Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Название улицы произошло от проходившей здесь в далекой древности дороги в Орду. Прежде здесь и жили "ордынцы" - по одной версии татары, выходцы из Золотой Орды, а по другой - выкупленные из Орды московскими князьями русские пленные, которые селились в этом районе после освобождения.
Сама территория за Москвой-рекой известна примерно с того времени, с середины XIV века. Тогда она именовалась Заречьем. Отсюда открывался великолепный вид на сверкающий золотом Кремль, но знатные люди поначалу не жаловали Заречье: из-за весенних разливов Москвы-реки почва здесь была топкой и заболоченной. Кроме того, добраться сюда из Кремля можно было только на переправе. Вот и селились тут в основном мирные бедные москвичи - крестьяне и ремесленники, которые образовали многочисленные замоскворецкие слободы. Только в XVI веке царь Иван Грозный поселил здесь стрельцов, и район Замоскворечья стал более "элитным".
А когда в конце XVIII столетия был создан Водоотводной канал, избавивший Замоскворечье от ежегодных наводнений, здесь стали строить себе особняки московские купцы.
Они создали свой купеческий городок с особой патриархальной атмосферой, которой дышат камни старого Замоскворечья. Эта провинциальная часть города была самой тихой: рано утром ее жители спешили в свои лавки, а вечерами, уставшие от тяжелого трудового дня купцы сидели перед кипящими самоварами у раскрытых окон. В старину говорили, что житель Замоскворечья уже встает, когда на Арбате и Пречистенке только что ложатся спать, и ложится спать тогда, как по другую сторону реки начинается вечер. А после пожара 1812 года здесь появляются отдельные дворянские усадьбы.
И эту церковь на Большой Ордынке, наверно, можно назвать самой "замосквореченской". И именно о ней почему-то до сих пор можно слышать самые неоднозначные, противоречивые суждения - вплоть до критики за "западничество" - будто за границей в церковь зашли, или в Питере, ничего-де русского нет в ней, одна только Европа. Иногда, напротив, на ее примере говорят об образцовом и самобытном русском классицизме, о победах петровского времени, достигших старую Москву и заставивших Россию не столько "догнать" Европу, сколько самой стать с ней наравне. "Внутрь входишь, как в дворцовый зал, - мрамор, бронза, скульптуры и даже западная живопись.... И находясь под куполом этой церкви, никак не представишь себе московское небо над ним" - то ли с горечью, то ли с удивлением заметил петербуржец Олег Волков.
В летописях первая деревянная церковь на месте нынешней, только освященная во имя Варлаама Хутынского, известна с 1571 года. Предполагают, что она была основана еще в 1523 г. при митрополите Варлааме - в честь его небесного покровителя. А в 1625 году в храме появляется престол Преображения Господня, ставший и поныне главным в этой церкви.
Каменная Преображенская церковь была возведена здесь в 1683- 1685 г.г., а уже в 1688 году в новоотстроенной церкви было великое чудо от храмового образа Богоматери "Всех Скорбящих Радость" - тогда исцелилась сестра патриарха Иоакима, Евфимия.
Страдая от страшной, открытой раны в боку, она слезно молилась о помиловании и о помощи. Однажды во время молитвы несчастная женщина услышала таинственный голос, который велел ей обратиться к "общей для всех Исцелительнице" в Преображенском храме на Ордынке: призвать оттуда священника с этой иконой и отслужить перед ней молебен с водосвятием. "Тогда ты получишь исцеление" - и Евфимия узнала, что слышит голос самой Царицы Небесной.
С тех пор икона прославилась исцелениями больных и страдающих. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к ней и переезжая с царской резиденцией в 1711 году в Петербург, сделала с нее список и поставила в новой дворцовой церкви. А в царствование Елизаветы Петровны в честь этой иконы в Петербурге уже был воздвигнут храм.
Икона "Всех Скорбящих Радость" имела ту известность, что перед ней молились особы царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.
Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г.г придел обновили на пожертвование Г.Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.
