Феодоровская икона Божией Матери |
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Христово учение, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.
Множество раз от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: "Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".
Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением в честь Ее храмов, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы, а также нескончаемые чудотворения, совершающиеся перед ними по молитвам верующих. Сама Небесная Заступница, невидимо действуя через святые Свои образы, дарует верным обильные милости, источает неоскудеваемую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.
Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий[1] монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.
Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской[2], во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм[3]. В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".
Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".[4]
Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.
В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.
"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.
Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).
Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.
В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе.[5] В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.
Усердно заботились об украшении иконы и костромичи. В начале XIX века для иконы была изготовлена новая золотая риза, с оставлением на ней прежних драгоценных камней и украшений. Современник свидетельствует: "На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками, на коих изображена надпись…".[6] В 1891 году для чудотворного образа была устроена новая золотая риза весом почти в 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.
Грозные события начала XX столетия - не обошли стороной Кострому. Однако Промысл Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века.[7] Следует заметить, что, учитывая духовно-культурную ценность чудотворной "Федоровской" иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.
Феодоровская икона Божией Матери в храме святой Екатерины в Москве, летом 2004 года |
Весной 1922 года в ходе общероссийской компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворного образа "Федоровской" Богоматери была снята драгоценная риза. Летом того же года храмы Костромского кремля были захвачены обновленцами; таким образом, чудотворная икона оказалась в их руках. В 1928 году обновленческая община возила икону на реставрацию в Москву, но вскоре образ все же вернулся в Кострому.
В 1944 году после самоликвидации обновленческого раскола икона была возвращена настоятелем "обновленческого собора" протоиереем Николаем, в православный храм. Первоначально чудотворный образ, как и во время пребывания у обновленцев, не имел ризы, только в 1947 году на нее была надета медно-позолоченная риза с одного из списков.
7 августа 1948 года в ходе поездки по волжским городам, Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I. Поклонившись "Федоровской" иконе Богородицы, Патриарх выразил пожелание, чтобы чудотворный образ был украшен ризой, достойной духовного величия святыни. Для устройства новой ризы клирики и миряне кафедрального Иоанно-Златоустовского собора начали сбор пожертвований, который занял несколько лет. К весне 1955 года московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.
В апреле 1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.
Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года - впервые после многих десятилетий, в день празднования явления "Федоровской" иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел, после Божественной литургии, от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона "Федоровской" Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.
Феодоровская икона Божией Матери в храме святой Екатерины в Москве, летом 2004 года |
В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для воссоздания драгоценной золотой ризы. 23 июня 2003 года благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной ризы (1891 г.) преподал Святейший Патриарх Алексий II.
Ныне чудотворная икона "Федоровской" Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе, в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат.
Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.
[1] Название монастырь получил по близь лежащему городу Городцу.
[2] В последствии великий князь Владимирский.
[3] Храм был освящен в честь великомученика Федора Стратилата.
[4] Сырцов В.А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Кострома, 1908 , с. 6.
[5] Икона "Федоровской" Богоматери до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Успенского собора Костромы.
[6] Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. СПб., 1820, с. 17-18.
[7] Некоторое время икона находилась в руках раскольников-обновленцев.