Египет
– одна из немногих стран мира, несколько раз
упоминаемая в Священном Писании. Здесь возрастал
пророк Моисей, сюда после рождения обетованного
Мессии Иисуса Христа бежало от иродова преследования
Святое Семейство, здесь подвизались первые
христианские отшельники, ставшие основоположниками
православного монашества.
Мона Халиль
Сегодня в этой древней стране царит непростая политическая обстановка, усугубляемая религиозным фактором. О причинах ее возникновения и перспективах развития рассказывает египетский религиовед Мона Халиль.
– Начну с комплимента: вы прекрасно говорите по-русски.
– Я по происхождению гражданка и Египта, и России. Можно сказать, состою из двух половинок. Каждую из стран воспринимаю как свою родину и владею арабским и русским языками. Училась в России, окончила филологический факультет Московского государственного университета. Сейчас заканчиваю аспирантуру, занимаюсь религиозной проблематикой.
– 90% населения Египта – мусульмане и 10% – христиане, преимущественно принадлежащие к Коптской церкви. Какова в этих 10% доля представителей иных христианских конфессий – православных, католиков, протестантов?
– Эта доля крайне незначительна. Полагаю, что в общей сложности их не более полутора процентов от всего населения Египта. Больше всего католиков. К протестантским деноминациям принадлежат, в основном, иностранцы, работающие в Египте или проживающие здесь постоянно. Верующих каждой из этих конфессий насчитывается не более нескольких тысяч человек.
Доля православных также крайне незначительна. В основном, это этнические греки, не покинувшие страну во время массовой эмиграции в середине XX столетия. Можно сказать, что для современного Египта присутствие Александрийской Православной Церкви имеет скорее символическое значение.
–
Копты в современном Египте все чаще переходят в
ислам. В чем причина?
– Основная причина, к сожалению, очень прозаическая. В Египте не существует института гражданского, т.е. светского брака. У мусульман брачный союз скрепляет мулла, у коптов публичным актом создания новой семьи является церковное венчание. Кстати, браки между коптами и православными по правилам Коптской церкви вполне возможны и они случаются. Но Коптская церковь не позволяет своим прихожанам разводиться, т.е. спутника жизни выбирают одного и на всю жизнь. Люди XXI века уже не силах соблюдать эту религиозную норму. И именно это обстоятельство – одна из главных причин, если не самая главная, перехода коптов в ислам. К предыдущему предстоятелю Коптской церкви его паства не раз обращалась с петициями (в т.ч. набравшими многие тысячи подписей) с просьбой смягчить церковные установления относительно брака, но он не пошел на это. Посмотрим, что с этой очень важной и болезненной проблемой будет делать новоизбранный коптский патриарх.
– Насколько массовый характер носит переход коптов в ислам? Имеются ли статистические данные?
– Таких сведений нет по понятным причинам – мусульмане склонны это число преувеличивать, а иерархия Коптской церкви – преуменьшать. Объективную картину, увы, составить нельзя. Копты обычно сетуют на то, что мусульмане активно занимаются прозелитизмом, вступают в браки с коптскими женщинами с тем, чтобы обратить их в ислам и вырастить детей мусульманами. Но о главной причине предпочитают умалчивать.
У меня много друзей и среди коптов, и среди мусульман. Как-то раз в моем присутствии одна мусульманка спросила моего друга-копта, почему он, несмотря на то, что является уже очень зрелым по возрасту человеком, до сих пор не женат. И он ей ответил, что его сдерживает мысль о том, что с единожды выбранной девушкой нужно будет жить потом всю жизнь. На это она рассмеялась и рассказала историю о том, что когда была маленькой, то училась в христианской школе. Ее отдал туда папа, хотя он был мусульманским шейхом. Преподавали в школе монахини, девочке там очень нравилось. Однажды, будучи подростком, она его спросила: «Папа, как жалко, что я не христианка! Мы ходим в церковь, там так красиво, так замечательно поют!». А папа, смеясь, ей ответил: «Вырастешь и поймешь, как хорошо, что ты не христианка». И, – продолжала она, – когда я разводилась со своим первым мужем, то поняла: «Слава Богу, что я не христианка!»
