В начале XXI века решается, чем будет увенчано столетие российских революций: либо Россия выйдет обновленной из огненных испытаний, либо перестанет существовать. Все современные дискуссии о путях страны ограничены политикой и экономикой, в лучшем случае экологией и демографией. Остаются вне внимания духовные проблемы, которые не решались в России на протяжении многих десятилетий XX века. Речь идет о духовном и нравственном состоянии общества, национальном характере и сознании, психологии народа, исторической памяти, базовых ценностях и вековечных традициях российской цивилизации, исторической преемственности, национальных идеалах... О том, что отличает один народ от другого, что является смыслом его жизни, основой его самоидентификации и без чего народ перестает существовать.
Начинать обсуждение этих проблем приходится с признания прискорбного факта: в настоящее время русский народ во многом деградирует и вымирает. И не потому, что он достиг дряхлого возраста или иссякли его жизненные силы, а по причине невиданных испытаний XX века. Но без возрождения государствообразующего народа невозможно существование России.
В решении этих проблем необходимо учитывать национальную специфику. На формирование характера русского народа повлияли три основных фактора: языческая природа восточнославянских племен (национальный генотип); воспитание народа Православием (культурный архетип); уникально суровые условия выживания (природный архетип), которые требовали культивирования в себе определенных качеств. Генезис русского народа определялся не этнической, а культурной доминантой, поэтому русские объединили множество племен и народов.
Формировался русский народ на основе общности религии, государства и культуры (языка). Известная формула графа Уварова отражает этот непреложный исторический факт: "Православие. Самодержавие. Народность". Каждый национально-государственный организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и позволяющую ему самоидентифицироваться. Сегодня уваровская формулировка не должна препятствовать формированию на данном историческом этапе соответствующей ему формулы национальной самоидентификации, которая обозначает основные сферы национального бытия: веру, государственность, патриотизм. Понятие "вера" в данном случае включает не только религиозную веру, но и совокупность базовых духовных и нравственных ценностей русского народа, которые сохраняются и в секулярном обществе. Но наиболее полно русская национальная вера выражается в Православии, которое аккумулирует духовные и нравственные ценности русской цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные духовные и нравственные ценности, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы. Понятие "государственность" указывает на ту историческую закономерность, что русский народ жив до тех пор, пока он сохраняет свое государство. Русским свойственны инстинкт государственного самосохранения, а также традиционные представления о форме государственной власти, которая в России не случайно всегда была единодержавной. Понятие "патриотизм" указывает на преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможно национальное самосознание, а значит и существование народа как такового. Большинство русских людей объединены общим чувством любви к малой и большой Родине, привязанности к своей земле, невозможности жить и самореализовываться вне атмосферы русской культуры.
Нация существует до тех пор, пока проявляется ее конституирующие свойства, неизменные в течение веков. Экономический уклад к ним не относится: экономика может соответствовать уровню цивилизации либо, напротив, быть архаичной, может формироваться органично, а может насаждаться насильственно, но не она определяет то, что отличает российскую цивилизацию от всех прочих. Хотя может способствовать либо мешать национальному самоопределению.
В здоровом народе национальные архетипы проявляются в органичной форме, в больном же они искажаются вплоть до противоположности: больная духовность - это идеократия, гипертрофированная государственная воля - это этатизм, агрессивный национализм - это шовинизм. В последнее время общество научилось понимать, что борьба с крайностями национализма не исключает, а предполагает здоровый патриотизм, борьба же с тоталитаризмом не должна доходить до самоубийственного разрушения государственности. Напротив, расчленение государства и угнетение национального достоинства государствообразующего народа вызывают агрессивную самозащиту, что создает социальную базу для экстремистских идеологий.
Своеобразное - неэтническое - формирование русского народа во многом определило его национальный характер. Что, в частности, сказалось в строительстве российской государственности. С одной стороны, без мощного централизованного государства русский народ не выжил бы в невиданно суровых (климатически и геополитически) условиях. (Поэтому русские всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы.) С другой стороны, русские, будучи сами многоэтническим народом и получившие соборное воспитание Православием, построили единственную в истории империю, где государствообразующий народ не имел никаких преимуществ перед остальными народами. Более того, русский народ не только нес на себе основное бремя государственного строительства, но нередко имел меньше прав, чем вошедшие в империю народы. Отсюда следует, что жизненные интересы народа-государствообразователя совпадают с жизненными интересами всех народов России. И русское национальное возрождение не только не несет никакой опасности другим народам страны, но является необходимым условием их возрождения.
Для решения глобальных проблем сегодня от народа требуется сверхусилие, на которое русские способны в экстремальной ситуации и при наличии сверхидеала. В обыденной же ситуации они, как правило, расслабляются (иначе никогда не выдержали бы невиданного напряжения в борьбе за историческое выживание). Вместе с тем, русский человек не способен на сверхмобилизацию ради обогащения, узко материальных целей, но он совершает чудеса героизма при защите Родины и священных для него ценностей либо при выполнении великой исторической миссии. Ибо для русских людей очень важно, чтобы жизнь была пронизана смыслом. При этом смысл жизни не сводится к индивидуальной корысти, а выражает общие ценности и для локальных общностей (малая Родина), и для всего народа (большая Родина). При достижении какой-либо цели для русских людей характерны чувство сопричастности общему делу, открытость, доверительность и взаимоподдержка, задушевность и взаимопонимание в личном общении. Именно в соборном единении во имя высоких идеалов проявляются лучшие черты русского характера.
