О ежедневных церковных службах

Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
Во время нашей беседы я рассказал отцу Михаилу о моем друге, докторе Гуннере Розендэле, настоятеле лютеранского прихода в Осби, в Швеции. Посещаемость храмов в Швеции очень низка. Так было и в Осби, когда доктора Розендэла назначили туда более двадцати лет назад. Новый настоятель начал служить шведскую мессу в церкви ежедневно, что являлось неслыханной вещью в Швеции, и, кроме того, совершать все ежедневные службы, предписанные Шведской Церковью, которые едва ли отправлялись даже в соборах. Делая все это благоговейно и неизменно, доктор Розендэл постепенно создал большое религиозное сообщество. На ежедневных вечернях в его храме — больше народа, чем во многих приходах на воскресной мессе. Постепенно Осби превратилось в место паломничества. Люди изо всех частей Скандинавии и более отдаленных мест прибывают в Осби индивидуально и группами, восхищаясь здесь многочисленностью прихожан и духовно возвышенными службами.

«Твоему другу следует оставаться там, где он есть, и упорно продолжать свои усилия. Он еще более будет поражен результатами, — сказал отец Михаил. — Я расскажу тебе подобный же случай из жизни нашего великого валаамского игумена — отца Назария Саровского[1], современника преподобного Серафима. Он [оставив игуменство на Валааме] покинул монастырь в 1804 году и вернулся в Саров. Перед поселением в Сарове отец Назарий совершил путешествие в Южную Россию для ознакомления с тамошними монастырями. Его сопровождал другой инок — отец Иларион. Однажды в субботу наши путешественники прибыли к некоему приходскому настоятелю. Игумену священник понравился. Он был удивлен, однако, что последний не сделал никаких приготовлений в отношении песнопений вечерней службы. Игумен поинтересовался причиной этого. Настоятель ответил, что он не собирается петь за службой. Он также добавил, что служит редко — даже Литургию.

“Мой приход, отец игумен, весьма большой, — сказал священник, — и раскольников у нас нет, но люди равнодушные. Они редко приходят в церковь. Я не вижу никакого смысла служить с большей частотой в пустом храме”. — “Отче, — ответил огорченный игумен, — если твои прихожане пренебрегают своими важнейшими обязанностями, то ты‑то, их пастырь, не должен пренебрегать своими! Храм Божий никогда не бывает пуст. Со времени его освящения он имеет своего собственного Ангела Хранителя. Если твои прихожане не исполняют своего долга, то их Ангелы Хранители так не поступают. Они наполняют храм. Когда ты служишь, Ангелы сослужат тебе. Ты должен служить постоянно и просить Бога обратить твоих прихожан к молитве и покаянию. Господь же укажет их Ангелам Хранителям убедить их прийти. Ты отвечаешь за свою собственную душу и души твоей паствы. Ты должен ясно понимать это и исполнять”.

Настоятель был весьма взволнован сказанным и попросил иноков помочь ему. Игумен распорядился звонить к вечерней службе и сам пошел вместе со своим спутником в приходскую церковь. Когда началась служба, церковь была пуста. После того как было прочитано Евангелие, игумен произнес проповедь, подчеркнув необходимость и пользу постоянного посещения храма. В церкви уже было тридцать человек, наиболее любопытных деревенских жителей, пришедших узнать, почему служат — с пением. Игумен снова проповедовал в конце службы. Большое число народу пришло к воскресной Литургии.

Вечером игумен заметил много людей, собирающихся неподалеку от церкви. “Зачем они собираются здесь, отче?” — спросил игумен у пастыря. “Они, как обычно, идут сюда попеть и поплясать”, — ответил последний. “Мы тоже непременно должны пойти туда”, — сказал игумен, беря с собой книгу Житий святых. Выйдя на церковный двор, игумен сел на скамью и начал читать нескольким старушкам, собравшимся вокруг него, житие святого, поминавшегося в тот день. Через некоторое время и несколько стариков присоединилось к н.им. Игумен принимал каждого с превеликой добротой. Читая житие святого, игумен пояснял отдельные места. Еще больше подошло к ним народу… На следующий день игумен снова служил — Святую Литургию и вечерню, как обычно проповедуя. Он продолжал так делать каждый день. После двух недель таких служб в церковь этого священника начал приходить народ и из отдаленных селений. Церковь стала переполненной. Сам настоятель превратился в ученика игумена и повиновался ему — как если бы тот был старцем.

