Африканский брат

Рассказ

Как-то видим на богослужении – а дело происходило в Москве – негритянского прихожанина: стоит себе, молится, да крестное знамение совершает не по-католически: слева направо, а по-нашему, то есть как раз справа налево… После службы спрашиваем его: какого он роду-племени и почему православный. Отвечает на англо-французском: дескать, он наипервейший наш африканский брат по имени Анатолий, а далее переходит на неведомый нам язык, и мы ничего не уразумеваем.

– Короче, – не вытерпел отец диакон: – Ты хоть из какой страны?.. Ну, из какой кантри! – Диакон у нас молодой и вполне современный. Африканский брат сказал какое-то слово, которым, возможно, обозначается название отеческой его стороны, однако никто из нас повторить в точности это слово так и не сумел, а потому пытаться изображать его теперь буквами русского алфавита было бы слишком дерзко.

Побеседовав таким образом еще с полчаса, мы узнали, что Анатолий приехал чему-то учиться, но до начала занятий целых два месяца, и пока он живет в посольстве той самой страны, название которой у нас никак не выговаривалось, однако хочет потрудиться на благо вселенского Православия, и просит за труды совсем немного: – раз в день кормиться обедом.

– Толян! – расчувствовался отец диакон и положил руку на плечо своего нового брата:

– Мы тебя и три раза накормим – не сомневайся! Правда, батюшка?

– Потом вздохнул: – Видать, в посольстве у них с харчами не задалось: одни бананы, наверное. Да и те, может, зеленые…

И стал африканский молитвенник каждое утро приходить в храм: отстоит службу, потом – на трудовые свершения: у нас реставрационные работы шли, и всякого мусора было много – вот Анатолий и возил его куда-то на тачке. В свой час – обед в трапезной: помолимся, скорехонько поедим, снова помолимся, и – опять по своим послушаниям. А как только колокол зазвонит к вечернему богослужению, Анатолий – тачку на место (у нее и специальное место под строительными лесами расчищено было – вроде гаража), со всеми попрощается, и – в посольство несказанной своей страны. Он бы, конечно, и на вечернее богослужение с превеликою радостью оставался, да у дипломатических его соотечественников были какие-то свои режимные строгости, которые с нашим уставом не совпадали. И вот что примечательно и потому требует неотвлекаемого внимания: ни русского языка, ни церковнославянского Анатолий не знал, да и музыкальная культура наша была ему незнакома, однако каждую службу он проводил в благоговейной сосредоточенности, крестился и кланялся в нужное время, не озираясь при этом на других… Так давалось ему с небес – по его искренности и смирению.

И пока африканец ходил к нам, он, сам того нисколько не ведая, служил укором представителям несчастного племени русских интеллигентов, забегавшим иногда, словно в капище огнепоклонников, чтобы единственно «поставить свечку», и тут же вылетавшим обратно, поскольку «ничего у вас не понятно». Бедолаги… Жертвы кропотливой селекционной работы, начатой еще в пятнадцатом веке старательным иудеем Схарией, сумевшим привить к православному русскому древу ветвь иудейского богоборчества. В конце концов удалось выпестовать трагическую химеру: ветвь эта от корней наполняется чистой водою Истины, но вместо листьев – смердящие серой копыта, рога и хвосты. И от гибельного этого запаха вянет соседственная листва, сохнут другие ветви…

Впрочем, Анатолий успел послужить укором не только этим заблудшим людям, первейшим родовым признаком которых является подобострастное отношение к потомкам незабвенного Схарии, но и представителям иного человеческого сообщества, сильно размножившегося в девяностые годы нашего печального века. Однако тут следовало бы ненадолго отвлечься, чтобы в самом кратчайшем виде обрисовать страничку церковной жизни, со стороны обычно не замечаемую.

