'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Протоиерей Олег Давыденков |
О Коптской церкви и ее святынях рассказывает протоиерей Олег Давыденков, руководитель кафедры восточно-христианской филологии Восточных церквей Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Отец Олег — один из немногих специалистов в области изучения Восточных церквей. Еще в 1996 году он привлекался к работе Синодальной богословской комиссии, занимавшейся тогда богословскими проблемами, возникшими в ходе диалога между Православной Церковью и Древними Восточными церквами.
***
— Отец Олег, что сегодня представляет собой Коптская Церковь?
— Коптская Церковь — одна из древних Восточных (Нехалкидонских) церквей. На сегодняшний день по числу последователей — это вторая из Нехалкидонских церквей, уступающая только Эфиопской. Большинство коптов проживает на территории современного Египта. Точное количество коптов в этом государстве неизвестно. Официальные представители Коптской Церкви обычно называют число от 7 до 10 миллионов при общем населении современного Египта около 60 миллионов человек. Существует также довольно большая коптская диаспора — около 1 миллиона человек, разбросанных по всему миру.
Число епархий при последнем патриархе Шенуде III превысило пятьдесят и возвращается к своей исторической цифре. В VI–XI века количество диоцезов колебалось от пятидесяти до ста. В 2004 году Коптская Церковь насчитывала 91 епископа. За последние десятилетия заметно увеличилось число монастырей и количество монашествующих. В 1961 году Коптская Церковь имела всего 8 мужских (206 монахов) и 5 женских (около 50 монахинь) монастырей. В середине 90-х годов прошлого века в Коптской Церкви на территории Египта официально числилось уже около 15 мужских (примерно 1,3 тысячи монахов) и 6 женских (около 400 монахинь) монастырей.
![]() |
Фреска в алтаре коптского храма |
Назвать точное число монастырей на сегодняшний день непросто. Во-первых, некоторые восстановленные монастырские комплексы используются в качестве церковных центров или приходских храмов, но монашеская жизнь в них не возрождена. Во-вторых, имеются, особенно в Верхнем Египте, совсем маленькие обители, где подвизаются всего от одного до трех монахов. Например, в районе Ахмима расположены шесть небольших монастырей с числом насельников от одного до семи. В-третьих, некоторые небольшие обители не имеют официального статуса монастырей, являясь подворьями более крупных монастырей. Например, знаменитые монастыри преподобного Антония Великого и преподобного Павла Фивейского традиционно имеют свои подворья в городе Буш (120 километров к югу от Каира). Также некоторые уже фактически существующие монашеские общины, созданные по инициативе «снизу», еще не успели получить официальный статус от Синода Коптской Церкви и потому не указываются в официальных справочниках. Таким образом, на сегодняшний день речь может идти примерно о 60 мужских и женских фактически действующих монастырях с общим числом монашествующих порядка двух тысяч человек.
Последние десятилетия Коптская церковь уделяет большое внимание строительству новых храмов, восстановлению разрушенных храмовых зданий. При патриархе Кирилле VI (1959–1971) число действующих храмов удвоилось с 500 до 1000. Активное храмостроительство продолжается и при патриархе Шенуде III.
— Кроме знаменитых лавр, основанных Павлом Фивейским, Антонием Великим и Макарием Великим, какие еще имеются известные монастыри?
— Наиболее известным и значительным центром монашеской жизни в Египте является сегодня пустыня Вади ан-Натрун. В древности этот район был известен как пустыня Скит. Она начинается в 75 километрах северо-западнее Каира и далее простирается на северо-запад на 50 километров. Ширина ее не превышает 8 километров. Сейчас здесь находится четыре коптских монастыря: преподобного Макария (около 115 насельников), преподобного Паисия (Анба Бишой; около 160 насельников), Аль-Барамус, то есть монастырь римлян (105 насельников), и Ас-Сурьян, или монастырь сирийцев (около 145 насельников). Два последних монастыря посвящены Пресвятой Богородице. Эти четыре монастыря — «кузница кадров» для епископата Коптской Церкви. По данным на 1998 год из 79 коптских архиереев 64 были выходцами из монастырей Вади ан-Натрун.
