Заметки о ХIII фестивале хоровой и колокольной музыки «Преображение» и III Международном конкурсе звонарей в Ярославле.
Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем; отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию.
«Казачья школа» звона в исполнении станичника Александра |
Мы все потихоньку начинаем понимать, что дереву, лишенному корней, не выжить. И колокольные звоны – один из могучих корней нашей культуры и духовности. Это столь же важный и своеобразный вид национального наследия, как певческое искусство, иконопись, зодчество.
На протяжении столетий создавалось и развивалось на Руси искусство звона – свободное от каких-либо догм и запретов, по воле и музыкальному чутью безвестных музыкантов-звонарей, выражавших душу народа. Музыка колоколов – и в творениях великих русских композиторов. Попробуйте убрать из них хоть один удар звонной меди – и исчезнет само одухотворение! Так и наш сегодняшний день немыслим без музыки колоколов…
Звонарь Александр (Подольское благочиние Московской епархии) |
Последние два года, в мои редкие свободные часы, я обучался азам колокольного звона у Александра Гороховского, звонаря нашего прихода храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапово (Подольское благочиние). Считаю, что мне крупно повезло: Александр - профессиональный музыкант, известный в свое время московский джазист, выступал с известными коллективами и сольными номерами.
Одиннадцать лет назад он по воле Божией встретился с нашим настоятелем, отцом Георгием (Еварестовым), который сам имеет музыкальное образование и обладает замечательным голосом. И тот попросил Александра помочь ему с первым праздничным звоном по случаю поднятия колоколов на нашу звонницу в день Святой Троицы, заметив ненароком: «Вот увидите – и потом будете с нами!». Так и произошло. Александр остался звонарем, проходя самостоятельно и дотошно путь изучения звонного дела и совершенствования своего мастерства.
На минувшую Пасху на нашу звонницу был поднят новый 6-пудовый колокол, точно рассчитанный и привезенный Александром с Православной выставки «Вербная неделя». Именно такой колокол, объяснял он тогда, с мягким, нежным, как бы «льющимся» звуком необходим нам, чтобы гармонично вписаться в общий перезвон наших восьми колоколов, создавая светлое настроение. Он даже назвал его «Светленький»…
Конечно, каждая колокольня с колоколами – это неповторимый «музыкальный инструмент» со своим, особо звучащим набором колоколов. Поэтому неповторимы и мелодии, которые вызваниваются каждым из звонарей. Но все же, думаю я, глядя на нашего Александра, секрет кроется еще и в самобытности музыканта-звонаря. Не случайно, несколько лет назад, когда возрождалась известная обитель – Давидова Пустынь, что в Чеховском районе Московской области, приснопамятный, недавно убиенный архимандрит Герман благословил Александра обучать насельников монастыря премудростям колокольного звона.
- Я давно хотел познакомиться с опытом колокольного звона во всероссийском масштабе, - рассказывает Александр, - и был счастлив, когда отец Георгий предложил мне участвовать в конкурсе на ярославской земле.
Свое мастерство показывает Оксана из Петербурга |
Нас собралось 29 звонарей из 14 городов России и Беларуси. Состав очень разнообразный и по возрасту (самому молодому 11 лет, самому старшему – за 60), и по школам мастерства (от классической, Санкт-Петербургской, до казачьей из южной станицы). Мы могли выбрать по своему усмотрению или Малую звонницу (благовестник 20 пудов) или Большую звонницу (благовестник 113 пудов) Спасо-Преображенского монастыря. В программу конкурса входили:
- традиционный праздничный звон Русской Православной Церкви с обязательным исполнением Благовеста перед звоном (на выбор – звон в традиции Псково-Печерского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря, Ростова Великого);
- произвольная композиция (возможные варианты: авторский звон или звон любой местной традиции).
Александр выбрал в качестве своей композиции отработанный им звон в нашем храме во время крестных ходов в великие праздники. И все же, считает он, превалирующим на конкурсе был не дух соревнования, а дух братства, единения. Каждый радовался за тех, кто победил, а в числе лучших оказались звонари из самого Ярославля и Беларуси.
