«Больные дети – результат грехов родителей»?

Художник: Элизабет Нурс Художник: Элизабет Нурс

Есть у меня знакомая. А у нее приемный ребенок-инвалид со спинально-мышечной атрофией. Кто про такое слышал, понимает, насколько это сложный диагноз. Кто не слышал – можно в интернете посмотреть.

Пришла она однажды с ним в храм – не в свой, в какой-то новый. А там бабушка «Божий одуванчик»:

– Как же ты нагрешила-то, что Господь тебе дал такого ребенка?!

– Это не родной, это приемный.

– Как же надо было нагрешить, что пришлось взять такого ребенка!!!

Звучит как анекдот, но, к сожалению, это суровая правда жизни.

Вспомнила я эту историю в связи с недавним высказыванием одного священника, который со страниц православного издания поделился мыслью, что наследственно-генетические заболевания детей являются результатом грехов родителей.

«А глаза вам за что?»

Я не поленилась, нашла номер батюшки и позвонила ему. Вдруг из контекста вырвали? Сколько такого уже было.

Ничего не вырвали, все точно передали. Тем не менее мы очень тепло поговорили. Но каждый остался при своем. Я – с Машей, у которой синдром Дауна, а он – с врачами-генетиками, которые и сделали научные выводы о такой причинно-следственной связи: грехи мамы, папы или более далеких предков – генетическое заболевание дитяти. И он с ними полностью согласен.

Тяжелее всего рождение ребенка-инвалида воспринимают именно церковные люди. Именно мы, да!!!

Не то, чтобы я сильно обиделась – вообще не обиделась. Но мне захотелось немного порассуждать на эту тему. Не только потому, что она правда очень важная и временами – болезненная. Особенно для тех, кто воспитывает детей-инвалидов. Или ждет такого ребенка. А еще и потому, что за восемь лет моего особого материнства я пришла к одному удивительному выводу. Тяжелее всего рождение ребенка-инвалида воспринимают именно церковные люди.

Именно мы, да!!! Мы, которые, казалось бы, должны радоваться, непрестанно молиться и во всем искать Промысл Божий и Попечение Его о нас.

Странный парадокс, правда?

Нецерковные – как? Ну, родился и родился (если аборт не сделали). Случайное стечение обстоятельств, а я – молодец (ну или неудачник – зависит от психотипа). Нужно теперь как-то выращивать (если в роддоме не отказались). И растят, и любят, и радуются жизни. Не все, но многие.

А у нас ничто не является случайным стечением обстоятельств. У нас все – «за что-то!». Опять же, не у всех, но у многих. Все, что не хорошо, комфортно и по плану, все – по грехам!!!

Вспомнилось, как сказал батюшка, у которого двое детей с синдромом Дауна («Как же надо было нагрешить»), одной женщине (у нее тоже все плохое было – по грехам):

– А глаза вам за какие-то достижения, получается? И руки и ноги – тоже?

«С гарантией качества»

Почему так?.. Ну точно не потому, что мы, православные, – какие-то плохие, слабые и глупые. Мы такие же, как и все. Не лучше и не хуже. Лучше всех – Господь, а хуже – дьявол. А мы, как все люди, болтаемся посередине.

Но дело в том, что подсознательно мы ощущаем себя как бы «с гарантией качества». Надо только все правильно делать.

Подсознательно мы ощущаем себя как бы «с гарантией качества». Надо только все правильно делать

Все правила исполнять, все посты соблюдать, исповедоваться, причащаться, собороваться и ни в коем случае не ступать на коврик, на котором во время полиелея стоят батюшки.

Нужно выучить, какую одежду какого цвета и на какой праздник надеть (у меня у самой к каждому наряду самозабвенно подобраны четочки в тон), а какую – выбросить, а лучше – вообще сжечь. Вместе с книгами разных иноагентов!

Нужно знать, в какой момент службы можно сидеть, в какой – обязательно стоять, когда креститься, когда бить поклоны, какие – земные, поясные или просто главу непокорную преклонить… Как и когда жить супружеской жизнью, в каких формах и как уложиться по времени, чтобы не нарушить постный день и не опозорить моральный облик христианина…

Ну и так далее до бесконечности. Конечно, это отчасти художественное (недохудожественное) преувеличение. Есть более глубокие и серьезные вещи: заповеди, Евангелие. Но принцип один и тот же: если все знать и правильно делать, то ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ХОРОШО! ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС будет хорошо! На нашей жизни поставлен Божественный ГОСТ! Вера как эффективный менеджмент. Заплатил – купил.