![]() |
Мощи прп. Павла Фивейского |
Среди центров монашеской жизни следует указать также монастыри Западной пустыни (мученика Мины — 80 насельников и преподобного Самуила) и Восточной пустыни (преподобного Антония Великого — около 120 насельников и преподобного Павла Фивейского — около 80 насельников), монастырь Аль-Мухаррак в районе Асьюта (320 километров к югу от Каира), в котором расположена одна из семинарий Коптской церкви (125 насельников), монастырь святого Георгия в Аль-Хататба (в дельте Нила; около 15 монахов), монастырь святого Дамиана (20 километров от Мансура; около 50 монахинь), монастырь архангела Гавриила в Фаюме (35 насельников), монастырь святого Мины в районе Асьюта (20 насельников), монастыри святого Георгия (45 насельников), святого Пахомия (25 насельников) и святого Феодора Восточного (около 20 монахинь) в районе Луксора, монастырь святого Пахомия около Идфу (приблихительно 35 насельников).
![]() |
Коптская фреска. Справа: св. вмч. Георгий Победоносец |
— Трудно сказать. Великомученик Георгий высоко почитается во многих странах. Святого Мину очень почитал патриарх Кирилл VI. Именно после его восхождения на патриарший престол началось возрождение монастыря святого Мины, хотя сама по себе эта обитель в древности не была выдающимся центром монашеской жизни, и не позднее XII века она прекратила свое существование. Патриарх Кирилл VI вообще начал свою деятельность с радикальной монастырской реформы, направленной на оздоровление и возрождение монашеской жизни, а через монашество — и всей Коптской церкви. И началась эта реформа именно с возрождения монастыря святого Мины в ноябре 1961 года. Но почему такое исключительное почитание оказывается именно мученику Мине, сказать трудно, ведь в Египте было достаточно выдающихся подвижников.
— Какова история коптской иконописи? Здесь может идти речь о какой-то школе?
— Вряд ли можно говорить о том, что в Египте существует своя школа иконописи. Современная коптская иконопись отличается исключительным эклектизмом. Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки. В последние годы в коптских храмах можно увидеть и русские иконы.
— С какими христианскими церквами поддерживает отношения Коптская Церковь?
— Если говорить о дипломатических отношениях, то практически со всеми. Нынешний патриарх Шенуда III — первый коптский первоиерарх, который является всемирным экуменическим деятелем, объехавшим практически весь мир и поддерживающим личные контакты с руководством всех христианских церквей. Евхаристическое же общение копты имеют только с единоверцами, то есть с Нехалкидонскими церквами.
![]() |
Трапезная в монастыре прп. Антония Великого |
— Можно сказать, что по-настоящему серьезного научного академического богословия у коптов сегодня нет. По крайней мере, мне не известен ни один значительный коптский богослов-догматист, патролог или церковный историк. Например, если посмотреть на тексты, которые были представлены коптскими участниками в ходе богословского диалога между Православной Церковью и Восточными церквами, то, на мой взгляд, богословский уровень этих текстов не очень высок. Хотя, судя по всему, эти тексты готовились ведущими на сегодняшний день богословами Коптской Церкви.
— Кроме побережных курортов основными туристическими центрами Египта являются Каир и Александрия. Какие христианские святыни, принадлежащие коптам, можно посетить в этих городах?
![]() |
Собор Святого Марка в Каире |
— В Александрии расположено около 20 коптских храмов, наиболее значительным является патриарший собор святого Марка, где находятся частицы мощей апостола Марка, святого Анании (преемника Марка на Александрийской кафедре), святого Аполлона, cвятых Диоскора и Эскулапа и других древних египетских святых.
В Каире находится пять женских монастырей: святого Георгия (возле станции метро Аль-Джирджис; 65 монахинь); святого Меркурия (улица Гама Амр; 130 монахинь); Пресвятой Богородицы (60 монахинь) и святого Георгия (40 монахинь) в центральной части Каира, в квартале Харат Зувейла; святого Феодора Стратилата (60 монахинь) около мечети Аль-Азхар. Общее число коптских храмов в столице Египта — около 100 (не считая пригородов). Самые древние храмы расположены в Старом Каире. Наиболее интересны из них: церковь мучеников Сергия и Вакха, древнейшая в Каире, церковь Пресвятой Богородицы Аль-Муаллака («подвешенная»), церковь великомученицы Варвары, церковь святых Кира и Иоанна, церковь святого Меркурия и другие.
