Раздели внешнее твое от внутреннего
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно. День тот, то есть последний день мира или каждого из нас, приходит как тать и захватывает как сеть; потому и предписывает Господь: итак бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк 21, 36). А так как сытость и многозаботливость — первые враги бдения и молитвы, то наперед еще указано, чтоб не допускать себя до отяжеления пищею, питьем и печалями житейскими. Кто поел, попил, повеселился — спать; выспался — и опять за то же, у того какому быть бдению? Кто и день и ночь занят одним житейским, тому до молитвы ли? «Что же, — скажешь, — делать? Без пищи нельзя; и ее надо добыть. Вот и забота». Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, да не отяготится сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть — ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца. Раздели внешнее твое от внутреннего и последнее поставь делом жизни твоей, а первое приделком: там будь вниманием и сердцем, а здесь только телом, руками, ногами и глазами: бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобишься небоязненно стать перед Сыном Человеческим. Чтобы сподобиться этого, надо здесь еще, в жизни своей, установиться перед Господом, а для этого одно средство — бод ренная молитва, в сердце совершаемая умом.