Почти сто лет назад в деревне Богоявленка (ныне Суходол) была построена деревянная церковь, которая впоследствии была разрушена. Сейчас на её месте воздвигнут Храм Михаила Архангела, в котором проводит службу благочинный Суходольского округа, настоятель церкви Михаила Архангела, протоиерей Василий Анисимов. Не зря в народе его называют батюшкой, прихожане приходят к нему и с радостью, и с горем. Корреспондент СТ в субботу встретилась с отцом Василием и попросила его ответить на несколько вопросов.
– Скажите, как часто проходят
службы в храме?
– Службы проходят по субботам и воскресеньям, в дни двунадесятых великих праздников, в дни памяти почитаемых святых и особо чтимых икон Божией матери. На службу в основном приходят суходольцы, около ста человек на вечерние молитвы и в два раза больше на утренние. Помолиться приезжают отовсюду.
– В последние годы, особенно после развала СССР, заинтересованные силы пытаются оказывать давление на Православие. Некоторые бывшие республики Союза пытаются разделить Православие по их территориям и выйти из подчинения Московской Патриархии. Что вы думаете по этому поводу?
– На Украине, действительно, произошёл раскол после развала Союза. Сейчас там около трёх-четырёх юрисдикций, из которых канонической является Церковь Московского Патриархата. Остальные самопровозглашенцы. Молдавская Церковь была подчинена Московской Патриархии, но сейчас каждому «независимому» государству хочется иметь свою церковь. Происходит раскол. В Эстонии то же. Поэтому люди, выезжающие в ближнее зарубежье, должны быть осторожнее и думать, какой храм посещать. Если церковь не каноническая, таинства недействительны. Церковь – единственная сила, которая сейчас скрепляет бывшие республики СССР. Если в каждом независимом государстве будет своя независимая Церковь, это приведёт к окончательному распаду исторической России. Для Церкви такая тенденция опасна тем, что каждый народ объявляет «своё» православие, хотя оно для всех одинаково, но с местными различиями, а сущность одна и та же. Все вопросы разделения, провозглашения независимости должны решаться канонически, согласно церковным правилам, которые выработаны веками. В России ярко выраженного раскола нет, хотя подобное наблюдалось в 17 веке и в двадцатых годах 20-го. Большевики пытались достичь своих целей всякими средствами, в том числе и при помощи раскола Церкви. В 20-30-е годы опасным было обновленчество – «Живая церковь», которую поддерживали большевики, подтачивая Церковь изнутри. Но народ не пошёл за обновленцами, храмы их были пусты, точно так же, как и сейчас на Украине.
– В посёлке Суходол действует церковь баптистов. Как вы к этому относитесь?
– Баптизм возник ещё в 17 веке, в Англии. Его сторонники отвергают почитание икон, креста, крестного знамения, поминовение умерших, таинство, иерархию, т.е. традиционное священство. Баптизм – это ветвь протестантизма, этот процесс начался ещё в 16 веке, в Германии, когда церкви некоторых стран вышли из подчинения Римского папы. И продолжается до сих пор. Они стали делиться между собой. Насчёт Суходольской церкви баптистов были жалобы, что на занятия с детьми не пускают родителей. Это тревожит.
– Как вы относитесь к другим конфессиям? К реформированию церкви?
– Католицизм, протестантизм, армянская церковь – это другие христианские конфессии. Для меня другие конфессии печальный факт, потому что это тоже всё плоды церковных разделений, которые когда-либо случались в истории Церкви. Конечно, те люди, которые сейчас являются приверженцами этих конфессий, не виноваты, всё произошло много веков назад. С этой точки зрения их мнение надо уважать. Ну, а с другими религиями дело обстоит гораздо сложнее, здесь культурные традиции настолько разные, что точек соприкосновения зачастую почти нет. Тем не менее, есть такие вопросы, которые выдвигает наша современная жизнь, когда совместные усилия традиционных религий и конфессий бывают очень плодотворными.
Ну, а мы, безусловно, должны защищать и объяснять дорогие нашему сердцу истины Православия.
Теперь насчёт реформирования. В мире существует такое движение экуменизм, которое утверждает, что все религии, в сущности, представляют одно и то же, только обрядовая практика различается. (На самом деле, всё как раз наоборот). Религии и конфессии различаются в основах своего мировоззрения и учения, обрядовая же практика зачастую очень похожа. Поэтому предполагают, что можно взять от каждой религии нечто самое ценное, объединить это механически и образовать одну всемирную религию. С такой позицией Православная Церковь не может согласиться, т.к. Истина одна, потому что Бог один. Эта Истина дарована самим Богом людям, и наша задача – лишь Её сохранять. Православная церковь за своеобразие и разнообразие культур, ведь культура и обычаи даже православных народов очень отличаются.
– Сейчас стало модным быть верующим. Даже те, кто раньше разрушал храмы, сейчас читают молитвы. Как вы думаете, действительно ли, что- то меняется в сознании людей?