В Большом Каире следует отметить старый патриарший собор святого Марка в районе Азбакийя и новый огромный кафедральный собор святого Марка на улице Рамзеса в районе Аббасийя, построенный в 60-е годы прошлого века. Вместимость собора — пять тысяч сидячих мест. Интересно, что престол главного предела собора — дар Русской Православной Церкви, он был изготовлен в мастерских Софрино и подарен Коптской церкви в 1967 году. В этом соборе хранятся главные святыни Коптской церкви: мощи евангелиста Марка и святителя Афанасия Александрийского. Несомненный интерес представляет район Зейтун, где в 1968 и 1969 году происходили всемирно известные чудесные события. Рядом со старой церковью (построена в 1925 году по повелению Пресвятой Богородицы, явившейся во сне Халилю Ибрагиму Паше, на месте, где, по преданию, останавливалось святое семейство во время бегства в Египет), в 1970-е годы построена величественная церковь, посвященная чудесным явлениям Пресвятой Девы в Зейтуне.
Надо сказать, что и в других известных туристических центрах Египта есть достойные внимания церковные объекты. В районе Гизы, например, около 30 действующих храмов; в районе Луксора и Асуана расположено много древних коптских храмов и несколько действующих монастырей.
Копты, наверное, как никто другой сегодня, представляют собой достойный пример свидетельства христианской веры в мусульманском мире. Они показывают, каким образом христианская церковь может успешно исповедовать свою веру и при этом усиливать свое влияние в обществе, действуя не путем реформ протестантского характера и отказа от своих традиций, а, наоборот, путем возвращения к ним. Два последних коптских патриаршества очень наглядно это демонстрируют.
В конце 1950-х годов Коптская церковь находилась в самом тяжелом кризисе за всю свою историю. Достаточно сказать, что при патриархе Юзабе II (1946–1956) всего за десять лет около 50 тыcяч коптов обратились в ислам. В то время сильно упал авторитет иерархии, наблюдался заметный отход народа от церкви. Отчасти это было связано с проводившейся тогда в Египте республиканской реформой и, как следствие, с распространением демократических либеральных идей и требованиями образованной коптской молодежи и интеллигенции, получивших образование в Европе и США, церковных реформ по протестантским образцам. Перед церковью стоял тяжелейший вопрос, как жить дальше в таких условиях?
В 1956 году под давлением сторонников реформ Синод вынужден был низложить Юзаба II и отправить его в монастырь (на патриарха сначала было совершено покушение, затем он был похищен группой радикально настроенной молодежи). Это был уникальный случай низложения первоиерарха в истории Коптской церкви: ничего подобного никогда не было.
![]() |
Мощи св. апостола Марка |
Коптская церковь традиционно устроена монархически, здесь очень значительна дистанция между епископами и патриархом. По правилам Коптской церкви, только патриарх освящает миро, только он может возглавлять епископские хиротонии. Если патриаршая кафедра вакантна, то новых епископов поставлять нельзя. В течение трех лет Коптская церковь не имела патриарха, среди иерархии царила всеобщая растерянность, велись дискуссии о том, что делать для преодоления кризиса.
Начало возрождения Коптской церкви оказалось связанным с именем патриарха Кирилла VI, которого по древней традиции избрали не из числа епископов, а из не имеющих священного сана монахов-аскетов, известных святостью жизни. Патриарх Кирилл полагал, что возрождение церкви должно произойти путем возвращения к традициям, не в потакании духу мира сего, а, наоборот, в углублении духовной жизни, освобождении церкви от всего наносного и исторически случайного, в том числе и от номинальных членов. На это была направлена и монастырская реформа Кирилла VI, потому что к началу 1960-х годов коптское монашество в значительной степени выродилось и превратилось в некую карикатуру.
За последние 30–40 лет с обращением к своим древним традициям Коптская церковь преобразилась, и сами копты как народ заметно изменились. Фактически они вернулись к своему традиционному укладу, когда духовенство пользуется высоким нравственным авторитетом и естественным образом воспринимается как руководитель народной жизни, а патриарх является по сути этнархом, общенациональным лидером и символом народного единства, который представляет коптов и перед светскими властями Египта, и перед всем остальным миром. Авторитет церкви за последние десятилетия сильно вырос не только в глазах коптского народа, но и египетского общества в целом. Следует отметить, что за последние десятилетия крайне редки стали случаи перехода коптов в ислам. Сегодня осталась только одна «группа риска» — христианки, состоящие в браке с мусульманами.