Но тогда получается, мы – мирские. Мы – православные, но мирские, понимаете? До мозга костей. Не знаю, как это лучше объяснить. Еще раз – не все, но многие. И я тоже. Но осознала я это, когда у меня родился особый ребенок.

«Сейчас все всё обо мне поймут»

Как будто вчера это было… Врач достает дочку, смотрит на нее… Задумчиво спрашивает, не азиат ли мой муж. Узнав, что нет, интересуется, почему я не делала скрининги. А потом я услышала, что у дочки синдром Дауна.

Восемь лет прошло, но до сих пор помню две мои первые мысли:

1) Бросит ли теперь муж?

Откуда, почему? С какой стати он должен был нас бросить? Но, видимо, кем-то крепко это вбито в голову.

2) За что, Господи?! То самое: «За что?»… Я же все делала правильно!

Мы с Вадимом венчаны, многодетны, целомудренно одеты. Муж – алтарник, я – православный писатель. Не ахти какой, больше писака, но как есть. Я причащаюсь каждую неделю. Каждый день кафизма, Евангелие и апостол. Вру, не каждый. Но стараюсь. Зачали не в пост, а ведь меня учили, что больные дети именно в пост и зачинаются! За чтооо?!! Да, у меня грехов навалом. Но я же исполняла!

Эта маленькая девочка с ее синдромом Дауна как будто бы стала обличением какого-то ужасного моего греха: «Сейчас люди увидят ее и все обо мне поймут!»

Было больно, страшно, а главное – стыдно! Эта маленькая страшненькая тогда девочка с ее дурацким синдромом Дауна как будто бы стала обличением перед людьми какого-то ужасного моего греха: «Сейчас они увидят ее и все обо мне поймут!». И хотелось спрятать ее и никому не показывать. Чтобы никто не знал, что и меня нужно было «за что-то».

Потом уже я узнала дикую совершенно историю. Одна женщина родила вне брака ребенка. Точно уже не скажу какого, но по-моему – больного. Куда уж делся отец – не знаю. Но она была в глубокой депрессии. В таком состоянии и с малышом на руках добралась до монастыря и попала на исповедь. И говорит иеромонаху:

– Так и так… Родила, не замужем.

Тот давай ее вразумлять: блудница, мол, и этот ребенок – по грехам.

А там на территории – озеро. Она пошла и кинула туда ребенка. Как потом объясняла – нет наказания, нет обличения, вроде как нет и греха с позором.

Слава Богу, там еще один монах проходил. Увидел это все и вытащил младенца. Все остались живы.

Еще одна история не такая драматичная, но тоже показательная. Общалась я с одной супругой священника. В их семье родился ребенок с синдромом Дауна, и было ему на тот момент точно уже больше полугода. А они не знали, как сказать о диагнозе прихожанам. У батюшки – и такое странное чадо. Решат, что по грехам.

«Я – православная, чтобы мне было хорошо»

Понятно, что есть случаи, когда болезнь является прямым следствием грехов. Хотя мне все равно кажется, что это не «за что-то», а «потому что». Грань очень тонкая, но она есть. Потому что точно Господь скорее всего не сидит на облаке с кувалдой в руках и не ждет, кого бы и за что треснуть. Но человек может сам от Него отвернуться и испортить себе жизнь своими же руками.

Не хочет, например, женщина ребенка, делает аборт. Он почему-то «не доделался», и рождается весь покалеченный малыш. Такие случаи я знаю. Или пьют родители беспробудно или колются, и та же история. Хотя, по моим наблюдениям, у последних чаще всего рождаются здоровые дети. И в этом явно видна милость Божия – к этим малышам. Инвалид у таких родителей точно погиб бы.

Но батюшка говорит именно о генетических заболеваниях. Помимо синдрома Дауна, это, например, муковисцидоз, синдром Патау, синдром Эдвардса, Вильямса, Тернера, куча других синдромом. Это мышечная дистрофия, болезнь Гентингтона, гипофизарный нанизм (карликовость) и так далее до бесконечности. Когда мы с Машей ездим в наши санаторные поездки, я такие диагнозы встречаю, о существовании которых даже не подозревала. И сами родители таких детей не подозревали, пока не родили. А еще есть гемофилия, которой болел цесаревич Алексей Николаевич…

И что, все такие дети из-за какого-то родительского или семейного греха? И кто рискнет дать гарантию, что, исполняя все заповеди, ты родишь здорового? Что, прочитав молитву по соглашению, вы получите беззаботную жизнь?