– Апостол Павел проповедовал перед греческим афинским Ареопагом (собранием мудрейших граждан) о Христовом Воскресении. При этом большинство над ним только посмеивалось. Поверил только один – Дионисий. Это как раз говорит о том, что проповедь апостола Павла была не напрасной. Поэтому, если люди сейчас тянутся к Церкви, мы, конечно, не должны их отсекать, потому что кто-нибудь из них станет настоящим верующим. Церковь переживала подобные процессы в четвёртом веке, когда римская империя стала христианской, когда огромная масса язычников приняла крещение и заполнила христианские храмы. Процесс этот, конечно же, с одной стороны положительный, но с другой стороны уменьшает уровень духовности верующих. Например, отношение верующих к Богу в Советском Союзе было гораздо серьёзнее, чем сейчас. При гонении на Церковь в ней остаются самые верные. Принятие православия не должно носить поверхностный характер. Не изучив основы своей веры, нельзя стать по-настоящему верующим человеком.
– В связи с тем, что молодёжи в храмы стало ходить больше, появляются предложения проводить службы не на старославянском языке, а на современном. Будет ли это происходить по вашему мнению?
– Современный церковнославянский язык, конечно же, отличается от церковнославянского 15-16 веков. Идёт изменение именно церковнославянского языка. Ведь в нём много синонимов и часты архаизмы, которые уходят в прошлое. Церковь против богослужения на русском языке, который, по сравнению со славянским, очень загрязнён. Ну, а научиться понимать церковнославянский язык, поверьте, не трудно, было бы желание.
– Верующий воспринимается как человек высоконравственный, порядочный, но зачастую приходится сталкиваться с тем, что верующие ведут себя совершенно по-другому: увидев новичка в церкви, начинают «шипеть», что не так одет, не так молится, между тем, сами посещая церковь, молясь и исповедуясь, могут позволить себе и выпить, и позлословить, и осудить. Являются ли они истинными верующими?
– К сожалению, в церкви имеет место недружелюбное отношение старых прихожан к молодёжи. Мы с этим явлением стараемся бороться, разъясняем, и сдвиги есть. Истинный верующий должен очень терпеливо относиться к новичкам, так как они не знают правил и обычаев, принятых в церкви. Ведь бывает, что у современной молодой женщины в гардеробе нет даже платья или юбки, но если к ней отнестись терпеливо и дать ей постоять в церкви в брюках, то она поймет, что сюда лучше ходить в другой одежде, и в следующий раз придёт, как положено. А если потенциальную прихожанку прогнать «шипением», то навсегда её можно потерять. Грех в таком случае ложится на того, кто это совершил. В Евангелие раз и навсегда определены те качества, которыми должен обладать верующий человек: кротость, незлобивость, миролюбие, смирение. Про пьянство же и блуд прямо сказано: «Блудники и пьяницы Царство Небесное не наследуют». Те же, кто в храме молится, а вне его позволяет себе допускать злословие, осуждение и другие грехи, либо поверхностно относится к вере, либо, что ещё хуже, является лицемером.
– Сейчас, пожалуй, одним из самых распространённых грехов является гордыня. Кто наиболее подвержен этому греху?
– Гордость – худшее проявление греховности. Святые отцы гордость называют матерью всех грехов. Человек, не знающий Бога, неизбежно приписывает все свои достижения себе. Из гордыни происходят осуждение и уничижение других людей. Гордыня – это поистине сатанинский грех. Если, например, для совершения других грехов нужны какие-то внешние объекты: люди, собственное тело, окружающий мир, то гордость, подпитываясь исключительно темным началом в человеке, может даже подчинить себе и уничтожить все остальные грехи и страсти. Поэтому внешне человек может выглядеть воспитанным и добропорядочным, например, на работе, а придя в семью, выплёскивает всю свою дурь наружу. Гордыня может держать и может спускать с цепи все остальные грехи. Чтобы избежать гордости, каждый верующий должен читать Евангелие, молиться и жить так, как учит Христос. Это поможет избежать лицемерия, неискренности в вопросах веры, научит всегда помогать человеку, любить ближнего даже через «не хочу». Гордый человек всегда себя оправдывает. Настоящий же христианин всегда будет винить себя. Как сказал один из древних подвижников благочестия: «Я ещё не встречал человека свободного от этого греха». В той или иной степени он присутствует во всех нас. Избавиться от него можно только при помощи благодати Божией, признав себя нищим духовно.
– Расскажите о своей семье. Как внутри её складываются взаимоотношения?
– Есть такое замечательное определение семьи, как малой церкви. Отец в семье – глава, как священник на приходе. Мать – его помощница, дети как прихожане. Многодетным особенно надо придерживаться традиционного строя семьи и, конечно же, всё должно быть основано на взаимной любви и доверии. В нашей семье семеро детей, старшие заботятся о младших и являются для них примером. Мама во всём поддерживает папу, а тот в свою очередь прислушивается к маме. У детей, как правило, у всех своё послушание, свои обязанности.
– Что в будущем ждёт православие и как нужно жить людям, чтобы независимо от веры сохранить мир?
– Источником добра является Бог, добро не существует само по себе в отрыве от Бога, а значит, от веры. Поэтому мы в любом случае должны быть причастны к источнику добра – к Богу. Нередко, люди, считая себя неверующими, в большой степени сохраняют в себе много добрых начал, потому что человек в нашем обществе всё равно воспитан в традициях культуроопределяемых понятий православной веры. У нас на генетическом уровне уже заложены многие христианские понятия, и человек, даже неверующий, может совершать очень благородные и добрые поступки. Почему? Ответ прост. Если не мать и отец, так бабушка с дедушкой были верующими. Они воспитывались в православной вере, воспитание идёт от них, и нам нужно вернуться к своим корням, к Церкви Христовой.
Опубликовано по http://www.riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article29330.shtml