Так и в 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее новую, красивую перестройку, и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову...
Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным).
Однако, к сожалению, нельзя сказать, что облик именно баженовской церкви дожил до наших дней. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал, - так, что в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И.Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. И сам составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм. А изображения Архангелов и св. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского - мало известно, что он и церковь расписывал.
В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена митрополитом Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона "Всех Скорбящих Радость" находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.
Даже с удивлением узнаешь, что в начале 30-х годов храм был закрыт - так хорошо сохранился его старинный интерьер. Действительно, красивому замосквореченскому храму с чудотворной иконой повезло. Обычно в закрытых большевиками церквях располагались склады, мастерские, научные учреждения или даже музеи, до неузнаваемости уродовавшие облик храма или просто его уничтожавшие. А в этом был запасник Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.
И хотя его колокола были сорваны и уничтожены, он все же не так сильно пострадал в советское время, и, видимо, поэтому, из-за своего хорошего состояния, был одним из самых первых московских храмов, открытых в столице после восстановления патриаршества - в 1948 году.
Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 60-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.
Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины памяти великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти Сергея Рахманинова (28 марта 1943г.), в храме исполнялась его "Всенощная", а в дату смерти П.И.Чайковского, 25 октября 1893 года - его "Литургия".
Однако у вновь обретенного московского храма быстро появились очередные сложности. В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушенском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.
Фото с сайта hram.codis.ru |
Местность эта известная и очень древняя. История ее восходит еще ко времени временам Ивана Калиты, который пожаловал эту землю Крутицкому подворью. От прозвища великого князя и происходит ее старомосковское название.
В XV веке Калитники обрели свою славу в истории Москвы. В 1470-х годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, возводивший тогда в Кремле Успенский собор, нашел в этой окраине хорошую глину и устроил в Калитниках кирпичный завод. Калитниковские кирпичи шли на строительство главного кремлевского собора России! Чтобы было понятно, современники так ориентировали на район Калитников - близ Андрониева монастыря.
Калитниковское кладбище, как и близлежащее Рогожское, основано во время эпидемии чумы в 1771 году. Только в отличие от старообрядческого Рогожского, Калитниковское было обычным, православным.
Уже в январе 1773 года была освящена деревянная церковь, вскоре сгоревшая, а нынешняя каменная выстроена в 1834-1838 г.г. архитектором Н.И.Козловским, много строившего еще в Охотном ряду. Иногда автором церкви ошибочно называют Афанасия Григорьева, архитектора знаменитой церкви "Большое Вознесение", похороненного на Калитниковском кладбище.
И хотя до 1917 года на этом кладбище хоронили только простых, торговых людей, среди них были выдающиеся и известные имена. Кроме А.Григорьева, кстати, крепостного крестьянина, только в 22 года получившего вольную, здесь обрели покой и дочь кассира Малого театра, великая актриса Евдокия Турчанинова, и художник Р. Фальк, поначалу принадлежавший петербургскому художественному объединению "Мир искусства", а потом перешедший в известную группу "Бубновый валет", и рабочий завода "Гужон" (ныне "Серп и Молот") Илларион Астахов, в честь которого "Астаховским" был назван мост через Яузу в районе Котельников (бывший "Яузский") - на этом мосту в февральскую революцию 1917 года он был убит полицейским.
Калитниковская церковь не закрывалась в советское время, но, несмотря на свое до сих пор безлюдное, унылое местоположение, перешла к обновленцам и стала одним из семи московских обновленческих храмов. И хотя она была возвращена Московской Патриархии в 1944 году, именно здесь, на Калитниковском кладбище через два года был похоронен глава обновленческого раскола митрополит А.И.Введенский.
В конце 1980-х г.г. во время раскопок были обнаружены массовые захоронения расстрелянных репрессированных. В их числе - члены семьи Найденова, составителя известного московского фотоальбома. Территория сквера, прилегающего к кладбищу была вся ограждена и перекопана.
Сейчас здесь обычная кладбищенская церковь.