Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, 2007 г. Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Митрополит Лавр всегда сознавал, что РПЦЗ не просто автономная Церковь, но часть чего-то большего – Русской Православной Церкви. И неудивительно, что именно он возглавил процесс воссоединения двух частей одного целого. Времена изменились, и митрополит не был ни рьяным сторонником объединения, ни твердым противником. Он сумел сделать все очень спокойно, сохранив единство Церквей, привести одну из них в лоно Русской Православной Церкви.
…Моя встреча с митрополитом Лавром состоялась в декабре 2003 года, во время всезарубежного пастырского совещания в США, на которое собралось все духовенство РПЦЗ. Меня впечатлило то, что, несмотря на глубокую аскетичность этого человека и следование истинному монашеству, митрополит пользовался большим авторитетом в духовных и административных вопросах, воспринимая Церковь как подлинно соборный организм. Он всегда выслушивал мнение других, вплоть до мирян, а в дискуссии – всех участвующих сторон. Митрополит Лавр очень убедительно объяснял многим естественность процесса объединения двух Церквей.
Благодаря его трудам РПЦЗ смогла дать ответ на многие упования людей, оказавшихся в изгнании, а затем – иностранцев, принявших православие. А митрополит Лавр сумел исполнить завет отцов-основателей Зарубежной церкви о воссоединении с Русской церковью.
С другой стороны, не стоит переоценивать значение отдельного иерарха во взаимоотношениях Церквей. Пока очень сложно что-либо сказать о последствиях этой кончины. На мой взгляд, она, конечно, вызовет некоторые сложности во взаимоотношениях иерархов Зарубежной Церкви. Но каковы будут последствия для общения РПЦ и РПЦЗ, станет ясно только после выборов преемника. Тогда мы сможем определить, насколько серьезны и негативны могут быть последующие перемены. Лично я с трудом представляю, кто сможет заменить митрополита Лавра на этом посту.