Москва, 17 апреля 2009 г.
Пять уникальных икон XV века из иконостаса деревянной церкви Ризоположения из села Бородава Кирилловского района были возвращены в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Церковь Ризоположения - древнейшая точно датированная деревянная церковь, построенная в 1485 году в селе Бородава на берегу реки Шексны. При строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава попало в зону затопления, и церковь Ризоположения была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского музея. Тогда директор Музея им. А.Рублева Давид Арсенишвили в виду плохой сохранности икон церкви предложил Кирилло-Белозерскому музею передать их на реставрацию в Москву. В 1956 году Музей им. А.Рублева вывез из Кирилло-Белозерского музея 19 икон из иконостаса церкви Ризоположения, о чем директоры обоих музеев подписали договор, согласно которому Музей им. А.Рублева обязался вернуть иконы в Кириллов после реставрации. Однако по окончании реставрационных работ без согласования с Кирилло-Белозерским музеем иконы были включены в художественную экспозицию музея им. А.Рублева.
Последовавшая затем многолетняя переписка между музеями и Министерством культуры подтверждала временное хранение кирилловских икон, гарантировала их сохранность и возврат. В течение 53 лет Кирилловский музей, а также Правительство области, предпринимали попытки возвращения икон. Неоднократные обращения, встречи, обсуждения этого вопроса в Министерстве культуры не приносили положительных результатов. Только в 1998 году в связи с 600-летним юбилеем Кирилло-Белозерского монастыря благодаря настойчивости Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва и содействия Правительства РФ удалось вернуть 14 икон. Это иконы деисусного ряда, местные иконы и царские врата, датируемые XVI веком. Самые древние и самые ценные в художественном отношении 5 икон продолжали оставаться в Музее им. А. Рублева.
Последняя рабочая встреча Губернатора области Вячеслава Позгалёва с Министром культуры РФ Александром Авдеевым состоялась 17 марта этого года в Москве. И снова речь шла о возвращении на Вологодчину оставшихся пяти уникальных икон. Министр культуры Александр Авдеев поддержал предложение и заверил, что в ближайшем будущем эти иконы займут свое место в коллекции Кирилло-Белозерского монастыря. Словам Министра культуры не разошлись с делом и уже 14 апреля этого года иконы были переданы в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Как отмечают специалисты, самая известная икона – храмовый образ «Положение пояса и ризы Богородицы во Влахернском храме в Константинополе». Икона написана в Москве в ближайшем окружении Дионисия. В основе сюжета лежит представление о ризах и поясе Богородицы как святыне, защищающей город от нашествия врагов. После падения Константинополя в 1453 году тема заступничества Богородицы воспринималась темой защиты Москвы – единственной заступницы и хранительницы православной веры. Поэтому с уверенностью можно говорить, что церковь Ризоположения и ее храмовый образ воспринимались современниками, как оберег северных русских земель.
Также возвращены на Вологодскую землю еще 3 иконы из деисусного ряда с изображениями Василия Великого и великомучеников Георгия и Димитрия, в иконографии которых есть черты, роднящие с работами Андрея Рублева. Создавший их ростовский художник придал им совершенно иное духовное звучание: иконы покоряют простотой образа, глубиной и ясностью миропонимания. Исследователи древнерусской живописи считают эти иконы эталонными памятниками ростовской живописи второй половины XV века.
Последняя икона, вернувшаяся из «полувековой реставрации» – двухсторонний выносной образ. На лицевой стороне изображена Богородица Смоленская, а на оборотной стороне – Николай Чудотворец. Особенностью иконы является то, что образ на лицевой стороне несет в себе признаки, роднящие его с московской школой иконописи, а на обороте – с ростовской. Слияние приемов различных школ иконописания во второй половине – конце XV века с каждой новой крупной работой становится все более очевидным и приводит к рождению в начале XVI века общерусского стиля иконописи.
Эксперты уверены, возвращение икон из церкви Ризоположения делает очевидным уникальность ситуации, сложившейся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Музей стал хранителем не просто самого древнего точно датированного деревянного храма, но и хранителем первоначального убранства его интерьера.
Благодаря возвращению всех 19 святынь на Вологодскую землю стало возможным создание единого комплекса иконостаса хорошо сохранившейся деревянной церкви XV века, что чрезвычайно интересно в условиях начинающейся реставрации церкви Ризоположения. В ходе реставрационных работ иконостас церкви будет представлен зрителям в родном интерьере и создана экспозиция, не имеющая аналогов в России.