И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку |
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего).
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Едва ли есть на человеческом языке такие слова, которыми можно было бы выразить все блаженство, которое испытывали первые люди, поселенные Богом в раю. Сам Бог был с ними, открывал им Себя; они познавали Его Божественные совершенства, могли поучаться от Него и возвышаться до Него подражанием Ему. В этом первоначальном общении с Высочайшим Существом они могли испытывать только одно полное счастье, которому ни с какой стороны и ничто не могло помешать.
В своем райском жилище, в таинственном присутствии Бога, среди полного изобилия роскошной природы, первых людей не смущала никакая забота. Они жили, наслаждаясь красотами Божия создания, и им оставалось только благодарить и прославлять Творца своего. Не было у них и опасения, что когда-нибудь кончится такая блаженная жизнь, не было у них страха смерти, так как, питаясь плодами древа жизни, они, по слову Божию, определены были на бессмертие. Что же могло смутить их и положить конец такому блаженному состоянию?
Вызвав из небытия Свое возлюбленное создание, человека, одарив его всякими дарами, Премудрый Господь вдохнул в него при этом душу свободную, чтобы возвысить ее еще больше собственными заслугами самого человека.
В чем же были заслуги человека, если бы собственная добрая воля не участвовала в его доброй жизни? Не имея свободы, как поступить: хорошо или нехорошо, человек не имел бы и заслуг, если бы не собственной волей предпочел хорошее худому.
Не для того ли Господь и дал человеку заповедь не вкушать от плодов древа познания добра и зла, чтобы испытать его свободу и чтобы послушанием этой заповеди он доказал бы, что употребляет на добро данную ему свободу и тем становится достойным своей блаженной участи, что сам своим добровольным послушанием воле Божией заслуживает ее.
Этому испытанию подверглись и существа бесплотные — духи, об одном из которых упоминается, что один из них не удержался на высоте, на которую были поставлены духи при их создании. Возгордясь, он захотел быть равным Богу и за это отвергнут Правосудным Богом от лица Своего и сделался врагом Бога, а следовательно, и человека.
Этот-то падший дух захотел лишить и людей того блаженства, которого он сам лишился по своей злой воле. Он захотел заставить людей нарушить заповедь Божию и с этой целью явился перед Евой, женой Адама, под видом змея и начал уговаривать ее не слушать Бога и склонить к тому же и мужа.
Живя одной блаженной жизнью с данной ему от Бога помощницей, первый человек, Адам, не мог не делиться с ней своими жизнерадостными и вообще всеми впечатлениями, и что знал он, то знала и она; поэтому не могла не знать она о запрещении Богом Адаму вкушать от плодов дерева познания добра и зла. Она знала об этом запрещении и исполняла заповедь Божию до тех пор, пока однажды змей, хитрейший из всех животных, не замыслил прельстить ее, а через нее и мужа — нарушить заповедь Господню.
И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. |
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам), где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева[1], ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их[2].
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Так изгнаны были из райского жилища, приютившего, как в колыбели, возлюбленное создание Божие, не послушавшиеся Бога первые люди. Непослушанием своим они внесли грех в мир. Они узнали зло и потеряли полное блаженство, которым наслаждались, пока были невинны.