Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

«Властелин Колец» и христианство

Экранизация первой и второй части знаменитой трилогии Толкиена породила очередной всплеск внимания к наследию известного английского писателя.

Учитывая, что не все слышавшие об этой книге, нашли время ее прочитать, позволим себе вкратце напомнить сюжет произведения. В книге описывается один из эпизодов истории фантастического "доисторического мира", населяемого самыми разными существами - эльфами, волшебниками, людьми, гномами, хоббитами, орками и т.д. Темный властитель - Саурон - стремится подчинить себе весь мир, повергнув его в хаос и насилие, уничтожив все доброе и прекрасное. Он начинает войну, но для решающей победы ему необходимо овладеть магическим кольцом, которое случайно оказывается у хоббита Фродо. Цель Фродо - не допустить, чтобы кольцом завладел Саурон или кто-либо иной (в том числе и он сам), поскольку в таком случае новый хозяин также подпадет под власть зла и станет очередным темным властителем. Единственное, что остается - незаметно проникнуть в самое логово Саурона и бросить кольцо в жерло горы (где оно было в свое время выковано), чтобы уничтожить его навсегда.

Мир не спасают без участия со стороны самого мира - в битву вовлечены все, но исход ее зависит от успеха или неуспеха операции Фродо. Вместе со своим спутником Сэмом он проникает к заветной горе, но не может более перебороть соблазн и в итоге кольцо подает в жерло благодаря удачному стечению обстоятельств.

"Властелин Колец" оказался значительным культурным явлением второй половины ХХ века и по своим художественным качествам и по своему воздействию на умы молодежи вот уже не одного поколения. Не остался он без внимания и со стороны православных читателей. Еще по самой книге уже возникла полемика о религиозном ее значении, мнения расходились вплоть до полярных, и после выхода на экраны одноименного фильма, снятого по сюжету трилогии (первая серия вышла в прокат весной прошлого года, вторая - в январе этого), эти споры разгорелись вновь.

В связи с этим, не претендуя ни в коем случае на какое-то новое или, тем паче, окончательное слово в Толкиеноведении, хочется все же поделиться некоторыми своими размышлениями об этой книге, так сказать, "на правах читателя" - не более.

О том, что Толкиен как мыслитель и писатель имел ряд идей, с точки зрения христианина, сомнительных, хорошо известно. Гностическая концепция творения мира, изложенная в "Сильмариллионе" - лишь один из примеров. Но здесь мы не беремся рассматривать все творчество Джона Рональда Руэла Толкиена, а поговорим лишь о соотношении с христианством его главного произведения.

Что есть "Властелин Колец"? "Завуалированная проповедь христианства" (Мария Каменкович. Троянский конь) или выдумки, "пропитанные хорошо загримированным язычеством и оккультизмом" (Роман Жолудь. Толки вокруг Толкиена)?

Обе эти крайние позиции поочередно предстают как соблазн перед читателем-христианином во время прочтения книги. Для каждой из них можно найти достаточные основания в тексте, но ни одну из них нельзя принять, избежав серьезных натяжек.

Поэтому более продуктивен, на наш взгляд, другой путь: идти от того, что в книге реально есть, а не от того, что в ней должно быть.

А реально есть и то и другое. Ведь, с одной стороны, было бы весьма странным, если бы в произведении, кропотливо создаваемым на протяжении многих лет человеком, искренне считавшим себя христианином, не было бы совершенно ничего христианского. С другой стороны, ждать от светского западного писателя ХХ века стопроцентной чистоты догматических воззрений также не стоит. Так что в произведении Толкиена равно есть и близкое христианству, и чуждое христианству. Начнем с последнего.

Первая проблема - это то, что эмоционально зло в книге показано гораздо более ярко, чем добро, и потому более привлекательно. По сути зло выглядит, да и является в произведении значительно более могущественной силой. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. Рассказывают, что друг Толкиена К Льюис, дочитав "Властелина колец" до середины, отбросил со словами: "Нельзя же так долго писать о зле!" (Впрочем, нам доводилось слышать и другую версию, соласно которой сам Толкиен, дочитав до середины "Письма Баламута" Льюиса, отбросил ее с теми же словами). По мощи и величию личности Саурону нет альтернативы в мире "Властелина Колец". А такое мировидение христианским признать сложно.

Следующая проблема - это то, что в общем и целом бытие всех Толкиеновских существ (эльфов, гномов, людей, хоббитов и т.д.) выглядит довольно бессмысленным. Они героически сражаются, описано это подчас очень красочно и увлекательно, но все они мечтают зажить мирной жизнью, ради нее сражаются и ради нее гибнут. В их борьбе есть смысл. Но сама эта мирная жизнь, к которой они стремятся, выглядит на редкость блеклой и бессмысленной, как старая выцветшая картинка, наклеенная на стене. Создавая мир "до Христа", Толкиен создал мир "без Христа", и христианину погружаться в этот мир довольно тягостно, хотя и не настолько, как в мире других фэнтезийных авторов, например, Тэда Уильямса с его прямой пародией на христианство.

