Православный календарьПравославный календарь
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.

«Крест — хранитель всея вселенныя»

Крест – хранитель всея вселенныя...
Крест – хранитель всея вселенныя...
В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Крест — хранитель всея вселенныя», посвященная главному символу христианства — Кресту. Господь наш Иисус Христос принял мученическую смерть на Кресте, искупив грехи человечества, и с тех пор вот уже более двух тысяч лет Крест является символом божественного преодоления смерти и торжества над силами зла. В «Новой Скрижали» сказано: «Святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утвари, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста».

Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые.

Крест наперсный. XVI век. Серебро, скань, литье.
Крест наперсный. XVI век. Серебро, скань, литье.
Начало почитания креста в России связано с именем апостола Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего христианство на берегу Днепра и водрузившего крест на Киевских горах. Князь Владимир Креститель, внук равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе, водрузил кресты во многих русских городах. Уже в XI веке на Руси стали устанавливать монументальные белокаменные кресты для поклонения вне стен храма. Прекрасным и редким по своей древности и иконографии примером этой традиции служит представленный на выставке двусторонний рельефный крест конца XV-начала XVI века из села Толмачи Тверской области. Аналогичные кресты могли использоваться и как надгробные. На Севере Руси для изготовления подобных крестов помимо камня использовалось дерево. При входе на выставку установлен один из таких памятников, привезенный из Архангельской области. Такие кресты, достигавшие десяти метров в высоту, служили ориентирами рыбакам Поморья и указывали на принадлежность земель к христианскому миру.

В Древней Руси неотъемлемым атрибутом каждого христианина был нательный крест. В первые века после принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». В разных областях существовали свои характерные особенности изготовления тельников. Так, образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, вероятнее всего послужил знаменитый Людогощенский крест 1359 года. Наиболее древние нательные кресты X-XII веков, найденные при раскопках в Киеве, Херсонесе и других древнерусских городах, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Крест прп. Авраамия Ростовского. XIX век. Литье.
Крест прп. Авраамия Ростовского. XIX век. Литье.
Почитание на Руси святых мощей привело к появлению и широкому распространению разнообразных мощевиков, среди которых преобладали двустворчатые кресты-энколпионы, носимые под одеждой или поверх нее. В основном такие кресты повторяли византийские образцы. Часто на них встречается изображение Николая Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского» и образы первых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые почитались как защитники земли Русской. Среди представленных на выставке крестов этого типа можно выделить редчайшие орнаментированные энколпионы XI-XII веков, украшенные перегородчатой эмалью и мозаикой. К XVII веку в России образовалось два центра эмальерного производства, продукция которых отличалась особой утонченностью. Это северные города Великий Устюг и Сольвычегодск. Изготовляемые там кресты расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые узоры в форме цветов и растений, и декорировались речным жемчугом или перламутром.

В синодальный период истории Русской Православной Церкви были учреждены наградные кресты священнослужителей. Так, в 1797 году появился утвержденный указом Павла I особенный наперсный наградной крест, а в 1820 — кабинетные кресты, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные бриллиантами или драгоценными камнями и дополненные государственной символикой.

Среди наград для духовенства выделяются кресты, выпущенные в память о крупнейших событиях российской истории: Крымской войне 1853-1856 годов, Отечественной войне 1812 года, трехсотлетии Дома Романовых.

Существенную часть экспозиции составляют кресты, использовавшиеся в литургической практике. Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в храме на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В старинные воздвизальные кресты иногда вкладывались частицы Крестного Дерева Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Среди экспонируемых напрестольных крестов особый интерес представляет редкий подписной крест 1624 года, отличающийся тонкостью изысканного узора и гармоничной пластикой литых накладных фигур, а также крест рубежа XV-XVI веков, выполненный в лучших традициях русского ювелирного искусства.

Крест Ангел Великого Совета. XIX век. Литье.
Крест Ангел Великого Совета. XIX век. Литье.
В каждом православном храме находится запрестольный крест, символизирующий Голгофу. В праздники его выносят во время крестного хода вместе c хоругвями и другими святынями храма. На Руси наибольшее распространение получили деревянные выносные кресты с иконописными или резными изображениями. На выставке демонстрируется уникальный резной процессионный крест XVI века с многочисленными изображениями русских святых.

Православной Церковью установлено несколько праздников, посвященных Кресту, что нашло отражение в восточнохристианской иконографии. Ряд икон разного времени, экспонируемых на выставке, дает представление об этих праздниках.

XVII век — это эпоха появления в России множества чудотворных святынь и особенно крестов. При царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне впервые стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненным царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном.

Древние подвижники, приходя в пустынное место, непременно воздвигали крест на месте будущей обители. С монашеским подвигом связано и ношение вериг. Изначально так назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем Апостола Петра, выведенного из темницы ангелом. На выставке демонстрируются вериги XVIII века с частицами мощей.

Крест поморский. XIX век. Камень. Резьба.
Крест поморский. XIX век. Камень. Резьба.
Также на выставке можно увидеть кресты, являющиеся семейными реликвиями. Они передавались в роду из поколения в поколение и со временем все больше украшались различными инкрустациями и декоративными обрамлениями.

Паломнические кресты, привезенные со Святой земли, также весьма разнообразны: среди них так называемые «семидревные» кресты, кресты на спиле оливы из Гефсиманского сада и вырезанные на гальке из реки Иордан изображения равноапостольных Константина и Елены у Креста.

Представленное на выставке собрание крестов поражает своим разнообразием. Экспозиция дает возможность проследить историю изготовления крестов в России на протяжении многих столетий, а высочайший художественный уровень демонстрируемых памятников свидетельствует о том, что Крест помимо своего духовного значения всегда содержал эстетический компонент, являясь самостоятельным произведением искусства.

Выставка будет работать до 28 сентября 2005 года по адресу: Андроньевская площадь, дом 10, Спасо-Андроников монастырь, Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

При подготовке материала был использован каталог выставки "Крест — хранитель всея вселенныя..."

Василий Омелин

18 августа 2005 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×