Златоустовский монастырь

’Златоустовскiй,
Златоустовскiй, третьеклассный мужскiй, въ Златоустенскомъ переулкЪ (между Покровкой и Мясницкой). Фото из книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-83гг.
Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам - Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции.

Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было.

Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким.

И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию.

Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой - здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля.

И когда великий князь стал благоустраивать под жилище эту территорию, он обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель с обветшавшей деревянной церковкой, освященной во имя его небесного покровителя св. Иоанна Златоуста. Московский государь решил красиво обустроить ее на свои щедрые пожертвования и под личным патронажем.

По его приказу в 1478 году старая деревянная церковь была разобрана. Приглашенные псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста, освященный по дню ангела великого князя, 27 января (старого стиля), и еще маленькую придельную церковь во имя св. апостола Тимофея, - по дню рождения Ивана III, 22 января.

Долго, более года стоял неосвященным главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили - как ходить на крестном ходу, посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, то великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря "право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских", как писал один старинный историк Москвы.

В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжен, а в 1611 году разграблен поляками. В середине XVII века он был восстановлен, а главный собор выстроен заново тщанием князя Федора Барятинского.

А затем монастырь обустраивали и украшали многие знаменитые люди русской истории и государи. Так, уже в 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием знаменитого сподвижника Петра I, генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина, и освященная самим Стефаном Яворским.

Товарищ детских игр будущего российского императора, вместе с ним отправившись за границу, Апраксин изучал морское дело, и помогал Петру строить в России флот - речные и морские суда, верфи и гавани, а потом возглавил Адмиралтейский приказ.

Отличившись в Северной войне, Апраксин стал кавалером петровского ордена Андрея Первозванного, и одним из первых получил графский титул, также введенный Петром. Здесь, в Златоустовском монастыре до революции хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне.

Именно Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел Стефану Яворскому в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита. И тогда же царь назначил монастырю жалование, так как, хотя пожертвования в него и были щедрыми, но постоянных средств к содержанию монастырь не имел.

На погосте Златоустовского монастыря Апраксин похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирцами. А потом и сам обрел здесь последнее пристанище в 1728 году.

"Церковь
Церковь Захарiя и Елисаветы (надъ вратами)

Церковь Захарiя и Елисаветы (надъ вратами).
Фото из книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-83гг.

29 мая 1737 года "от копеечной свечки" монастырь сгорел, но был возобновлен, а потом его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна, посетившая Москву на свою коронацию. Тогда в 1742 году она пожертвовала 2000 рублей на постройку новой, надвратной церкви во имя Захария и Елизаветы - в воспоминание дня своего тезоименитства. Резной иконостас в ней был выполнен по рисунку архитектора И.Ф. Мичурина, будущего строителя знаменитой Андреевской церкви в Киеве. А уже в 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни.

Вскоре, в 1757-1761 г.г. здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная еще в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным. Изначально ее придел был освящен во имя Нерукотворного Спаса. Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя св. Димитрия Ростовского, незадолго до того канонизированного. Так что именно в московском Златоустовском монастыре появился первый престол, освященный во имя святителя.

В 1821 года сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского - миссионера Сибири, который переводил для сибирских народов Библию и прививал им оспу.

При Елизавете Петровне на погосте Златоустовского монастыря в 1745 году был погребен генерал-аншеф Александр Иванович Румянцев, отец знаменитого полководца и дед основателя столь же знаменитого музея. Небогатый костромской дворянин, он стал ординарцем Петра Великого по личному желанию царя, любившего железную дисциплину и чувство ответственности: молодой Румянцев неукоснительно и точно исполнял все его приказы. Именно он вместе с Петром Толстым захватил и привез в Россию царевича Алексея. В 1743 году Румянцев получил графский титул, который перешел к его сыну и внуку.

А его сын, генерал-фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, герой Русско-турецкой войны, с 1793 года поселился близ Златоустовского монастыря, во дворце на Маросейке,17, о котором мы немного писали в публикации об истории церкви во имя свв. Косьмы и Дамиана. Ранее этот дворец принадлежал Хлебниковым, которые основали напротив своего дома Космодамиановскую церковь, но ходили слухи, будто дворец построили сами благодарные крепостные Румянцева для своего "хорошего барина".

Действительно, своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцева. В первой четверти XIX века во дворце поселился сын фельдмаршала - известный государственный деятель, канцлер при дворе Александра I и дипломат Николай Петрович Румянцев, переселившийся сюда из Петербурга.

Он был просвещенным человеком своего времени. С молодых лет собирал книги, покупая целые собрания по русской и славянской истории. На собственные средства он снарядил экспедицию И.Ф. Крузенштерна, совершившего первое русское кругосветное путешествие. Мореплаватели приобретали этнографические экспонаты для коллекции Румянцева. К концу жизни он собрал бесценную библиотеку, коллекции греческих, римских и восточных монет, редких рукописей, минералогический кабинет.

Все это Румянцев хотел сделать достоянием общества, русским национальным музеем, но не дожил до его открытия. Его брат передал коллекцию в Министерство народного Просвещения. 23 ноября 1831 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Румянцевского музея. Из-за финансовых трудностей в 1862 году его перевели в Москву, в дом Пашкова на Моховой. И в том же году император Александр II пожаловал в дар музею грандиозное полотно художника А.Иванова "Явление Христа народу".

Коллекция книг, собранная Румянцевым, стала основой для создания Румянцевской библиотеки, после революции переименованной в Ленинскую. Сейчас это Российская Государственная Библиотека - главная библиотека страны.

В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был частично разграблен. Частично потому, что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез ценности и ризницу в Вологду, а монахи, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители.

В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою - и с этого времени, наконец, началось процветание монастыря, длившееся до революции.

Зимой 1933 года Златоустовский монастырь закрыли и сломали. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведен жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кстати, кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, уцелевших до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.

Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона св. Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда - в Третьяковскую галерею.

И еще одна достопримечательность этой местности: в доме №4 по Большому Златоустинскому переулку в XIX столетии купец по фамилии Мазурин убил своего приятеля, художника-ювелира Калмыкова. Это громкое преступление прошумело тогда на всю страну, и попало на страницы романа Достоевского "Идиот", - вместе с точным описанием московского дома, где оно случилось.

Ныне сохранившаяся церковь во имя св. Иоанна Златоуста находится в Донском монастыре, построенная в 1888-1891 г.г. как усыпальница Первушиных и освященная по именинам главы семейства. В советское время в ней размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры.

Есть церковь Иоанна Златоуста с трапезной и в Рождественском монастыре, где она появилась в XVII столетии.

Елена Лебедева

25 ноября 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×