Мозаичное яйцо с медальоном, 1914 г. |
Британская Королевская коллекция Фаберже выделяется прежде всего по своему размеру. В ней насчитывается 600 наименований. Предметы из этой коллекции были представлены на многочисленных выставках не только в Великобритании, но и в России, Германии, Франции, Швеции, Австралии и Америке, начиная с 1930 года.
Одна из самых первых выставок Фаберже была открыта более ста лет назад - в 1900 году, в Париже, где Фаберже завоевывает Гран-при. Спустя два года выставка Фаберже показывается в Санкт-Петербурге.
В Великобритании наиболее крупные выставки Британской Королевской коллекции состоялись в 1985-86 и 1995-96 годах в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне.
Уникальной чертой Британской коллекции является то, что хранящиеся в ней предметы, были собраны до Октябрьской революции 1917 года - во время, когда фирма Фаберже находилась в самом расцвете и пользовалась огромной популярностью среди членов российских, британских и датских королевских домов. Другие же известные коллекции - например, коллекция в Клевеленде в Охайо (Cleveland Museum of Art, Ohio), в Хилвуд музее в Вашингтоне (Hillwood Museum, Washington) или частная коллекция Фобс (Forbes Collection) - были сформированы, начиная лишь с 1920 года, когда работы Фаберже стали появляться на Западе.
Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже открыл множество мастерских - в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице Великобритании изделия Фаберже продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год.
В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год.
Питер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге и пошел по стопам своего отца-ювелира, происходившего из гугенотов - преследуемых протестантов Франции. В двадцать один год Карл уже работал в музее Эрмитажа, реставрируя предметы антиквариата и занимаясь оценкой металлических и ювелирных изделий. Через пять лет он полностью берет на себя дело своего отца и занимается изготовлением ювелирных изделий. В 1885 году Фаберже назначается поставщиком двора Императора Александра III.
Многие из предметов коллекции, выставляемой ныне в Эдинбурге, были подарены лично членам Британской Королевской семьи их родственниками из Императорского дома Романовых - Александром III, Марией Феодоровной, Николаем II и Александрой Феодоровной.
Единственные коллекции, которые можно сравнить с Британской Королевской коллекцией, принадлежали самим Романовым и насчитывали до тысячи наименований. Они были конфискованы и разделены после революции 1917 года. В то время восемь из пятидесяти Пасхальных яиц, выполненных Фаберже, исчезли навсегда. Несколько из них были повреждены или были потеряны "сюрпризы", хранящиеся внутри. Четырнадцать яиц были проданы в 1930 и 1933 году "Антиквариатом" - орган советского правительства, учрежденный в 1921 году для продажи российских государственных ценностей на Запад. Значительное число предметов из коллекции Романовых сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном Историческом Музее в Москве и Государственном Музее Эрмитаж.
Всемирной известности российского ювелирного мастера несомненно помогло родство Императорских домов России, Великобритании и Дании. Особенно ценили работы Фаберже дочери датского короля - Императрица Мария Феодоровна, супруга Александра III, и ее сестра Александра, супруга Британского короля Эдуарда VII.
Королевские семьи всегда обменивались подарками на Пасху и Рождество, дни рождения и другие праздники или во время встреч друг с другом - в России, Англии или Дании. Поэтому многие изделия, хранящиеся в Британской Королевской коллекции, непосредственно связаны с людьми, которым эти предметы были особенно дороги и напоминали о каких-то приятных или важных моментах их жизни.
Среди представленных изделий на выставке в Эдинбурге наиболее выделяется Императорское Пасхальное яйцо, так называемое Мозаичное.
В России в конце XIX века традиционный обычай - дарить друг другу на Пасху крашеные яйца - в Санкт-Петербургских аристократических кругах превращается в обмен ценными и дорогими подарками, особенно богато украшенными яйцами. Яйца, сделанные в мастерских Карла Фаберже, без сомнения являлись наиболее щедрым и дорогим подарком.
И теперь чаще всего имя Фаберже ассоциируется именно с Пасхальными яйцами. Первое Пасхальное яйцо, выполненное Фаберже, было заказано Императором Александром III в 1885 году в качестве подарка своей супруге Императрице Марии Феодоровне на день очередной годовщины их свадьбы.
Всего за период с 1885 по 1916 год в мастерских Фаберже для Российской Императорской семьи было изготовлено 50 яиц (за годы русско-японской войны не было изготовлено ни одного яйца).
Традиция дарить Императрице Пасхальное яйцо Фаберже была продолжена Императором Николаем II. С 1895 по 1916 в год заказывалось два яйца - одно для вдовствующей Императрице Марии Феодоровны, а другое для Императрицы Александры Феодоровны.
Стоимость одного яйца составляла примерно 10 тысяч рублей. Самое дешевое яйцо сейчас могло бы стоить 120 тысяч долларов, а самое дорогое - более, чем 1 млн. 440 тысяч долларов.
Несмотря на то, что большинство яиц имело определенное тематику и изображало наиболее значимые для Императорского дома события прошедшего года, Карл Фаберже был свободен в своем творчестве.