В наши дни среди просящих милостыню редко увидишь искренних – под искренними я подразумеваю людей, действительно терпящих материальные бедствия: страдальцев этих быстро вытесняют закоснелые паразиты. Которые, конечно же, не могут обделить своим хищным вниманием ни один приход. И вот бредут они каждодневно неутомимою чередою от храма к храму, аки паломники, но внутрь, как правило, не заходят: в доме Божьем чувствуют они себя неуютно, что свидетельствует о невидимом духовном родстве с первым племенем, укорявшимся Анатолием.

И ведь чем они отталкивают? Даже не ложью, которая, понятное дело, оскверняет их души. В конце концов – они безусловные коммерсанты, а правила коммерции, как ни прискорбно, включают в себя и хитрость, и лукавство. Самый отталкивающий грех нового племени – лень. Беспредельная и непоколебимая.

Снимая облачение, слышу через раскрытое окошко голос отца диакона:

– Знаю, знаю: обокрали, не на что уехать… В Ростов что ли?..

– Да тебя наш батюшка в Ростов уже один раз отправлял. И соседский – тоже.

– Ты уж, поди, десять раз мог вокруг света объехать.

– Ну хотя бы в Пермь для разнообразия попросился, а то заладил: в Ростов да в Ростов…

В Пермь не попросится – думать лень: хоть мгновение, а – лень.

Вот еще одна: «иногородняя, попала в больницу, выписали, не на что доехать до Харькова, помогите». Эта тоже давненько ходит, несколько раз мы ей уже насчет Харькова отказывали, однако она не запоминает – даже запоминать лень-то.

– А в Пермь не желаете? – интересуется диакон.

Далась ему эта Пермь – родом он что ли оттуда?.. Но и она не хочет в Пермь.

– Хорошо: давайте купим билет до Харькова, – предлагает ей диакон и уже не впервые.

Но она не помнит и соглашается, рассчитывая перепродать.

– Я даже посажу вас на поезд, – и это уже говорилось не раз, так что он успел утомиться от однообразия.

Это ее не устраивает – в Харькове делать ей нечего. Женщина поворачивается и уходит. Но через неделю опять придет и опять весь разговор повторится. При этом ни один психиатр не обнаружил бы у нее значительных отклонений: ведь ни в одном медицинском справочнике – лень не значится, хотя вполне может стать смертельной болезнью души. Однако психиатрия занимается лишь с-ума-сшедшими, но никак не душевно-больными

Потом как-то, когда мы шли к метро по бульвару, отец диакон указал мне на компанию бомжиков, устроившую пикник под старинными липами:
– Час назад Вы благословили одарить во-он того мужичка продуктами. Теперь этими харчами коллектив и закусывает. И ведь каждый из них выпивает по бутылке в день, тридцать бутылок в месяц – и откуда деньги такие, если никто из них не работает?.. Между прочим моей зарплаты на такую жизнь не хватило бы. Да и здоровья тоже…

Назавтра я этому мужичку отказал. Тогда собралась вся бродяжья компания – человек семь или восемь и давай взывать к моей совести: мол, соотечественников, братьев своих родных обижаю.
– Ну, коли братья, – говорю, – поработайте, сколько можете, на благо отеческой Церкви нашей, а мы уж вас от души накормим.

Они в ответ лишь ухмыляются. Тут из-за угла выруливает со своей тачкой пламенный Анатолий и проходит в точности между мной и моими соотечественниками, не обращая, впрочем, на нас никакого внимания – наверное, трасса у него так проложена…

– Вот, – говорю: – Один единственный человек только и помогает восстанавливать православный храм, и тот – негр из далекой африканской страны неповторимого наименования. А вы – целыми сутками по канавам валяетесь…

Они ушли и больше не появлялись – надо полагать, отыскали другую кормушку. Анатолий же, честно отработав два месяца, переехал в институтское общежитие. Там неподалеку есть храм, куда он ходил по воскресеньям: освоив русский язык, брат наш стал исповедоваться и причащаться. Иногда навещал отца диакона – они были очень дружны и легко понимали друг друга.

Когда учеба окончилась, Анатолий приехал попрощаться: приятели обнялись, дьякон, всхлипывая, бил его рукой по спине, повторяя: «Толян! Толян!». Тот плакал молча. Потом отец диакон говорил мне, что даже не соображает, с чего это он так расчувствовался.

