство не останавливала от карманных краж на площадях, где такие приговоры приводили в исполнение - причина в привычке (можно привыкнуть бегать, например, каждый день). Также можно привыкнуть и не грешить. Вопрос на самом деле очень сложный и "праздничным православием" не ограничивается. Извините, моя т.зр., возможно, не совсем православная, но я перелопатил кучу материала, много думал, чтобы понять, как мы дошли до жизни такой. Здесь две крайности, на мой взгляд. Одни считают, что достаточно просто исповедоваться, причащаться, чтобы попасть в Царствие Небесное.
Игорь Ковалев15 февраля 2023, 22:57
Галина И./"Кто верует Христу- тот спасен, кто призывает имя Иисусово -тот спасен, кто идет за Господом -тот спасен"//-Вот это и есть протестантская ересь.Это у них уверовал,крестился - всё ты святой и спасён.А в Православии великие святые,например Пимен Великий,говорили:"Где сатана,там и я буду".И сам Господь говорит:"Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того,что Я говорю?"(Лк. 6:46) У о.Александра(Меня) много ересей и его слова часто противоречат учению св. Отцов, поэтому его книги не продают в церковных лавках.Не замечали?Читать надо проверенных св. Отцов,а не всякие сомнительные сочинения."С кем поведёшься от того и наберёшься."
Игорь Ковалев15 февраля 2023, 22:12
Галина И./"Христианство невозможно без покаяния"//Правильно.Только,что вы под покаянием подразумеваете?Только таинство исповеди,которое вы назвали ошибочно "таинством покаяния"?Напоминать про нашу грешную природу пишите не надо, вспоминать исповеданные грехи не надо,потому,что так бесы доводят до отчаяния,"не давить". А святые Отцы учат наоборот,постоянно видеть свою греховность и испорченность, вспоминать,сокрушаться и оплакивать ВСЕ свои грехи(в том числе исповеданные), самоукорять,самоосуждать себя.Это и есть покаяние, включая таинство исповеди.И только после такого покаяния душа очищается и приходит утешение - кротость,спокойствие ума от помыслов и тихая радость.
Александр15 февраля 2023, 16:31
С праздником! Мир вам. О склонности к вразумлению. Нет негатива, если вразумление связано с состраданием и любовью к человеку (2 Тим. 4:2). Можно ли сделать замечание христианину, если он не прав? Тут главное — соблюдать осторожность. Подскажешь разумному человеку с живой душой, он возрадуется, возлюбит вас, а безумного лучше не трогать (Притч. 9:8-9). Спаси, Господи.
Галина И.- Игорю Ковалеву15 февраля 2023, 13:32
/Ваши утверждения противоречат учению св. Отцов о покаянии//. И откуда вы взяли эту совершенно абсурдную чепуху? Христианство невозможно без покаяния! Где нет покаяния, там- ересь. И где нет спасительной веры в победу Христа на Голгофе, там- ересь! Это значит отрицание (умаление) действующей в Церкви благодати, силы Таинств покаяния и Причащения. "Кто верует Христу- тот спасен, кто призывает имя Иисусово -тот спасен, кто идет за Господом -тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним, а для того, чтобы пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами себя спасти- а для этого надо постичь покаяние, то есть увидеть себя правдиво и честно" (прот.А. Мень."О проведении Великого поста").
Катерина15 февраля 2023, 01:06
Прп. Амвросий Оптинский о спасении: "Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. – У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. – Дело же спасения совершается очень просто, как говорит Апостол: «мир имейте и святыню, ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14) и паки: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
И.14 февраля 2023, 19:54
Евгений Акритас14 февраля 2023, 11:04 У нас не только женщины отличаются, но и мужчины. Если там (у мусульман) мужчина соблазнит (равно обесчестит) девушку, с него все спросят, ответит перед людьми. А за чью-то жену вообще четвертуют. Правда это только на их женщин распространяется, у них четкое разделение свой-чужой. Так что когда в пример мусульман приводят, не плохо бы и способы обеспечения нравственности/религиозности не забывать упоминать. Ещё лучше на себя примерить, вдруг не понравится)
Александр14 февраля 2023, 14:01
(Продолжение). Если останемся с теми же страстями, как и прежде, то будем как птицы только с места на место перелетать. Так, давайте испытывать себя, в вере ли мы (2 Кор. 13:5)? Спаси, Господи.
Александр14 февраля 2023, 14:00
(Продолжение). Устраивать жизнь, её внешние условия необходимо так, чтобы они не препятствовали, а помогали духовному возрастанию, о чём говорил оптинский старец преподобный Амвросий (Гренков) +1891: «жить можно и в миру, только не на юру». Воля Божья – чтобы все стали жителями Иерусалима Небесного, а не гражданами Вавилона. Путь труден, требующий напряжения и бдительности, нельзя быть «упившимся вином» (Иер. 51:7). Если путник пойдёт в дорогу и не дойдёт до города, в который собрался, к чему было идти? Спаситель жаждет от нас духовного перерождения с переоценкой внешних благ (Ин. 3:7), а не формы «живу, как все».