Другой такой крупной христианской общины, существующей в очень непростом мусульманском окружении (Египет — страна достаточно жесткого и агрессивного ислама), которая могла бы сравниться с коптами, сегодня нет. Все христианские общины в других мусульманских странах существуют на положении национально-религиозных меньшинств и заметно уступают коптам как количественно, так и по степени своей ревности к христианской вере.
![]() |
Коптский храм |
— Трудно сказать. Исторически копты не строили больших храмов, сохранившиеся древние церкви достаточно невелики. Крупные храмы соборного типа начинают строиться только в XIX веке. Скорее всего, это связано с тем, что в течение столетий под властью мусульман не то что бы строить новые, но даже сохранять и реставрировать старые храмы было весьма затруднительно. Кроме того, по мусульманским законам, зиммии (немусульмане) не имели права возводить частные или общественные здания, большие по размеру и более высокие, чем соседние мусульманские. И нет ничего удивительного в том, что начиная с правления «вице-короля» Египта Мухаммада Али (1805–1848) и в последующее время, когда формальные препятствия для строительства храмов отпали, у местных христиан возникло желание заявить о себе, о своем духовном и физическом присутствии на родной земле таким монументальным храмовым строительством.
— В последние годы очень часто из Египта приходили новости о том, что в столкновениях с мусульманами гибнет много коптов-христиан. Существуют в Коптской Церкви новомученики?
— Религиозное насилие является постоянным фоном жизни христиан в Египте, хотя последние годы актов прямого насилия и физических расправ над христианами стало несколько меньше. Однако дело не только в действиях собственно экстремистов. Египет, при всей его внешней светскости, является вполне традиционной мусульманской страной, где строго запрещена проповедь христианства среди мусульман, а переход из ислама в любую другую религию карается смертной казнью (для женщин и несовершеннолетних в настоящее время может заменяться пожизненным заключением). В последние годы под давлением международных правозащитных организаций египетские власти иногда стали разрешать бывшим мусульманам, перешедшим в христианство, покидать страну, но предварительно не один год продержав их в тюрьме.
Я никогда не слышал о том, чтобы у коптов было понятие новомучеников, связанное с теми, кто погиб от рук мусульман в XX веке. Безусловно, копты чтут память своих единоверцев, ставших жертвами мусульманского фанатизма. Например, в новом патриаршем соборе святого Марка в Каире находится гробница епископа Самуэля, убитого 6 октября 1981 года.
— Каким временем датируются последние коптские святые?
— Трудность ответа на этот вопрос заключается в том, что у коптов нет такой четкой процедуры канонизации, как, например, в Православной Церкви. Если под святыми понимать тех, кто почитается в качестве таковых верующим народом, то можно сказать, что святые в Коптской церкви были всегда. Из почитаемых подвижников XX века можно назвать епископа Файюмского анбу Абраама (1829–1914), монаха Абд аль-Масиха аль-Макари аль-Манахри (1982–1963), монаха монастыря святого Антония Юстуса аль-Антуни (1910–1976). Многие копты почитают святым и патриарха Кирилла VI.
— Какие особенности церковной жизни коптов могут броситься в глаза верующим из России?
— У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца. Коптская литургия представляет собой диалог между предстоятелем и народом, специальные хоры в Коптской церкви встречаются довольно редко. Таким образом, народ активно участвует в литургии. В большинстве коптских храмов при входе принято снимать обувь. В некоторых храмах это не обязательно для входа в храм, но необходимо для поднимающихся на солею, в том числе и для причастников. Причастники обычно приходят со своими индивидуальными платами, которые хранятся дома. В подавляющем большинстве коптских храмов, за исключением самых древних, имеются скамьи, значительную часть богослужения разрешается сидеть.
В жизни коптов присутствует много моментов, общих с мусульманами, это касается не только языка, но и быта, одежды, кухни и тому подобного. В культурном плане копты мало отличимы от местных мусульман. Практически повсеместно среди коптов практикуется обрезание. Хотя церковь дистанцируется от этого обряда, не считая его церковным, со стороны народа существует тенденция придавать этому обычаю некое сакральное значение.
— Как у коптов появилась традиция делать татуировки крестов на запястьях рук?
— Одно из возможных объяснений возникновения этой традиции в Египте и Эфиопии состоит в том, что у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, ибо этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству.
— Отличается ли коптское богослужение от православного?
