В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании

«Церковь на колесах»

Вход в пещеру Семи спящих отроков
Вход в пещеру Семи спящих отроков
Молодой бледнолицый араб, одетый в синего цвета униформу и с оружием на правом боку, приставлен к нашей группе из «туристической полиции». Раза три он пересчитывал худыми пальцами паломников на автостоянке в Аммане и наконец что-то скомандовал на своем языке водителю. Все поняли, что двух заблудившихся в торговых лавках уже обнаружили и можно ехать дальше. Бело-голубой автобус спешно покинул пределы пыльного рынка, где к киевлянам, днепропетровцам и к примкнувшим к ним в Иерусалиме двум cдержанным рижанкам то и дело приставали мальчишки-продавцы со своими перламутровыми шкатулками, платками-«арафатками», зеленым апрельским миндалем в газетных кульках, молотым кофе с кардамоном и «гармошками» видовых открыток иорданской столицы.

За девять дней паломничества незнакомые друг с другом до поездки люди не только подружились, но и духовно сплотились. Они привыкли к туристическому автобусу, исколесившему сначала всю Святую Землю, а теперь вот третий день наматывающему новые километры уже на иорданской территории. Пересев после пересечения израильско-иорданской границы в новый автобус, паломники заметили, что их чемоданы и сумки заметно потяжели от покупок.

Теперь можно и расслабиться: как у гида по Святой Земле, у меня имеется три дня отдыха. Моя коллега из Аммана на хорошем русском языке представила себя в автобусе так:

– Я – Асма Туаль. Только не путайте мое имя с «астмой»! (Смеется.) Я тоже христианка. Русский язык выучила в Москве. Там училась, когда у вас еще был Союз. Значит – давно… Не жарко в автобусе?..

Кто-то из группы назвал паломнический автобус «церковью на колесах». Правда, у нас, к сожалению, нет священника. Зато имеются две певчие из приходских хоров, одна из них читает в своей церкви часы и шестопсалмие. В перерывах между рассказами гида здесь постоянно звучат пасхальные стихиры и другие духовные песнопения. Паломники поочередно читают в микрофон утренние и вечерние молитвы и полюбившийся им акафист «Слава Богу за все». А еще они непринужденно рассказывают о себе и о своих приходах на Днепре и Двине, о том, в каком возрасте и при каких обстоятельствах они пришли к православной вере.

После Иерусалима, где многие стали свидетелями схождения Благодатного огня и где вся группа встретила Пасху, паломники переживали духовную весну и ощущали особую радость на сердце. Не случайно одна из восторженных паломниц призналась в автобусе, что во время поездки она открыла в себе «такую любовь ко всем», что даже «похристосовалась» с сутулым бедуином, предложившим ей свое «такси» – одногорбого облезлого верблюда…

Все дружно и долго смеются.

Кто-то из мужчин, перекрикивая веселый смех, адресует по привычке вопрос именно мне, а не новому гиду:

– А куда мы, собственно, дальше едем?

– Ну, сколько раз вам говорить!? Да не «закудыкивайте» вы нам дорогу! – пытается выручить меня на смешанном «русско-украинском» языке Евгения из Харькова. – Вин уже, бедный, охрип отвечать. Едимо в якусь-то там древнюю пещеру…

О древней пещере

Пещера Семи спящих отроков
Пещера Семи спящих отроков
Посещение пещеры Спящих в Аммане не значится в нашей программе, но по моей просьбе мы с Асмой изменили маршрут.

Иерусалимский паломнический центр «Россия в красках» вместе с тель-авивской турфирмой «New Zin Tours» открыл в апреле 2007 года новый маршрут, связавший Святую Землю с Иорданией, где, как известно, тоже немало христианских святынь. Одна из них находится почти на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб. Это знаменитая пещера Спящих (Ахль Аль-Кахаф), почитаемая христианами как пещера, в которой, согласно преданию, спрятались от гонений во времени императора Деция (Декия) отроки-христиане, уснувшие на много лет. Проснулись они уже в эпоху расцвета христианства.

Правда, с семью чудесным сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании. Но пещера в урочище Аль-Раджиб (другое название – Аль-Раким) как место упокоения этих христианских мучеников почиталась еще V–VI веках. Посещавший эти места с торговыми караванами Мохаммед, основатель ислама, вероятно, хорошо был знаком с преданием о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания, о котором было известно жителям древних населенных пунктов на территории современного Аммана еще до утверждения в этом городе ислама.

«Благочестия проповедники и воскресения мертвых изобразители»

Так величает Церковь (тропарь, глас 8) святых семь отроков эфесских, поминаемых в православном календаре два раза: 4/17 августа и 22 октября/4 ноября. К святым этим за молитвенной помощью обращаются те, кто страдает от нарушения сна.