Александр14 февраля 2023, 13:58
Автор прав, ужасная двойственность имеет место быть. Жизнь вне храма почти совпадает с повседневной жизнью неверующих людей. Не надолго хватает вынесенного из храма, никак человек не соединит церковь со своим душевным состоянием. Кажется, что достаточно считать себя верующим, и это одно уже изменит весь внутренний строй. Люди спрашивают, угодны ли Богу их намерения, но отказаться от них не готовы, если потребуется. Зачастую ищут не воли Божией, а исполнения своих желаний и хотят, чтобы Господь на это дал благословение. При желании так жить, устраивая мирские дела, решительно ни с чем не считаясь, через всё перешагивая, думая только о своём благополучии, следуя пороку — мы не спасёмся.
Евгений Акритас14 февраля 2023, 11:20
И еще про окружение, точнее, про справедливый общественный строй. Ну невозможно не грешить, имея рабов, крепостных, обкрадывая своих рабочих. А тунеядцы? Они могут быть хорошими христианами? Проститутки? Приходим к выводу, что советсткий строй со свободой Христианства лучше всего способствует исполнению заповедей. Запрет на эксплуатацию человека человеком, проституции, обязанность трудиться для каждого, ликвидация безработицы. А как еще? Уходить из мира? Но для веры нужны дела, что это за спасение лежать на койке (ну, хорошо, еще делать какую-то хоз.-бытовую работу). А если у тебя талант? Зарывать его в землю? Или всем освобождать рабов и пр.? Ну так итогом и будет социализм.
Евгений Акритас14 февраля 2023, 11:11
Продолжение. Справляются просто по привычке. Тем более и нам, христианам, должно быть под силу. Какие-то грехи останутся (аналогия с чистой комнатой - логически неопределенное понятие, но чистая или нет, мы всегда можем сказать, даже если в углах, под шкафом пыль): позавидовал кому-то, например. Полностью свои мысли мы контролировать не можем.
Евгений Акритас14 февраля 2023, 11:04
"Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют". Вот эти грехи вполне реально исключить из своей жизни каждому. И ни в коем случае нельзя оправдывать их присутствие какой-то слабостью. Но нужно учитывать, что на человека влияет окружение. Если вокруг постоянно условный срам, но справляться сложнее. Но ведь в мусульманских странах, насколько мне известно, как-то справляются (даже несмотря на то, что Христа не признают за Сына Божьего). Даже неловко читать: наши женщины обсуждают на форуме, сколько мужчин было до брака. А мусульманки пишут: только муж.
Игорь Ковалев14 февраля 2023, 00:48
Галина И.//Ваши утверждения противоречат учению св. Отцов о покаянии(самоукорении, самоосуждении, зрении греха своего) Сам Господь сказал прп. Силуану Афонскому :"Держи свой ум во аде и не отчаивайся" Свт. Игнатий Брянчанинов:"Грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50:5),– говорит о себе святой Давид: грех его был предметом непрестанного его рассматривания.«Беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем» (Пс. 37:19).Святой Давид занимался самоосуждением, занимался обличением греха своего,когда грех уже был прощен и дар Святого Духа уже был возвращен ему.Этого мало: он обличил грех свой,исповедал его во услышание вселенной (Пс. 50)."
Игорь Ковалев13 февраля 2023, 21:42
Неправильная цель христианской жизни. Не стать хорошим христианином надо, а "стяжать Духа Святого",т.е. соединиться с Богом.А этого добиваются постепенным очищением сердца от страстей,старанием исполнять заповеди.А если начнёшь себя видеть хорошим, значит двигаешься не в ту сторону. Статья вообще о ревности к богоугождению, которую надо постоянно поддерживать и разжигать, чтобы не стать теплохоадным.Но этих слов в статье нет и написано путанно.Бывает ещё ревность не по разуму,как раз когда семимильными шагами пытаешься идти к Богу.Надо по не многу двигаться, уповая на помощь Божию и осознавая свою немощь.
Ирина13 февраля 2023, 18:20
Уже с заголовка статьи "вынесение приговоров" другим христианам
Галина И.13 февраля 2023, 12:17
"Господь умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". Христиане стараются не согрешать, но куда деться от грешной природы? Есть такое меткое замечание: "Если всё время человеку говорить, что он свинья, то он в конце концов захрюкает". И "если называть его всегда собакой, то он залает". Сам Господь на Кресте, "будучи тождественным с Отцом по Своей воле, как человек, показывает волю человечества" (прп. Ин. Дамаскин). Волю, избегающую смерти и зла. "Ухищрение лукавого - напоминанием о прежних грехах доводить до отчаяния"(Прп. Мак. Египетский). Раскаянных грехов, конечно. Искренне верующих надо укреплять в светлой евангельской вере, в надежде на спасение, кот. "не постыжает". Не давить.