— Отличается и довольно заметно. Так, чинопоследования литургии Православной и Коптской Церквей относятся к разным типам — византийскому и александрийскому соответственно.
![]() |
Коптская литургия |
Даже при поверхностном наблюдении нетрудно заметить существенные отличия. Коптская литургия более стационарна, у коптов нет ни малого, ни великого входа, а следовательно и Херувимской песни. За каждой литургией у коптов четыре чтения из Священного Писания: из книги Деяний апостолов, из соборных посланий, из посланий апостола Павла и из Евангелия. Евангелие часто прочитывается дважды: священником на коптском языке и диаконом — на арабском. Значительную часть коптской литургии составляют священнические молитвы, которые читаются вслух. Литургия в Коптской церкви весьма продолжительна — около трех часов, а вместе с присоединяемыми чинопоследованиями может идти 4–5 часов. Службы суточного круга также заметно отличаются от наших. Православная Церковь пользуется Иерусалимским богослужебным уставом, в основе же коптского богослужения лежит традиция древнего египетского монашеского богослужения. Коптские службы суточного круга весьма аскетичны, священнослужители обычно совершают их даже не надевая специальных облачений, чтение Псалтири занимает основную часть чинопоследований, чтение явно доминирует над пением.
— Что могут найти для себя полезного наши паломники, посещая для поклонения святыням коптские монастыри и храмы, знакомясь с жизнью коптов?
— Посмотреть на благочестивых людей уже само по себе хорошо. Полезно посмотреть, как они молятся, как почитают свои святыни, какое у них благоговейное отношение к храму, как они почитают священников. Можно поучиться у коптов общей доброжелательности, которой нам часто не хватает.
— Что можно порекомендовать почитать о Коптской Церкви и святынях, которые она хранит?
— Можно порекомендовать книгу о Коптской Церкви, написанную православным автором из Швейцарии Кристин Шайо. У нее есть книги обо всех Нехалкидонских церквах. Эти книги основаны на личных впечатлениях, написаны живо, представляют яркую панораму жизни Восточных церквей. К сожалению, богословский уровень этих работ, степень понимания автором сложности богословских проблем, стоящих на пути к восстановлению единства между Православной Церковью и Древними Восточными церквами оставляют желать лучшего. На нашей кафедре Восточных церквей и восточно-христианской филологии сделаны переводы на русский язык некоторых книг К. Шайо, в том числе и о Коптской церкви. Надеюсь, в обозримом будущем эта книга выйдет в издательстве ПСТГУ.
Можно порекомендовать также книги о Коптской Церкви Отто Мейнардуса. Сама Коптская церковь издает достаточно много популярной литературы о своей религиозной традиции, главным образом, на английском языке. Некоторые издания небезынтересны, например популярные брошюры коптского священника Тадроса Малати.
Все, что имеется по данной теме на русском языке, к сожалению, либо устарело (например, епископ Порфирий (Успенский), XIX в.), либо написано уж как-то очень непрофессионально (не буду называть имен). Неплохое впечатление производят путевые заметки современного журналиста Сергея Путилова, подробно описывающего свои путешествия по христианскому Востоку, в том числе и по Египту.
— В каком состоянии сегодня находится диалог между Православной Церковью и Коптской Церковью?
— Официальный диалог, начавшийся в 1985 году, был диалогом между Православной Церковью и Древними Восточными церквами в целом. К середине 1990-х годов, когда большинство Православных Церквей (11 из 15) не ратифицировали итоговые документы диалога (так называемое Первое и Второе согласованные заявления), а Иерусалимская Церковь даже заявила о своем выходе из диалога, процесс зашел в тупик. Через несколько лет, когда стало очевидно, что диалог фактически заглох, Русская Православная Церковь с целью способствовать продолжению диалога предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из Восточных церквей по отдельности. Выстроилось несколько направлений, одно из них — с Коптской церковью, с Сиро-Яковитской церковью и с Армянской церковью Киликийского католикосата, которые согласились на диалог только в таком объединенном формате. В рамках этого диалога состоялось несколько встреч, однако со времени последей встречи прошло уже несколько лет.
— Какие точки общения и соприкосновения могут быть между Русской Православной Церковью и Восточными церквами?
