Дублин, 21 июня 2010 г.
С тех пор произошли существенные изменения во взглядах и была провозглашена активная деятельная позиция экуменизма, благодаря чему стало возможно переосмыслить итоги экуменического движения и критически интерпретировать его достижения и ошибки. Уже на первой конференции было очевидно разнообразие религиозных традиций и культур, но последующее политическое, философское и богословское развитие в ХХ веке заставило пересмотреть значение и характер этого разнообразия и поставило перед христианством радикально новые задачи. К таким задачам на научной конференции в Дублине были отнесены, в частности, следующие. Как христианство переоценивает свою позицию в свете противоборства и свойственного современности противопоставления секуляризма и религиозности? Каков может быть его богословский ответ и свидетельство в современной публичной сфере, которая представляет собой не только многочисленные в географическом и историческом смысле традиции, но подразумевает внутренний плюрализм взглядов и мнений? Принесет ли XXI век постепенный переход от чисто христианского свидетельства в мире к межрелигиозному?
Обозначенные выше вопросы наряду с другими темами стали предметом серьезного философского и богословского обсуждения на конференции в Дублине, в которой по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона принял участие руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский. Отец Георгий выступил с докладом «Плюрализм и подлинный диалог. Православное свидетельство», в котором особо подчеркнул внутренне присущее человеческой природе стремление к общению и диалогу. Диалог достигает подлинного характера, когда происходит на личностном уровне и подтверждается личным присутствием Бога.
Глубоко укорененный в святоотеческой православной традиции божественный принцип «монархии Отца», как отметил отец Георгий в своем докладе, является основой представления человека о Боге. Принцип личностного бытия Бога отображается в бытии человека, созданного по Его образу и подобию. Многообразие культур и цивилизаций не могут изменить или до конца разрушить в человеке то, что дано Создателем, поэтому, осознанно или неосознанно, человек будет стремиться к такому общению, в котором ощущается личное присутствие Бога. Для православного христианина – это участие в Божественной Евхаристии и причастие Тела и Крови Христа. Преемство евхаристической традиции, твердо хранимое в Православии, само по себе выражает подлинность евхаристического общения или диалога, к участию в котором приглашены все, чья вера подтверждает это. Свидетельство миру о евхаристическом преемстве не отвергает современный плюрализм, но и не ставит его в основу бытия человека, которая остается личностной, носящей на себе отпечаток личностного бытия Бога. Это свидетельство не должно прекращаться ни при каких обстоятельствах и ни в какие времена, что, по мнению отца Георгия, и есть основа того ответа, который ждет от христианства современный мир.