Кто рискнет дать гарантию, что, исполняя все заповеди, ты родишь здорового?

Помню еще историю. К одному монаху приехала молодая семейная пара. Они узнали, что у нерожденного еще ребенка синдром Дауна. Им было очень страшно, это и понятно.

А батюшка им сказал, что будут они молиться и правильно жить, и ребенок родится здоровым. Они все делали, а он все равно родился с синдромом. Молодые родители обиделись на Бога, на батюшку, на Церковь и ушли из нее. Как из магазина, который продал им бракованный товар. Менеджмент оказался неэффективным. Кинули их на деньги.

Да, я сама с этого начинала. Матронушка и выкинуть брюки – чтобы в аспирантуру поступить. Ксения Петербургская и сорок акафистов – чтобы замуж выйти. И поступила, и вышла. И это прекрасно. Многие с этого начинают. И соблюдать все нужно, и просить можно. Господь Сам сказал. Плохо, что на этом я и тормознула – я православная, чтобы мне было хорошо и комфортно жить.

Некоторых швыряет в другую сторону. Чем хуже – тем православнее. Чем скорбнее жизнь, тем она правильнее. Хотя многие и правда идут путем скорбей, и за это им поклон. Но это не самоцель… Христианство – это не постные лица и обязательно пострадать. И если богатый и успешный, это не значит – грешник.

Христианство – это вообще не для того, чтобы было хорошо. И не для того, чтобы было плохо.

У Бога своя логика

Но поняла я это позже. А тогда, в роддоме, вся моя вера рушилась, как карточный домик. Зачем все эти посты, молитвы, мощи, правила? Все, что я делала. Если все равно такой ребенок. И хотелось отвернуться от Бога, уйти, убежать. От такого злого жестокого Бога.

Но, видимо, крепко держал меня Господь за шкирку. Никуда я не ушла. А начала строить все заново. Всю свою веру. По кирпичику, через боль, слезы, ломая себя, выворачивая душу наизнанку. С удивлением открывать, что все это «исполнение» – это не панацея. Это путь, средство, но не цель. И не гарантия. А христианство – не эффективный менеджмент, не торговля с Богом. И вот теперь у меня есть шанс из человека мирского или душевного стать, наконец, духовным.

Получается это или нет – это уже другой вопрос. Но шанс огромный! Это именно шанс, а никакое не наказание. Хотя я – человек грешный. Даже не так, а ГРЕШНЫЙ. И за мои грехи меня давно можно было бы испепелить. Но является ли Маша с ее генетическим заболеванием результатом моих многочисленных падений? Мне кажется, что нет.

Я не могу это никак доказать, я это просто чувствую. Как, впрочем, и генетики вряд ли могут доказать обратное. Особенно научно.

Я чувствую, что у Бога нет логики. Если ты не делаешь абортов, не грешишь, это не для того, чтобы родился здоровый ребенок. А чтобы угодить Богу и душе не навредить. И молишься для этого, и постишься. А уж что тебе Господь даст для спасения – болезнь, больного ребенка, или много денег, или их отсутствие – это уже Ему виднее. Воля Бога может быть не только в рождении особого ребенка для меня. Но и, например, в железном здоровье для кого-то другого. Если этого не понять, то так и будут уходить из храмов: «Я молился, постился, а мне – инвалид».

Многие ведь уходят, убегают. Особенно когда услышат: «По грехам тебе такой ребенок!» Сколько таких историй я знаю. Когда приползает мама в храм, хватаясь за соломинку. А ее – грехами по башке. И родовым проклятием.

У Бога не так работает, понимаете? Да, конечно, никакой грех бесследно не проходит. Но вот это «бесследно» у каждого свое. И часто человек сам себе – большое наказание. Ему уже ничего больше посылать не надо. Это я, например.

Попробуй быть верующим, когда планы рухнули!

Но я чувствую, что, подарив мне такого ребенка, Господь показал мне, что, несмотря ни на что, Он во мне до сих пор не разочаровался, хотя надо бы. Что Он меня любит и верит в меня. И в семью мою верит. И в Машу.

Подарив мне такого ребенка, Господь показал мне, что, несмотря ни на что, Он во мне до сих пор не разочаровался, хотя надо бы

Как сказал тот батюшка, у которого двое детей с синдромом Дауна:

– Когда начинают ставить штампы, обычно отвечаю, что Господь всем дал свои таланты – кому-то 10, кому-то 5, кому-то 1. Так вот… Детям-инвалидам Господь дал 10, родителям детей-инвалидов – 5, а обычным – по одному.

Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже. У каждого свои силы. Можно с одним талантом спастись, а можно десять зарыть в землю.

Как вообще эта маленькая детская жизнь, которую дал Господь, может быть наказанием? Он дал тебе ее в руки, чтобы ты любил, заботился. И тем самым вы вместе спаслись. Это для вас самый лучший и самый простой путь. А здоровый человек, больной человек – это уже неважно. У каждого человека свой самый простой и короткий путь – это те средства, которые дает тебе Господь.

Мы же все молимся о спасении? Почему же отказываемся от средств? Это как с работой. Хотим мы много денег, наше резюме приняли. Но это не все. Потом надо трудиться. Ничего не получится, если просто сидеть и рассылать свои данные.

Так и здесь… Хочешь спастись – поработай. Иди на ту «должность», которую тебе предложили, и «делай карьеру». Ребенок-инвалид – это большая серьезная работа. Но и она ничего не гарантирует. Как исполнение заповедей не гарантирует того, что у тебя будут здоровые дети. Так и больной ребенок не гарантирует спасения. Но тебе дали горсть талантов. Не зарыть бы только. Потому что легко быть верующим и спасаться, когда все идет по плану. Попробуй, когда планы рухнули. Доверься!!!

«Совокупляющийся с блудницею»

Вот этого мне так не хватало многие годы церковной жизни. Вот этой веры Богу. Не в Бога, не в добрые дела, а именно Богу. Доверия Ему. Хотя, конечно, вера без дел мертва.

Нет, я не буду сейчас учить родителей особых детей жить. Мол, не рады вы своему ребенку-инвалиду – не по воле Божией живете. Родители таких детей имеют право на боль. Часто эта боль очень сильна. Имеют право на страх перед общественным мнением. И на страх перед мнением о них собратьев по вере. Это все нормальные человеческие эмоции – когда кажется, что мир рухнул.

Да, будь у нас больше веры, учились бы мы с самого начала главному, возможно, все были бы немного проще. Совсем немного. И у каждого свой путь. И свое начало пути. У кого-то это начало – за секунду до смерти.

Но мне очень бы хотелось достучаться, наконец, до тех, кто смотрит на этих людей как на великих грешников, как на православных неудачников. И вот над ними свершилась наказующая воля Божия.

Не ставьте штампы, пожалуйста! Думайте, что говорите. Да, я сама с этим не сталкивалась. В нашем храме (и не только там) нас поддержали и поддерживают до сих пор. Наш крест подхватили и несут вместе с нами. И не крест это уже давно. Мне кажется, что этот долг Любви мне не отдать никогда.

Но, оказывается, до сих пор есть вот это – другое. Более того – «научно доказанное»… Ты не там сидишь, не в том одет, не так живешь, ты в пост зачал – получи. Не по воле Божией жил, поживи по ней теперь!

«Мы знаем из Священного Писания, что “совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею. Ибо сказано два будут одна плоть”. Наследственность кого из родителей получит ребенок? Все это очень важные вещи. Помощи Божией Вам, дорогая Елена», – написала мне автор той статьи, где высказался батюшка.

Ладно я… Но почему вы не допускаете мысли, что кто-то из родителей детей-инвалидов живет благочестиво? И до рождения такого ребенка, и после? И волю Божию не искали и не ищут?

«Любить не за что-то, а просто»

Да ты сам, если так думаешь, не по Его воле живешь. Потому что, если мы оказываемся рядом с человеком в беде или в горе, мы сами в «зону» воли Бога о нем попадаем. Эта воля не только о нем, она и о нас тоже. Те люди взяли крест, пусть помимо желания, но несут. Воля Бога о нас, чтобы мы к этому отнеслись благоговейно. А это – осознание величия Бога, Его мудрости, это трепет перед Ним. Это когда ты замер, видя, как другой принял то, что ему может быть не по силам. И тебе оно может быть не по силам, слышишь?! А отсутствие беды – не пятерка за хорошее поведение.

Еще одно коронное: «Господь не дает креста не по силам». И тащи теперь, грешник. Не можешь? Так не бывает. Просто не хочешь.

