Церковь Николая Чудотворца в Коломягах |
Ни одно крупное село на Руси не могло существовать без храма. Строили церкви и для коломяжских жителей. Сохранившаяся в Коломягах церковь во имя великомученика Димитрия Солунского на Стеклянной горке, построенная в 1905–1906 годах, – один из редких в Петербурге и его пригородах деревянных храмов дореволюционной постройки.
В Коломягах существует и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Выстроенная в 1883 году, она была отреставрирована по благословению митрополита Ленинградского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси, реставратором Н.В. Бондаревым и его добровольными помощниками – солдатами находившейся неподалеку воинской части. Часовня была освящена 13 сентября 1990 года.
Для огромного района церкви и часовни явно недостаточно. Вот и было решено построить еще один храм – во имя святого Николая Чудотворца.
Ктитор храма Николай Безруков помог с приобретением земли и со строительством. Первая служба совершилась 4 января 2006 года на антиминсе, освященном митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Владимиром. Настоятель храма – отец Владислав (Анцибор). Архитектор – Роман Муравьев.
Прообразом для строительства послужили старые новгородские храмы: церковь Николы на Липне и Петра и Павла в Кожевниках. Если смотреть на храм со стороны Коломяжского проспекта, то кажется, что с берегов Невы вы переместились на берега Волхова.
Строительство было начато в 2004 году. Храмовые росписи и иконописные работы велись одновременно с отделочными с августа 2005 года. К январю был закончен иконостас и подкупольные росписи.
Об этих работах нам рассказал Олег Мансуров, главный иконописец храма:
– Для всего храма источником вдохновения послужила византийская живопись. Я бы назвал все, что здесь написано, адаптированным палеологовским стилем. Насколько я знаю, в Петербурге больше нет храмов, расписанных подобным образом. За основу росписи для купола был взят «Спас в силах» с византийских мозаик. Это был первый образ, который появился в храме. Еще были голыми стены, храм стоял кирпичной коробкой, велись ремонтные работы, ставилась луковица, в общем, строительство было еще не окончено…
Для того чтобы можно было писать образ Спасителя, возвели специальные леса внутри храма. Рабочие заштукатурили подкупольное пространство, я писал один, кисточкой на длинной палке. Для отработки деталей пришлось поднять на леса тумбу, а на нее ставить табуретки. Потом долго еще болела шея.
Тогда же во временной мастерской, устроенной за церковью, писали образа в иконостас. Икона Господа Вседержителя в рост написана в палеологовском стиле, для ростовой иконы Богородицы за основу взят сербский образ: в Петербурге есть еще одна, подобная ей, но более простая в исполнении. В парусах иконы съемные, всех четырех евангелистов написал сам, не в мастерской – дома. Их прикрепили уже после освящения иконостаса.
– Чем Вы писали?
– Только натуральными красками – яичной темперой. Гематит, глаутомит, лазурит и другие минеральные красители – настоящие, асист – золотой.
– Кто еще принимал участие в работе?
– Помогали выпускники иконописного класса духовной академии. Класс игумена Александра (Федорова): Николай Веко, Дарья Семенова, Александр Мещерин, Светлана и Владимир Гуки, Анна Калинина.
– Что за иконы на стенах храма?
– Иконы были переданы Санкт-Петербуржским управлением по сохранению культурных ценностей. Образа овальной формы, судя по письму, это, скорее всего, Западная Украина. Откуда они и какой храм украшали, неизвестно. Эти иконы будут позже помещены в отдельные киоты, для них найдут другое место.
– А хоругви? Их вручную вышивали?
– Нет, это машинная вышивка. Монахини Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге такие вышивают. На заказ. Настоятель, отец Владислав, с ними договаривался.
– Олег, расскажите немного о себе.
– Я родился в Екатеринбурге в 1965 году. Окончил Свердловское художественное училище, потом поступил на реставрационное отделение факультета живописи Института им. И.Е. Репина в Петербурге, которое закончил в 1993 году.
– В каких еще храмах есть Ваши работы?
– В церкви Рождества Иоанна Предтечи («Чесменской») – «Распятие», копия с креста Господня из храма на Голгофе в Иерусалиме. В этом же храме я реставрировал иконы «Неопалимая Купина», «Спаситель в терновом венце», «Вход Господень в Иерусалим», «Снятие с Креста», «Пятидесятница». Для храма Богоявления на Гутуевском острове писал иконы в иконостас, для него же – «Распятие» и «Неупиваемую Чашу». В пригородах Петербурга в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Рождествено – «Казанскую», «Серафима Саровского» и другие иконы, для Троицкой церкви в деревне Сено под Бокситогорском – «Троицу» и «Спасителя с предстоящими».
Олег Мансуров – продолжатель стилистической традиции религиозной живописи рубежа ХIХ–ХХ веков. Есть у него и живописные работы: портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира. По приглашению архиепископа Константина, ректора духовной академии в Санкт-Петербурге, писал портреты преподавателей академии, в том числе самого ректора и ныне почившего профессора протоиерея Ливерия Воронова. Портрет новомученика Илариона (Троицкого) был заказан художнику настоятельницей Новодевичьего женского монастыря в Петербурге незадолго до канонизации святого. После канонизации Олег Мансуров написал ростовой образ святого новомученика на крышке раки в церкви Казанской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.
Мастер – участник многих иконописных выставок. Он пишет и семейно-родовые иконы для частных лиц, и картины на темы Священного Писания. Его работы хранятся во многих частных собраниях России, США, Германии. Женат, имеет сына.
Пока храм белый-белый изнутри, чистый, как первый снег. Снаружи – нежно-бежевый. Совершенно неожиданные краски для этого района серых многоэтажек, гипермаркетов, трамвайных путей и железнодорожной ветки. Каждое воскресение на службу приходят жители Коломяг. Постепенно их становиться все больше.