Русский народ духовно мобилизуется в пограничной ситуации, несущей угрозу существованию: известно, что "пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится". Пока немецкая армия в годы Великой Отечественной войны не дошла до Москвы, ни власть, ни народ не были способны к полноценному сопротивлению. Но и наличие смертельной опасности, и осознание ее - только необходимые, но не достаточные условия для национального пробуждения. Для общенационального единения необходим волевой импульс Верховной власти, способный выразить и защитить высшие национальные интересы, возвысившись над всеми распрями в обществе и расколами между обществом и властью. (Еще раз необходимо подчеркнуть, что в этом особенность русского бытия в переломные моменты истории.) "Русский долго запрягает, но быстро едет": когда была осознана смертельная опасность и когда власть призвала народ к борьбе за спасение Отечества, - только тогда народ смог одержать невиданную в истории победу. Так очередной раз был продемонстрирован национальный архетип поведения в экстремальной ситуации: смертельная угроза - ее осознание элитой и обществом - формирование национального идеала - призыв Верховной власти к нации - сверхмобилизация общества - победа. Благодаря этому русский народ, в конце концов, выдерживал все исторические испытания и выходил из них более сильным. Великий народ сохраняется в истории, выполняя свою историческую миссию, осознаваемую в национальном идеале, что и позволяет ему ответить на все исторические вызовы и преодолеть все невзгоды.
Смертельная опасность для российской цивилизации в настоящее время - налицо. Сейчас вновь наступил момент глобального исторического вызова: либо нация вдохновится новой миссией в новой эпохе, либо Россия перестанет существовать. Если армии для победы необходим боевой дух, то народ нуждается в пробуждении национального духа - того, что придает людям волю к жизни, к борьбе за самосохранение и к созиданию. Только порыв национальной энергии позволит преодолеть разложение духовного и нравственного состояния общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Это обязывает Верховную власть сформулировать идеалы национального спасения и побудить общество к духовной мобилизации. Известно, что при определенных условиях духовные идеалы могут становиться мощнейшей преобразующей жизнь всего народа силой. Так новый курс Рузвельта во многом определялся не экономикой, а новыми идеалами. Русский народ обладает аскетическим характером, способен к самоограничению, в русском обществе нравственные и духовные идеалы всегда были приоритетнее материальных и прагматических. Поэтому русский человек, как никакой другой, отзывчив на возвышенные идеалы.
Духовное здоровье нации и состояние общественной нравственности - это проблемы не только частной жизни людей, но и проблемы государства. Коммунистический тоталитаризм дал негативный пример внедрения власти в жизнь людей - насилием и ложью. На другом полюсе - западное плюралистическое общество, где декларирована независимость частной жизни от государства (хотя на самом деле власть сильно влияет на состояние общества и человека). Но органичное государство должно стремиться к духовному и нравственному возрождению нации. Ибо государственная мощь покоится не только на крепости государственных структур, но, прежде всего, на чувстве патриотизма и государственном сознании граждан.
В России чаще всего именно государство инициировало наиболее значимые достижения народа и создавало для них условия. Современная задача национальной власти - формировать стратегию развития страны, определять приоритеты, цели и задачи, для решения которых использовать государственные ресурсы и механизмы. При этом власть должна объяснять обществу смысл своих инициатив, обоснованность своих решений. Поэтому не только независимые средства массовой информации, но и государство должно влиять на формирование общественного мнения и предлагать обществу программу. Верховная власть призвана сформулировать историческую миссию России в современном мире, на основе чего - сформировать современный национальный идеал. Это не должно быть очередной утопией, прикрывающей корыстные интересы правящих кланов. Верховная власть во имя самосохранения и спасения России должна выразить национальные чаяния, что способно пробудить национальные энергии. Еще Гавриил Романович Державин выразил духовную связь власти и народа, то стремление к великим свершениям, которое способно пробудить в народе праведно действующая власть:
Чего не может род сей славный,
Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчанны!
Его бесценну кровь щадить.
Умейте дать ему вы льготу,
К делам великим дух, охоту,
И правотой сердца пленить.
Вы можете его рукою
Всегда, войной и не войною
Весь мир себя заставить чтить.
Очевидно, что оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в настоящее время, можно значительно усилить поддержкой со стороны государства. Для решения проблем исторического значения необходимо мобилизовать общенациональные ресурсы и осуществлять общенациональные программы. Это под силу только Верховной власти. Но на сегодняшний день все структуры этой власти - Администрация Президента, Правительство, Совет Безопасности - ориентированы на другие задачи и перегружены решением каждодневных проблем. Близкие, казалось бы, гуманитарной проблематике государственные учреждения решают проблемы ведомственно и фрагментарно, ограничены корпоративными интересами. Ни одна государственная структура не занимается стратегией выживания и возрождения человека в России, проблемами, которые несут наибольшие угрозы не только российской государственности, но и существованию российской цивилизации. Поэтому верховная власть призвана заниматься гуманитарными аспектами национальной безопасности.
Лечение национального духа или поиски Россией себя должны начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.