Автор публикуемого эссе, отец Алексий
Аэдо Вилугрон, – единственный священник Русской
Зарубежной Церкви в Чили (не считая двух
священнослужителей, ушедших в раскол после
воссоединения Русской Церкви).
Священник Алексий Аэдо Вилугрон
Родился Алекс Аэдо 25 февраля 1961 года в коммуне Питруфкен, что в центральной области Чили Араукания, в верующей католической семье. С ранних лет мечтал посвятить себя служению Господу и Его Церкви. Окончил католическую семинарию и Католический университет в Сантьяго-де-Чили.
Будучи семинаристом, заинтересовался Православием. Это произошло благодаря знакомству с палестинской семьей Николас, эмигрировавшей в Чили из Назарета. Алекс доверительно поведал о своих поисках истины в Боге, на что палестинцы ответили: «Мы, православные, переживаем то же самое, но в другой форме». Молодой человек был заинтригован и задался целью узнать больше о восточном христианстве.
С 1979 года чилиец посещал антиохийский приход, втягивался в богослужения и приходскую жизнь, выполнял различные послушания. В возрасте 25 лет Алекс Аэдо вместе со своей невестой Брендой Барнет Кальдерон принял святое крещение в храме Антиохийского Патриархата. В 1986 году день Успения Пресвятой Богородицы он был рукоположен в диакона, а через два месяца – во священника.
Отец Алексий основал несколько приходов, православное молодежное общество и православное диаконство преподобного Германа Аляскинского, занимающееся проповедованием христианских ценностей. Диаконство зарегистрировано в министерстве юстиции Чили. Интересно, что брак, заключенный через подобные официально признанные организации, в соответствии с новыми чилийскими законами, обладает юридической силой и не требует гражданской церемонии. Помимо несения обязанностей, связанных с пастырским служением, отец Алексий преподавал религию, этику и аксиологию в высших и средних учебных заведениях.
В 2005 году он перешел в Русскую Зарубежную Церковь и возглавил новый приход – святителя Нектария Пентапольского (Эгинского) в Сантьяго. В Центральном профессиональном университете, где он служил духовником и читал лекции, батюшка устроил домовый храм. На приходе окормлялись 60 студентов. После переезда вуза в здание, меньшее по размерам, приходу пришлось сменить адрес.
Когда в марте 2006 года у отца Алексия возникли проблемы с трудоустройством (в Чили православному священнику не прокормиться приходом), он переехал в крупный город на юго-западе Чили Консепсьон, где поступил на работу в университет и организовал общину преподобного Силуана Афонского. Православных приютил арабский спортивный и культурный центр. Прихожане, а их около 60 человек, – арабы, чилийцы и россияне. Власти выделили миссии земельный участок для строительства храма.
Отец Алексий миссионерствует и в городе Вальдивия, расположенном южнее Консепсьона. Эта миссия освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Священноначалие благословило антиминс и передало святое миро. Для богослужений свой дом предоставил высокопоставленный сотрудник полиции, обращенный в Православие.
***
Один уважаемый епископ Иерусалимского Патриархата, выступая перед палестинцами, живущими в Чили, сказал очень верную фразу: «Церковь не может существовать без родины». Мне доставляет особую радость обратиться к читателям из России, которую мы считаем нашей духовной родиной-матерью. Мы искренне чтим эту страну, чья благословенная земля полита кровью мучеников, чей народ ценой колоссальных усилий сохранил веру и Церковь.
В 2000 году мне довелось совершить паломничество в Грецию и на Святую Землю. В Афинах я поинтересовался у одной дамы: «Что для вас важнее, быть православной или гречанкой?». Она сказала то, что я боялся услышать: «Батюшка, это одно и то же». Я заметил ей, что сам я не грек, но православный. Через восемь лет произошло нечто похожее. В больнице Сантьяго я познакомился с врачом-анестезиологом, уроженкой России. Она искренне изумилась, что перед ней – батюшка и не русский. Я спросил, православная ли она. Ответ не заставил себя ждать: «Конечно! Я же русская!». В тот момент я подумал про себя: я не русский, но православный.