Переходя к выявлению христианских мыслей во "Властелине Колец", отметим, что не будем рассматривать вообще добрые или в целом положительные моменты, но лишь те, которые однозначно можно охарактеризовать как христианские, а не "общечеловеческие".

Прежде всего, такой является главная мысль произведения. Кольцо есть образ зла, или греха. И победить зло можно, лишь лично отказавшись от него. Основная идея трилогии - безусловно христианская, идущая вразрез со всей фэнтезийной традицией после Толкиена. Зло никогда нельзя использовать во благо. Использовав его, ты подпадаешь под его власть и только умножаешь общее количество зла в мире.

И если мы проследим за сюжетом, то увидим, что христианским является не только идея, но и ее развитие. Ведь Фродо так и не смог отказаться от желания обладать, противостоять власти кольца, злу. Человек не в силах сам отказаться от греха. И добро побеждает вроде бы как из-за удачного случая. Но для человека христианской культуры (для которого, собственно, Толкиен и писал свои книги) очевидно, что случая нет, а есть Божественный Промысл. Для совсем непонятливых, об этом сказано в самой книге устами Гэндальфа: "Так было уготовано ему…" Уготовано кем?

Отвечая на этот вопрос, мы должны вернуться к самым первым строкам книги - ее заглавию. Кто такой Властелин Колец? Кому посвящено все произведение? Очевидно, что это не Фродо, никто из Мудрых, ни даже Саурон - потому что никто из них никогда не обладал всеми волшебными кольцами. И при дальнейшем размышлении ответ остается только один: Властелином или, точнее, Господом (Lord) Колец является Тот, Кто обладал ими всегда, поскольку Он обладает всем, Сам будучи ничем не обладаем.

Следующий глубоко христианский момент в книге - это отношение к врагу. Ненавидимые всеми орки - это изуродованные злом эльфы, некогда прекраснейшие из существ в мире Толкиена. Сеющие ужас назгулы в прошлом были лучшими представителями человеческого рода, оказавшимися достойными стать кольценосцами, но не устояли перед соблазном зла и подпали под власть правителя тьмы. Падший Саруман Белый был одним из Мудрейших... Толкиен учит восприятию врага сквозь призму его личной трагедии и через это подводит к единственно возможному отношению к врагу: состраданию. Несколько раз в трилогии подчеркивается та мысль, что конечная победа добра стала возможной благодаря акту милосердия, который совершил хоббит Бильбо по отношению к своему врагу.

Но Толкиен не ограничивается указанием на то, что злодей имеет предысторию падения. Враг может покаяться и измениться. Самый яркий тому пример в книге - Горлум, то же с Гримой, но еще глубже это выражено в последнем разговоре с Саруманом, когда Фродо, останавливая друга от убийства падшего волшебника, говорит: "Нет, Сэм! Все равно убивать его не надо. И уж тем более нельзя убивать, когда он в черной злобе. Ведь он был когда-то велик, он из тех, на кого мы не смеем поднимать руку. Теперь он падший, однако ж не нам судить его: как знать, может, он еще возвеличится"...

И великая заслуга Толкиена состоит в том, что он в своей книге разъяснил на понятном для современного человека художественном языке одну из самых трудных для понимания заповедей Христа: заповедь о любви к врагам. И не просто объяснил, но и раскрыл ее величие и мудрость.