–
Насколько изменилось соотношение христиан и мусульман
после известных политических событий в Египте,
связанных с уходом со своего поста президента Хосни
Мубарака? Мы в России постоянно слышим о массовом
исходе христиан из Египта.
– Полагаю, что соотношение осталось прежним. В России сложилось представление о том, что главный «водораздел» населения Египта пролегает между коптами-христианами и мусульманами и что именно на этом противостоянии основаны все конфликты. На самом деле это совсем не так. Главная проблема Египта, существующая уже многие десятилетия и обострившаяся в последнее время – это противостояние между исламистами и светскими секулярными силами.
Нужно понимать, что и христиане, и традиционные мусульмане с большим беспокойством наблюдают за усилением позиций радикального ислама. Многие, действительно, рассматривают возможность отъезда из страны. Другие участвуют в политической борьбе и предпринимают возможные меры по изменению ситуации.
Символика «Братьев мусульман» |
– Сегодня человек с крестом на шее на улицах Каира или Александрии может стать объектом агрессии со стороны мусульман?
– Смотря куда этот человек пойдет. Случаи столкновений между коптами и мусульманами имели место и ранее, еще во времена президента Мубарака. Как сейчас становится очевидным, многие из них были спровоцированы Министерством внутренних дел Египта. Был промежуток времени после победы президента Мурси, который, как известно, является представителем радикального движения «Братья мусульмане», когда исламисты почувствали, что им все дозволено. Основные выпады и оскорбительные комментарии на улицах тогда звучали в адрес не столько христиан, сколько светски одетых людей – мужчин, не носящих бороды, и женщин без хиджаба, а таких у нас очень много. Т.е. угрозы были адресованы всем тем, кто для радикальных исламистов представляет нечто чуждое их религиозно-бытовым представлениям. Сейчас ситуация улучшается.
Хочу подчеркнуть, что господствующая в российских СМИ схема «плохие мусульмане и угнетаемые ими хорошие копты» неверна по сути. В этой связи всякие попытки помочь коптам извне могут им только навредить. Их и так воспринимают в Египте, как «пятую колонну», что объясняется большой публичной активностью коптских общин, проживающих за рубежом, особенно в Америке. Призывы этих общин к зарубежным государствам вмешаться в политическую ситуацию в стране очень вредят коптам, живущим в самом Египте, и не способствуют улучшению взаимоотношений с мусульманами. Позиция коптов такова: мы живем в своей стране со своими братьями, и нам не нужно, чтобы кто-то чужой решал, как нам с ними жить. Приведу показательный пример: однажды в один из дней революции была получена информация о том, что полиция собирается разгонять ее сторонников слезоточивым газом и водометами. Это было в пятницу. И тогда копты, взявшись за руки, живым кольцом окружили площадь Тахрир, чтобы позволить мусульманам совершить пятничную молитву. В следующее за этим воскресенье копты устроили молебен на Тахрире и их в свою очередь охраняли мусульмане. Им никто не приказывал, это была настоящая народная инициатива, она шла от сердца людей.
–
Насколько обеспечена безопасность христианских храмов
Египта? Многие помнят о взрыве, прозвучавшем под
новый год в одной из александрийских церквей и
унесшем жизни нескольких прихожан…
Похороны одного из погибших во время протестов коптов-христиан, 10 октября 2011. REUTERS/Amr Abdallah Dalsh
– Это событие случилосьдва года назад – в январе 2011 года, и с тех пор ничего подобного не происходило. Но, надо сказать, что оно вызвало очень заметную ответную реакцию в египетском обществе. Основной социальной сетью в Египте является Фейсбук и нашу январскую революцию часто называют фейсбучной. Сразу после теракта в христианской церкви через Фейсбук началась активная рассылка интернет-пользователям сообщения с призывом: «Братья и сестры! Давайте все выйдем 7 января на Рождество и встанем живым щитом вокруг всех христианских храмов – и коптских и православных, и скажем террористам: если вы хотите убивать наших братьев-христиан, то убивайте и нас вместе с ними». Рассылка была адресована мусульманам. И люди вышли. Это реально имело место практически по всему Египту. Мусульмане толпами шли к христианским храмам и стояли вокруг них во время всей рождественской службы.