Дизайн яйца обычно обсуждался в кругу нескольких мастеров. Фаберже работал с Францом Бирмаумом (Franz Birbaum), Александром Иваскевым (Alexander Ivaskev), Густавом Шкилтером (Gustav Shkilter) и Альмой Пихль (Alma Pihl). Процесс изготовления яиц держался в большом секрете и был сложным и долгим. Примерно год уходил на изготовление одного яйца. Специалисты по обработке драгоценных камней, золотых дел мастера, специалисты по эмали, шлифовальщики, художники миниатюры - все трудились над пасхальным подарком.
В большинстве яиц был спрятан "сюрприз" - или миниатюрные модели (иногда заводные), или портреты людей, изображение мест и событий, значимых для Императорского дома. В Британской Королевской коллекции хранится три яйца, приобретенные королем Георгом V и королевой Марией в 1930-е годы.
По-пасхальному радостные цветы на пяти овальных медальонах украшают Мозаичное яйцо, выполненное по дизайну Альмы Пихль. Альма происходила из семьи выдающихся ювелиров, работавших у Фаберже. Она была внучкой Августа Хольмштрома (August Holmstrom) - главного ювелира Фаберже, и ее отец, Кнут Оскар Пихль (Knut Oscar Pihl), был главой московской мастерской с 1887 по 1897 год.
Альма в возрасте двадцати лет начинает работать в мастерской Фаберже в качестве ученицы. Она делает чертежи, рисунки и становится ассистентом дизайнера. Ее первым главным проектом стали сорок маленьких брошей, заказанных доктором Эмануилом Нобелем в 1912 году.
В 1913 году Альма впервые работает над дизайном Императорского Пасхального яйца для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны. Это ювелирное изделие известно как Зимнее яйцо. Ее работа получилась настолько успешной, что на следующий год Альма делает дизайн Мозаичного яйца.
Впоследствии Альма (заметим, что она умерла в 1976 году, прожив 87 лет) рассказывала своей племяннице, что идея дизайна Мозаичного яйца пришла к ней однажды тихим вечером, который она проводила вместе со своим мужем и свекровью. Альма читала книгу и взглянула на луч света, коснувшийся вышивки, над которой работала ее свекровь. Немедленно возникла мысль отобразить вышивку на драгоценном камне и металле. Каждый из маленьких драгоценных камней должен был быть точно вырезан, чтобы подойти в отверстие платиновой сетки. Умения, требовавшиеся для такой кропотливой работы, хорошо показывают профессиональный уровень мастеров Фаберже.
На одном конце яйца выложены инициалы Александры Феодоровны. А внутри находится эмалевый медальон, увенчанный Императорской короной. Он закреплялся золотыми зажимами. Одна его сторона украшена миниатюрой с профилями пяти детей Императора - Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексея, а на обратной стороне - их имена и дата (1914 год) обрамляют корзину с цветами. Значок на ножке медальона был сделан в память об отце Карла Фаберже, так как 1914 год был столетием со дня его рождения.
Наряду с пасхальными яйцами, представленными в Британской Королевской коллекции, выделяются цветы Фаберже - особенно изысканные изделия. Рассматривая их, становится наиболее заметным кропотливый труд мастеров и дорогие материалы, применявшиеся в работе. Популярность именно этих работ, наверное, можно объяснить их простотой и реалистичностью. Цветы были тоже дорогим подарком - несколько тысяч рублей за одно ювелирное изделие. Британская Королевская коллекция хранит самое большое число сохранившихся цветов работы Фаберже: двадцать шесть от общего числа примерно в восемьдесят наименований, которые, как предполагается, были выполнены.
В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, британская королева Мария приобрела васильки Фаберже для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: "Это очаровательно и так против войны". Особенно необычно выполнены стебельки овса - из золота, и, кажется, будто они колышатся. Похожий, но не идентичный букет, приобрел в 1922 году Музей Эрмитажа из коллекции Юсупова. В другом букете - из васильков и лютиков, выполненных из золота, эмали, розовых алмазов и рубинов, в композицию добавлена пчела.
После 1918 года новых изделий Фаберже уже не повлялось. Сам Карл Фаберже эмигрирует в Швейцарию, где умирает спустя два года. Но в 1920-е годы работы Фаберже начинают продаваться на открытом рынке на Западе. Впервые - в 1927 году - на Кристи, где в одно и то же время были выставлены для продажи драгоценные камни из Российской короны.
Нынешняя британская королева Елизавета сама ничего не добавила в коллекцию Фаберже, но другие члены Королевского дома, например, Принц Уэльсский, приобрели некоторые изделия.
О неослабевающем интересе к работам российского золотых дел мастера говорит и эта выставка в Эдинбурге. Во время ее подготовки британские организаторы впервые пользовались российскими архивами, которые касались работ Фаберже, и провели подробное исследование формирования коллекции, изучая основных коллекционеров и их вкусы. Впервые наряду с основной коллекцией выставляются работы ювелиров- последователей Карла Фаберже - например, таких, как Картье (Cartier) и Бучерон (Boucheron).
Планируется, что эта выставка пройдет в Лондоне в ноября этого года в Королевской галереи Букингемского дворца.