Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Библия, изложенная для семейного чтения Жизнь людей до всемирного потопа

Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
Лишился человек рая — и изменилась вся жизнь его. После благодатного райского во всем изобилия почувствовались все нужды и невзгоды земные. Пищу, одежду, жилище пришлось добывать в тяжелых условиях часто суровой новой обстановки. Так не замедлил исполниться над ним приговор Божий: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой».

Та же нужда и те же труды продолжались, когда Ева сделалась матерью. Пришлось и детям разделять труды родителей: старший сын их Каин был земледельцем, а второй, Авель, пас овец.

Однажды, по установленному положению в доме отца его, «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4, 3—5).

Не оставлял Господь людей и после падения их, не лишил их вполне общения с Собой. По всеведению Своему Он знал, что в душе Каина чувство недоброе и жертва его — не искренняя, и вот, по благости Своей, Он как бы предупредил его не сделать худого. Но предупреждение Божие не повлияло на Каина, зараженного уже грехом и по своей злой воле не удержавшегося от греха.

«И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. 4, 6—16)

Осужденный проклятием Божиим на изгнание, Каин избрал путь на восток, где, живя в постоянном страхе под влиянием угрызений совести, он устроил вокруг себя ограждение — первый город, для защиты от всяких предполагаемых нападений на него, и назвал этот город по имени родившегося у него там сына Еноха[1]. От этого сына было пять поколений до Ламеха, который был первым нарушителем единства в браке, так как у него была не одна, а две жены: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла)».

«Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема».

(Быт. 4, 19—22)

Ламех, нарушивший единство брака, оказался также и убийцей, подобно предку своему Каину, хотя и по менее преступным побуждениям. Этого преступления он не утаил от жен своих: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». И при этом прибавил: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23—24).

Из предыдущего можно заключить, что грех заразительно подействовал на потомство Каина. Но долготерпеливый Господь бодрствовал и не отступал от падшего человечества и таинственно руководил и спасал его посредством орудий Своих — избранных людей, которые пользовались данной им Богом свободой, чтобы жить праведно и уклоняться от зла.

Во время самого падения первых людей в раю Бог, предав их наказанию в исполнение Своего предначертанного закона, в то же время, по беспредельному милосердию Своему, не оставил их без утешительной надежды, что им доступно будет возвратиться к Нему при помощи Спасителя, Которого Он пошлет в мир, чтобы спасти людей. В грозных словах Божиих, обращенных к змею-искусителю, что семя жены «будет поражать его в голову» (Быт. 3, 15), что же можно видеть иное, как не обещание Божие, что из семени Жены (Богородицы) произойдет Спаситель, Который победит погубившего людей злого духа?

Так верой в имеющего прийти в мир Спасителя жили и спасались первые люди и утешались в своем изгнании из рая обещанием, что это изгнание не должно быть вечным.

Память об этом обещании Божием передавалась от отца к детям, от предков к потомкам, пока не исполнилось оно «в полноту времен». А до тех пор между всеми людьми, хотя и зараженными первородным грехом, выделялись такие праведные и благочестивые, в которых память об обещании Божием возбуждала спасительный страх не заслужить исполнения для них этого обещания и нераздельно с тем стремление направить дарованную им Богом свободу в богоугодную добрую сторону.

Таков был Сиф, который родился у Адама после смерти Авеля, как бы в утешение печали родителей о их погибшем кротком и невинном сыне.

Священное Писание не упоминает о прочих детях Адама и Евы, но говорит о Сифе как о благочестивом предке потомства, из которого произошло много таких же благочестивых людей, сохранявших и поддерживавших память о древнем Завете или союзе Бога с людьми, на основании которого они спасались верой в исполнение этого Завета, верой в грядущего Спасителя, верой, с которой они сообразовывали и дела свои, склоняя свою волю на добро и избегая зла.

Не таковы были потомки Каина. Это были большей частью люди, не помнящие Бога, порочные, нечестивые — в противоположность благочестивым потомкам Сифа, и гибельно было их влияние на потомков Сифовых, с которыми они, по мере размножения людей, входили в сношения.

Сношения между собой таких различных людей оказались более вредными для добрых, чем полезными для злых. Зло преобладало. Испорченность нравов распространялась особенно оттого, что происходили смешанные брачные союзы, и женщины из потомства Каинова не могли поддерживать благочестия в семье. Поэтому дети были еще хуже, чем их родители. Достигая зрелого возраста, они поражали своими чудовищными поступками и быстро распространяли вокруг заразу своей испорченности.

Но не истощалось Господне долготерпение к людям. Бог предупреждал народ и угрожал ему карой. Между тем зло распространялось и возобладало на земле. Человечество забыло Бога, и всем людям предстояло погибнуть среди общей испорченности.

«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю».

(Быт. 6, 5, 3, 7)

Оставался, однако же, на проклятой Богом земле один праведный, помнящий Бога человек. Имя ему было Ной. Он был правнук благочестивого Еноха и сын Ламеха, который, при рождении сына своего, «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог».

(Быт. 5, 29)


[1] Этого сына Каинова — Еноха не нужно смешивать с другим потомком Адама, тоже Енохом, о котором упоминается, что «всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 23—24). Праведный Ной был правнуком этого Еноха.

4 января 2007 г.

Рейтинг: 5.8 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×