Возлюбленные о Господе братья и чада!
Воссиял нам великий и святой день Рождества, матерь и корень всех праздников, призывая всех нас к духовному воскресению и сретению ставшего ради нас Младенцем Ветхого деньми.
«Благоволением Бога и Отца (как подчеркивает преподобный Иоанн Дамаскин) Единородный Сын и Слово Божие и Бог, Сый в лоне Отчи, Единосущный Отцу и Святому Духу, предвечный и безначальный» снисходит к нам, Своим рабам, «и Бог сый совершенный, человек совершенный становится и совершается из всего нового самое новое, единственно новое под солнцем».
Это воплощение Сына Божия является не символическим, подобно символическим воплощениям многочисленных мифических «богов», но есть действительность, подлинно новая действительность, единственно новое под солнцем, произошедшее в определенный исторический момент при императоре Октавиане Августе – приблизительно в 746 году (согласно новым астрономическим данным) от основания Рима, среди конкретного народа – иудейского, «из дома и отечества Давидова», в конкретном месте – в Вифлееме Иудейском и с вполне конкретной целью. «Сей воплотился, чтобы мы стали богами», согласно лаконичному выражению Афанасия Великого.
Этот факт воплощения Бога Слова дает нам возможность достигнуть самых крайних пределов нашего естества, что не отождествляется ни с «добрым и порядочным человеком» древних греков, ни с «добродетелью» и «праведностью» философов, ни с покоем буддистской нирваны, ни с преодолением так называемой кармы посредством последовательных реинкарнаций форм жизни, ни с «гармонией» якобы субъективных элементов какой-то фантастической «живительной силы», ни с чем другим, но есть онтологическое преодоление тления и смерти через Христа, наша прививка к Божественной жизни и Его славе и благодатное соединение через Него с Богом Отцом во Святом Духе.
Это и есть наши крайние пределы: личное единение с Троичным Богом! Рождество Христово обещает нам не химерическое блаженство или абстрактную вечность, но дает нам «в руки» возможность личного участия в Божественной жизни и любви Божией, в бесконечном возрастании! Рождество дает нам возможность не только «принять сыноположение», но и стать «причастниками Божественного естества».
Конечно, в нынешнюю годину всемирного кризиса эти истины звучат странно. Надежда большинства людей, возлагаемая на «божества» мира сего, самым жестоким образом посрамляется каждый день. Человек, как личность, испытывает унижение и сгибается под тяжестью чисел, машин, компьютеров, бирж и знамен суетных идеологий различных оттенков.
Отношение к природе пренебрежительное, страдает окружающая среда, молодежь испытывает разочарование и бунтует в протесте против несправедливости настоящего и неуверенности в будущем. «Тьма, туман, буря, глас великий» царят в нашем мире, и создается впечатление, что существует угроза скрыть свет воссиявшей в Вифлееме надежды и заглушить ангельскую песнь всемирной радости: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Но Церковь, призывающая всех к благоразумному размышлению, переоценке первоочередных целей в жизни, не перестанет возвещать всеми своими силами, которые ей дарует более чем двухтысячелетний ее опыт, что возлежащий в Вифлеемских яслях Младенец – это «упование всех концев земли», это Слово и энтелехия жизни, это искупление, которое послал Бог Своему народу, то есть всему человечеству.
Благовествуя это с большой любовью находящимся по всему
миру чадам Вселенского Патриархата и всем жаждущим Бога
людям с многострадальной кафедры в Константинополе великой
Христовой Церкви, мы призываем на всех благоволение, мир,
благодать и спасительный дар ради нас, человек, и ради
нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа
Свята и Марии Девы и вочеловечевшегося Единородного Сына
Божия, Которому слава, держава, честь и поклонение со
Отцом и Святым Духом во веки.
Патриарх Константинопольский Варфоломей,
пламенный к Богу молитвенник о всех вас
Фанар,
Рождество Христово 2008 года
Перевод с греческого Анатолия Чурякова