Из писем к разным лицам
К И.А.Л.
В миру жить по-мирски есть — душу губить. Но если начать жить по-христиански, отказавшись от мирской жизни, то этим спасение стяжается несомненно. В начале христианства так и было. Тогда мирская жизнь была жизнь по страстям и похотям. Принимавшие христианство, по крещении, начинали жить противоположно мирской жизни, отказывались ото всех страстепитающих обычаев и чрез то обособлялись от живущих по-мирски… Это — по-мирски — значило «по-язычески». Язычники тем и узнавали христиан, что они сразу начинали жить не по-ихнему… жить свято, чисто, благоговейно.
Христиане в обособленности от язычников жили в том же обществе языческом. Язычники не любили их и теснили, правительство гнало и мучило — этим христиане были как злато в горниле… чистыми и чрез то хранили себя в чистоте, живя обособленно…
Когда христианство стало господствующею верою, тогда в него вступали иные без оставления языческих обычаев… число таких росло и росло… и наконец взяло верх… и начала общая жизнь быть языческою… С Возрождения на Западе, которое было принятием язычества в дух и правило общее, язычество поглотило христианство… Весь Запад стал языческим… Оттуда и к нам начало заходить язычество, и теперь Русь вместо православной стала язычницею… Дух языческий царит у нас в обществе.
Хочет ли кто душу спасти, должен отстать от жизни общей, яко языческой и потому пагубной. Отставши, может он и в общей массе жить, не касаясь только языческих обычаев, заведенных в удовлетворение страстей. Такого рода лиц очень много. Они не видны большею частию; но есть и видные.
1893