Просто до сего времени он не ведал еще, что родство духовное возвышеннее и крепче всякого другого родства, даже кровного.

Рассказ «Африканский брат» опубликован в сборнике «Первая молитва», выпущенном в издательстве Сретенского монастыря.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Nina Aleksandrova30 июня 2017, 13:06
Укором православным иной раз и совсем невоцерковленные являются.Наверное,потому,что душа у всех,все равно христианка.Слава Богу за все.
Нина Кологреева30 июня 2017, 12:55
Слава Богу за все
Евгения19 мая 2016, 16:49
Замечательный рассказ! Наполнен такой светлой легкой радостью! Спаси Господи!
Галина25 апреля 2015, 20:47
Какие отличные рассказы.
Читаешь и не оторваться.
Хочется и самой стать хоть чуть чуть получше.
наталья29 июля 2014, 12:20
Спаси Бог!!!
Sffronov AD 6 июля 2013, 10:48
Так всегда и должно быть
Эвелина22 июня 2013, 03:29
Хорошо написали. Приятно читать.
Лариса30 ноября 2012, 18:40
Рассказ-чудесная , ведь, штуковина! Коротко, предельно ясно, емко и точно! Без наворотов и изысков! отменно!!!есть время задуматься о сюжете и ощутить послевкусие собственных переживаний! Искренне благодарна за публикацию на сайте, а автору- поклон и многая и благая лета!!!
Nathaline 3 марта 2012, 00:49
Батюшка, не сочтите за дерзость, прочтите притчу, очень назидательная для новоначальных. http://moya7ya.info/blog/43863204531/Pritcha-o-kote
Фёдор Финкель 1 мая 2011, 09:35
Ненависти на православии.ру всё больше и больше...
Ложка вашего дёгтя портит бочку мёда!
Например:"Патриарх торговался по-иудейски" И это О СВЯТОМ АВРААМЕ, ВО ВРЕМЯ ЕГО РАЗГОВОРА С ТРОИЕЦЕЙ!
Кто Вы такой, смеющий так писать о библейском святом и одном из важнейших событий человеческой истории?
Дай Вам Бог любви и такта, дорогой батюшка.
С надеждой и всё ещё с уважением, просящий Ваших молитв, грешнейший Фёдор.
Елена23 ноября 2010, 14:49
Очень трогательный рассказ, светлый. Спаси Господи!
Лариса 1 ноября 2010, 15:58
Какой интересный рассказ! Нам очень многим не хватает такой искренности, зато солидности и высокомерия хватит не на одно поколение.
Вера30 октября 2010, 19:01
Все-все рассказы (на сайте) прочитала на одном дыхании! Спасибо огромное! "Карцер" пристыдил: суета и нерадивость мешают читать Евангелие, а здесь... Теперь буду искать Вашу книгу. Доброго здоровья Вам, батюшка!
Людмила Маклауд 9 июля 2010, 06:12
Батюшка, это опять р.божия Людмила. Прочитала и этот рассказ -- чудесный!Батюшка, мне понравилась идея о короткометражке, а?Наверное сложно будет ее осуществить?Как много комментарий вы получили на этот замечательный рассказ--- я радуюсь! Спаси вас, Господи! Батюшка, а ведь когда-то и я заходила в Храм только свечки ставить, по Божией милости...
Сергей15 июня 2010, 20:25
По благодати Божьей !!! Зашел на сайт Православие.ru впервые и был окутан светом Божьей любви ко мне грешнику. Слава Тебе Боже во веки веков. Рассказ об Африканском брате заставил меня сильно задуматься о делах и вере. Слезы радости! Свет в душе, ободрение, оставил след в сердце. Благодать с вами. Аминь!
Зинаида, Кишинев10 июня 2010, 12:51
Спасибо за рассказ!!! Если бы не на работе, то слезы бы не могла остановить,трогательнно. Наверное мы тоже свое свободное время не должны тратить на телевизор а надо найти методы как помочь церкви.
Алла10 июня 2010, 02:21
Спасибо за чудесную историю, отец Ярослав! В нашем храме на Пасхальной службе тоже присутствовали африканцы. Всю службу простояли не шелохнувшись! Это с их-то африканским темпераментом! Некоторым укором это было для нас, таких "многоопытных" молитвенниц. А новость, что вышел новый сборник Ваших рассказов - большая радость. Надеюсь, его уже можно приобрести? Р.Б.Алла.
Александр 8 июня 2010, 14:27
Благодарю от души , порадовали ...
Fotinia 7 июня 2010, 20:37
А сколько смирения))))))))))))))
Ирина 6 июня 2010, 09:48
Мне очень понравился Ваш поучительный рассказ. Мне стыдно за себя - за свою вечную занятость, лень и недовольство своей жизнью, в то время, как африканец показал свою христианскую веру, трудолюбие и радость жизни. Совершенно согласна со священником Ярославом, что родство духовное возвышеннее и крепче всякого другого родства.
Марина 6 июня 2010, 05:54
Как солнечный лучик этот рассказ. Радостно стало. А улыбка у Толяна ясная. Всем бы такую. Спасибо.