Православие в нашу страну и на наш континент принесли арабы (преимущественно палестинцы), греки, русские и в меньшей степени румыны. Первые переселенцы покидали свои страны, спасаясь от политических и социальных конфликтов. На чужбине они не теряли православной веры, однако совсем не заботились о ее проповедовании. Общины православных эмигрантов смотрели на чилийцев с недоверием и закрывали перед ними двери храмов, так как блюли чистоту культуры. Некоторые храмы до сих пор напоминают крепости. Еще пару десятилетий назад моим соотечественникам, интересовавшимся Православием, приходилось наблюдать за богослужениями через окно. Так что мы, православные чилийцы, южноамериканцы, – плод отнюдь не трудов миссионеров, а своеобразного «самомиссионерства».
Государства, исконно исповедующие Православие, являются канонической территорией какого-либо Патриархата. Например, все православные приходы России входят в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В Южной Америке иная ситуация. В эпоху Вселенских Соборов она не была известна Старому свету. Экспедиции Христофора Колумба состоялись спустя пять веков. Можно сказать, что наш континент – каноническая территория всех Церквей и вместе с тем ни одной из них. Порой один регион подпадает под юрисдикцию нескольких Православных Церквей. Так, в столице соседней Аргентины Буэнос-Айресе располагаются резиденции правящих архиереев Константинопольского, Антиохийского и Московского Патриархатов. В Чили находится только кафедра главы епархии Антиохийской Церкви, считающего себя верховной властью над всеми православными приходами.
Послание св. апостола Павла к Филиппийцам |
В начале 1980-х годов я приехал в Сантьяго с юга Чили с намерением поступить на богословский факультет столичного Католического университета и познакомиться ближе с Православной Церковью, не имевшей ни малейшего присутствия в моих краях. Меня приняла антиохийская община. Под ее омофором я прослужил Богу 18 лет. Когда епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант) (Русская Зарубежная Церковь) предложил перейти в его юрисдикцию, я с благодарностью согласился. Владыка Александр был выдающимся пастырем. Его кончина в 2005 году и сейчас отзывается болью в наших сердцах.
С чувством радости, смешанным с ностальгией и грустью, я вспоминаю, что впервые принял участие в православном таинстве крещения, причастия и миропомазания, когда вместе со своей невестой присоединился к Православию, а первой свадьбой по православному обряду, на которой я присутствовал, было наше венчание. Совершил его первый православный священник-чилиец приснопамятный отец Иоанн Боденбург Мальдонадо. Мне всегда хотелось посмотреть на диаконскую хиротонию, но первым таким таинством в моей жизни было мое собственное рукоположение. То же произошло со священнической хиротонией: я представлял ее лишь в воображении, пока 26 октября 1986 года викарий Патриарха Антиохийского в Чили епископ Гавриил (Фаддул), ныне покойный, не возвел меня в сан священника.
Я часто размышляю над историей Руфь из Ветхого Завета. Потеряв мужа, эта молодая красивая моавитянка, чтобы прокормить свекровь, стала собирать колоски на жатве богача Вооза. Мы будто овдовели, когда осознали, что Церковь, к которой мы принадлежали с рождения, далека от подлинной веры. Подобно Руфи, мы подбирали колоски Православия, выпавшие из рук греков, арабов и россиян. Одна православная община научила нас хоровому пению, от другой мы узнали о тропарях, от третьей – о кондаках, четвертая показала нам богослужебные облачения, от пятой мы усвоили, как совершаются богослужения Страстной седмицы. Нас потрясли русские иконы, с которых святые молчаливо взирают таинственным взглядом. С большим интересом мы узнавали о русских архиереях – приснопамятных Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Лавре (Шкурле), архиепископе Чилийско-Перуанском Леонтии (Филипповиче), епископе Александре (Милеанте). Мы общались с православными священниками, изредка приезжавшими в Чили, с русскими женами чилийцев. Потихоньку мы собрали столько колосков, сколько необходимо, чтобы испечь хлеб. Не хватает лишь счастливой развязки, которая в случае с Руфь наступила, когда Вооз пленился красотой бедной вдовы и взял ее в жены.