– Египет ранее являлся излюбленным местом отдыха туристов из России, его христианские святыни активно посещались паломниками. Сейчас этот поток значительно уменьшился, т.к. люди попросту боятся. Насколько безопасно иностранцам в современном Египте?
– Что касается больших городов – Каира, Александрии, то туристы по-прежнему едут, хотя их намного меньше. В основном, это русские и немцы. Опасность для иностранцев представляют массовые манифестации и шествия, которые сейчас проходят еженедельно. На улицы выходят те, кто протестует против исламистского правительства; разумеется, и исламисты выводят на них своих единомышленников. Салафиты привозят своих сторонников к местам массовых акций целыми автобусами и часто между ними и противниками режима вспыхивают столкновения. Конечно, иностранец, оказавшийся в этот момент в эпицентре, не может быть в безопасности. Но все туристические гиды хорошо знают, когда и где происходят такие события, и стараются аккуратно миновать их со своей группой. На красноморском побережье вообще все спокойно.
Храм вмч. Димитрия Солунского в Каире |
– Как в Египте относятся к русским и России сейчас?
– Во времена Советского Союза на вас в Египте смотрели как на источник культуры и просвещения. Практически вся египетская культура второй половина XX века была сформирована русской мыслью. Современная египетская литература вышла из Достоевского, египетский театр – из Чехова. Наше взаимодействие закладывало основы науки и культуры в нашей стране. Большая часть нашей творческой интеллигенции, военные, врачи, учителя получали образование и научные степени в Советском Союзе.
Когда в новой России обучение стало не только платным, но и очень дорогим, то египетские студенты сделали выбор в пользу Европы и Америки, стоимость образования в университетах которых оказалось сопоставима с российским.
Был период во время чеченских войн, когда западные СМИ делали все возможное, чтобы Россия в арабском мире воспринималась, как враг. Эта история началась еще во времена войны в Афганистане, когда американцы смогли очень хорошо раскрутить российско-антиисламскую тему, потом была Югославия, потом Чечня. В результате у части арабского мира сложилось представление о России, как о непримиримом противнике ислама, выстоять которому помогает Америка. В сознании мусульман формировался негативный образ России, как атеистического, светского государства, т.е. по определению греховного.
Очень жаль, что никаких серьезных мер по развенчанию этого стереотипа со стороны России предпринято не было. Вступление России в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция» проблемы не решает. Внятные шаги по правильному позиционированию страны в исламском мире отсутствуют. Пока есть только декларации, как например, заявление российского руководства о том, что «ислам – религия мира», а также констатации статуса России, как многоконфессиональной страны. Это хорошо, но не решает вопрос.
Сегодня египтяне относятся к России, скажем так, спокойно, но очень внимательно наблюдают за российской позицией по сирийской ситуации. Надеюсь, что взаимоотношения наших стран будут восстанавливаться и укрепляться. В 2013 году мы будем отмечать 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Египтом. Очень интересно, что СССР подписала это дипломатическое соглашение в августе 1943 года, еще во время Великой Отечественной войны.
– Египет принял новую конституцию, которая, по мнению многих, открывает двери господству исламского права. Из СМИ известно, что светские и христианские партии, а также многие влиятельные общественные и политические деятели отказались принимать участие в обсуждении проекта конституции, полагая, что она отбросит страну в эпоху темных веков. Есть ли прогнозы относительно того, как будет развиваться ситуация в стране с учетом нового основного закона Египта?