После длительной остановки игумен Назарий отправился в путь, чтобы продолжить свое путешествие, очень довольный исходом дела. Возвращаясь в Саров по той-же самой дороге — уже по прошествии значительного отрезка времени, игумен и е.го спутник достигли церкви знакомого настоятеля перед самым началом воскресной Святой Литургии. Многочисленная толпа окружала церковь. Узнавая игумена, люди радовались и в несли его в церковь, держа на своих плечах. Настоятель как раз собирался начать Божественную Литургию. Глубоко взволнованный, игумен поблагодарил Бога за такой переворот в недавно еще приходившем в упадок приходе. Толпы окружали игумена, испрашивая его благословения. После Литургии настоятель произнес одну из своих лучших проповедей, поведав прихожанам о том, что многочисленность присутствующих в храме есть результат молитвы игумена. Толпы стали столь велики, что лишь небольшая часть прихожан имела возможность проникнуть в церковь; остальные вынуждены были стоять вокруг нее, слушая службу под открытыми окнами. Игумен вновь задержался на некоторое время в селении. Когда он покидал его, несколько тысяч человек — мужчины, женщины, дети, все в слезах, во главе с настоятелем — сопровождали игумена не одну версту. Настоятель остался под духовным руководством игумена до самой кончины последнего. Приход стал цитаделью веры. Я слышал, что он пережил войны и революции и процветает так же, как и более 150 лет назад, когда игумен Назарий покинул его.

Каждый священник, жалующийся на слабую посещаемость его приходского храма, мог бы с пользой последовать совету игумена Назария».


Из книги "Любовь покрывает всё… Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского", выпущенной издательством Сретенского монастыря в 2010 г.

Сергей Большаков

15 июня 2010 г.

[1]Игумен Назарий (Головин; 1736 – 1809) — с 1752 г. в течение трех лет жил в Саровской пустыни, затем находился под духовным руководством епископа Астраханского Мефодия I. В декабре 1761 г. принял монашеский постриг с именем Назария, с 1762 г. — иеродиакон. Нес послушание у владыки в качестве келейника. Спустя полтора года епископ благословил его вернуться в Саровскую пустынь, где он через 12 лет был рукоположен во иеромонаха. Назначен «строителем» на Валаам в 1782 г. (т. е. фактически для возрождения полузахиревшей в то время обители, где тогда даже не было ни одного иеромонаха!). Стал одним из инициаторов перевода с греческого известного сборника православной аскетики — «Добротолюбия», впервые издав его в России в двух томах (соответственно, в 1793 и 1798 гг.), причем на собственные средства, безвозмездно рассылая затем оба тома по монастырям и епархиям. К концу 1790‑х гг благодаря трудам и доброму христианскому руководству игумена Назария, в обители совершали богослужения уже десять иеромонахов. С 1805 г. о. Назарий вновь в Саровской пустыни, где он и прожил в лесу, в пустыннической келье, еще пять лет — до самой своей кончины.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
татьяна ваховская28 июня 2010, 14:01
а как часто мы сами посещаем храм7
Nanalia Orlinkov18 июня 2010, 18:09

В самом большом и красивом храме Западной Европы, Св.Николаевском соборе в Ницце, богослужения бывают только в субботу вечером и в воскресенье утром, а во все остальные дни храм открыт только для туристических визитов за плату (3 евро с чел.). А проживает в нашем регионе по скромным подсчётам около 12 тысяч русских православных, а также немалое количество братьев и сестёр по вере из других стран.
Но мы, постоянные прихожане собора, не теряем надежду, что когда-нибудь церковный колокол начнёт собирать нас на службу каждый день, что множество людей пойдут в храм, чтобы услышать доброе и мудрое пастырское слово, а пока, дорогие братья и сестры - молитесь о нас...
Надежда И17 июня 2010, 17:59
Точно также, когда человек перестает молиться, храм его души опустевает!
Екатерина16 июня 2010, 16:38
Слава тебе Боже!
Маоина16 июня 2010, 09:52
Очень современная тема! Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×