Москва, 4 сентября 2009 г.
Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открылась 2 сентября в Государственном историческом музее в рамках Года культуры Болгарии в России. Предыдущая выставка болгарского церковного искусства проводилась в ГИМе в 2003 году, сообщает Благовест-инфо.
В нынешнюю экспозицию вошли 56 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря. Многие произведения выставляются впервые. Они отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева.
Ключевое место в экспозиции принадлежит пяти двусторонним иконам, каждая из которых – более метра высотой. В их числе руководитель проекта доктор Ралица Русева особо отметила икону св. Георгия (XIII, XVI-XVII вв.), на оборотной стороне которой изображены его родители – святые Геронтий и Полихрония: «Целая семья святых на одной иконе!» Скорее всего, икону выполнили константинопольские мастера, а происходит она, по всей вероятности, из Георгиевской церкви древнего города Несебр – одного из самостоятельных художественных центров средневековой Болгарии. Изображения родителей св. Георгия редко встречаются в византийской живописи, а изображение всех троих на одной иконе и вовсе уникально.
Другой впечатляющий образец византийского искусства – монументальный поясной образ «Христос Пантократор» XIII века – также происходит из Несебра. Этот памятник, как и образ св. Георгия с родителями, выставляется впервые после реставрации. Размещенная рядом с Пантократором древняя икона Богоматери Одигитрии (XIV в., Пловдив), напротив, пострадала от времени – лик Девы Марии стерт, зато черты лица благословляющего Младенца все так же выразительны, как семь веков назад.
В процессе реставрации плащаницы из Бачковского монастыря (XV в.) с обратной стороны были обнаружены пришитые фрагменты страниц трех разных рукописей XIII-XV веков. Они послужили в качестве подкладки для шитья, благодаря чему реставраторы смогли прочесть тропарь XV века, что и определило окончательную датировку памятника. Реставрация этого выдающегося произведения лицевого шитья еще не окончена. Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов, пришедший на вернисаж в качестве почетного гостя, отметил смелость болгарских музейщиков: «Шитье всегда очень трудно перевозить».
Параллельно с образцами высокой византийской традиции на выставке представлены примеры позднего «народного» направления: в их числе две так называемые Иерусалимии – холсты шириной в 1,5 - 2 метра, на которых темперой изображены множество сюжетов и образов, связанных с паломничеством ко Гробу Господню. Хождение в Святую Землю стало массовым явлением среди болгар в XIX веке и служило укреплением веры в период турецкого рабства. Иерусалимию вывешивали в жилищах как домашний иконостас и одновременно свидетельство о паломничестве. В центре иерусалимии изображались Храм Гроба Господня и ритуал Великой Субботы, связанный с Благодатным огнем.
Как отметил другой почетный гость вернисажа, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лившиц, «икона входила в строй жизни болгарского народа. В ней – и слезы, и надежда. В храме она как в доме, а в доме – как в храме».
Выставку можно увидеть до 2 ноября.