Из писем о духовной жизни
Дух, душа и тело
Святые отцы различают дух, душу и тело — Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят, какого свойства суть души наши. Но, сопоставляя то, что пишет святой Антоний о родах живых тварей, нахожу, что, по его разуму, душа наша одной природы с душой животных. Извольте читать его 166-й пункт из числа 170. Вот и свод всего: живых существ четыре вида:
1) Ангелы;
2) люди, кои имеют ум, душу, дыхание;
3) животные, кои имеют душу и дыхание;
4) растения имеют дыхание и жизнь.
Извольте сводить. Дыхание, дыхание, жизнь… Это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы. Назовем ее — органическая жизнь.
Душа, душа — тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ — в животных и в людях, но тоже есть одной природы. Затем ум — ангельская сила тоже одной природы. Вывожу, что, по святому Антонию, душа наша одного ранга с душой животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю «дух». Пересмотрите все пункты святого Антония, где он говорит об уме, я отношу к духу… и выражаю то почти теми словами, утверждая вместе с ним, что тот и есть настоящий человек, кто живет по духу, что святой Антоний выражает: по уму. Так совершенно нет никакого основания вам смущаться.