Представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний (Пантелич) перед своим отлетом в Белград на похороны Патриарха Павла рассказал корреспонденту «ТД» о том, каким он запомнит почившего Предстоятеля Сербской Церкви.
–
Владыка Антоний, что Вам больше всего запомнилось в
служении Патриарха Павла?
Епископ Моравичский Антоний (Пантелич)
– Святейший Патриарх Павел, пока не попал в больницу, служил каждый день, когда по уставу полагалось совершать Божественную Литургию. Он очень любил проповеди, каждая его Литургия была не только приношением Евхаристии, но и литургией речи. Он учил самому главному – вере, любви, – и всегда его поучения были очень краткими. В основном это были толкования евангельских сюжетов, которые читали на литургии.
Святейший Патриарх мало спал и любил служить очень рано. Как правило, начинал с шести утра или с половины седьмого. Позднюю литургию начинал только на великие двунадесятые праздники или когда организовывалась трансляция в СМИ. Почти всегда служил литургию иерейским чином.
– Почему?
– Он любил служить один, без диакона. Сам совершал проскомидию.
– Вам часто доводилось служить с ним?
– Достаточно часто – и в Белграде, и во время пастырских поездок. Интересно, что в свою предпоследнюю поездку в Москву Патриарх Павел служил на подворье Сербской Церкви в сегодняшний день – 16 ноября.
В последние годы перед моим назначением в Россию я старался ему помогать. Надо мной Святейший Патриарх совершил последнюю архиерейскую хиротонию.
Он много рукополагал и всегда тщательно знакомился с кандидатом, который хотел начать ответственное служение в Церкви Божией. Рукоположению предшествовали долгое совместное общение, богослужения, исповедь.
Патриарх Павел не рукополагал, если были какие-то препятствия к принятию сана – смертный грех или ситуации, описанные в уставе. Он часто говорил в таких случаях: «Святым Вы можете стать, потому что все мы призваны стать святыми, но священником – никогда».
– Какие наставления давал перед хиротонией?
– Говорил, что пастырские заботы, служение Церкви, Богу – над семьей, и белому духовенству нельзя ставить на первое место матушку и детей.
– Как жил сам Патриарх?
– Он был очень скромным человеком. Очень немного ел и пил и вообще старался довольствоваться малым. Часто во время поездок в номерах гостиниц, где были удобные и даже роскошные кровати, он спал сидя в кресле. И служащие удивлялись, когда обнаруживали, что кровать в номере Патриарха оставалась заправленной с вечера и недоумевали: «Где же он спал?».
У Святейшего было два облачения, которые он сам стирал, гладил и укладывал в чемоданчик для путешествий. Никому не позволял помогать себе собираться в дорогу. Всегда сам одевался и шел или ехал служить.
– Что делал, когда не служил?
– Всегда разделял время: 4 часа для сна, 4 – для умственной работы, 4 – для физической, 4 – для молитвы… Патриарх занимался очень разными делами. Бывало, занимался в Патриархии ремонтными работами, чинил замки, электропроводку.
Был очень экономным человеком. Например, вечером он часто выходил на террасу здания Патриархии или становился рядом с ней, чтобы читать при свете городских фонарей, чтобы не жечь электричество еще и в здании. Нередко в Патриархии гасил свет, если кто-то по забывчивости оставлял его включенным.
Святейший Патриарх очень много писал. В основном занимался литургикой, толкованиями Евангелия. Исследовал особенности так называемых «движимых праздников», традиции богослужения в различных Церквах. Очень глубоко знал творения Отцов Церкви, церковные каноны и устав.
– Он исповедовал?
– Да. Очень много исповедовал простой народ. Были дни, когда в домовом храме Патриархии все желающие могли прийти к Патриарху на исповедь. Он принимал всех.
– Когда вы виделись в последний раз?
– Этим летом в Белграде 11 июня, на праздник свт. Луки Войно-Ясенецкого. В Военно– морской академии открыли домовой храм, освященный в честь этого святого, и я отвозил в подарок икону и частицу мощей. Тогда мне удалось встретиться с Патриархом и немного с ним поговорить. Он сказал всего несколько фраз. Но это очень личное.
Беседовала Ольга Богданова