Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) "Глаголы жизни вечной", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.
Недостаточность одного внутреннего закона. — Значение для нас закона Моисеева и закона новозаветного
Задача земной жизни человека — в том, чтобы приготовить себя для вечного спасения и блаженства. Для этого человек должен жить свято и беспорочно, иными словами, по воле Божией.
Как же может человек узнать эту волю Божию? Конечно, прежде всего — в своей совести, которая поэтому и называется голосом Божиим в душе человека. И если бы падение в грех не омрачило душу человека, то он мог бы безошибочно и твердо направлять свой жизненный путь по указаниям своей совести, в которой выражается внутренний нравственный закон. Но кто же не знает того, что у грешного человека не только повреждены ум, сердце и воля, но и совесть помрачилась, и суд и голос ее утерял свою безусловную ясность и силу. Недаром некоторых людей, как мы уже говорили, зовут бессовестными.
Таким образом, одной совести — ее внутреннего голоса — оказалось недостаточно для того, чтобы человек жил и действовал по воле Божией. Явилась необходимость во внешнем руководителе, во внешнем богооткровенном законе. Такой закон и был дан Богом людям в двух видах: сначала подготовительный — ветхозаветный закон Моисеев, затем — полный и совершенный евангельский закон.
В законе Моисеевом нужно различать две стороны: 1) религиозно-нравственную и 2) религиозно-обрядовую, тесно связанную с историей и бытом еврейского народа. Конечно, вторая сторона для нас, христиан, отошла в прошлое — отошли национально-обрядовые правила и законы. Но религиозно-нравственные законы Моисея сохранили всю свою силу и в христианстве. Поэтому все десять заповедей закона Моисеева обязательны для христиан и христианство их не отменило. Наоборот, христианство научило людей понимать эти заповеди не внешне-буквально, в порядке слепого рабского послушания и внешнего исполнения их, а раскрыло их глубокий смысл и научило совершенному и полному их пониманию и исполнению. Но, конечно, для нас, христиан, закон Моисеев имеет значение только потому, что его главные заповеди (десять заповедей, заповеди о любви к Богу и ближнему) приняты и раскрыты христианством. Руководствуемся же мы в своей жизни не этим подготовительным и временным законом Моисеевым, а совершенным и вечным законом Христовым. Святой Василий Великий говорит: «Если смешон тот, кто при солнце зажигает пред собою светильник, то гораздо смешнее тот, кто при евангельской проповеди остается в законной (ветхозаветной) тени...» Главное отличие новозаветного закона от ветхозаветного заключается в том, что закон ветхозаветный смотрел на внешность поступков человека, а новозаветный смотрит на сердце человека, на внутренние его побуждения. В ветхозаветном законе человек повиновался Богу, как раб своему господину, в Новом Завете он стремится к тому, чтобы повиноваться ему, как сын повинуется любимому отцу...
В настоящее время многие неправильно смотрят на ветхозаветный закон: ничего доброго в нем не видят, а только отыскивают черты грубости и жестокости. Это неверный взгляд. Нужно помнить ту низкую степень духовного развития, на которой стояли люди тогда, тысячи лет тому назад. И в условиях тогдашних, действительно грубых и жестоких нравов те правила и нормы Моисеева закона, которые кажутся нам теперь жестокими (например, «око за око, зуб за зуб» и т.д.), в действительности не были такими. Они, конечно, не уничтожали человеческой жестокости и мстительности (это могло сделать только Евангелие), но сдерживали ее и ставили ей твердые и строгие границы... Кроме того, не следует забывать того, что те заповеди о любви к Богу и ближнему, на которые указал Господь как на главнейшие, взяты Им именно из закона Моисеева (см.: Мк 12, 29–31). Об этом законе святой апостол Павел сказал: «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим 7, 12).
|