Ирина 4 июня 2010, 12:39
Хороший рассказ. Незнаю, почему у меня последнее время, после прочтений о жизни святых, горячие слезы льются. Я, как, тот интеллегент. Хотя я не отношусь к интелегентам, но веду себя именно так. В церковь захожу только для того, чтобы поставить свечку, немножко постою и пошла. Каждое воскресение(с тех пор, как покрестилась)собираюсь прийти пораньше, и отстоять всю службу, но все как-то никак. Обещаю, в это воскресение, я это сделаю.
ОЛЬГА 3 июня 2010, 14:00
Огромное спасибо за рассказ!Прочитала и на душе как то светлее стало
Ксюша 2 июня 2010, 06:27
Спасибо за рассказ.Насчёт того,что африканца в одном храме на порог не пустили-так это от батюшки зависит "каков поп-таков и приход".У нас и выпившие сидят на службе-не буянят-да и пусть сидят,может польза какая будет.
Елена 1 июня 2010, 15:48
Спасибо! Обязательно вечером почитаем его с дочкой.
Очень хочется уйти из "племени русских интеллигентов..." и не пытаться самих себя оправдать, ссылаясь на "ритм жизни такой". Стараемся.
Elena S31 мая 2010, 21:49
Обратите внимание, в последнее время все больше и больше людей принимают православие - негры, индейцы и вообще Южная Америка - и принимают они всем существом своим, как дети. С одной стороны всегда умилительно и радостно (честно!) узнавать такие новости, а с другой стороны - как укор совести и даже как приговор - притча о Брачном пире. Не про нас ли она, сегодняшних? То нам в храме стоять трудно, то не понятно ничего, то пойти некогда, и вообще у нас "ритм жизни" другой...
Тамара31 мая 2010, 14:38
Спасибо огромное за рассказ!
Очень трогательно и поучительно.
Константин28 мая 2010, 22:56
и бомжей-то не замечал африканец, дело у него было, и не вертел головой на службе... научиться бы так.
Светлана28 мая 2010, 21:05
Рассказ тронул до глубины души!
Алексей26 мая 2010, 22:20
Спасибо, отец Ярослав, за рассказ! Отдельная благодарность за чудесное фото африканского брата - замечательно получился! Храни вас Господь!
Даниил, Сан Франциско26 мая 2010, 21:24
"Дивен Бог во Святых своих..." Подобные встречи согревают душу и заряжают любвью сердце на многие годы. Лет пятнадцать назад, чернокожий и многодетный батюшка из Уганды, от.Христофор посетил Сан Франциско и встретился с местными прихожанами. Оказалось, что часть русской общины давно помогают наладить хозяйственную и церковную жизнь на африканском острове озера Виктория. На встече были представлены удивительные и вдохновляющие фотографии примитивной жизни и быта африканцев. Два аспекта их жизни меня особено поразили. Первый, это грандиозный каменый храм построеный из обратанных руками камней собранных на берегу озера. Второй, это маленький храм постреный из пальмовых ветвей и тростника, украшеный русскими иконами Царственных Новомучеников и русских святых. Oтец Христофор сослужил литургию с соборным духовенством и приснопамятными Архиепископом Антонием (Медведевым) и Протоприсвитером Ильёй Вень. Отец Илья был старейшим священослужителем РПЦЗ, а также потомком китайских новомучеников. Умилительно было видеть христосование во время Символа Веры между русскими попами разного этнического происхождения. "Дивна дела Твоя, Господи..."
ольга26 мая 2010, 17:12
спасибо!
Юрий26 мая 2010, 16:36
Приятно, что мы не одни в свей вере! Очень приятно!
Екатерина25 мая 2010, 22:57
Обожаю африканцев))! Они как дети и вера у них поэтому крепкая и настоящая.
Жаль что не написали из какой страны этот человек, очень интересно.
Сергей25 мая 2010, 21:25
А я вот второй день смотрю на его фотку и у самого рот до ушей!
Евгений25 мая 2010, 16:47
Занимательное чтение, спасибо!
Николай Ив.25 мая 2010, 11:53
Замечательный зулус, даже если он из зулусской разведки, дай ему Бог здоровья и профессиональных успехов.
И описано хорошо, разве что бомжи какие-то плосковатые, недопонятые автором во всей полноте своего бомжества. Но сие понятно: иерархия и нонконформизм трудно совместимы.
А вааще-то можно было бы чудную книжку издать, если б сотню-другую подобных одарённых батюшек напрячь: приходская жизнь изнутри - крайне интересный предмет, верно? Может стукнуть в редакционно-издательский отдел РПЦ? Жаль владыки Питирима больше нет, он был сентиментален и отзывчив, царствие ему небесное...

