Семья для ребенка – первое «мы»

Написать эту статью меня побудили мысли, воспоминания и личные наблюдения во время многодневных новогодних праздников…

Люди, которым сейчас за пятьдесят, хорошо помнят то время, когда 31 декабря, если не приходилось на субботу или воскресенье, было рабочим днем. Вечером, вернувшись с работы, мамы и папы вместе с детьми начинали быстро-быстро готовить праздничный ужин. Роль Деда Мороза, пусть не очень умело, но зато от души, исполнял чаще всего тот же папа… Новый год был действительно семейным праздником.

Сейчас, когда праздничные дни превратились в длинные каникулы, многие стараются использовать их «на всю катушку». Взрослые уезжают и улетают на отдых чуть ли не на край света, оставляя своих чад в лучшем случае – на попечение дедушек и бабушек, в худшем – наедине с самим собой, своими невеселыми мыслями и обидами.

Даже если праздничный подарок ребенку вручил «профессиональный» Дед Мороз, а потом родители, посчитавшие свою миссию выполненной, спокойно ушли в гости – этот подарок вряд ли принесет малышу радость. Даже если родители пришли вместе с ребенком в ледовый городок, но, встретив там своих знакомых, попросили ребенка «поразвлекаться самого» – он почувствует свое одиночество и в огромной праздничной толпе. Не доставят ему счастья ни веселая карусель, ни крутые ледяные горки, ни красавица-елка, если рядом не будет самых дорогих для него людей.

Как учит история – будущее Отечества зависит от того, как и кого мы растим себе на смену. Сильной страну делают люди, сильные духом и красивые душой, которым свойственны доброта, любовь, чуткость, милосердие, благородство. Эти качества закладываются и формируются прежде всего в семье, и привить их своему ребенку – первоочередная задача родителей.

Что эта задача выполнима, свидетельствует опыт представителей старшего поколения, передающих лучшие качества своим детям и внукам. Несмотря на все пережитое, им удалось сохранить в себе удивительно светлое и радостное мироощущение, через всю жизнь они проносят благожелательное отношение к окружающим. Ощущая при встрече с ними тепло и свет их обаяния, могу с уверенностью предположить, что еще в детстве в них был воспитан талант – на доброту откликаться добротой, на заботу – заботой. Конечно, у каждого из них были разные семейные, моральные и социально-культурные условия. Но одно было схожим – они росли в больших дружных семьях.

Можем ли мы сегодня по-доброму отнестись к незнакомому, позаботиться о пожилом человеке? Я собственными глазами видела посадку на электричку в один из праздничных дней. Молодые люди локтями и руками расчищали себе путь к дверям, беззастенчиво отпихивая в сторону беспомощных старушек. Никто из них не предложил помочь перенести вещи, не уступил им место в вагоне… А ведь многие бабушки пустились в этот день в нелегкое для себя путешествие именно чтобы поздравить с праздником и вручить свои немудреные подарки внучатам, не нашедшим времени навестить стариков.

Известный педагог и философ И. Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». В книге «Путь духовного обновления» он писал: «Семья для ребенка первое родное место на земле; сначала местожилище, источник тепла и питания; потом место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действия. Мы все слагаемся в семье со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в своей жизни духовными представителями своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа.

Здесь ребенок научается любить (кого и как), верить (во что) и жертвовать (кому и чем); здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья есть первый естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – Родине и государству».

Семья строится на любви и вере, особо отмечает философ. Многие из нас, наверное, не раз бывали свидетелями того, как шумно и многолюдно проходят в разных городах свадьбы. В Екатеринбурге их пик приходится на пятницу. Не знаю, что сказать о любви молодых людей, вступающих в брак, но вот о какой-то их вере, моральных и нравственных устоях приходится задумываться. По традиции, молодожены посещают самые почитаемые жителями города места, в том числе – мемориал у Вечного огня на площади Коммунаров и площадь Храма-на-Крови. Некоторые пары приезжают сюда возложить цветы, зайти в храм, помолиться, но большинство (к сожалению) – просто потому что «так принято». И никто даже не думает, что громкие крики «горько!» вперемежку с частушками и матерными выражениями, разудалые танцы здесь неуместны, а брызги шампанского, разлетающиеся во все стороны, просто оскверняют эти святые места.

В одном из обращений к братьям и сестрам приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям. Какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род, родители благословляли своих детей на брак иконами, которые становились главными святынями в доме, послушание старшим было высоким и непременным законом для каждого, отцы и деды передавали накопленную мудрость детям и внукам».

К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания; вот и пожинаем мы потом такие «плоды» от ставших взрослыми людьми детей. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь детям, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, то есть ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья». И.Ильин отмечал, что в некоторые эпохи подобная небрежность, беспомощность, безответственность значительно возрастают. Семья распадается «не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса», который подрывает и ее духовное единение.

Академик Д.С.Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. В силу профессии мне приходится встречаться и общаться со многими людьми, многими семьями, поэтому я могу сделать вывод: в больших воцерковленных семьях проблем с воспитанием детей значительно меньше, нежели в семьях, где растет один-единственный ребенок. Дети помогают родителям не только по хозяйству, но и в работе в храме.

К примеру, сын настоятеля храма в честь Святой Троицы поселка Красногвардейского Артемовского района иерея Николая Трушникова помогает отцу в ведении секции рукопашного боя в воскресной приходской школе. Сам батюшка в свое время служил в армии, поэтому и детей, и учеников своих настраивает на добросовестную службу Родине. Это – обязанность и долг настоящих мужчин.

Главный летописец приходской жизни храма во имя Святителя Николая поселка Юшалы Тугулымского района – сын настоятеля иерея Игоря Онкина. Он снимает на видеокамеру все приходские праздники, многодневные крестные ходы и походы, в которых участвуют прихожане, а затем вместе с отцом монтирует фильмы.

Вера Васильевна Реутова и ее дочь Марина Николаевна Петрова, прихожанки храма в честь Казанской Иконы Божией Матери села Арамашева Алапаевского района, разработали авторскую программу по духовному семейному воспитанию, которую реализуют на занятиях православного семейного клуба «Берегиня».

Ольгу Александровну Фарленкову, казначея и киоскера Иоанно-Богословской церкви Богдановича, уже в зрелом возрасте привела в храм мать Надежда Григорьевна, ныне – матушка Варвара в женской обители Алапаевска. В селе Коптелове Алапаевского района в храме в честь Вознесения Господня также трудятся мать и дочь: мать – Татьяна Александровна Лунина, председатель приходского совета, дочь – Юлия Мошкарева, преподаватель воскресной приходской школы.

В приходе в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы поселка Верхних Серег имеется небольшой скотный двор, в котором содержатся овцы, козы, куры. А ухаживают за животными дети прихожан и самого настоятеля. У отца Константина и матушки Татьяны шестеро детей, их трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. Родители собственным примером настраивают их на крестьянский быт, на самодостаточность натурального хозяйства, на самообеспечение семьи необходимыми продуктами питания.

Подобных примеров можно привести множество. И это радует. Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о предках и воспитание потомков – все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Россия прошла множество испытаний: революции, мировые войны, индустриализацию, коллективизацию, приватизацию. Было много трагедий, жертв… Были и периоды, когда, казалось, прерывается связь между поколениями. Сегодня в наших силах укрепить утраченную связь, воскресить забытые традиции. И начинать это нужно в семьях. Мы можем – а потому обязаны это сделать, чтобы строить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками.

Источник: «Православная газета», Екатеринбург

2 апреля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×