Православная чилийка |
Но что притягивает нас к Православию и Православной Церкви? Прежде всего, следует оговориться, что нам, живущим на Западе, закладывают аристотелевский, томический образ мышления. Склонные к анализу, мы разделяем элементы целого и после непростых поисков интеграции в конце концов осознаем, что целое – гораздо больше, чем просто сумма составных частей. Мы пришли к выводу, что политика не связана с областью религии, что религия не соотносится с гражданской сферой, что у частного мало общего с общественным. В наших странах присутствует религиозная свобода, но религиозный фактор не сплачивает, а, наоборот, разобщает общество. Некоторые правительства и министерства отстраняются от вопросов, связанных с религией. Религиозная свобода превращается в незаметную преграду для религиозной жизни.
Панихида на русском кладбище в Сантьяго |
Религиозная свобода признана ценностью, но воспринимается как вседозволенность. Она вызывает радость и одновременно страх. Это плод социального мира, правда, в том смысле, в каком его понимали святые отцы, говорившие, что время мира куплено ценой крови мучеников и что кровь мучеников служит семенем для новых христиан. Мир – это не отсутствие войны, а слияние человека со своей культурой, результат объединения людей, способных на взаимную любовь и трансцендентность.
И вот, живя в этой реальности, мы встретились с Православием, со «Светом, пришедшим с высоты Востока». Мы увидели, что православный человек увязывает свою веру с культурой, ему несложно познать мир в целостности, совместить частное и общественное, разум и чувства, земное и небесное. Верующие, разочаровавшиеся в своих общинах, приходят в православные приходы и обнаруживают то, что в свое время поразило нас: торжественность литургии, тишину молитвы, иконографию, аромат ладана, священное пространство, где расцветают возвышенные чувства, сплоченность общины, жития святых, жертвенные подвиги мучеников, святость архипастырей, а также женатых батюшек, которым наличие матушки и детей не мешает окормлять паству.
Могильная плита на русском кладбище в Сантьяго |
Православие получает все большее распространение в Южной Америке. К сожалению, помимо Поместных Церквей, там действуют неканонические «православные церкви». Руководят ими авантюристы, лишенные моральных принципов. Они изобретают «патриархаты», церковные титулы. Им ничего не стоит изготовить фальшивые документы об апостольском преемстве, чтобы подтвердить легитимность своих «епископов». В том, что данное явление имеет место, есть и доля нашей вины, поскольку южноамериканские православные приходы разобщены и подчас растрачивают время и силы на второстепенные дела.
В заключение мне бы хотелось сказать вот что: жизнь в Православной Церкви сделала нас по-настоящему счастливыми. Мы продолжаем служить ей, то и дело пакуем чемоданы, садимся в автобус или поезд, чтобы навестить приход или формирующуюся общину. Дай Бог, удастся собрать хор, такой же, каким обладает московский Сретенский монастырь. Многие прихожане побывали на выступлении этого коллектива в ходе Дней России в Чили в ноябре 2008 года и были потрясены до глубины души. Но главная наша мечта – воздвигнуть храм Русской Православной Церкви во славу Господа и во имя будущих поколений.
" Я -русский. Значит - православный.
Правильное название Рось и россичи, а не Русь и русские,
тюркские племена принесли на Рось свои названия урес, урус,
Русь и т. д. К сожалению исковеркованное название нашей
любимой Родины прижилось и вошло в обиходный разговор,
также, как кочевые не промытые племена принесли мат на Рось, чтобы оскорбить Матушку Богородицу, вспоминали и т. д.
Я по образованию историк , закончил истфак МГУ, и имел доступ к закрытым архивным документам, поэтому подтверждаю истину, всё, то, что я написал, сущая правда. Стефанов Анатолий Алексеевич
в вашем правильном духовном выборе "Православной Веры"!
И примите в виде подарка моё стихотворение посвящённое
нашему Господу Иисусу Христу. С глубоким уважением к Вам,
с пожеланиями : "Многие лета".
Стефанов Анатолий Алексеевич.
Спаситель
Он вынес неземные муки
С венцом терновым на челе.