— Первоначально цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но сейчас очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем. Поэтому в данный период диалог может носить научно-познавательный характер с целью лучшего понимания традиций друг друга. Также диалог может носить церковно-дипломатический, например, совместные выступления в защиту христианских ценностей, или пастырский характер с целью установления дружественных отношений между церквами как на уровне священноначалия, так и рядовых верующих. Наконец, немалый интерес может представлять обмен опытом в таких вопросах, как социальная диакония, религиозное образование и катехизация, работа с молодежью, миссионерство. Коптская церковь, например, уже в течение 30 лет достаточно успешно осуществляет христианскую миссию в ряде государств Центральной Африки.
18 мая 2010 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Копты ищут в Грузии работу и мирную жизнь. Египетская пресса распространяет разную информацию о числе египтян, отправившихся в Грузию. По одной из версий, число это достигает 90 тысяч. В 2013 г. временное резидентство было присвоено 643 египтянам, а постоянное – 12.
Братья и сестры, по возможности, прежде чем судить, ознакомьтесь с историей вопроса, узнайте, какие исторические события и политические силы оказали тогда , более 1500 лет назад , своё влияние. Почему разошлись интересы мельхитской и коптской церкви. Каково сохранить веру за 1300 лет мусульманского ига. С уверенностью могу сказать точно: мы историю своей Церкви не знаем, судим поверхностно. А куда уж замахиваться на другие? Для недочитавших и недоучивших: Коптская православная церковь входит в группу ДРЕВНИХ ДОХАЛКИДОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ. Евхаристического общения мы не имеем, но ведь и с Русской Церковью Зарубежья не имели, сколько было злобствующих, не желающих принять мир между двумя ветвями Русской Православной Церкви. Не говорю о скорейшем объединении всех и вся. Говорю о уважении и почитании. Святые и Великие Афанасий, Антоний, Макарий, Пахомий, Паисий, Арсений и все подвижники отцы египетские молите Бога о нас!
Была в монастыре Святой Екатерины. Поразило многое. Главное то, как православные выживают под давлением мусульман. Не секрет, что весь денежный оборот контролируют мусульмане, к примеру. Посещение туристов и паломников - тоже они контролируют.
Поразило смирение монаха, который для православных проводил короткий молебен. Вообще, ситауция там напоминает жизнь, в миниатюре, во всем мире. Идет торг, бегают вокруг мусульмане, ходят: католики, атеисты, просто любопытствующие, люди которые ищут Бога (это видно в их лицах, глазах), кто-то молится и не обращает внимание ни на кого, кто-то чем-то недоволен и суетится.. Но, за всем этим чувствуется молитва, какая-то удивительная жизнь, которая здесь и сейчас, вокруг тебя, как таинство.. И понимаешь, чтобы не произошло, эта удивительная жизнь самым удивительным образом будет длиться не смотря ни на какие катаклизмы вокруг. И так хочется быть причастным этому таинству.
Как Вы думаете, столпы церкви, копты Афанасий Великий и Кирилл Александрийский приняли бы учение папы Льва I о двух природах во Христе, которое скорее выглядело как провокация для утверждения власти Рима, ведь При Льве I папы Римские стали обладать неограниченной властью - властью вероучительной и властью преемников Петра.
Коптский патриарх на Собор приглашен не был и более того вынужден был скрываться от папских преследователей.
— Одно из возможных объяснений возникновения этой традиции в Египте и Эфиопии состоит в том, что у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, ибо этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству."
другая причина - защитить похищенного или оставщегося без родителей ребенка от насильственного перехода в ислам.
*******
У коптов есть правила канонизации - через 50 лет после смерти при условии народного почитания и чудес,
патриарх Кирилл VI сейчас почитается святым в народе ( как у нас Матронушка до канонизации), он был чудотворцем, помогал всем и сейчас помогает, тем, кто молиться ему о помощи. Но официально он еще не канонизирован.
— Одно из возможных объяснений возникновения этой традиции в Египте и Эфиопии состоит в том, что у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, ибо этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству."
другая причина - защитить похищенного или оставщегося без родителей ребенка от насильственного перехода в ислам.
*******
У коптов есть правила канонизации - через 50 лет после смерти при условии народного почитания и чудес,
патриарх Кирилл VI сейчас почитается святым в народе ( как у нас Матронушка до канонизации), он был чудотворцем, помогал всем и сейчас помогает, тем, кто молиться ему о помощи. Но официально он еще не канонизирован.
Некоторые комментарии злые. Особенной злобой отличаются неофиты, еще совсем недопонявшие что есть Православие.