– Конечно, на массовый исход несогласных радикалам рассчитывать не стоит. Люди останутся здесь и будут бороться. Численность противников радикального ислама огромна, если вспомнить, что 10% населения – копты, еще порядка 15 миллионов египтян принадлежат к суфийским орденам, которые с большим сомнением относятся к «Братьям мусульманам». К ним приплюсовывается огромное количество противников исламизации страны в армии, в образовании, в сфере культуры.
Сейчас многие говорят о том, что хорошо бы, если бы армия вернулась к власти. Большая часть высшего генералитета – люди светской формации и они ни в коем случае не готовы допустить исламизацию страны. Надо сказать, что армия в Египте – это главная политическая сила. Помимо всего прочего, в руках военных примерно треть экономики страны. Надо понимать, что просто так взять власть армия не может. Для того, чтобы в стране было объявлено чрезвычайное положение и президент Мурси отстранен, должна пролиться серьезная кровь. Этот сценарий весьма вероятен, потому что за время, прошедшее после январской революции, Египет проел две трети своего золотого запаса. Зарубежные инвестиции к нам сейчас практически не поступают, западные корпорации свернули свои производства в стране. Слабо работает шлюз Суэцкого канала – основной источник государственного дохода. Через три месяца нас ждет голод.
Египетское общество сильно политизировано. Если раньше тема политики интересовала немногих, то сейчас все говорят об этом, активно слушают новости, читают газеты и смотрят телевидение. Раньше в каирском метро можно было видеть, как часть людей едет, демонстративно читая Коран, а другая – Евангелие. Сегодня все разговоры в транспорте – о политике. В случае кризиса в стране политическая борьба перейдет в другую очень опасную фазу – люди из бедных кварталов пойдут грабить богатых. В этом случае вполне может быть объявлено чрезвычайное положение, «Братьев мусульман» отстранят от власти – поигрались, ребята, и хватит.
Слабость «Братьев мусульман» связана с тем, что эта самая большая радикальная исламистская организация в мире 84 года существовала в подполье. В Египте им был предоставлен исторический шанс доказать, что они стоят на самом деле. Месяцы их пребывания у власти показали: организация не имеет ни вменяемых лидеров, ни программы, ни стратегии, ни тактики вывода страны из кризиса. У них нет квалифицированных кадров. Все профессиональные люди, работавшие в госорганах, подали в отставку, чтобы не работать с правительством Мурси. Полагаю, Египет в ближайшее время ждет немало потрясений.
Многое мы поймем, когда наступит Рождество Христово, потому что раньше всегда 7 января было официальным выходным днем в Египте. На рождественскую службу, которую коптский патриарх совершал в кафедральном соборе в Каире, всегда приходили официальные лица, начиная от президента или премьер-министра, члены кабинета, генералитет – я имею в виду, разумеется, мусульман. По государственному телевидению велась прямая трансляция рождественской службы. Этот праздник в Египте воспринимался как национальный. Посмотрим, как новые власти будут себя вести в этом году.
Наталья, какая связь между населением Др. Египта и коптами, якобы сохранившими черты фараонов?
Ни этническая, ни религиозная.
.....................................................
Конечно никакой , ведь копты пришли в Египет вместе с арабами , ага . Иногда стоит подумать а затем писать .
Ни этническая, ни религиозная.
Автор умолчал намеренно или не знал того факта, что после взрыва в январе 2011, мусульмане на улицах угощали друг дуга конфетами, радуясь тому, что отправили на тот свет неверных.
Слава Богу, что существует в мире община живущая по христианским законам.
Подозреваю, что цель статьи в очередной раз заморочить людям голову, правды там % 10-20.
Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараонов на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. И строение черепа отличается от арабов.
Зайдя в любую церквь на службу, в любом районе страны свободных мест, вряд ли, можно будет найти. Цервки переполнены людьми, верующими, которые плачут, молясь, настолько проницаема их вера... Церковь - это не просто молебный дом, это, своего рода, жизнь, без которой не возможно представить себе христианина. Первый вопрос при знакомстве двух христианин "к какой церкви ты принадлежишь?"
Бог велик! Храни вас всех!
Копты - не христиане, а еретики-монофизиты.
Надо говорить правду.