Богословская точка зрения на репродуктивные права

С развитием науки вообще и медицины в частности появились такие технологии решения проблемы бесплодия, которых не было прежде и которые вызывают немало вопросов этического характера. Эти технологии весьма распространены на Западе, однако имеются они и в России. Предлагаемая ниже статья преподавателя Фессалоникийского университета протоиерея Василия Каллиакманиса позволяет видеть, как к этим вопросам относятся в Элладской Православной Церкви.

Во все времена существуют вопросы, касающиеся жизни людей. В наши дни в связи с прогрессом биомедицинских наук, новейшими открытиями в области биотехнологии и расшифровки генетического кода вопросы эти становятся все более насущными, потому что возникают все более сложные нравственные дилеммы, а стало быть, требуются и более комплексные ответы. Обычно по таким вопросам вопрошается и мнение Церкви.

Но что есть Церковь? Согласно Православному Преданию, Церковь есть «тело Христово» и «являет себя посредством таинств». Через таинства освящаются, исполняются благодати, благословляются и получают направление к Царствию Божиему все стороны человеческого бытия. Цель Церкви – освящение и спасение мира. И через таинство брака биологическое единение супругов определяется уже духовными параметрами и направляется к Царствию Божиему. Дети – плод супружеской любви – признаются Церковью как целостные душетелесные личности с момента их зачатия. «Одновременно с телом и душа сотворена была», – говорит святоотеческое изречение. И дети, рожденные инвалидами, также принимаются христианами-родителями, и их не ждет Кеадас (ущелье, в которое спартанцы бросали детей, родившихся инвалидами. – Пер.). В то же время святыми отцами аборт осуждается как убийство. Возможно, многие не согласны с такой постановкой вопроса, но разве не парадоксально то, что когда, с одной стороны, с такой легкостью уничтожается жизнь в самом ее начале, с другой – существуют столько супружеских пар, которые ищут возможности с помощью различных способов произвести на свет детей, встречая на своем пути целый ряд нравственных дилемм? Может, поменялись местами законы природы?

С древнейших времен при сочетании законным браком учитывались степени родства и определялись причины, препятствующие бракосочетанию. Так, например, избегали кровосмешения и различных наследственных болезней. Во все времена или установленными Церковью правилами, или законами мирской власти определялись ограничения для брака, которые соблюдались с особой строгостью.

Сегодня же еще большие проблемы возникают в связи с применением современных вспомогательных методов воспроизводства. Поэтому так необходимо подробное информирование бездетных пар об этих методах, а также и о способах и проблемах их применения как биологического, так и богословского уровней. Правильная, точная и искренняя информация может помочь бездетной паре не оказаться в неожиданных ситуациях и избежать психологических, нравственных, юридических и общественных последствий необдуманных решений.

В древности общество предпочитало обвинять именно женщину в бездетности пары. И святитель Иоанн Златоуст, желая поддержать и защитить женщин, указывает, что рождение детей восходит к Промыслу Божию, и пишет, «что все зависит от Создателя нашего естества и что ни сожитие само по себе, ни что другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать Вышняя рука и возбуждать естество к рождению». Это означает: если не посодействует Господь, то не сможет родиться ни одно дитя. И в другом месте, говоря о бездетности Анны, матери Самуила, Златоуст отмечает: «Рождать имеет начало свое свыше – от Божиего Промысла, и для этого ни природы женщины, ни сожития (с мужем) и ничего другого самого по себе недостаточно». Возможно, что начало в зачатии и рождении Самуила и принадлежало Елкане, однако именно молитвы, слезы и вера Анны создали духовные и телесные предпосылки для рождения пророка Самуила. Посему святитель и считает ее наставницей для всех бездетных женщин: «Все будем подражать любомудрию этой жены до рождения, вере при рождении, усердию после рождения».

Человек является последним и совершеннейшим из созданий Господа. И, согласно богословию Церкви, деторождение берет свое начало во благой воле Божией. Существование человека восходит к промыслительной, удерживающей и животворящей энергии Божией. Это есть излияние Божественной любви и приглашение для соучастия в таинстве сотворения. И если это происходит для первозданного, что-то аналогичное не происходит ли и со всяким человеком? Итак, позволительно ли, чтобы деторождение, а также и бездетность были отделены от Божественной воли?