Еще как бывает! Христу Его крест был не по силам. Ему помогли его донести. Что уж о нас говорить, простых людях. И вот воля Божия, чтобы мы этот чужой непосильный крест подхватили и понесли – вместе! А не ставили клейма и не пучились от собственной праведности! Родители больных детей могут быть праведнее вас… А могут быть грешнее… Но у каждого свой самый короткий путь!

Рождение ребенка-инвалида – это «сугубое доверие Бога. Его вера в то, что именно ты сможешь понести это таким образом, чтобы стать примером смирения и радования всему, что Он подает. Чтобы мы, как и Он, любили не за что-то, а просто», – писал мне батюшка с двумя детьми с синдромом Дауна.

Помните, что вы можете добить и так лежачего. Толкнуть того, кто и так стоит на краю обрыва. Не делайте этого!

А есть еще Евангелие от Иоанна (9:1–3):

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Помните об этом, когда делаете свои выводы. А еще помните, что вы можете добить и так лежачего. Толкнуть того, кто и так стоит на краю обрыва. Не делайте этого! Будьте милосердны, как и Отец Ваш милосерд. Наш общий Отец!

Елена Кучеренко

2 марта 2026 г.

Комментарии
Светлана 7 марта 2026, 15:37
На канале Галины Теряевой , который называется "Неравнодушный канал" есть фильм о семье, в которой пятый ребенок родился с синдромом Дауна.Когда журналист спросила у отца ребенка, как они к этому отнеслись, он сказал:"Мы к этому отнеслись не как к проблеме, а как к задаче,все люди разные..." Фильм стоит того, чтобы его посмотреть.Название фильма"Уникальный случай!Родители из ребенка с синдромом Дауна вырастили маленького гения"
Галина И. 7 марта 2026, 11:28
Ни один нормальный православный человек осуждать ближнего, да ещё "в кубе", и выносить ему свой приговор суда не станет. У каждого своего дополна. И у каждого своя боль и своя радость. Мы согрешаем, когда поступаем по своей воле. Но Бог знает нас, и Он милостив.Что- то попускает,а что- то совершается по Его св. воле. Вся Библия наполнена этими примерами, просто потрясающими. А милость не заслуживают НИЧЕМ, милость даётся нам даром, по благодати Божией. Озлобиться и позавидовать чужой радости, посмеяться чужой беде- это значит,ты сам наполнен темной, демонической энергией и становишься источником ее для окружающих. В тебе скрытый бес- вулкан. Но не все кончается - все возвращается. Бог есть.
Анна 6 марта 2026, 20:29
Я всегда, когда вижу родителей с ребёнком- инвалидом, чувствую, что эти люди уже достойны Царствия Небесного. Это очень тяжёлый крест - растить ребёнка с инвалидностью, и чувствовать бесконечную боль от того, что он страдает, а ты ничего не можешь ему помочь. А ещё, у меня в голове слова Христа: не согрешил ни он, ни родители его... То есть ясно и понятно, что дело не в грехах, а в особом промысле Божием, которого мы не знаем и знать не можем. И мне страшно, что люди судят таких родителей, вместо того, чтобы поддержать и, по возможности, помочь... Не суди, и не судим будешь - условие нашего спасения, о котором и в молитве Отче наш идет речь.
Светлана 6 марта 2026, 12:34
Елена, спасибо за статью.Очень понравилась.Бог есть Любовь и всё, что с нами происходит, происходит для нашего духовного возрастания.
Тамара 5 марта 2026, 18:20
Читала и плакала , как мы все бываем иногда жестоки , но нем кого-то судить, а судить нас может только Господь Бог !! Спаси Господи, Елена за статью!! Всегда Вас читаю с превеликим удовольствием!! Счастья, душевного покоя всей Вашей семье , особенно Вашей Машеньке !! С любовью из Белоруссии!!!
Инна 5 марта 2026, 00:31
Лена, спасибо. Непраздной Наталье Божьей помощи.
А.В. 4 марта 2026, 20:21
Родители, прародители, результат, не результат… Этот вопрос прерогатива тех, кого это коснулось. Для остальных разсуждающих- это не просто осуждение, а осуждение в кубе. К сожалению, из-за такого низкого уровня православной культуры, обычно прикрывающегося формальным суперблагочестием, многие мамочки, вполне себе еще способные родить, просто боятся оказаться в числе тех, на кого будут «понимающе» кивать те, кому больше нечем заняться. Ну а тем, кого посетил Господь таким благословением, всегда есть над чем работать, о чем молится и за что благодарить Бога!