Был в Храме Коптов в Хургаде и подтверждаю слова статьи, что действительно - "Можно поучиться у коптов общей доброжелательности, которой нам часто не хватает.".
«Никакую Церковь, верующую яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной» и еще «Вера и любовь возбуждают меня к ревности по святой Восточной Церкви; любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслящим. Я думаю, что последую в сем точно духу Восточной Церкви, которая при самом начале каждого Богослужения молится не токмо "о благостоянии святых Божиих церквей", но и "о соединении всех". И еще: «Я утверждаюсь в веровании тому, что сила Божия, наконец, очевидно восторжествует над немощами человеческими, благо над злом, единство над разделением, жизнь над смертью». Свт. Филарет, митр. Московский.
"И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков."
Еще раз благодарю за столь познавательную статью.
дит при коптской квазилитургии,и что святые отцы Халкидона ошиблись!! Ложь ,что Шенуда и его карикатурные монахи способны изгонять супостатов. Благодать уже давно покинула
их и не годятся они в экзорцисты.
Цитируя Святое Писание,потрудитесь прочесть толкования святых отцов, а то ваши толкования слишком поверхностны и ценны только для "коптофилов"-дилетантов.
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
На Неделе Торжества Православия вы искренне анафемствуете еретиков, или это тоже относиться к прошлому и только традиция,так мешающая mutual benefiсial диалогу?
___________________________________________________________
"Простите, а на каком основании Вы сделали заключении об их безблагодатности?
У Вас что, специальный прибор есть для измерения благодати?"
_____________________________________________________________
Дорогой Паха,Вы православный?
Вы Символ Веры принимаете?
Там написано,что Церковь Христова - одна, единственная.
А вне Церкви нет церковных таинств, т.к. они по самому своему определению - ЦЕРКОВНЫЕ.
Копты пребывают вне Церкви Христовой, поэтому у них НЕТ никаких БЛАГОДАТНЫХ церковных таинств, а есть еретические обряды.
Так что,Паха, прибор не нужен, а нужна правая вера.
17:17 Дионисий:
"Это весьма характерно для безблагодатных духовных объединений."
Простите, а на каком основании Вы сделали заключении об их безблагодатности?
У Вас что, специальный прибор есть для измерения благодати?
Вам не кажется, что "брожения" после Соборов есть ни что иное как просто махать кулаками после драки? Что это дает? Решение принято, Церковь свидетельствует об истине и отлучает, анафематствует всех, не принимающих ее (не важно по каким причинам). Несомненно, были недовльные, выступали и пытались опровергнуть халкидонский орос. Но на соборное решение это никак не повлияло. Халкидон был подтвержден следующим Собором в Константинополе. Так что не стоит оправдывать это совершенно нездоровое явление - несогласие коптов со Вселенской Церковью. Святую Церковь надо слушаться.
Обратите Ваше внимание на то,кому Христос сказал: "Ваш отец - диавол..."
Сказано это было "милым и добрым" людям, которые думали, что веруют в Бога и исполняют закон.
Но когда перед ними был Бог и Мессия, они его не узнали. Через это открылось, что они веруют в другого своего "бога" и "мессию".
Перед ними была Сама Истина, Сам Свет, Само Благо, Сама Любовь, но они хотят Его убить.
Это означает ,что в глубине своей личности эти люди возлюбили настоящее зло и тьму. Но внешне это проявляется в том, что они не узнали Христа.
Истинная вера проявляется в УЗНАВАНИИ Христа и Его Церкви.
В Церковь Христову ВЕРУЮТ (это написано в Символе Веры), истинную Церковь (Тело Христово) зрят очами веры.
Еретик, это тот ,кто не узнал Христа, не узнал Тело Христово - Церковь. Не узнал потому, что возлюбил тьму.
И к еретикам относятся слова Христа: "Ваш отец - диавол..."
Это слова Бога. Поэтому не надо упрекать меня в несуществующей ненависти к еретикам ,а надо внимательно относиться к словам Господа. А то некоторые проповедуют гуманизм вместо христианства, а гуманизм - это отвержение Бога ,т.к. на место Бога ставится человек.
О «брожениях» после соборов вы можете узнать у В.В. Болотова.
О толерантности никто и не говорит – речь о нормальном отношении к людям с древними христианскими традициями о неоценимом опыте, который полезен и нам.