* * *

Однако вернемся к нашей теме. Воспроизводство является личным правом или это естественный и зрелый плод любви супругов, тесно связанный с Божественной любовью? И если это право, то кто может этого права лишить? В наши дни, как правило, ставится акцент на личных правах и остаются в забвении обязанности и общественная ответственность. Однако личные права должны сочетаться с правами других и общества вообще. Недавний закон, принятый в Греции в 2005 году, регулирует вопросы применения вспомогательного воспроизводства и указывает: «Методы вспомогательного воспроизводства осуществляются путем, обеспечивающим уважительное отношение к свободе каждого и к правам личности и удовлетворение желания приобретения потомства, имея в основании своем данные медицины и биологии, а также и биоэтические начала. При осуществлении упомянутых методов необходимо принимать в расчет главным образом то, что выгодно ребенку, который родится».

Но возникает вопрос: настолько ли это просто и достижимо ли вообще, чтобы были совмещены права будущих родителей с интересами детей, которые родятся? Каким образом, например, может быть совмещено право будущего родителя, который прибегает к экстракорпоральному оплодотворению, с правом ребенка узнать своего истинного отца? И если это произойдет, каковы будут психологические и общественные последствия? Гарантируются ли в этом случае интересы как ребенка, так и его родителей? А также принимается ли во внимание интерес ребенка в случае, если родители являются гомосексуалистами? Например, какое может оказать воздействие на ребенка, рожденного путем искусственного гетерологичного воспроизводства, если его мать живет со своей спутницей, а он будет расти, имея двух матерей?

Но и основные принципы биоэтики (то есть независимость личности, избежание причинения вреда или боли, благотворительность) и справедливости, когда таковые соблюдаются, являются ли достаточными, чтобы покрыть все нравственные и социальные проблемы, которые возникают? При одностороннем представлении этих принципов создается некий парадоксальный фундамент, опираясь на который отклоняются все другие религиозные или нравственные восприятия биоэтических вопросов. То есть при добровольном использовании начал биоэтики создается некий «научный фундаментализм», который принимается почти без протеста из-за безграничного доверия к науке.

Известно, что низкая возможность оплодотворения и бесплодие не вызываются только лишь биологическими причинами. Они зависят также от психологических и духовных причин, которые являются куда более глубокими, но, как правило, о них никто не спрашивает. Часто деторождению препятствует отсутствие гармонии между супругами. С другой стороны, сколько детей рождается, не будучи желаемы, или скольким детям не дают возможности родиться? Нет ли в этом отсутствия любви? Может ли само по себе применение современных методов воспроизводства, которое часто создает некое механическое восприятие человека, решить проблему? И когда эти методы используются, существует ли у ученого чувство, а также у всех нас, что мы действуем как сотворцы Богу и, стало быть, должны входить в святые таинства жизни со священным страхом? Или, может, все-таки нами завладел дух нашей научной независимости и продвижения научных исследований и поэтому мы ведем себя самонадеянно, восторженно встречая достижения и способности человека, отделившегося от Бога Троицы?

Церковь в любом случае объемлет всю жизнь своих чад в полноте ее, даже и неудачи и ошибки их, и преображает их в возможность покаяния и познания воли Божией. Посему и пастырство ее не односторонне, но являет себя различными способами. Прежде всего, оно является профилактическим. Профилактика выражается в евангельских заповедях и в священных канонах. Например, заповедь «не убий» часто нарушается. Пастырство при этом становится терапевтическим, то есть принимает покаяние убийцы, накладывает терапевтические епитимии и не оставляет его одного.

Существуют бездетные пары, которые безропотно восприняли свою бездетность и продолжили свою жизнь в молитвах и терпеливом ожидании, направляя свою созидательную энергию в более широкое русло – в общество. Хотя они и не удостоились взрастить своих собственных детей, они принесли столько пользы детям во всем мире и стали благотворителями общества, последовав аскетическому пути бездетности.

Многие семейные пары прибегают – в старые времена больше, сегодня реже – к усыновлениям. Здесь хотелось бы заметить, что в этих случаях закон мог бы быть более лояльным, облегчая им этот процесс. Эти супружеские пары растят, как своих собственных, детей из бедных семей, делая тем самым, как говорят у нас в народе, «душевное», то есть душеполезное дело. На самом деле ведь это очень трудно – полюбить и вырастить чужое дитя как свое собственное.

Иные супружеские пары с твердой верой, с доверием к воле Бога и с молитвой осознанной духовной жизнью, участием в таинствах Церкви, достигают деторождения, превосходя таким образом эту проблему. Сложность бесплодия делает их более зрелыми духовно, поэтому-то они выражают свою признательность Богу.

И последнее – это когда бездетные пары прибегают к помощи научной медицины. И поскольку, по причине современного образа жизни, бездетность на сегодняшний день возрастает, растет и число обращающихся за помощью к методам вспомогательного воспроизводства. Здесь, однако же, возникает множество вопросов и создаются соответствующие нравственные дилеммы.