Читатель 4 марта 2026, 20:18
Прп. Исаак Сирин: "Бог ничего не делает ради возмездия, но все совершает для пользы человека".
Елена 4 марта 2026, 16:13
Ох, Леночка… Сколько боли в Ваших словах…
Дина 4 марта 2026, 14:02
«Прошедших дней веселые пороки для нас орудья пытки создают». Наверное в наших скорбях в большей степени мы сами и виноваты, Бог попускает, не наказывает, мы сами себя наказываем. Не говорю про детей с синдромом Дауна, но вот с асмой рождаются у курящих женщин зачастую, у сифилитиков тоже дети могут родиться больными. Всё не так неоднозначно. Так что может и по грехам, не всегда, конечно, но и по ним тоже. Знаю одну женщину, она гаданями деньги зарабатывает, у нее родился очень больной ребёнок, умер вскоре. Но и как тут не подумать, что это не случайно. Каждый сам знает, за что ему прилетает. Или для чего
Елена 3 марта 2026, 22:36
Всем мамам особенных деток низкий поклон. Такие детки попадают в семью только супер героев, потому что многозадачность должна быть на высшем уровне. Это Божьи детки, то свет и искренность, которую они излучают, сейчас сложно найти в нашем обществе. Они видимо и приходят для того, чтоб научить нас любви к ближнему, проявить грехи не своих родителей, а тех, кто так правильно исполняет устав, забывая о самом главном - любви ко всему, что нас окружает.
Дарья 3 марта 2026, 15:08
Наталья, буду молиться за Вас и Вашего ребенка. Не переживайте, всё у Вас получится, и ребенок будет здоровым. Я сама в 43 года родила, роды замечательно прошли, без вмешательств.
Катерина 3 марта 2026, 14:17
Елена, спасибо Вам и помощи Божией!
Галина И. 3 марта 2026, 08:54
Дорогая Елена, простите. Долго думала, и решила все- таки сказать вам - виртуальным способом. Вы обижайтесь, восклицаете с горечью:"За чтооо?" Да ни за что, а это вам- дар Божий и талант. Ведь вы знаете, что Бог даёт каждому чаду Своему определенный дар и талант, но чтоб не зарыть его в землю, а умножить во славу Божию. Вы пишете искренние, одаренные светом любви Божией рассказы с проблемной ситуацией, будите людские души. Без скучного теоретического изложения, но основанные на жизненном православном опыте, пусть и небольшом. Поддерживаете читателей в трудные моменты, делитесь своей радостью и своей болью. Вот так мы и общаемся, вот так и возрастаем духовно-по воле Божией. Благословений вам.
Мария 3 марта 2026, 04:26
Елена, спасибо! И порталу Православие ру спасибо за автора! На нашем приходе в монастыре долгое время принимали требу: о грехах рода. Мы все были уверены, что дети несут грехи своих предков. Грустная история, закончилась осуждением этой практики, этой требы и самого священника.
Наталья 2 марта 2026, 23:56
Когда с будущим мужем познакомились,обсуждали сколько детей у нас будет.Он говорил, что столько,сколько Бог даст,а я(прости меня Господи!),что и одного хватит.Первой родилась девочка,здоровая,красивая,а потом сразу забеременела ещё раз.Ждали мальчика.И вот тут то и началось.Порок сердца,порок мозга и т. д.Я,конечно,вспомнила свои ужасные слова про одного.Каялась на исповеди,но ребёночек родился больным и умер через 7 дней.У меня было чёткое ощущение - ну что,получила, ты же хотела одного!Да, мой грех, по моему греху он умер,но слава Богу крещеный.Дай Бог мне прощения!А сейчас, на старости лет(44 года), Бог послал мне ещё родить мальчика.Я прошу у Бога, простить меня и не наказывать моё дитя!
Ольга 2 марта 2026, 22:01
Елена, спасибо! Такая важная и сложная тема, думала об этом всегда, но всё думы оставались незаконченными. А тут... Полное осознание и принятие написанного. Стало легче и радостнее на душе. А не планируете ли вы написать о том, почему Бог зовёт всех, но не все идут. Или он не так сильно позвал их, неверующих, как нас. Потому что когда Бог коснётся сердца, уже только с Ним... Получается сердца других он также сильно не касается. И скорбей много, и люди неплохие, а в Храм ни в какую.
Ольга 2 марта 2026, 21:35