Юрий Максимов

27 января 2003 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 3 ноября 2016, 13:14
Мне кажется что если под лупой рассматривать сказки можно и в русских народных откопать массу языческих намеков, но мудрости в них куда как больше. Властелин колец прекрасное произведение, мне больше всего понравилась исключительно хистианская мысль о том, что сила в немощи совершается, ведь кто по сути Фродо - полурослик, к которым скептически относились многие, ни на что не особо способный, но именно он смог нести кольцо - не короли и мудрецы мира, не волшебники эльфы и гномы, а простой, лишенный гордости полурослик. Премудрость простым.Спаси, Господи за статью.
Игорь Жигалкин 8 июня 2016, 05:55
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» И ХРИСТИАНСТВО, уважение автору, такие статьи нужны.
Владимир Тихомиров 7 июня 2016, 11:37
Спаси Господи за статью! Христос Воскресе!
Ольга 4 июня 2016, 15:29
Властелин колец - это довольно сложная вещь. Надо учитывать, что Толкиен очень долго изучал фольклор Шотландии, кельтский эпос, старые языки. И в них видел свободу и счастье. Произведение это было написано во время войны с фашистами и он, как писатель, вероятно, считал своим долгом показать борьбу добра и зла.
Экранизация "Властелина" сделана не совсем верно. Именно в фильмах огромное внимание уделяется злу, даже очень большое,смотреть на это просто противно. Нет многих героев, например Том Бомбадил в экранизации отсутствует. Получилось так, что многие люди, посмотревшие фильм, понятия не имели о книге и вряд ли ее потом внимательно прочитали. Книгу лучше читать на английском или в переводе В.Муравьева с его комментариями. Конечно,православному человеку тяжело читать "Властелина". Если ты знаком с творениями Cвятых отцов, то никакой Толкиен не нужен. Верующий человек просто отметает от себя те произведения, которые могут смутить основы его веры. И здесь самый интересный вопрос - надо ли православным детям читать Властелина? Вот приключения Хоббита, наверно можно, да и то ребенок должен быть подготовлен. Та же история и с Булгаковым, Мастера и Маргариту надо читать, но не в школе, и уж точно не писать сочинений на эту тему. Если педагогам и родителям стараться вырастить здоровое поколение, то читать надо русских поэтов, Майкова, Плещеева, Тютчева. Былины, сказания. Вот тогда память поколений и проснется. А еще у Толкиена есть хороший рассказ "Лист работы Никля."
Николай Долганов30 мая 2016, 19:30
На самом-деле, Властелин Колец очень здорово возвращает читателя в реальность посредством сказки. Удивительно, но это так. Все оккультные моменты в произведениях Толкиена носят побочный характер. Властелин Колец начинался с Хоббита, который был написан им для его же детей. И тут открывается фантастический потенциал писателя, его духовный мир, его идеалы. Он смог в простой сказке воплотить довольно трудные моменты христианского воспитания. Разумеется, следом идёт Властелин Колец, наполненный аллюзиями к классическим произведениям литературы и к мифологической реальности. При этом, сохраняется абсолютно миссионерское отношение к мифам. Толкиен прививает нам осознание того, что любой народ, любая раса имеет единое происхождение, имеет сходные ценности, которые стоят выше предрассудков.

Отдельное внимание стоит уделить теме смерти в произведениях Толкиена. Для расы людей смерть является даром, который людьми отрицается и не принимается в полной мере. И всё произведение старается изменить отношение читателя к смерти.

Саурон в произведении не является антагонистом. В действительности, он не является даже самым сильным порождением зла. В произведении он представлен внешним раздражителем, и не проявляет себя как личность. В отличии от кольца, в отличии от людей и орков с конкретными именами и судьбами. Фактически, Саурон становится наблюдателем, который выжидает и искушает людей, но истинное зло несут алчность, трусость, тщеславие и т.д.

Прекрасная идея произведения: добро всегда слабее, но оно всегда побеждает. Вторая идея: нет ничего очевидного. И вот уже Фродо Бэггинс становится отступником, а клятвопреступники отказываются от вечной жизни. Фантастически раскрыта идея прельщения и заблуждения. Прекрасно описана тема милосердия. Фактически, добро в книге отличается от зла только самопожертвованием и милосердием. Именно эта сложность не позволила раскрыть характер Фродо в экранизации. Фродо взял на себя ответственность и выполнял свой долг с величайшим смирением. Его образ - это образ Моисея, который был скромнейшим среди людей.

Разумеется, пантеон вселенной Толкиена гораздо шире земного. Он как бы отстраняется от идеи писать о Боге, о Христе, делает произведение независимым, свободным от предрассудков и пафоса. В этом состоит главная суть христианского характера произведения: чем больше мы говорим о Боге, тем меньше Его понимаем. Произведение сталкивает нас с проблемой добра и зла. Не персонифицированного, но по-библейски очерченного. Т.е. мы не имеем инквизиции, не имеем толпы ведьм, которых нужно сжечь. Однако, перед нами есть порождения зла и люди, которые до конца преданы злу или своим страстям. Самый сложный и интересный вопрос Властелина Колец: кто же представляет собой абсолютное зло? Саурон? Нет. Это отрицание, может, и не лежит на поверхности, но простейший анализ персонажа позволяет утверждать, что Саурон - лишь мелкая сошка. Кольцо? Оно лишь усиливает приверженность носителя к его искушениям. Выходит, что зло в произведении - собирательный образ, состоящий из самых различных страстей. Властолюбие королей - носителей колец. Эгоизм наместника, который превратился в некое подобие современных интернет-воинов. Страх, жадность, бесчестие. Всё это становится вполне очерченным персонажем, имеющим свой характер, но не имеющим тела. Безусловно, Властелин Колец заставляет почувствовать то, над чем в привычной жизни приходится думать. Властелин Колец вынуждает поверить в то, что невозможно. Язык этого произведения лаконичен, точен, красочен, эмоционален в той мере, когда все христианские ценности принимаются просто так, будто впитываются в кожу или питают нас чистым словесным молоком. Безусловно, Властелин Колец - не гностическое и не языческое произведение. Это христианская сказка, в которой очень нужно найти Христа, и Он там есть, поскольку эта замечательная книга говорит нам о смерти старого мира, наполненного злом и ненавистью. И провозглашает воскресение нового мира, свободного от смерти и зла.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×