Укажу на некоторые из них. Допустимо ли вспомогательное оплодотворение, и какие оно создает проблемы? Знают ли о них заинтересованные в этом лица? Например, ребенок, рождающийся от гетерологического оплодотворения, биологически связан только с одним из супругов. Другой же автоматически становится отчимом или мачехой. Более того: ребенок может иметь вплоть до пяти родителей, к которым должно присоединить как шестого и врача, сыгравшего решающую роль в его выборе и рождении. Если с нашими собственными детьми, которые есть плоть от плоти нашей, кости от костей наших, мы имеем столько проблем во взаимопонимании, что доходим до того, что говорим о разрыве между поколениями, становится понятным, сколько безвыходных ситуаций может возникнуть от принятия подобных решений. И еще: может ли быть разрешено уничтожение оплодотворенных яйцеклеток, хранимых в холодильных камерах? Даже если и будут использованы яйцеклетки и сперматозоиды от третьих лиц – постоянных доноров, которые часто избираются по внешним данным или же по высокому уровню одаренности, – и будут имплантированы бесплодным женщинам, не будут ли произведены на свет единокровные братья и сестры, которые не будут знакомы между собой, и возможно, не ведая о реальности, сочетаются браком? Дородовой и доимплантационный контроль, возможность выбора пола и иные модификации зародыша не ведут ли в определенных ситуациях к евгенике (науке о создании здорового потомства. – Пер.)?

Список вопросов и нравственных дилемм огромен и не заканчивается на этом. Посему и Церковь рассматривает эту тему не как богословскую по акривии, но как пастырскую по икономии. Так на основании икономии создается своего рода пастырская лествица.

