Как хорошо, как приятно, как радостно быть христианином! Если ты христианин, то ты всегда с Богом, и Бог всегда с тобой. Где бы ты не находился, куда бы ни направился, везде своим спутником будешь иметь Самого Бога.
Божественная благодать привлекает благословение на всю деятельность христианина. Христианин, по заповеди Спасителя, ищет, прежде всего, «Царства Божия и правды Его», и все остальное «прилагается ему» (Мф. 6, 33). Если же случаются какие-нибудь неприятности и скорби, то и здесь христианин остается спокоен и благодушен.
Если стал он жертвой обмана, несправедливости, то пусть, вздыхая, но говорит: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – и вот уже вместо благ земных получает оставление грехов и сугубое богатство небесное (при том, что и земная потеря часто в полной мере компенсируется).
Претерпел ли он унижение или даже насилие – и здесь христианин вместо уныния испытывает радость, по примеру апостолов, которые «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41). Подражая Самому Спасителю, христианин молится о своих обидчиках, и временные неприятности и скорби, вместо того чтобы нести депрессию, обращаются для него исповедническим венцом, а душа наполняется миром, обещанным Христом Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27).
Попал ли он в зависимость от кого-то, в плен или в заключение, он знает, что, потеряв внешнюю свободу, не потерял Бога, Который не оставляет его и помогает преодолеть любые трудности. Так, преданный и проданный родными братьями, оклеветанный и брошенный в темницу, праведный Иосиф не оставляет веры в благого Бога. Поэтому и в рабстве, и в тюрьме он не лишается не только Божией заботы, но и человеческого благоволения. «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина… И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39, 2; 21). И эти же вера и надежда на Бога, в конце концов, возводят святого Иосифа в соправителя фараона.
Христианина невозможно напугать земными лишениями и даже смертью. Святитель Василий Великий на царские угрозы разорением, изгнанием, пытками, смертной казнью с дерзновением отвечал:
Христианина невозможно напугать земными лишениями и даже смертью
«Всё это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Царский посланник принес своему господину печальную весть: «Побеждены мы, Царь, настоятелем Церкви».[1]
Христианин боится, по большому счету, лишь одного – разлучиться с Господом. Но он знает, что если сам не отступит от Бога, то никакие внешние силы не способны сделать этого. Поэтому христианин может сказать вместе с апостолом:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35; 38–39).
Кратко сказать, что бы ни случилось в жизни, христианин все принимает как пришедшее от Бога, следуя совету аввы Дорофея: «Не желай, чтобы все делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет. И таким образом будешь мирен со всеми»[2]. Как это ни странно, тот, кто привык руководствоваться этим правилом, всегда живет по своей воле, избегая обыкновенного для большинства из нас источника скорбей: «И тогда, как он не хочет исполнять свою волю, оказывается, что она всегда исполняется. Ибо кто не имеет своей собственной воли, для того всё, что с ним ни случается, бывает согласно с его волею»[3].
Радость христианина – внеземного происхождения. Ее источник – в Боге, а не в земных удовольствиях. Поэтому ее не могут истребить никакие земные скорби. Примером этой небесной радости для нас являются святые. Так, о учениках преподобного Аполлона видевшие их свидетельствовали:
«Можно было видеть этих монахов столь радостными в пустыне, что на земле никто не нашел бы подобной радости и телесного веселия. Среди них не было ни грустного, ни унывающего, а если кто и казался расстроенным, отец Аполлон тотчас узнавал у него причину и возвещал каждому то, что скрыто в глубине сердца. Он говорил: … Кто заботится о земном, находит радость в земных вещах. А мы, удостоенные столь великой надежды, почему не радуемся все время? Ведь апостол призывает нас: ‟Всегда радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить” (1 Фес. 5, 17)»[4].
Поэтому, даже если христианин потеряет весь мир, у него останется главное – Сам Бог. И этой радости у него никто не отнимет: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3, 17–18).
Дело за «малым» – стать таким христианином.