Дружившие с детства Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (в западной традиции называются другие имена) были сыновьями знатных эфесских граждан и состояли на воинской службе у императора. Когда при императоре Деции (Декии, 249–251) началось гонение на христиан, все они, представ по доносу перед императором, открыто исповедовали о своей вере во Христа, за что с них были сняты знаки воинского отличия. Непокорных ожидали мучения и казнь. Святые отроки скрылись в пещере, где проводили время в посте и молитве, готовясь к мученическому подвигу. Иамвлих, как самый младший из отроков, переодевшись, ходил покупать пропитание. Император, узнав о месте пребывания отроков, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы они заживо умерли в ней от голода и жажды. Два сановника, участвовавшие в замуровывании пещеры, были тайными христианами. Они решили сохранить память о мучениках, для чего незаметно спрятали среди камней ковчежец, где на дощечке были записаны имена юношей и история их мученичества. Юноши, однако же, не погибли: Господь навел на них чудный сон, продолжавшийся около двух столетий.

Гонения на христиан к тому времени прекратились, но появились ереси, отрицавшие воскресение мертвых. Тогда через этих семерых отроков Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения из мертвых и будущей жизни: они проснулись, не подозревая о своем долгом сне. Вход в пещеру был разобран, и один из отроков со старыми монетами пошел в город купить хлеба. Юноша стал сомневаться, что пришел в тот же город, ибо он не только увидел там кресты, но и услышал, как открыто произносится имя Иисуса Христа. Заплатившего за хлеб старой монетой задержали и повели к градоначальнику, где в это время находился и местный епископ. В беседе выяснилось, что Господь через длительный сон и пробуждение отроков открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Отправившись с народом к пещере, епископ и его спутники увидели живых отроков, а из обнаруженного ковчежца узнали их имена и обстоятельства замуровывания в пещере.

Вскоре и император Феодосий Младший (408–450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз – до всеобщего воскресения.

Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи» (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы «Золотую легенду» Иакова Ворагинского.

В пещере Спящих

Само слово «пещера» часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот «мартириум» (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение.

Храм в амманской пещере – в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа – другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним.

Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что «в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта». Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

В пещере стоит и простенький застекленный шкаф, на полках которого – нехитрые предметы, некогда обнаруженные в пещере: небольшой глиняный кувшин, какие-то инструменты и еще несколько непонятных вещиц.

«…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!»

«…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!» – читаем в молитве, обращенной к «пречудным святым седмочисленным отрокам». Точно известно, что местом рождения святых отроков был Эфес – город, бывший не только одним из центров христианства, но и ареной борьбы разных вероучений. А вот место их подвижничества в пещере соотносится с разными географическими точками. В письменных источниках встречается несколько названий той горы, где когда-то на ее «восточном склоне» находилась пещера отроков: Охлон, Селион, Пион и др. Чаще всего христианские источники указывают на города Эфес и Тарсус, но средневековые авторы называют как места погребения обитателей пещеры и другие местности в Малой Азии. Многочисленность пещер, в которых устроены святилища во имя святых спящих отроков, свидетельствует об особо благоговейном отношении ним и их подвигу. Возможно, в каждой из этих пещер когда-то, действительно, скрывались от гонителей первые христиане. Но точных исторических указаний на какую-то конкретную пещеру, связанную с подвижничеством эфесских мучеников, нет.

Паломница IV века Сильвия (Этерия) не упоминает среди других описываемых ею святынь Эфеса пещеру, в которой некогда жили и спали святые отроки. Однако ее упоминает русский паломник игумен Даниил (паломничал в 1104–1113 гг.), но не как место погребения, а только как место, где спали семь отроков более 300 лет. Можно предположить, что пещеру спящих отроков «обнаружили» в Эфесе значительно позже, ибо амманская пещера Спящих на территории Иордании относится к римскому периоду (64–324). Кстати, кроме названия амманского пригорода Аль-Раджиб, где находится пещера Спящих, существует и другое – Аль-Раким. Тафсиры (комментарии к Корану) дают разные толкования: например, переводчица Корана на русский язык Иман Валерия Порохова, считает, что «арраким» означает либо название «дощечки с начертанными на них именами спящих», либо имя собаки, их верного спутника. Мусульманская же традиция события, о которых говорится в 18-й суре Корана («Пещера») прочно связывает с пещерой Спящих в Аммане. Мы уже говорили о том, что в основе этого повествования лежит более раннее христианское предание. Кстати, на некоторых православных иконах семи святых отроков можно видеть рядом с ними и изображение сопровождавшей их собаки.

В Аммане (его древние названия – Раббат-Амман и Филадельфия) утверждают, что святые отроки хотя и были родом из Эфеса, но местом их воинской службы и мученического подвига была все-таки Иордания, часть той самой Святой Земли, где и происходили события Ветхого и Нового Заветов. В истории Иордании хронологический отрезок времени с 64 по 324 годы считается римским периодом и временем, когда здесь активно распространялось христианство. После распада в IV веке Римской империи иорданская земля отошла к ее восточной части – Византии. Мусульмане пришли в эти земли лишь в 635 году, когда здесь воцарились династии Омейядов и Аббасидов.