И.11 февраля 2023, 15:31
А откуда автору знать, что там казалось "ответчице", когда сама формулировка вопроса заведомо исключила ее из числа христиан, хоть хороших, хоть плохих, хоть средних? Каков вопрос, таков и ответ. Лучше бы задаться вопросом, почему считаем себя вправе требовать от других то, что сами не в состоянии выполнить - быть "хорошими христианами" во всем и всегда.
Татиана11 февраля 2023, 13:43
Много лет назад один известный батюшка задал мне вопрос:"Ты хорошая или плохая?", не раздумывая ответила:"Плохая,батюшка", а он с лаской сказал:"Хорошая, но грешная" и улыбнулся.... Автор часто в своих статьях занимается обличением,осуждением... но с чего автор думает,что мы каждый не терзаемся внутри себя этими вопросами...у святых читала когда- то,что монахи не должны осуждать людей даже в мыслях, а мирянам нужно стараться,при наличии осудливых мыслей,сдержаться и не высказать их вслух... "Кто любит длинные беседы, тот мало сделать норовит; кто рано празднует победу,тот никогда не победит" И.Тальков
Галина И.10 февраля 2023, 18:24
Но где взять шкалу оценки внешней "хорошести" воцерковленного человека, то бишь христианина? Чем больше кается и причащается- тем лучше становится? Наше постсоветское хоть и маленькое, но уже предание говорит, что вряд ли. Бог смотрит на сердца людей. Но что важно- не затеряться бы нам (мне) в совр. мире всеобщей глобализации и идентификации с "евангелием прогресса", с расцветающей на западе эрой антихристианства. Мы уже сотворили себе "золотых телец"- телевизоры, телефоны, гаджеты. А сколько лжи льется из них, сколько искажения Истины! Не подменить бы нам Бога на фетиши, веру- на примитивный суррогат. Не уподобиться бы животным с их коллективной психикой потребительства, агрессии и страха.
Катерина10 февраля 2023, 17:57
Есть же предостережение святых отцов - не пытаться человеку духовно несовершенному (к каковым автор, как я понимаю, смиренно причисляет и себя?) судить об окружающих, потому что враг рода человеческого прямо обожает "замыливать" взгляд несовершенных, подсовывая им весьма негативные интерпретации поступков окружающих. И вредная мирянка, так бодренько ответившая настырной сестре по вере, вполне может проливать вечерами на молитве слезы раскаяния, прекрасно понимая,что без помощи Отца Небесного все её личные усилия по исправлению тщетны. Или наоборот,она может благодарить Отца Небесного за попущение ей этих характеристик - в качестве лекарства от гораздо худшего падения, т.е. возношения
НН10 февраля 2023, 12:34
"Мы искренне веруем–и одновременно живем как люди, не знающие Христа,не открывавшие Евангелия"- Так ли это? Кому посчастливилось встретить на своём пути действительно искренне и ГЛУБОКО верующего человека(как мне, напр, я встретила 4ых!)-понимает,какая пропасть лежит между ними и многими-многими из нас,кто думает,что он верующий или очень хочет верить. Воцерковлённость не гарантирует глубину веры. Как сказал один владыка -мы даже не понимаем,насколько мала наша вера.Даже 1ая ступень- страх Господень.Про Любовь к Богу- молчу. Оскудела наша любовь -оскудевает и вера. Увы,мы идём только в одном направлении,поменять его нам не дано,а лишь ускорить или замедлить скорость движения к Апокалипсису.
Екатерина10 февраля 2023, 12:15
Мне тоже показалось, что статья очень актуальная, но не лишенная внутреннего противоречия. Особенно, в конце "решаться надо – не на всю оставшуюся жизнь, а на текущую минуту, на событие, которое происходит вот сейчас". Разве может быть решимость на один шаг без решимости на всю жизнь? Мечтательности быть не должно, это да. Но решимость на один шаг - разве это не составляющая решимости на всю жизнь, решимости самой бескомпромиссной. Вобщем, концовка меня немного смутила, а за постановку вопроса - спасибо!
Олег10 февраля 2023, 05:23
Вопрос затронут актуальный, ответить на него должен каждый сам. Вот например компромисс автора: "наш шаг муравьиный. Но это ничего. Главное – не останавливаться". И ответ автора: "Ему компромиссы не нужны, Ему нужен каждый из нас целиком. Он заплатил за нас, не торгуясь".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×