павел25 мая 2010, 09:22
спасибо
Виктор25 мая 2010, 00:02
Рассказ понравился. Спасибо! Но все-таки интересно, из какой же страны оказался паренек? :-)
Тимофей24 мая 2010, 23:27
Отличный рассказ! Где же сейчас наш брат по вере?... Была бы возможность, съездил бы к нему в гости! Потому как рядом живу, в Израиле...
Елена24 мая 2010, 23:06
На душе тепло и радостно после прочтения. И есть о чём задуматься...
Константин24 мая 2010, 19:18
Хороший рассказ! И люди, прихожане храма, по-видимому, хорошие люди. Я слышал другой случай, когда из православного храма прихожане вытолкали чернокожего, так сказать, не пустили даже на порог...
Константин24 мая 2010, 16:48
Просто замечательный рассказ!
Очень актуален и поучителен!
Если бы снять короткометражный фильм - был бы хорошим духовным пособием для прихожан молодого возраста. На примере африканского брата показано трудолюбие и молитвенность, дух любви и радости служения Христу!
Спаси Господи за прекрасный рассказ!
Паха24 мая 2010, 15:54
Дааа... Случай исключительный по силе воздействия! Но кое-кого и таким примером не разбудить - спит совесть, аки та царевна заколдованная. Жду с нетерпением ещё!
Константин24 мая 2010, 15:19
Супер! Все- правда! Сретенскому монастырю-всех благ!
Дионисий24 мая 2010, 13:46
Отличный рассказ. Так просто всё и живо. Видно, что не придумано и не надуманно. Низкий поклон о.Ярославу.

Особенно вот это понравилось: "И пока африканец ходил к нам, он, сам того нисколько не ведая, служил укором представителям несчастного племени русских интеллигентов, забегавшим иногда, словно в капище огнепоклонников, чтобы единственно «поставить свечку», и тут же вылетавшим обратно, поскольку «ничего у вас не понятно»".

И ведь не о национальном, а наоборот -- о наднациональном, истинно вселенском, о Том, Что выше всего -- о Боге и Его святой Церкви.

Ждём других рассказов!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×