Церковь не препятствует науке в ее работе, но отмечает ее возможную самонадеянность и антропоцентрическую самодержавность. Параллельно этому на Церкви лежит обязанность напоминать о существующих для человека опасностях как следствии неосмысленного и неблагоразумного использования новых научных данных. Она может внедрять с рассуждением то, что касается «икономии», в то же время всегда напоминает об акривии по отношению к воле Божией. И последнее: в случаях нарушения воли Божией, превосхождения законов природы и нарушения научной этики, единственный путь – это искреннее покаяние, как в личном плане, так и на коллективно-социальном уровне.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Neli 5 февраля 2010, 16:42
Spasibo ogromnoe za statiu... Zastavilo o mnogom zadumatisia v sviazi s etoi problemoi..(o sebe i svoih postupkah..)Bezuslovno - Dar doljni priniati te kotorie etogo dostoini...
Ольга15 января 2010, 10:32
Хорошая статья. Хорошо бы поразмышлять также об опасностях такого менталитета, при котором акт единения супругов произвольно закрывается от возможности зачатия -- при помощи контрацептивов. К чему приведет уже в недалеком будущем такое восприятие интимной близости? Постоянное гормональное вмешательство для того, чтобы подавить овуляцию, уже привело к широкому распространению бесплодия. Очень часто (но не всегда!) на бесплодие сетуют люди, которые в течение нескольких лет сами регулярно подавляли свои естественные способности к деторождению. Да и не только гормональные: действительно, как пишет автор статьи, ребенок стал считаться не даром, а правом, причем которое можно получить не по воле Бога, а по своей собственной. Контрацепция, аборты и искусственная репродукция взаимосвязаны. Неслучайно абортов больше всего в странах, где контрацептивы поголовно распространены. В этих же странах распространено ЭКО.
Нельзя говорить о бесплодии как "наказании Божьем". Часто, во-первых, это бывает дар для того, чтобы супруги по-иному реализовывали свой родительский инстинкт, а во-вторых, увы, бесплодие бывает следствием ошибок не только собственных, но и старших поколений.
р.Б.Лариса13 января 2010, 15:34
Уважаемая Елена!
"Люди возомнили, будто они Боги и идут простым путем - в институт планирования семьи…" - этот кошмар на протяжении уже двух лет я не могу назвать простым путем. Очень болезненно и морально и физически. Извините за подробность, но моей микрофлоре всегда врачи дивились, теперь же, после постоянных вмешательств приходится то подлечиться, то на малую хирургическую операцию сходить... Один святой застал своего брата за грехом и осудил его. Потом ему было видение, ангел явился и спросил: "Господь спрашивает тебя куда отправить брата твоего - в рай или ад?". Святой ужаснулся и много лет отмаливал осуждение. Мы (бесплодные) за все ответим, не волнуйтесь. Уже отвечаем.
Ольга12 января 2010, 12:30
Благословите, отец Василий! Спасибо за Вашу работу, мне она многое прояснила, наши с мужем тщетные усилия разрешить свою бездетность с помощью неоднократных попыток ЭКО только подтверждают все сказанное Вами. Дети это дар Божий. Мы имеем ту жизнь какую заслуживаем. Будем уповать на милость Господа. Просим Ваших Святых молитв о рабах Божиих Ольге и Игоре.
Анна11 января 2010, 01:42
Убийство нескольких детей ради рождения одного,как это делается при экстракорпоральном оплодотворении, недопустимо.
Татьяна10 января 2010, 19:02
Дополнее к вышесказанному.Благословите батюшка! Очень важно для деторождения, я думаю, это любовь (только не такая какую рекламируют СМИ), а ... в т.ч. и жертвенная. Наверно не лишним будет в будущем поговорить об этом,т.к. для современной молодежи эта трудная задача. Простите первый раз пишу.р.б.Татьяна Вяземская.
Святослав31 декабря 2009, 14:52
"К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений". Это Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Вот ссылка: http://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/Main.htm
Ольга, почитайте внимательно и не скрывайте эту информацию от мужа, что бы не сделать ошибки, о которой будете жалеть всю жизнь.
Да, все в руках Бога. Но в этом трехмерном пространстве мы должны ДЕЙСТВОВАТЬ. Если Господь решит, что отношения супругов недостаточно гармоничны для наличия ребенка, Он найдет способ пресечь наши попытки. И еще... Не надо забывать евангельскую историю о соотношении количества сотворенных коробов с хлебом и рыбой и исходных продуктов питания. Это я к тому что, видимо, не следует рефлексировать над качеством отношений и их связи с нашим бесплодием в тварном мире. Иначе не было бы в мире несчастных больных детей у социально и нравственно падших людей.
Ольга30 декабря 2009, 13:35
Отец Василий! Вы мне открыли глаза на эту проблему. У нас с мужем нет детей. Как-то он меня упрекнул, сказав, что меня Бог наказал. Я после сказанного сильно переживала, решилась на лапароскопию, а затем на ЭКО, но все какие-то обстоятельства меня удерживали и удерживают от этого шага. Я молюсь и очень надеюсь на чудо, и я согласна с Вами, что отсутствие детей - отсутствие гармонии между супругами,а, возможно,и наличие каких-то наследственных причин. Мне 36 лет,но я совсем недавно стала понимать, что это испытание есть результат моего прожитого жизненного пути.Я согласна с Вами, что зачатие - это таинство, есть промысел Божий, и я, скорее всего, откажусь от этих бездумных идей,лучше подумаю об усыновлении. Обязательно дам прочитать Вашу статью моему мужу. Вы знаете, отец Василий, на самом деле,очень мало людей в моей жизни (да и думаю, многих бесплодных женщин), которые могут мудро разъяснить и объяснить данную проблему без жестокости, злобы и осуждения, поэтому такие, как я, начинают изыскивать различные средства для достижения своих целей, стараются чтобы было, как "у всех в семьях". Спасибо Вам! Храни Вас Господь!
Святослав29 декабря 2009, 18:51
"Люди возомнили, будто они Боги и идут простым путем - в институт планирования семьи…"
Елена,Вы уверены, что это простой путь? Вы, вероятно, имеете большой опыт по этому вопросу, или у Вас просто все замечательно с "духовными ориентирами"? Не судите... это самый простой путь избежать осуждений в свой адрес. Отец Василий написал трезвую статью об имеющихся дилеммах (не смутило Вас это слово?). Вы же добавили недостающих маниакально-неофитских красок. Не дай Вам Бог страданий, которые испытывают бесплодные женщины.
Елена25 декабря 2009, 02:40
Отец Василий, благословите! С праздником святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца! Спаси Бог за статью!Хочу сказать, что совершенно не согласна с тем, что зачатие подобно операции аппендицита (есть и такая точка зрения). Моя американская родственница, которая уже пыталась забеременеть искусственно за 15 тыс.долларов, считает, что искусственное оплодотворение - тоже самое, что залечить зуб.По-моему, зачатие - таинственная непостижимость, которая возможна только естественным путем. Молиться надо и смиряться. Сейчас огромное число бесплодных- следствие нарушения Заповедей Господних (имею ввиду, половую сферу: блуд, прелюбодеяние, предохранение любое, аборты и т.д). «Батюшки благословляют это»,- говорят мне. Время лукавое.Надо совсем потерять ориентиры в духовной жизни, не иметь страха Божия, чтобы соглашаться с искусственным оплодотворением. Вспомним св. и правед. Иоакима и Анну, Захария и Елизавету. Могут сказать, что сейчас век космоса… Но разве изменился Христос? Люди возомнили, будто они Боги и идут простым путем - в институт планирования семьи…". Работу Вашу перешлю оппонентам. Благословите! р.Б.Елена

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×