А я вспомнила, что Господь ответил преподобному Антонию Великому на его вопрос о том, почему одни люди живут долго, другие умирают рано, одни богатые, другие бедные и так далее (своими словами, не дословно). Бог ему ответил, что надо себе внимать, а не доискиваться до причин, почему да зачем. Это всё суды Божии. Ну и нам, грешным, подавно нечего судить и рядить людей. По грехам или не по грехам - только Богу известно.
Ольга Мокшанова 2 марта 2026, 21:24
Спасибо вам,автор! Я сама мама особенного ребёнка.ДЦП. И меня коснулся момент принятия своего сына, может этот момент еще и процессе. Одно знаю, Бог милостив! Я грешница, гордячка,блудница.А Господь Бог доверил мне самого любимого,добрейшего,с чистым сердцем ребенка! А еще открыл глаза мне, я увидела больше добрых людей,раньше я их не видела, а жила страстями своими. Знаю еще что я нужна своему сыну,и что кроме меня у него никого нет,никто на горб свой не посадит и не потащит самоотверженно. И я не имею права опускать руки свои. А кто считает, что по грехам мне такой сын, пусть считают,мне это неинтересно! Дай Вам Бог сил,любви и терпения!
Римма 2 марта 2026, 18:59
Никогда не думала, что больные детки рождаются у грешных родителей. Безусловно когда родители ведут не трезвый образ жизни, то велика вероятность рождения ребёнка с патологией. В большинстве случаев детки с генетическими проблемами рождаются у обычных мам и пап, верующих или нет. Могу сказать только то, что я преклоняюсь перед родителями таких детей. Даст Бог им сил, любви и Веры в Великий промысел Божий. В детстве у нас во дворе жила семья в которой был сын с синдромом Дауна. Он был такой светлый, такой радостной. Я его запомнила лет 18, он всегда ходил с мамой за ручку и пел. Мне было лет 8.Мнк было одновременно жалко мальчика и маму, но и как то так радостно и тихо на душе при виде их.
Галина И. 2 марта 2026, 18:25
Спасибо, Елена! Тема страдания- животрепещущая тема многих поколений людей. Также как и тема наказания- не наказания детей за грехи родителей, и их освещению в свете Евангелия и Свящ. Предания есть много различной литературы. Ясно одно: у Бога есть Своя индивидуальная траектория развития души и спасения каждого человека, не поддающаяся нашей логике. "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер.29,11). Что же касается советов и наставлений "Божиих одуванчиков", то хорошо сказал прав.Иов:"А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость".
Марина 2 марта 2026, 15:46
Елена, очень Вам благодарна за статью! Спасибо!
Сергей 2 марта 2026, 15:08
То что там несколько человек что то сказали, пусть даже и священник, это не значит, что все так думают. Большинство верующих людей все понимают и у их таких мыслей нет! А если какая бабуля -грешница кающаяся, что то и скажет вредное, так Бог ей судья
Ольга 2 марта 2026, 14:13
Да все так. Я недавно задумалась что вот многом мы лукавы. Я это поняла после того как столкнулась с болезнью сына (псиатрия). И тут я вспоминаю прокаженных,кажется если дать волю то тебя отселят в гетто и найдут кучу причин в том что с тобой не так. И что оказывается лучше .вть наркоманом,алкоголиком,вором, прелюбодеем,но не психически больным.
Jelena 2 марта 2026, 14:06
Спасибо большое, Елена. Да, как часто тошно от нашей праведности.. вот уж точно - "отсутствие беды – не пятерка за хорошее поведение"..
Алексадр 2 марта 2026, 14:02
Прекрасная статья! Дорогая Елена! Благодарю вас за поднятую тему. Как же это актуально! Обнимаю сердечно!
Ольга 2 марта 2026, 13:23
Прочитала заголовок и... удивилась :((( Потом посмотрела, кто автор и успокоилась. Отличная статья, разумный, добрый взгляд на сложный вопрос. Спаси Вас Господь, Елена! Помощи Божией Вам и Вашим любимым во всех благих делах!
Светлана 2 марта 2026, 13:02
Класс!
Ирина 2 марта 2026, 13:01
Дорогая Еленочка, как я вас люблю! Согласна с вами на сто процентов! Бог врач, а не палач, как говорит Алексей Ильич Осипов. Об этом везде написано и в Новом Завете и в Ветхом даже. Хотя там евреи получали за всё конкретно, казалось бы! Помните книгу Иова, как его друзья говорили, что он, скорее всего, сам виноват в постигших его бедах? Такое всегда было, есть и будет. Большое спасибо вам за ваши статьи и книги, такие жизнеутверждающие, где глубина православия показана через обычные вещи!