- И еще, - отмечает он, - и фестиваль «Преображение», и конкурс звонарей помогли мне увидеть новые возможности роста. Так, у меня нет опыта работы с большим колоколом, и теперь я мечтаю о колоколе в 100 пудов. Для меня как музыканта были интересны находки в музыке звонов, в оригинальных импровизациях. Весьма ценным оказался для каждого из нас мастер-класс, преподанный нам художественным руководителем звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорем Коноваловым. И настоящим откровением стало для меня знакомство с потрясающим звонарем из Ярославля Андреем Федорычевым, который и настраивал для нас, участников конкурса, звонницы Спасо-Преображенского собора, а под конец фестиваля открыл ночной гала-концерт под открытым небом своим перезвоном, исполненным на Большой колокольне.
Несколько слов о жюри конкурса. В него вошли авторитетные музыканты под руководством Игоря Коновалова, а также директор Королевской школы карильона из Бельгии, президент Фонда «Петербургский карильон», господин Йо Хаазен. И надо было видеть, как этот стройный седовласый человек, говорящий, кстати, по-русски, слушал выступления конкурсантов и, можно сказать, благоговел перед ударами Благовеста, словно призывающими «В храм… В храм… В храм…»
- Я обменялся с ним впечатлениями о конкурсе, - замечает Александр, - и он сказал, что его радует столь высокий уровень наших исполнителей. Его оценка много значит: этот человек участвовал в работах по созданию нового карильона для Петропавловского собора в Петербурге, а сейчас завершает проект по установке карильона в Петергофе – великолепного инструмента, который соберет в себе вековые традиции и совершенные современные технологии. Торжественное открытие его состоится уже 9 сентября.
- Колокол – символ красоты и традиций русского народа, - так считает сам бельгийский гость. – И хорошие колокола - это больше, чем только звучащие тела. Это облагороженные существа, выросшие из возвышенных мыслей и гармоничных чувств и открывающие нам путь к таинствам Создателя, человека и природы.
Что касается самого фестиваля хоровой и колокольной музыки, то и здесь было много нового и интересного. Его ядром стали гастроли московского театра «Новая опера» под руководством главного дирижера Дмитрия Волосникова, причем если раньше в Ярославль приезжали только солисты театра, то на этот раз было что-то грандиозное: впервые приехал практически весь коллектив – 65 человек оркестра и 65 человек хора.
Кульминацией фестиваля стала опера Мусоргского «Борис Годунов», которая была исполнена под открытым небом в первоначальном, еще ни разу не игравшемся варианте и объединила хоровую, сольную, оркестровую и колокольную музыку. Впервые в спектакле принимали участие колокола Большой и Малой звонниц Спасо-Преображенского монастыря.
И вот опять наша беседа с Александром переходит на «колокольную тему». Да, розы здесь очевидны, их цвет – слава Богу! - все пышнее и аромат заметнее, но нельзя при этом, говорит он, забывать и о шипах, тем более когда речь идет не о фестивальной, а о реальной жизни.
А в жизни, заключает Александр, если мы обратимся к действующим и еще восстанавливаемым в России монастырям и храмам, то увидим, что катастрофически не хватает звонарей. То есть, может, и звучат колокола, но порой звонит в них кто попало. По мнению, например, участника конкурса из Нижнего Новгорода, звонаря Ярослава Тимофеева многие современные звонари, к сожалению, не соответствуют тому уровню, который был достигнут в России ранее.
Да, открывают школы звонарей, а вот качество обучения в них иногда весьма сомнительно. Был бы формальный трезвон-перезвон, но ведь надо думать и о том, чтобы сохранять и нести новым поколениям издревле созданную народными музыкантами симфонию звонов – будничных, проводных, праздничных, красных, малиновых, свадебных и многих других. Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий совершенствовали технику звона, создавали новые звонные композиции, не похожие ни на что другое в нашем земном мире звуков. Надо овладевать искусством колокольного звона, способным преобразовать сами души людей.
Есть проблемы и с колоколами - порой и за хорошие деньги трудно приобрести такой, говоря церковно-славянским языком, «кампан», который полностью отвечает всем требованиям колокольного литья. И еще немало на Руси просто пустых бойниц на колокольнях, где вообще нет никаких колоколов и не звучат колокольные звоны - эти, по определению одного звонаря, «духовные самоцветы» народа.
Словом, на этой ниве нам всем предстоит еще много работы…