Перенеся печаль, разлуки
За грешных нас на всей земле.
Не дал согласья к отреченью
От Веры истинной, Отца.
Смиренно, с чувством сожаленья
Закрыл печальные глаза.
Толпа ревела и бесилась,
Но не могла она понять,
Как в Нём неведомая сила
Смогла пред смертью устоять.
За мысли, за свои стремленья
К Святой, духовной красоте
Не понят, предан и отвержен
Распят безвинно на кресте.
Но возродился Он из мертвых,
Невзгоды, боль перенеся.
Мы ждём пришествия Мессии!
Мы славим Господа Христа!
Преданный ученик почившего Митрополита Александра
Мелианта, Владимир Шацких/Los Angeles,USA/
Впервые близко слово «Чили» коснулось сердца в 1972 году. Тогда в СССР мы думали о той далекой красивой стране и все переживали за них, хотя много было политической пропаганды. Но был президент Альенде с «Калашниковым» в руках в осажденном Дворце «Ла Монедо», чем-то напоминающий нашего Растроповича в 1991 г. во время ГКЧП, столичный стадион, превращенный в концлагерь, Виктор Хара с гитарой, Хунта, Пиночет, Луис Корвалан, и мы пионеры в пионерском лагере под Лоо, встречающие гонимых чилийцев с поднятой вверх правой рукой, сжатой в кулак. Как мы тогда все искренне переживали за них. А теперь вот первые ростки Православия на чилийской земле.
Русский, грек есть Православие. Это неверно, это, к сожалению, далеко не так. Но может быть это и лучше. Мы знаем нашу трагичную историю, когда вчерашние православные взрывали храмы, жгли иконы, священников гнали в тюрьмы и лагеря. Не уподобиться бы нам иудеям, которых Господь избрал строителями, а они отвергли краеугольный камень. Храни нас, Боже, от этого!
Так хочется, чтобы в г. Вальдивия был построен храм в честь Благовещания Пресвятой Богородице. В России издревле была традиция помогать страждующим, пуская шапку по кругу. Но как, куда обратиться?, может быть отдел внешних церковных связей РПЦ подскажет?
P.S. Ивану Жукову. Это не самолюбие. Это радость за верующих православных братьев, которые умеют радоваться малому, что им Бог посылает и умеют радоваться за других, нам бы всем так. Что до розовых очков и самообмана, то храм воздвигается там, где есть молитвы живущих там и желающих иметь храм, а все остальное Господь приложит. Простите, ни кого не хотел обидеть, ибо и у нас те же проблемы.
Я - русский. Значит - Православный.
Сквозь боль веков и свет побед
Пронес я Всесвятой и Славный
Многострадальный Крест.
Я был убит, унижен, сослан,
Но до конца не побежден.
Был крест врагами с шеи сорван,
Но из души не удален.
Я - Православный. Значит - русский.
Неважно где я, что со мной.
Душе широкой дан путь узкий.
Я верю. Значит, я- живой.
я преклонюсь перед ним.
Его мужество сопоставимо с храбростью сердец первых апостолов.
по истине верую.........
Я бы очень удивился, если бы там не было отца Алексия. Храни Бог отца Алексия.
Меня больше беспокоит состояние собственной души, чем даже жизнь соседа, не говоря уже о другом полушарии планеты. Вот у нас в деревне - храм ремонтируется уже 10 лет, толком ничего нет (из утвари и икон), обворовывали нас много раз, нищета, можно сказать, и за то слава Богу. Про жизнь в самой деревне лучше помолчу...
Розовые тона надо бы убрать, очки только мешают, самообман - не путь спасения (надеюсь я не ошибаюсь).
Побольше пишите о нашей глубинке, да правду, а не вымысел.
Я благодарна автору этой статьи за его доверие к России, которая дала миру множество святых, но и сама убивала своих митрополитов и священников. Нам лестно слышать похвалы России, но разве это самое главное?
Святого Илариона на Соловках мучили русские же чекисты.
Истнинная родина Церкви - Царство Небесное, а до этого мы все в изгнании - хоть в России, хоть в Греции, хоть в Иерусалиме.