Ярославль, 9 июня 2009 г.
В Ярославле в храме Николы Надеина реставраторы обнаружили уникальные фрески. До сих пор росписи были под слоями более поздней живописи; раскрыв штукатурку, специалисты совершили научное открытие: этот храм с самыми ранними для Ярославля фресковыми росписями - фресками первой половины XVII века. Сейчас идет кропотливая работа по их восстановлению, сообщает епархиальный сайт.
Это почти хирургическая операция - с помощью скальпеля художники-реставраторы спасают жизнь фрескам первой половины XVII века. До сих пор росписи находились под слоями более поздней живописи. Раскрыв штукатурку, специалисты совершили научное открытие: этот храм с самыми ранними для Ярославля фресковыми росписями.
- У нас много XVII века, но все это после 1650 года, а это 1641 - он один такой, один! Храм Николы Надеина - действительно единственный и неповторимый, - говорит заместитель директора музея-заповедника Светлана Блажевская. - Церковь, построенная на деньги купца Святешникова, задумывалась не просто как приход, а как памятник архитектуры и истории. Строили в 1620 году. Это первый в России, тогда еще не было слова "Россия", было слово "Русь", - первый храм, построенный после смуты вообще на Руси. Царские врата по эскизам основателя первого русского театра Федора Волкова - уникальная резная сень над престолом и даже мрамор, правда, вот в таком, древнерусском, исполнении. В нишах обычно была или просто покраска, или травный орнамент. А здесь под мрамор. Вот представление о мраморе у древнерусских живописцев было такое.
Чтобы сюжеты библейской истории предстали в первозданном виде, реставраторы по миллиметрам счищают более поздние слои. Спасать живопись приходится в буквальном смысле. Реставратор сначала вытаскивает обвалившиеся фрагменты штукатурки. Укрепляет кладку, потом, как пазл, собирает утраченные фрагменты уже на стене. Где оригинальная живопись, а где роспись XIX века - специалисты определяют не только на глаз, но и на ощупь.
- Авторская штукатурка, она известковая по составу, и
древние мастера ее тщательно заглаживали с помощью влажных
овечьих шкур, и поэтому она имеет очень гладкую
поверхность в отличие от более поздних, фактурных, -
добавляет художник-реставратор Анна Чижова. За 3 века
живописное убранство храма менялось, как минимум 3 раза. С
прошествием времени краски становились ярче, а библейские
образы приобретали черты современников. Музейные работники
мечтают об одном - сохранить наследие полностью.