Ирина 2 марта 2026, 12:45
Надо нам чаще вспоминать праведного Иова, он ни в чем не согрешил, но всего лишился. Господь знает, что кому нужно для спасения, только бы Он дал нам свою благодать, чтобы все понести.
Ирина 2 марта 2026, 11:57
Очень хорошо сказано!
Евгений 2 марта 2026, 11:20
Хорошие, светлые и грустные заметки получаются у Лены. И очень болезненный вопрос здесь затронут. Как это это Господь так попустил (и по списку: войны, болезни...). Это все от глупых мыслей, что сидит Господь на троне и пальцем тычет - этому болезнь, этому то, этому се. А в мире не все так просто. Вот создал Господь Землю и человека. И вся это экосистема регулируется законами "природы". Его законами. Закон термодинамики, теория эволюции. Да, и эволюции тоже. Дарвин описал ее так, как понял. Она же сложнее и совершеннее, как и все, что Господь создал. Вот попал один сбойный ген на другой, вот и получилось, как получилось... А людям, конечно же, очень тяжело все это понять и принять.
Евгений 2 марта 2026, 11:17
Хорошие, светлые и грустные заметки получаются у Лены. И очень болезненный вопрос здесь затронут. Как это это Господь так попустил (и дальше по списку: войны, жестокости, болезни, особенно детские...). Это все от глупых мыслей, что сидит Господь на троне и пальцем тычет - этому болезнь, этому то, этому се. А в мире не все так просто устроено, как кажется.
Андрей 2 марта 2026, 10:31
Все правильно написано, автора поддерживаю. "Судьбы Твоя - бездна многа", как сказано в псалме. Всей глубины премудрости Божией мы в земной жизни не узнаем (почему у оного так, а у другого - иначе), эта тайна отчасти открывается святым, да и то, если это будет угодно Богу и на пользу человеку.
Дарья 2 марта 2026, 09:46
Здравствуйте, со всем согласна, особенно важно быть милосердными и воспитанными, следить за своими словами. Только мне кажется не надо делать перекос - говорить только об особенных детях. У меня младший брат с пороком сердца - всегда худенький. Сейчас он доктор наук, ученый, с головой у него все в порядке. Сначала маму нашу изводили "добрые" соседки и знакмоые: А чё он такой худой? Ларочка, ты не кормишь его, ха-ха. Потом его постоянно спрашивали. В 90-е в храм зашли, примерно та же ситуация, что и в статье: бабуля Одуван начала перечислять грехи, из-за которых может быть такая болезненная худоба,синеватые ногти, губы. (синеватость периодически проходит после отдыха, но после ходьбы)
Татьяна 2 марта 2026, 08:42
Лена, спасибо Вам за статью! до глубиньі души. есть о чем подумать и что понять.
Вера 2 марта 2026, 08:34
Когда была беременна ребенком с Синдрмом Эдвардса тоже думала об этом, что теперь все увидят, какая я грешная. Ну и что, «пусть увидят», отвечал внутренний голос. Но потом общалась с такими мамами и понимала, что нет никакой их вины. Вообще в жизни не встречала лучше людей и лучше мам, чем те мамы.
Елена 2 марта 2026, 06:48
Я бабушка ребенка инвалида. Любимого. Достойного. Никогда никто не мог назвать его инвалидом. Потому что родители его в начале его пути сказали: "Наш сын не инвалид". Который прожил 15 светлых лет и забран Господом в Вечность. Только сейчас понятно, какое доверие и какую милость оказал нашей семье Господь, дав нам в семью такого ребёнка. Желаю сил всем и веры в Промысел Божий , кто в начале пути.
Виктория 2 марта 2026, 03:43
Спасибо большое! До слез, потому что все эти переживания и страхи, и страх осуждения именно среди правосланых знакомых, и мысли, что "всегда есть за что" относительно себя долгое время были у меня как само собой разумеющееся после рождения малыша с синдромом Дауна. Но даже уже в первые месяцы его жизни ты понимаешью что это ангел, твой ангелочек, а когда он начинает смеяться, озорничать, то от этих мыслей уже ничего не остается. Просто Господь всем дает разных деток. Кому такого, а нам - такого. И именно такой и нужен, как потом показывает время. И подход, о котором написано, меня очень расстроил, когда я ту статью увидела( потому что сердце чувствует, что у Бога иная логика, а не "кувалда".
Лев 2 марта 2026, 01:45
Спасибо Елена.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.