Когда земное сливается с небесным

После посещения пещеры Спящих замечаю, что моя группа как-то вдруг притихла. Каждый думает о чем-то своем, сокровенном.

Ко мне с молитвословом подходят рижанка Людмила и киевлянка Виктория:

– Вы заметили, как засуетился и даже хотел выбежать из пещеры сопровождавший нас мусульманин? Мы тогда пели пасхальные стихиры и читали потом тропарь, кондак и молитву святым отрокам, – говорит Виктория. – По своей вере он нас, наверно, в «нечистые» зачислил!? Да, а что это такое он нам громко прочитал нараспев, когда стоял на ступеньках у выхода?

– А это, – отвечаю, – так называемые «аяты» из коранического рассказа про «молодых людей», некогда пребывавших вот в той самой пещере. А еще через Асму он передал, что Коран не называет ни точного числа скрывшихся в пещере этих «молодых людей», ни времени продолжительности их сна. Уточнил, что только один Всевышний это «знает лучше», а также подметил, что длительный сон показался им «одним днем или частью дня». Сказал еще, что вход в пещеру с северной стороны.

Замечу, что всем паломникам нравится, как познакомившиеся в дороге «две сестрички» Виктория и Людмила вместе поют, читают молитвы и акафисты в нашей «церкви на колесах». Вечерами в гостиничном номере они расставляют на столе иконки-складни и молятся. Потом раскладывают на салфетке освященные крашеные яйца и отщипывают пальцами кусочек пасхального кулича. За чаепитием ведут духовные беседы, обмениваясь впечатлениями о женских обителях на Украине, в Латвии и Эстонии.

Продолжая разговор о пещере, Людмила признается:

– Знаете, когда батюшка благословлял меня в дорогу, то говорил, чтобы я с моей подружкой «не по магазинам бегала глазеть на израильские бриллианты, а как можно чаще молилась и собирала на Святой Земле “духовный жемчуг”». Послушание выполняю: собираю… Говорю это, простите, не от своей гордости. От радости.

– Вот вы нам говорили, что «трудно идентифицировать» пещеры отроков. А мне все равно, где находится «настоящая» пещера – в Турции или в Иордании! – делится своими впечатлениями Виктория. – Другое мне странно. Стою, кажется, не где-нибудь, а на земле. Сознаю, что, точно, в пещере, где надо мной тоже земля. А сама чувствую, что я совсем не на земле и не под ней, а в каком-то… заоблачном месте! Случилось это в тот момент, когда Людмила читала слова молитвы «Воззрите с высоты небесныя на нас, любовию память вашу чтущих». У меня было тогда такое ощущение, будто эти семь святых отроков нас слышат… А, Люда, не так?

– Наверно, по приезде домой нам надо все это исповедовать батюшке!? Конечно, Вика, я с тобой вполне соглашусь: было какое-то невидимое присутствие этих святых.

Обменявшись взглядами, они посмотрели на меня…

Я смог только сказать:

– Там земное сливается с небесным…

Анатолий Холодюк

Апрель 2007 г.,
Амман – Мюнхен

29 мая 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
светлана29 марта 2011, 11:59
доброго дня!спасибо огромное за статью,как приятно ощущать, что ты в этом мире не один!я живу в Иордании уже 10 лет,а первые 3 года жила в этом самом Раджибе,о котором вы пишите, ни чего об этом не зная!очень хочется посетить это пещеру! к сожалению из моих здешних знакомых нет воцерковленных людей.я духовно была с вами, когда читала статью!спасибо! может ваши редакторы,подскажут куда можно обратиться за помощью!давно собираюсь написать,вернее сказать это просто крик души!1000 поломников приезжают в Иорданию,посетить Святые места,а мы все провославные(русскоговорящие),а нас не мало!просто ни кому здесь не нужны,последний раз служба на русском языке была 5 лет назад(их всего за 10 лет было 4)приезжал батюшка из Иерусалима перед Паской!мы не имеем возможности не исповедоваться ,не причаститься!вы же понимаете ,что это значит для православных! хотябы перед Паской приезжал священник!подскажите , что можно зделать?очень хотелось жить полной духовной жизнью на Святой Земле!храни всех Господь!
Вера28 февраля 2010, 19:55
Я тоже знакома с Асмой Туаль и осталось очень теплое впечатление и до сих пор с нею общаюсь. В Иорданию влюбилась
Андрей20 февраля 2009, 17:40
Если больше людей будет читать подобное, то меньше зла, в том числе и социального, будет в нашем обществе. Это действительно чудо, ведь даже мусульмане уважают память о подвиге тех отроков и о тех днях!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×