Вспомните свт. Василия Великого (уж его то не обвинить в безграмотности и не православности)
И его опыт общения, в том числе и с людьми, не принимавшими постановления Первого Вселенского собора. Сей славный Муж – Великий, как нарекла его Церковь, не отворачивался от своих заблуждающихся братьев-христиан, но с помощью всепобеждающей любви неустанно вел их к истинной вере, не чуждаясь и их опыта жизни, в православных традициях, принимая все лучшее.
Копты очень интересны и не только в плане аскетики и нравственности, замечательны их литургические традиции: 16 анафор это огромное достояние, которое без сомнения заслуживает пристального внимания.
"Отцы" не спорили "9 веков", они приняли догмат "халкидонского" соединения двух природ во Христе на IV Вселенском Соборе. На этом точка. Все, кто вне зависимости от своей праведности (не важно, Трифон это или Тавифа) отказывается принять постановления Вселенского Собора отделяет себя от Кафолической Церкви, вне которой нет спасения. Если вы этого не принимаете, то с вами просто не о чем говорить. Монофизит - это монофизит. Он не может быть "немножко" православным или "хорошим". Толерантность, как известно, это отсутствие иммунитета. А это опасно.
Но желать их спасения и обращения к Церкви все же надо.
Слова апостола Петра обращены ко всякому человеку, учитывая различный уровень религиозного развития.
"Истина им была известна изначально" - простите, Вы о чём? О том, о чём Отцы спорили на протяжении 9-ти веков и далее? "...они её (Истину) сознательно исказили..." - сознательно - это когда видишь белое, а говоришь, что оно чёрное, - вот это "сознательно", а о какой сознательности Вы говорите в 5 веке? Когда только-только вырабатывалось догматическое учение Церкви. Но простите, Христос спасает не за догматические верования, а по Своей Любви. Не думаю, что праведная Тавифа, мученик Трифон, прп. Павел Фивейский смогли сформулировать и богословски верно расскрыть смысл Символа веры. Не судите так строго, Дионисий. Я думаю пришло время диалога и сближения с т.наз. Дохалкидонскими Церквями, если конечно они готовы и желают этого.
Для протоиерея Илии Т.
и иер.М.Горожанкина.
У меня нет злобы и ненависти к еретикам.
Обвинять в ненависти - это обычный приём ,когда нечего сказать.
Я отвращаюсь не от самих людей, а от богохульной ереси.
Молиться вместе с еретиками - это соучастие в богохульстве, отречение от истинной веры.
Предупредить читателей ,что копты пребывает вне спасения, в погибельной ереси - это проявление любви и долг христианина.
У святителя Игнатия Брянчанинова читаем :
" По важности веры в деле спасения ,и грехи против неё имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель ,вечная мука в адских пропастях."
" Смертный грех - ЕРЕСЬ: она содержит в себе богохульство и делает заражённого ею чуждым истинной веры во Христа."
(Аскетические опыты. Книга первая. Глава: Вера и дела.)
Я не согласен с тем, что здесь уместны слова апостола Петра из Деян. 10:34-35, т.к. они относятся к язычникам, которым неведома ни личность Господа Иисуса Христа, ни Новый Завет, ни установленная Господом Церковь. Копты же являются еретиками, т.к. Истина им была известна изначально, но они её сознательно исказили и продолжают на протяжении веков этих искажений придерживаться.
Откуда столько ненависти? Апостол Петр сказал: "...Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему". (Деян. 10, 34-35). Действительно, евхаристического общения нет, а помолиться-то почему нельзя? Нужно всегда различать ересь (учение) и людей, грех и человека, пораженного грехом. Ребята у них многому можно поучиться. И глуп тот, кто доброго не принимает.
Надо често писать, что копты - еретики монофизиты и НЕ(!!!) являются христианами, т.к. монофизитство осуждено Халкидонским Четвёртым Вселенским Собором.
Поэтому с коптами не может быть молитвенного и евхаристического общения.
Или Вы посмеете сказать, что это неправда?
И еще мне очень понравилось объяснение креста на запястье. Чтобы не было соблазна... Т.е сжечь мосты... Достойно восхищения это...
Я был однажды на Литургии в коптской церкви - очень необычно и интересно! Рекомендую всем желающим, по возможности, разширить свой кругозор в мире христианства. Но давайте не будем забывать, что и у нас, в России, есть столько необычных храмов и монастырей, достойных нашего с вами внимания, а то и помощи.