Припомните, как несколько лет назад мы оказались в «плену» игровых автоматов, наводнивших улицы наших городов и затянувших в свои сети не только взрослых, но и школьников и подростков. Не успели оглянуться, как игровые автоматы стали главными «субъектами» в жизни многих людей, диктующими им свои законы и правила…
И если в последнее время бум игровых автоматов несколько поутих, в полной мере заявил о себе интернет. О том, что дает нам интернет – пользу, знания или вред, наш разговор сегодня с Марией Владимировной Полухиной, кандидатом социологических наук, доцентом, социологом социально-психологической службы УГПУ-УПИ, которая в последнее время большое внимание в своей работе уделяет компьютерной зависимости современной молодежи.
***
– Мы делаем все, чтобы не отдать нашу молодежь на растерзание хищной системе потребления. И это возможно. Ребятам необходимо не только давать определенные знания, но и придавать нужное направление движению их ума, их социального направления.
Западные идеологи вкладывают миллионы долларов, чтобы завладеть умами и душами наших детей, и прежде всего студентов. Потому что студенчество – это возраст, который предполагает развитие мощной социальной энергии и преобразования общества. И молодым людям, чтобы состояться как личностям, нужны очень высокие социальные планки.
По сути дела «уход» молодых людей в компьютерные игры и паутину интернета, в виртуальную зависимость несет за собой утрату смысла жизни, духовной высоты, любви.
Недавно мы провели среди своих студентов социологический опрос с целью выяснения проблем, на которые более всего обращают сегодня внимание молодые люди. Во-первых, это анализ детской и подростковой литературы и того предложения, который есть сегодня на информационном рынке.
– И каковы результаты этого анализа?
– Очень неутешительные. На сегодняшний день средства массовой информации предлагают на 99 % издания для детей, навязанные обществом потребления. В наших киосках, где продается печатная продукция, практически отсутствуют журналы, содержащие тематику для интеллектуального и духовного развития детей.
Или возьмем толстые глянцевые журналы для девочек-подростков и молодых женщин – публикации о роли женщины как основы семьи отсутствуют в этих журналах полностью: практически нет статей, связанных с главными функциями женщины – матери и хранительницы домашнего очага. Героинями публикаций становятся в основном актрисы и топ-модели, женщины, успешно занимающиеся бизнесом или спортом… Вот они-то и становятся кумирами для наших младших сестер, дочерей и внучек.
Второе крупное исследование, проведенное нашей социально-психологической службой, связано с проникновением интернета на современное российское пространство. Если посмотреть имеющиеся на сегодняшний день научные и научно-популярные работы по данной теме, то можно увидеть в них анализ только позитивных моментов.
Наверное, и не нужно говорить, что интернет – это очень плохо. С точки зрения достижений научно-технического прогресса – это необходимость, современная реальность, от которой никуда не деться. Но за видимыми позитивными моментами скрывается очень много опасностей. И если мы не будем знать их и говорить об этом как подрастающему поколению, так и людям других возрастных групп, то мы не будем готовы противостоять этому.
– В чем же заключаются достоинства и опасности интернета?
– Если плюсы – это ускорение различных процессов, быстрая и качественная связь, это источник получения информации. Опасность же в том, что это в первую очередь хороший инструмент для манипуляции различными возрастными группами, прежде всего молодежью. Мы знаем по последним социологическим исследованиям, что на сегодняшний день в интернете «сидит» 25 % населения Российской Федерации, из них 38 % – это молодое поколение, и через интернет идет манипулирование молодежным сознанием.
Вторая опасность, которую несет интернет, это уничтожение антропологически значимых социальных практик.
– Что здесь имеется в виду?
– «Заразившить» интернетом, люди отходят от непосредственного общения, контактов между собой, теряя навыки человеческих взаимоотношений, определенные сферы общения, где они могут сопереживать друг другу, испытывать симпатию, любить, понимать, видеть глаза человека.
И третья опасность, о которой можно говорить в связи с широким распространением интернета, – конечно же, времяпрепровождение молодежи, сфера досуга и распространение различной, очень часто негативной и агрессивной, информации.
Подводя итоги разговора, нужно еще раз подчеркнуть: интернет представляет опасность как инструмент информационного манипулирования нашим созданием, который наносит психический и физиологический вред здоровью нации.
Особо отмечу, что данное исследование, которое включает в себя несколько этапов, только-только начато. И если на сегодняшний день, с точки зрения объективных данных, можно говорить о наличии такого рода опасностей, то по результатам следующих этапов этого исследования мы сможем точно сказать, каковы масштабы развития этих опасностей на информационной войне в нашем городе.
В принципе, есть место, где мы можем приложить свои силы. Нельзя думать, что все уже потеряно и проиграно. Потому что опыт нашей работы показывает: души молодых людей еще не уничтожены, и они еще могут откликаться на все лучшее и чистое. Главное, чтобы они поняли: игровые автоматы, компьютерные игры, интернет – это не безобидные развлечения, а опасная страсть.
В интернете надолго «зависают» люди самого разного социального положения, образования, национальности, возраста. Но если у старших сохранилась хотя бы какая-то внутренняя защита, удерживающая до поры до времени от окончательного падения в грязь, то дети и подростки лишены этого иммунитета и принимают всю льющуюся на них информацию за чистую монету. Так что «думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» в своем доме интернет.